Исследовательская деятельность в школе
статья по краеведению по теме

Иванова Вера Игоревна

Аннотация


       Предлагаемая вниманию читателей статья является итогом совместной деятельности учащихся социально-педагогического профиля и преподавателя педагогики ГОУ Школы № 268 Невского района Санкт-Петербурга Ивановой В.И. по поиску современных технологий воспитательной работы средствами исследовательской деятельности, что значительно усиливает воспитательную функцию образования.
       В статье рассматривается суть использования в школе исследовательской деятельности, с целью помочь школьникам, проявляющим интерес к изучению дисциплин психолого-педагогической направленности, для более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
       Мы проанализировали возможность воспитания нового поколения исследователей в живом непосредственном общении и совместной научной работе. В процессе исследовательской деятельности учащиеся знакомятся с современным положением дел в выбранной проблеме, теорией и методологией психолого-педагогических исследований.
       Основная задача микроисследования – работа над рефератом на интересующую учащегося тему под индивидуальным руководством преподавателя. Микроисследование  посвящено изучению отношений отцов и детей, конфликту старшего и младшего поколений, толерантности взаимоотношений родителей и детей.
      Статья предназначена педагогам, воспитателям, учителям и другим педагогическим работникам, молодым людям и их родителям, а также всем, кто интересуется данным вопросом.
Ключевые слова  интернет версии журнала:
Исследовательская деятельность, толерантность, конфликт поколений
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в условиях профильной школы.

       В настоящей работе вниманию читателей представляются материалы микроисследования на тему «Толерантность во взаимоотношениях родителей и детей». Микроисследование это итог совместной работы учащихся 11б класса социально-педагогического профиля и преподавателя педагогики Ивановой В.И.

       Работа не носит обобщающего или систематизированного характера и не претендует на сколько-нибудь полный охват необъятной темы взаимоотношений взрослых и детей. Тематика исследования обусловлена собственным выбором учащихся. Критерием для выбора аспектов темы стали интересы и проблемы самих школьников.

      Достоинство исследования можно оценивать по-разному, но очевидно, что оно свидетельствует об искренности и стремлении школьников к углублению своих знаний, расширению кругозора.

      Микроисследование является своеобразной пробой сил учащихся, ступенькой в их становлении как будущих специалистов своего дела в любых отраслях знаний, особенно профессиях типа «человек – человек».

       Данная работа показывает, как в условиях модернизации современного образования можно способствовать активизации познавательного интереса учащихся, формированию умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности, как привлечь учащихся к изучению психолого-педагогических дисциплин через исследовательскую деятельность. 

       Исследовательская деятельность дает возможность формирования гражданской позиции учащихся, развития творческой личности в ходе непосредственного участия школьников в работе с различными ученическими коллективами. Эта деятельность стимулирует желание, активность учащихся педагогических классов в работе общественно-педагогической направленности, содействует формированию ориентации на профессию педагога.

       Практика исследовательской деятельности помогает учащимся разобраться в особенностях новой позиции, более серьезно и осознанно соотносить теорию с практикой, видеть результаты своей работы. А главное, почувствовать ответственность и определенный стимул утвердиться (или наоборот) в правильности своего профессионального выбора.

      Исследовательская деятельность способствует формированию у учащихся умений и навыков педагогической деятельности, развитию многих личностных качеств, таких как, адаптация в социальной сфере, потребность к саморазвитию, организаторских и  коммуникативных способностей и др.

      Очень важным в профессиях, связанных с педагогической деятельностью, является эффективная коммуникация, умение правильно общаться. Практика проведения тестирования способствует развитию навыков активного социального взаимодействия с окружающими, овладению искусством установления и поддержания контактов с другими людьми. Это так же позволяет учащимся лучше понять себя и окружающих, что значительно облегчает для них процесс социализации.

       Исследовательская деятельность предусматривает повышение общекультурного уровня школьников, развитие коммуникативных и организаторских умений и навыков, повышение уровня допрофессиональной компетентности учащихся.

       Важным является практическое приобщение старшеклассников к деятельностному проживанию обсуждаемых педагогических идей в рамках психолого-педагогической практики.

       Практика исследовательской деятельности дает возможность создать условия:

       1) для формирования личности, способной  адаптироваться в социальной сфере и работающей над самообразованием, способной к сознательному нравственному выбору;

       2) для формирования у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность и потребность к саморазвитию;

       3) для достижения за счет профессиональной ориентации учащихся активизации мотивационных и коммуникативных  ресурсов учебно-воспитательного процесса;

       4) выбора индивидуальных маршрутов для личностной ориентации учащихся;

       5) позволяющие выпускникам школы путем довузовской подготовки окончательно определить свое отношение к профессии педагога;

       6) позволяющие учащимся осуществить профориентацию  в сфере «человек-человек»;

       7) для развития у учащихся психолого-коммуникативных  качеств;

       8) для более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. побудить интерес школьников к проблемам общения;
  2. способствовать воспитанию навыков культуры поведения;
  3. задуматься над своими удачами и неудачами в общении;
  4.  овладеть искусством установления и поддержания контактов с окружающими людьми;
  5. помочь учащимся узнать о себе и своих друзьях несколько больше с помощью различных тестов, вопросников и т. д.;
  6. дать практические формы включения учащихся в общение и размышления этического характера, в процессе которых осмысливаются и утверждаются этические нормы жизни и отношений, авторитет нравственности. 

Исследовательская деятельность способствует развитию:

        Мыслительных умений - умения анализировать явления, сравнивать, обобщать, делать выводы; осуществлять перенос знаний (связь с современностью, личным жизненным опытом), определять свою позицию к получаемой информации; четко формулировать свою мысль, аргументировать свою точку зрения, высказывать оценочные суждения, осуществлять самоанализ.

        Коммуникативных умений - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, раскрывать содержание изучаемой проблемы, развитие коммуникативных и организаторских умений и навыков.

       Информационных умений - фиксирование устной информации в виде записей, работа с полученными данными, составление тезисов, оформление информации в виде таблиц, составление схем и диаграмм.

       Умения самоорганизации - планирование самостоятельной работы в процессе исследовательской деятельности, участие в групповых формах деятельности, определение задач самообразования и их реализация.

       Специфических умений  –  умений составлять и пользоваться тестами, анкетами,  работать с различными справочными источниками, отличать обыденные суждения и толкования от научных, выделять в окружающем мире те или иные проблемы, подвергать их первичному личностному анализу.

         Очень важным моментом любого исследования является постановка проблемы, которая выделяется для специального изучения. Слово «проблема» произошло от  древнегреческого слова, которое означает вообще преграду, трудность, задачу.      

         Учащимися 11 класса социально-педагогического профиля была выбрана проблема, которая является преградой и трудностью во взаимоотношениях со старшими – это конфликт поколений. Были определены практические задачи: 1) диагностика взаимоотношений детей и родителей; 2) поиск путей и возможности бесконфликтных взаимоотношений разных поколений.

        В рамках проблемы была сформулирована тема исследования, которая очерчивает круг исследовательской работы и вытекает из анализа того, что описано в литературе и реализовано в опыте педагогов. Тема имеет четко очерченные границы, так как чрезмерно обширная тема не позволяет изучить проблему во всех ее связях, приводит к обильному накапливанию материала, и переработать его всесторонне оказывается невозможным.

        При изучении проблемы берется за основу одна из сложившихся теоретических концепций и формулируется своя собственная точка зрения в форме гипотезы. В ней  выдвигается некоторое положение, недоказанный тезис, представляющий собой возможный ответ на вопрос, который исследователь поставил перед собой.

       Важным шагом любого исследования является обозначение объекта и предмета. Объект исследования – это область, в рамках которой находится то, что будет изучаться. Предмет исследования – это конкретная часть объекта или аспект проблемы, которая исследуется.

        После определения темы исследования, объекта и предмета необходимо сформулировать цель и задачи исследования. Цель – это представление о результате. Планируя логику исследования, важно определить частные задачи, которые дадут представление о том, что необходимо сделать для достижения цели.

       В проделанной исследовательской работе можно выделить мировоззренческий, социальный и профориентационный акценты.

       Исходя из выше перечисленного, старшеклассниками было решено провести микроисследование на тему «Толерантность во взаимоотношениях детей и родителей»

            Гипотеза: конфликта между поколениями нельзя избежать, но его можно сгладить.

           Объект исследования: взаимоотношения взрослых и детей.

           Предмет исследования: толерантность во взаимоотношениях родителей и детей. 

          Цель исследования: обоснование возможности бесконфликтных взаимоотношений родителей и детей.

Задачи исследования:

  1. Изучить аспекты взаимоотношений взрослых и детей в научно-методической и информационно-справочной литературе.
  2. Проанализировать возможности бесконфликтных взаимоотношений родителей и детей.
  3. Оценить эффективность использования толерантности как средства бесконфликтности взаимоотношений родителей и детей.

        Актуальность. Непременным критерием выбора проблемы является актуальность, то есть необходимость для решения такого важного вопроса педагогической практики как взаимоотношения разных поколений.

         Конфликт поколений – это отношения «отцов и детей», конфликт старшего и младшего поколений, это социализация и молодежная субкультура…

        О проблеме взаимоотношений отцов и детей говорят давно. Наверное, столько времени, сколько на Земле живёт человечество. Конфликт поколений это проблема всех времен, это хорошо забытое старое. Старшие часто забывают, что и сами были детьми. Они так же слышали от взрослых, что те в юности были более сознательными, серьезными и уважали мнение старших.

       Так происходило из поколения в поколение на протяжении тысячелетий. Вот несколько  примеров: 1) На глиняном сосуде, найденном при раскопках Древнего Вавилона, обнаружили надпись: «Молодёжь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру» (3).

        2) На гробнице одного из египетских фараонов написано: «Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Несут миру погибель и станут последним его пределом» (3).

       Давно это было. А старшие по-прежнему непрестанно повторяют, что были лучше, чем нынешние поколения молодёжи. Они уважали старших, понимали толк в истинных ценностях и т.п. А молодёжь, как правило, отвечает, что «предки» старомодны и отстали от жизни.

       Вот, что пишет А.С. Запесоцкий: «проходят тысячелетия, а по-прежнему, в какой-то момент взросления человек вступает в конфликт со старшими, или можно сказать, что старшие вступают в конфликт с молодыми людьми. Если внимательно присмотреться, оказывается, что это универсальный механизм развития человечества. Он работает обязательно, он работает во все эпохи» (1).

        Как правило, во взаимоотношениях детей и взрослых происходит своего рода встреча двух качественно различных типов толерантности, их столкновение. Взрослый толерантен по принципу «терпения», а ребенок – по принципу «открытости».

        Вот к таким теоретическим выводам мы пришли, изучив аспекты взаимоотношений взрослых и детей, отражающие состояние выбранной проблемы в научно-методической и  информационно-справочной литературе.

        Далее мы проанализировали возможности бесконфликтных взаимоотношений родителей и детей и оценили эффективность использования толерантности как средства бесконфликтности взаимоотношений родителей и детей.

      Микроисследование. Любые педагогические исследования в конечном итоге являются сравнительными. Можно сравнивать полученные результаты с теми, которые существуют в науке. Мы проанализировали исследования проблем молодёжи Игорем Коном, в которых он приводит кривую типичных взаимоотношений детей и родителей. Заинтересовались его результатами и провели своё микроисследование. Постарались понять, когда и почему падает влияние взрослых на детей.

       Одним из важнейших разделов работы является выбор методов исследования. При организации исследования использовался сравнительный метод, который дает возможность получить усредненные показатели, характеризующие возрастную выборку.

Проведение исследования предполагает использование различных методов получения информации:

  1. Регистрирующие методы: 1) эмпирические (наблюдение, опрос, тестирование);

             2) теоретические(изучение литературных источников и документальных материалов).

  1. Экспериментальные методы – педагогический эксперимент.

       Для получения информации кроме теоретических методов мы провели выборочное тестирование с учащимися начальной, средней и старшей школы (см. приложение). Все полученные данные оформили диаграммами и пришли к выводу, что влияние взрослых на детей в школьные годы значительно уменьшается, что соответствует «кривой Кона».

        Анализируя результаты теста, мы проследили такую зависимость:  в начальной школе родители имеют на ребёнка абсолютное или почти абсолютное влияние. Постепенно их влияние падает, но очень незначительно. В средней школе показатель близости к родителям начинает падать и доходит практически до нуля в старшей школе.

          Заключение. В микроисследовании проанализировав возможности бесконфликтных взаимоотношений родителей и детей, оценив эффективность использования толерантности как средства бесконфликтности этих взаимоотношений, мы поняли, что конфликт поколений – это не проблема, а процесс необходимый для взросления и социализации молодых людей. Это ключ к пониманию многих явлений в жизни молодежи, которые часто вызывают беспокойство у старшего поколения.

        Каждый молодой человек понимает, что рано или поздно необходимо ответственно и самостоятельно принимать решения. Это должен уметь делать любой взрослый. Но если дети всегда и во всём будут слушать родителей. Если  взрослые будут все решать за ребенка. Если он не будет принимать собственных решений. Как же ребенок повзрослеет?

        Когда решения детей и взрослых расходятся – возникают конфликты. «Конфликт между младшими и старшими поколениями необходим для того, чтобы люди могли стать взрослыми. Не пройдя через него, повзрослеть невозможно, - в этом смысл конфликта поколений» так пишет А.С. Запесоцкий (2).

       Вывод напрашивается один: толерантность друг к другу! Толерантность во взаимоотношениях детей и взрослых! Взаимопонимание лежит в основе бесконфликтных взаимоотношений взрослых и детей.

       Итак, наша гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтвердилась. Конфликта между поколениями нельзя избежать, но его можно сгладить.

Используемая литература.

  1. Запесоцкий А.С. Отцы и дети: проблемы взаимоотношений, СПбГУП, 2004.
  2. Запесоцкий А.С. Отцы и дети. Конфликт поколений. Социализация. Молодежная субкультура.- СПб.: СПбГУП, 2005.
  3. Золотая философия. М.: АСТ, 1999.

Приложение

Тестирование  «Взаимоотношения родителей и детей»     

       

                                 

             

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....

Исследовательская деятельность в школе

Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостояте...

Презентация "Научно - исследовательская деятельность в школе"

Мы занимаемся научно - исследовательской деятельностью в школе второй год, это дело для нас новое, не всё получается, но мы стараемся, заинтересовываем учеников и учителей и у нас уже много стороннико...

Научное общество учащихся как способ организации исследовательской деятельности в школе

Практически в любом образовательном учреждении создано научное общество. Основной целью деятельности НОУ  является выявление и развитие интеллектуальных способностей учащихся....

Научно-исследовательская деятельность в школе как развитие творческих способностей учащихся

Как обеспечить активную познавательную деятельность учеников, вовлечь их в поиск решения проблемных вопросов? В этом помогает организация исследовательской деятельности учащихся в школе, которая...

Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»

Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...