методическая разработка по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект урока по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс. Составлен в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
redkie_i_ischezayushchie_vidy_zemnovodnyh.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1. Тема: Редкие и исчезающие виды земноводных.
СЛАЙД 2. Цели: упорядочить и систематизировать полученные в ходе обучения знания; развить логическое мышление и творческие способности учащихся; воспитать научное и творческое мировоззрение, привить интерес к изучению редких видов животных.
Тип урока: комбинированный (с элементами викторины).
Ход урока
- Организационный момент
- Работа над новым материалом
Заключительное занятие по теме «Класс Земноводные» пройдет несколько необычным образом. Я предлагаю выяснить и оценить уровень ваших знаний в форме викторины.
Я предлагаю вам несколько заданий, различных по типу. Каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока будет выявлен победитель. Итак, начнем!
СЛАЙД 3-4. Задание 1 Блицопрос.. За каждый верный ответ дается по 1 баллу
- Какой класс может существовать как на суше, так и на земле? (Земноводные, или Амфибии.)
- Как называется личинка лягушки? (Головастик.)
- Какое доисторическое существо является древнейшим предком всех земноводных? (Кистеперая рыба.)
- Вспомните термин, которым обозначаются особые звукоусиливающие кожаные мешки у лягушек и жаб. (Резонаторы.)
- Животные, температура тела у которых напрямую зависит от температуры окружающей среды? (Холоднокровные.)
- С помощью каких органов осуществляется дыхание у пресмыкающихся? (Легкие.)
- Какое свойство организма позволяет отращивать ящерице утерянный хвост? (Регенерация.)
- Назовите количество кругов кровообращения отряда пресмыкающихся? (2.)
- Назовите наружный орган слуха пресмыкающихся. (Барабанная перепонка.)
- У какого отряда класса земноводных кожа влажная, слизистая? (Бесхвостые.)
- Какое явление называют «крокодильими слезами»? (Вывод солей из организма.)
- Кто из представителей животного мира способен «вылезти из кожи»? (Змеи.)
- У каких отрядов класса Земноводные кожа сухая, чешуйчатая? (Хвостатые и безногие.)
СЛАЙД 5. Вы замечательно справились с предложенным заданием. В действительности, класс Земноводные - один из таинственнейших классов царства животных. Именно с этим, в принципе немногочисленным, классом связано огромное количество разнообразных приданий и поверий. Так, в средневековой Германии верили, что лягушка после вежливой просьбы и поцелуя могла указать необходимое направление.
В Китае и Японии жабы ассоциировались с домашними божествами денег. Змеям приписывалась мудрость. Наибольшее же количество легенд связано с саламандрой: в старину считалось, что это существо способно противиться огню и не сгорать в нем, кроме того, оно могло само вызывать или гасить огонь, а также любило танцевать в кострах и очагах, зачаровывая случайных зрителей. Однако «огнеупорные свойства» саламандры имеют вполне научное объяснение - большое количество слизи, выделяющейся из кожи, препятствует обгоранию. А таинственные «танцы» на углях объясняются вполне естественным желанием животного сбежать из неуютного ему места.
СЛАЙД 6. Задание 2 Ребята в следующем задании вам необходимо провести классификацию представителей класса Земноводные, или Амфибии. Из представленных животных выберите тех кто относится к классу Земноводные. Подумайте про себя: на сколько групп мы можем их разделить. Распределите их по отрядам.
СЛАЙД 7. Благодаря тому что лягушки и жабы относятся к хладнокровным существам, они могут выживать в самых жестоких условиях. При понижении температуры эти представители земноводных становятся ленивыми и малоподвижными, а затем и вовсе могут впадать в спячку до возвращения комфортной температуры. Более того, этим животным свойственно то, что человечеству пока еще и не снилось: некоторые виды лягушек, находясь в состоянии спячки или анабиоза, могут промерзнуть или даже вмерзнуть в кусок льда. Однако после, с возвращением тепла, вместе со льдом оттают и лягушки, практически без потерь пережив тяжелые времена. Чем не криогенная заморозка?
СЛАЙД 6. Задание 3 В третьем задании вам необходимо доказать, что это животное относится именно к этому отряду. Приведите примеры других представителей отряда.
СЛАЙД 8.
Земноводные – животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов:
- Из бесхвостых земноводных самая крупная – лягушка-голиаф.
- Самая большая жаба – жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и Австралии.
- Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5 м в длину, - исполинская саламандра. Живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии.
- Самое северное земноводное – сибирский углозуб, который встречается даже в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до -45ºС, способен вмерзать в лен и "оживать" после оттаивания.
- Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны, например, уссурийский, живущий в горах Сихотэ-Алиня и Кореи. Дышат они кожей и ротовой полостью.
- Что из этих рекордов вам показалось самым удивительным?
Задание 4 А теперь ребята вам необходимо распределить утверждения на «верно», «неверно» и доказать вашу правоту.
СЛАЙД 9. Задание 6 «Чёрный ящик». (мальчик)
В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).
СЛАЙД 10. Задание 5 А сейчас вам необходимо будет провести соответствия между характеристиками и названиями животных (записывает на доске названия - «жаба», «червяга», «тритон»). За правильный ответ дается 2 очка.
1. У этих амфибий червеобразное, цилиндрическое тело, слегка сплюснутое в спинно-брюшном направлении. (Червяга)
- Оплодотворение внутреннее и наружное. (Тритон.)
- Пищу отыскивают с помощью хорошо развитых органов обоняния и осязания. (Червяга.)
- Они не имеют конечностей и хвоста, голова у них маленькая, незаметно переходящая в туловище, органы зрения и слуха отсутствуют. (Червяга.)
- Животное, обитающее среди грядок в огороде или саду, ведущее ночной образ жизни. (Жаба.)
- Самки откладывают от 2-5 до 600-700 яиц (икринок) в воду либо во влажные места. (Тритон.)
- На суше передвигаются при помощи двух пар слаборазвитых конечностей. (Тритон.)
- Существует поверье, что если ее взять в руки, могут появиться бородавки. (Жаба.)
- Откладывает до 8 тысяч икринок. (Жаба.)
СЛАЙД 11-12. 33 вида амфибий занесены в Красную книгу. Из них 9 видов занесены в Красную книгу России: кавказская крестовка, камышовая жаба, сирийская чесночница, семиреченский тритон, или лягушкозуб, карпатский, альпийский, уссурийский, малоазиатский тритоны, кавказская саламандра. Два вида занесены в Красную книгу Ростовской области – тритон обыкновенный, лягушка остромордая.
СЛАЙД 13. Значение земноводных
Земноводные уничтожают вредителей растений; являются необходимым звеном в цепях питания; объект лабораторных исследований; из ядовитых выделений желез изготавливают лекарственные препараты; в некоторых странах земноводных употребляют в пищу; многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты).
СЛАЙД 14. Вывод: амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они – часть сложной системы с названием "Природа", а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом.
Подведение итогов
Производится подсчет очков, набранных командами. Выявляется и награждается победитель викторины.
СЛАЙД 15. Домашнее задание
В зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:
- Биологическую сказку о Земноводных.
- Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных».
- Интересные сообщения о лягушках.
- Рисунки с изображением Амфибий.
- Доклады на тему «Редкие виды амфибий», «Интересные и необычные представители класса Земноводные», «Земноводные и народные поверья, связанные с ними».
СЛАЙД 16. Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...
Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».
Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...
Методическая разработка по теме: "Здоровьесберегающие технологии, использование подвижных игр на занятиях".
Мотивационная сфера младших школьников достаточно сложна. Социальные мотивы учебной деятельности, в начале обучения преобладают у многих. Они настолько значимы для ребенка, чт...
Методическая разработка на тему "Организация волонтёрской деятельности как средство социализации обучающихся 10 "А" класса ГБОУ РМЭ "Политехнический лицей-интерна"
Данная разработка представляет собой программу,методы и формы работы волонтёрского актива класса....
Методическая разработка по теме: "Использование сложно-координационного вида лёгкой атлетики - барьерного бега на уроках физической культуры с девушками старших классов".
Анализ содержания базовой части раздела по лёгкой атлетике для девушек старших классов, анализ опроса учителей физической культуры....
презентация по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс
Презентация к уроку по теме: Редкие и исчезающие виды земноводных. Заключительное занятие в теме "Класс Земноводные" Биология 7 класс составлен в соответствии с ФГОС...
Методическая разработка по теме: "Музыкотерапия- как инструмент здоровьесберегающей технологии на занятиях по Хоровому пению"
Ни для кого не секрет, что современное состояние здоровья детей и молодежи требует пристального внимания. За последние годы в России ухудшились демографические показатели, снизилась рождаемость, естес...