Краеведческий кружок. Программа.
материал (краеведение, 8 класс) на тему
Программа краеведческого кружка по истории Волгоградской области разработан для обучающихся среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_zapiska.doc | 96.5 КБ |
programma_kraevedcheskogo_kruzhka.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Академик Д.С. Лихачев
Пояснительная записка
«листая страницы истории» по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной, по форме организации —кружковой, по времени реализации — годичной.
Программа разработана на основе авторского элективного курса «история родного города в истории страны». Составитель С. Е. Чистяков. учитель истории высшей категории МОУ СОШ № 48 г. Волгограда.
Работу по изучению краеведения целесообразно выстраивать по следующим принципам:
- систематичности;
- доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;
- использования межпредметных связей. Обращение к краеведению происходит в ходе изучения различных предметов (географии, литературы, истории, обществознания, биологии, искусствоведения, фольклора, этнографии и др.);
- опоры на социальный опыт учащихся;
- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к истории родного края, их активной гражданственности.
Актуальность.
Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм – это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.
По всей вероятности, чувству любви к Родине научиться нельзя. Оно приходит к каждому в свое время, но бывает – не приходит совсем.
Почему? Ведь для того, чтобы что-то полюбить, надо, как минимум, с этим познакомиться.
В наших школах до последнего времени “проходили” лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали “знания вообще”, никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.
Так уж повелось в нашем Отечестве, что мы слишком долго уходили от своей истории, Казалось, что прошлое нам уже никогда не пригодится, что все важное и значительное – лишь в будущем.
В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому, во весь рост встало тревожное и непонятное настоящее, а впереди маячит и вовсе непредсказуемое будущее. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и “плохой” стране на свете. В ситуации, когда социологи у 80% столичных старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.
Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.
Изучение истории Москвы имеет свои особенности. Дело в том, что Москва – это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением – это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества.
Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей – хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.
Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу – включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит “погружение” подростка в историческое прошлое семьи, родного города, или даже всего человечества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что программа дополняет и расширяет знания по истории родного края и его материальной культуре.
Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории Волгограда и его районов в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, , а также результатов самостоятельного творчества детей.
Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.
Программа уделяет большое внимание музейным экскурсиям, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующего города, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления о городском пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение любого города.
Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.
Цель программы:
- Сформировать у детей целостную картину знаний по истории края,
- Воспитать потребность участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.
Задачи программы:
воспитание бережного отношения к культурному наследию;
- развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
- формирование исторического сознания;
- создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
- обучение основам исследовательской работы;
- воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
- формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
- воспитание активной жизненной позиции.
Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать проекты по истории родного края.
Практика работы показывает, что в течение года возможны ситуации, требующие замены темы или увеличения часов на изучение той или иной темы в связи с возникновением какой-либо экстремальной, непредвиденной, сенсационной или форс-мажорной ситуации. В этом случае педагог оставляет за собой право корректировать учебно-тематический план, согласовывая это с администрацией.
Отличительные особенности
Работу по изучению краеведения целесообразно выстраивать по следующим принципам:
- систематичности;
- доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;
- использования межпредметных связей. Обращение к краеведению происходит в ходе изучения различных предметов (географии, литературы, истории, обществознания, биологии, искусствоведения, фольклора, этнографии и др.);
- опоры на социальный опыт учащихся;
- направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к истории родного края, их активной гражданственности.
Методы и формы обучения
Методы обучения:
Словесный:
● объяснение нового материала;
● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с географическими картами, иллюстрациями,
Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
● самостоятельная работа с книгами;
● работа с иллюстрациями;
● просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;
● практическая работа по созданию слайдов;
● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
● экскурсии в государственные музеи города;
● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
● фотофиксация памятников истории и культуры на территории района и города
● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 14 до 16 лет. Дети 14-16 лет осмысленно подходят к выполнению предложенных заданий, способны для выполнения определенных исследовательских заданий во время занятия. Специфика города такова, что посещение музеев и выставок связано с использованием транспорта, что так же влияет на возрастной ценз учащихся.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий:
Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа источниками и т. д.).
Выездное занятие – занятие на основе посещение музеев, экскурсий и т. д.
Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.
Семинар – занятие по опросу, представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
Основные даты истории города
Главные события истории Волгограда
Основные биографические моменты известных жителей города
Административное деление города
Воспитанник будет уметь:
Составлять вопросы для викторин и блиц-турниров.
Создавать и защищать проект.
работать с документами, мультимедиа источниками и т. д
решать возникающие познавательные задачи
высказывать собственную точку зрения
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- давать оценки конкретных поступков людей с нравственной и правовой точки зрения
- осознанно выполнять гражданских обязанностей
- анализировать и использовать информацию
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- Сознательного не принимать антиобщественного поведения.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме бесед, диспутов, защиты проектов, опроса, в игровой форме, форме решения моделирования ситуации.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание обучения. Разделы, темы.
| Кол-во часов | Формы проведения занятий | |
1 | Вводное занятие. | 1 | Практикум (1 ч) | |
2 | Россия во второй половине XVI в. Основание Царицына. | 2 | Практикум (2 ч) | |
3 | Россия и Царицын в XVII в. | 2 | Практикум (2 ч) | |
4 | «Бунташный век». Степан Разин в нашем крае | 2 | Практикум (2 ч) | |
5 | Россия и Царицын в эпоху Петра I | 2 | Практикум (2 ч) | |
6 | Россия и Царицын во второй половине XVIII в. | 6 | Практикум (2ч) Практикум (4 ч) | |
7 | Царицын в дореформенный период первой половине XIX в. | 2 | Практикум (2 ч) | |
8 | Царицын в пореформенный период. | 4 | Практикум (3 ч) Лабораторное занятие (1 ч) | |
9 | Дореволюционный Царицын. | 2 | Практикум с использованием мультимедиа материалов (1 ч) Лабораторное занятие (1) | |
10 | Культурная жизнь в дореволюционном Царицыне. | 2 | Практикум с использованием мультимедиа материалов (1 ч) Лабораторное занятие (1) | |
11 | Промежуточная проверочная работа | 1 | Семинар (1 час) | |
12 | Революционные события в стране и Царицыне | 6 | Практикум (4 ч) Лабораторное занятие (2 ч) | |
13 | Гражданская война. Красный Царицын. | 5 | Практикум (2 ч) Выездное занятие (3 ч) | |
14 | Царицын – Сталинград в 1920 – 1930-х | 4 | Практикум (4 ч) | |
15 | Сталинградская битва | 9 | Практикум (4 ч) Дискуссия в форме «круглого стола» (1 ч) Выездное занятие (4 ч) | |
16 | Восстановление страны и Сталинграда (1943 – 1950-е гг.) | 3 | Практикум (3 ч) | |
17 | Я и моя семья в истории страны и города. | 2 | Практикум (1 ч) Лабораторное занятие (1 ч) | |
18 | Архивы города и использование фондов в исследовательской работе | 1 | Практикум (1 ч) | |
19 | Страна и Волгоград в 60 – 80-е годы XX в. | 4 | Выездное занятие (2 час) Практикум (2 ч) | |
20 | Современный Волгоград | 2 | Практикум (1 час) с использованием мультимедиа материалов. Выездное занятие (4 час) | |
Итоговое проверочное занятие. Защита творческих работ и проектов | 2 | Семинар (1 ч) Пресс-конференция (1 ч) | ||
Итого | 68 Часов. | Практикумы – 45 часов Дискуссии (пресс–конференции) – 2 часа Выездные занятия – 13 часов Лабораторное занятие – 6 часа Семинары – 2 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Вводное занятие.
Краеведение как историческая дисциплина. Значение изучения истории малой Родины. Цели и задачи курса.
Древнее прошлое нашего края. Первобытные жители в нашем крае. Степные народы. Золотая Орда и наш край.
Тема 2. Россия во второй половине XVI в. Основание Царицына
Эпоха Ивана IV. Основные направления внешней политики России во второй половине XVI в. Южное направление внешней политики: задачи, результаты, оценка.
Строительство Волжской сторожевой линии. Переволока. Мечетное городище. Основание Царицына: место, год. Функции крепости и ее первые поселенцы. Как выглядела первая царицынская крепость. Происхождение названия города.
Тема 3. Россия и Царицын в XVII в. .
Смутное время в России: причины, сущность. Значение ополчения Минина и Пожарского.
Царицын в Смутное время. Самозванцы. Гибель первой крепости и строительство новой. Воевода-строитель – Миссюр Соловцев. Устройство и функции Царицына-крепости.
Тема 4. «Бунташный век». Степан Разин в нашем крае .
«Бунташный век». Народные волнения в России в XVII в. Восстание Степана Разина.
Степан Разин в Царицыне. Отношение горожан и гарнизона к разинскому восстанию. Управление в Царицыне во время восстания. Оценка действий разинцев. Итоги и причины поражения восстания.
Тема 5. Россия и Царицын в эпоху Петра I .
Преобразования Петра I и их значение.
Как выглядел Царицын в начале XVIII в. Посещение Петром Царицына. Восстание Булавина и Царицын. Петровские реликвии. Царицынская сторожевая линия.
Тема 6. Россия и Царицын во второй половине XVIII века .
Эпоха «просвещенного абсолютизма». Победоносные войны России.
Изменение функции Царицына. Как выглядел Царицын. Жители города и их занятия. Пугачев и Царицын.
Освоение края. Немецкая колония в Сарепте и ее влияние на социально-экономическое и культурное развитие региона.
Тема 7. Царицын в первой половине XIX века .
Царицын – периферийный уездный город. Наши земляки в Отечественной войне 1812 года. Эпидемии. Положение Царицына в регионе к середине XIX в.
Тема 8. Царицын в пореформенное время.
Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX в.: сущность и значение.
Царицын – «русский Чикаго». Железнодорожное и промышленное строительство. Изменение численного и социального состава жителей города. Положение различных слоев населения Царицына и их занятия.
Тема 9. Дореволюционный Царицын .
А. А. Лапинский и его краеведческий и фотографический труд «Прогулка по городу, которого нет». История создания и значение.
Облик дореволюционного Царицына. Архитектура. Набережная. Улицы. Площади. Культурная жизнь и образование в Царицыне.
Посещение краеведческого музея, как обобщение пройденного материала.
Тема 10. Революционные события в России и Царицыне .
Российские революции: причины, сущность, значение, оценка.
Положение и общественное движение рабочих. Основные события революционных событий в Царицыне в годы Первой российской революции. 1917 год в Царицыне. Установление Советской власти.
Работа с документами.
Тема 11. Гражданская война. Красный Царицын .
Гражданская война: причины, основные события, итоги, оценка.
Оборона Красного Царицына. ЧОКпрод. И. Сталин, К. Ворошилов, И. Тулак. «Белые» в Царицыне.
Тема 12. Царицын – Сталинград в 1920 – 1930-х гг.
Последствия Гражданской войны (разруха, голод). НЭП. Индустриализация и коллективизация: сущность, осуществление, итоги и оценка.
Восстановление разрушенного хозяйства Сталинграда. Переименование города в Сталинград. Сталинградский тракторный завод. СталГРЭС. Социалистическое соревнование. Общественно-духовное развитие советского общества. Разрушение церквей.
Тема 13. Сталинградская битва .
Великая Отечественная война (июнь 1941-июль 1942).
Оборонительный период Сталинградской битвы. Приказ № 227. Бои на улицах города. Героизм советских солдат. Контрнаступление Красной Армии и разгром немецких войск. Значение Сталинградской битвы.
Дискуссия: «Причины победы Советской Армии под Сталинградом».
Тема 14. Восстановление страны и Сталинграда .
Потери СССР в войне. Восстановление народного хозяйства страны.
Восстановление Сталинграда. А. М. Черкасова. Волго-Донской судоходный канал им. В. И. Ленина. Волжская ГЭС.
Тема 15. Я и моя семья в истории города и страны .
Родословная. Ее виды и содержание. Значимость исследования родословной. Виды документов и методика поиска информации для составления родословной. Методика изображения родословной. Родословная роспись.
Работа по составлению родословной.
Тема 16. Архивы города и работа с фондами архивов.
Архивы и архивное дело. Архивные документы: виды и особенности. Правила работы с документами. Требования представления и оформления. Архивы г. Волгограда.
Тема 17. Страна и Волгоград в 60 – 80-е годы XX в. .
Развитие народного хозяйства страны. Пятилетки. Новые промышленные предприятия Волгограда. Жилищное строительство. Культура и образование.
Тема 18. Современный Волгоград .
Волгоград в эпоху перестройки и современной России. Облик современного города и перспективы развития.
Промежуточное и итоговое обобщение и защита рефератов и проектов .
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе
Краеведческого кружка «Память»
Пояснительная записка.
«Память» - по содержанию является социально – педагогической;
По функциональному предназначению – учебно – познавательной;
По форме организации – кружковой;
По времени реализации – годичной.
Программа разработана на основе
Работу по формированию новых знаний целесообразно проводить по следующим принципам:
-Системность
-Доступность
-Использование межпредметных связей (история, обществознание, литература, география)
-Опора на жизненный опыт обучающихся
-Формирование положительного опыта по изучению истории малой Родины, патриотических чувств, активной гражданской позиции.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей.
Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма.
Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Волгоградской области, жителей района в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.
Одним из возможных путей воспитания патриотизма у современных подростков является привлечение их к систематическому занятию краеведческой деятельностью. Как показывает практика одним из наиболее удачных способов привлечения подростков к изучению истории и культуры родного края, является интеллектуальная игра. Занятия строятся как система интеллектуальных краеведческих игр, к которым необходима подготовка в виде классических занятий и занятий по сбору краеведческих информационных материалов, так и познавательных игр, где позволяется участникам в ходе самой игры получить знания по истории края и познакомиться с существующей научной литературой по данному периоду.
Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 Красноармейского района г. Волгограда.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что программа способствует формированию исторической памяти, общечеловеческой культуры, толерантности.
Программа уделяет большое внимание не только аудиторным занятиям, но и посещению музеев, экскурсии по местам где происходили интересные события. Проведение только аудиторных занятий оторвано от исторической и культурной памяти.
Данная программа позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания, так как используются различные формы проведения занятий: аудиторные занятия, развивающие игры, экскурсии, совместный отдых в каникулярное время.
Цели и задачи:
Целью Программы является патриотическое воспитание учащихся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 Красноармейского района г. Волгограда.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- нравственное развитие учащихся,
- методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания;
- консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей.
- формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
- Привлечь подростков к изучению истории родного края;
- Способствовать развитию познавательной активности учащихся:
- Расширить исторический кругозор школьников;
- Развитие умения самостоятельно работать с научной литературой.
Программа рассчитана на 2011-2012 учебный год. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с музеями района и города, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.
Программа предусматривает занятия с учащимися 6-9 классов, создана с использованием апробированных в ноябре 2001, декабре 2002, марте 2003 года на базе МОУ ДЮЦ Волгограда материалов.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, общее количество занятий – 34.
Занятия делятся на теоретические и практические. Практические включают в себя такие формы работы как посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видео фильмов, в том числе и кинохроники, работа с документами разного типа, проведение краеведческих игр, разработанных как самими детьми, так и готовых материалов МОУ ДЮЦ Волгограда и образовательных Интернет - сайтов.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.
Контроль выполнения программы возлагается на администрацию МОУ СОШ №22. Участниками программы являются обучающиеся МОУ СОШ 6-9 классов.
В состав участников программы могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Методы обучения:
Словесный:
● объяснение нового материала;
● рассказ обзорный для раскрытия новой темы;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
Наглядный: применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;
Практический: работа с географическими картами, иллюстрациями,
Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.
Формы обучения:
● приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;
● проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;
● беседы с учащимися в процессе изучения темы;
● самостоятельная работа с книгами;
● работа с иллюстрациями;
● развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
● экскурсии в государственные музеи города;
● встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);
● фотофиксация памятников истории и культуры на территории района и города
● проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 12 до 15 лет. Дети 12-15 лет осмысленно подходят к выполнению предложенных заданий, способны для выполнения определенных исследовательских заданий во время занятия.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Формы занятий:
Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа источниками и т. д.).
Выездное занятие – занятие на основе посещение музеев, экскурсий и т. д.
Лабораторное занятие – урочное занятие по документам, раздаточным материалам и т. д.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Воспитанник будет знать:
Основные даты истории города
Главные события истории Волгограда
Основные биографические моменты известных жителей города
Административное деление города
Воспитанник будет уметь:
Составлять вопросы для викторин и блиц-турниров.
Составлять и проводить экскурсии по историческим местам посёлка «Южный»
Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- давать оценки конкретных поступков людей с нравственной и правовой точки зрения
- осознанно выполнять гражданских обязанностей
- анализировать и использовать информацию
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
- Сознательного не принимать антиобщественного поведения.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме бесед, диспутов, защиты проектов, опроса, в игровой форме, форме решения моделирования ситуации.
Учебно – тематический план
№ п\п | Тема занятий | Тип занятия | Тип занятия | дата |
Наш край в древности | теория | |||
Наш край в древности | практика | |||
Основание крепости | теория | |||
Основание крепости | практика | |||
Петр 1 и Царицынская крепость | теория | |||
Петр 1 и Царицынская крепость | практика | |||
Царицынская сторожевая линия | теория | |||
Царицынская сторожевая линия | практика | |||
История крепости в датах | теория | |||
История крепости в датах | практика | |||
Люди Царицынской крепости | теория | |||
Люди Царицынской крепости | практика | |||
Царицын в истории крестьянских войн и восстаний | теория | |||
Игра: ключ от крепости | практика | |||
Городские поселения: Сарепта. | теория | |||
Городские поселения: Бекетовка. | теория | |||
Городские поселения: Городище. | практика | |||
Городские поселения: Отрада. | практика | |||
Имение Тундутово: история, персоналии, материальная культура. | теория | |||
практика | ||||
Царицын в цифрах | практика | |||
Русский Чикаго: промышленность | теория | |||
Русский Чикаго: торговля | практика | |||
Русский Чикаго: события и люди | теория | |||
Русский Чикаго: события и люди | практика | |||
Игра: Русский Чикаго. | практика | |||
Грозные годы 17-го.: становление советской власти | теория | |||
Грозные годы 17-го.: становление советской власти | Посещение музея обороны. | практика | ||
Грозные годы 17-го: события и люди | теория | |||
Грозные годы 17-го: события и люди | практика | |||
23. | Гражданская война: бои вблизи поселка «Южный» | теория | ||
практика | ||||
24. | Игра: Люди гражданской войны | практика | ||
25. | Сталинград – эпоха индустриализации | теория | ||
26. | Игра :Сталинград – эпоха индустриализации. Город в цифрах. | практика | ||
Сталинград – город-герой | теория | |||
Сталинград – город-герой | практика | |||
В нашем крае когда то гремели бои. Сталинградская битва «На южных подступах…» | теория | |||
Игра: Люди Великой Отечественной | практика | |||
Восстановление Сталинграда | теория | |||
Восстановление Сталинграда | практика | |||
Просмотр фильма город на Волге. | теория | |||
Блиц-турнир: Город-герой. | практика | |||
Мой родной Волгоград | теория | |||
Там, где Волга сливается с Доном | теория | |||
Там, где Волга сливается с Доном | Посещение музея | |||
34. | Игра: Центр 5 морей | практика | ||
Волгоград индустриальный | теория | |||
практика | ||||
Главная Высота России | Составление экскурсии. | практика | ||
Главная Высота России | теория | |||
История основания посёлка «Южный» | практика | |||
Игра: Главная Высота России | практика | |||
Волгоград: наука и культура. | теория | |||
Волгоград: наука и культура. | теория | |||
Волгоград: наука и культура. | теория | |||
Игра Знаменитости Волгограда | практика | |||
Панорама Сталинградской битвы | Поездка в музей | |||
Панорама Сталинградской битвы | теория | |||
Панорама Сталинградской битвы | теория | |||
Награды города | теория | |||
Награды города | теория | |||
Игра: Награды города | практика | |||
Молодой мой Волгоград: 420 лет | теория | |||
Молодой мой Волгоград: 420 лет | теория | |||
Молодой мой Волгоград: 420 | практика | |||
Игра: Летопись Веков. | практика | |||
Город – современник: история в цифрах | теория | |||
Город – современник: события и люди | теория | |||
Игра : Земляки. | практика | |||
Город – современник | практика | |||
практика |
Приложения
1 к игре «Ключ от крепости»
Город в истории крестьянских войн
Задание 1:
Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил
- Снимаю осаду, узнал о приближении отряда Михельсона.
- Казаки близко от вверенной мне крепости, в Паньшине собирается большое войско.
- Держитесь, иду на помощь, веду из Астрахани 5 тысяч человек
Город в истории крестьянских войн
Задание 2:
Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил
- Заперся с верными стрельцами в крепостной башне, долго не продержусь
- Ранен под Симбирском, направляюсь в Царицын
- На днях в Царицын прибыла команда полковника Бошняка, наш гарнизон значительно пополнился
Город в истории крестьянских войн
Задание 3:
Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил
- Попали в засаду в районе Денежного острова
- Снял все пушки со сторожевой линии, жду осады
- Наши полки разбиты на Реке Мечётной, я пленён
Город в истории крестьянских войн
Задание 4:
Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил
- Опасаюсь зимовать в Царицыне, ухожу на Дон
- Выхожу с войском из Дубовки, иду на Царицын
- Жду осады, сжег городское предместье, вооружил местных жителей
Город в истории крестьянских войн
Задание 5:
Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил
- Узнал о смерти Булавина, с отрядом казаков в 400 человек ухожу на Дон
- Казаки близко от вверенной мне крепости, в Паньшине собирается большое войско.
- Держитесь, иду на помощь, веду из Астрахани 5 тысяч человек
Город в истории крестьянских войн
Задание 6:
Перед вами краткие донесения, вы должны определить, кто и по какому поводу их отправил
- Снял все пушки со сторожевой линии, жду осады
- Заперся с верными стрельцами в крепостной башне, долго не продержусь
- Ранен под Симбирском, направляюсь в Царицын
Город в истории крестьянских войн
Ответы:
- Пугачёв, Унковский, князь Львов
- Тургенев, Разин, Цыплетев
- Лопатин, Цыплетев, Кутейников
- Разин, Пугачёв, Цыплетев
- Некрасов, Унковский, Князь Львов
- Цыплетев, Тургенев, Разин
История крепости в датах
Задание 1
Перед вами даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные
- 1555-1556 годы; 1589 год; 1615 год; 1588 год.
- 1769 год; 1765 год; 1775 год; 1708 год.
- 1695 год; 1720 год; июль 1722 года; ноябрь 1722 года.
Задание 2
Перед вами даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные
- октябрь1669 года; июль1670 года; май 1670 года; февраль 1672 года
- 1717 год; 1720 год; 1777 год; 1735 год.
- 1733 год; 1776 год; 1722 год; 1734 год.
Задание 3
Перед вами даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные
- 1623 год; 1615 год; 1703 год; 1636 год.
- 1728 год; 1614 год; 1791 год; 1777 год.
- июнь 1708 года; май 1670 года; сентябрь 1774 года; март 1775 года.
Задание 4
Перед вами даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные
- 1664 год; 1704 год; 1787 год; 1769 год.
- октябрь1669 года; июль1670 года; май 1670 года; февраль 1672 года
- 1695 год; 1720 год; июль 1722 года; ноябрь 1722 года.
Задание 5
Перед вами даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три остальные
- 1664 год; 1620 год, 1718 год; 1720 год.
- 1717 год; 1720 год; 1777 год; 1735 год.
- 1555-1556 годы; 1589 год; 1615 год; 1588 год.
Задание 6
Перед вами даты, выберите лишнюю в каждом ряду и объясните, чем связаны три
остальные
- 1769 год; 1765 год; 1775 год; 1708 год.
- 1733 год; 1776 год; 1722 год; 1734 год.
- 1728 год; 1614 год; 1791 год; 1777 год.
Ответы:
Задание 1:
- Основание Царицына: 1555-1556 годы – версия Лугарёва; 1589 год – официальная версия; 1588 год – версия С.И.Рябова. Лишняя – 1615 г.
- Ергенинский минеральный источник: 1769 год - найден; 1765 год – основание Сарепты; 1775 год – начал использоваться; 1708 год - лишний.
- Приезды Петра 1 в Царицын: 1695 год; июль 1722 года; ноябрь 1722 года; 1720 год – лишний.
Задание 2:
- Разин в Царицыне: октябрь1669 года; июль1670 года; май 1670 года; февраль 1672 года – лишний.
- Сторожевая линия: 1717 год – указ о строительстве; 1720 год – завершение основных работ; 1777 год упразднение; 1735 год - лишний.
- Волжское казачество: 1733 год – учреждение войска; 1776 год – упразднение войска; 1734 год – Дубовка становится центром войска; 1722 год – лишний.
Задание 3:
- Гости описавшие Царицын: 1623 год - Котов; 1703 – де Бруин год; 1636 год – Олеарий; 1615 год – лишний.
- Крупные пожары: 1728 год; 1614 год; 1791 год; 1777 год - лишний.
- Осады Царицына в ходе крестьянских выступлений: июнь 1708 года – Некрасов, Павлов; май 1670 года - Разин; сентябрь 1774 года - Пугачёв; март 1775 года - лишний.
Задание 4:
- Иоанно-Предтеченская церковь:1664 год - возведение; 1704 год - освящение; 1787 год – освящение предела Корсунской Божьей Матери; 1769 год - лишний.
- Разин в Царицыне: октябрь1669 года; июль1670 года; май 1670 года; февраль 1672 года – лишний.
- Приезды Петра 1 в Царицын: 1695 год; июль 1722 года; ноябрь 1722 года; 1720 год – лишний.
Задание 5:
- Церкви на набережной: 1664 год – Иоанно-Предтечинская 1718 год – Успенский собор; 1720 год – Троицкая; 1620 год – лишний.
- Сторожевая линия: 1717 год – указ о строительстве; 1720 год – завершение основных работ; 1777 год упразднение; 1735 год - лишний.
- Основание Царицына: 1555-1556 годы – версия Лугарёва; 1589 год – официальная версия; 1588 год – версия С.И.Рябова. Лишняя – 1615 г.
Задание 6:
- Ергенинский минеральный источник: 1769 год - найден; 1765 год – основание Сарепты; 1775 год – начал использоваться; 1708 год - лишний.
- Волжское казачество: 1733 год – учреждение войска; 1776 год – упразднение войска; 1734 год – Дубовка становится центром войска; 1722 год – лишний.
- Крупные пожары: 1728 год; 1614 год; 1791 год; 1777 год - лишний.
Царицынская сторожевая линия
Задание 1
18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6. 9.6.14.13.33.15.16.6. 21.12.18.6.17.13.6.15.10.6. 19. 3.1.13.16.14. 10. 18.3.16.14.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;
2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;
14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей
Царицынской сторожевой линии;
12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;
13.32.2.1.18.19. – этот человек инспектировал Царицынскую сторожевую линию;
12.1.9.1.12.11. – на них возложили содержание Царицынской сторожевой линии с середины XVIII века.
Царицынская сторожевая линия
Задание 2
2.1.19.20.10.16.15. – 12.18.6.17.16.19.20.15.16.6. 19.16.16.18.У.8.6.15.10.6. 17.33.20.10.У.Г.16.13.30.15.16.Й. Ф.16.18.14.29.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
14.6.25.7.20.15.1.33. – крепость сторожевой линии расположенная ближе всего к Царицыну;
5.16.15.19.12.1.33. - крепость сторожевой линии расположенная дальше всего от Царицына;
18.6.5.21.20. – линия имела 4 крепости и один…;
8.10.20.12.16.3. – он просил Петра 1 пересилить в район сторожевой линии малороссов;
12.1.15.5.29.2.1.15.19.12.1.33. – название этой крепости сторожевой линии есть только у Лепёхина
17.1.15.30.26.10.15. – городок, который связывала с Царицыном сторожевая линия
Царицынская сторожевая линия
Задание 3
18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6. 9.6.14.13.33.15.16.6. 21.12.18.6.17.13.6.15.10.6. 19. 3.1.13.16.14. 10. 18.3.16.14.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
12.10.18.10.13.13.16.3. – этот человек описал Сторожевую линию по материалам архива Сената
2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;
14.6.28.7.20.12.1. – река на которой стояла крепость, расположенная ближе всего к Царицыну;
5.16.15. – река на которой стояла крепость, расположенная дальше всего от Царицына;
1.9.16.3. – крепость после взятия которой Петр 1 осмотрел место, выбранное для сторожевой линии; расположенная ближе всего к Царицыну;
19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.
Царицынская сторожевая линия
Задание 4
2.1.19.20.10.16.15. – 12.18.6.17.16.19.20.15.16.6. 19.16.16.18.У.Ж.6.15.10.6. 17.33.20.10.У.4.16.13.Ь.15.16.11. 22.16.18.14.29.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.
12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;
14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей
Царицынской сторожевой линии;
22.18.16.13.16.3. – казачий атаман, просивший Петра поселить вдоль линии казаков;
12.1.15.5.29.2.1.15.19.12.1.33. – название это крепости сторожевой линии есть только у Лепёхина
4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;
Царицынская сторожевая линия
Задание 5
18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6. 9.6.14.13.33.15.16.6. 21.12.18.6.17.13.6.15.10.6. 19. 3.1.13.16.14. 10. 18.3.16.14.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;
2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;
14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей
Царицынской сторожевой линии;
12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;
13.32.2.1.18.19. – этот человек инспектировал Царицынскую сторожевую линию;
12.1.9.1.12.11. – на них возложили содержание Царицынской сторожевой линии с середины XVIII века.
Царицынская сторожевая линия
Задание 6
18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6. 9.6.14.13.33.15.16.6. 21.12.18.6.17.13.6.15.10.6. 19. 3.1.13.16.14. 10. 18.3.16.14.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
12.10.18.10.13.13.16.3. – этот человек описал Сторожевую линию по материалам архива Сената
2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;
14.6.28.7.20.12.1. – река на которой стояла крепость, расположенная ближе всего к Царицыну;
5.16.15. – река на которой стояла крепость, расположенная дальше всего от Царицына;
1.9.16.3. – крепость после взятия которой Петр 1 осмотрел место, выбранное для сторожевой линии; расположенная ближе всего к Царицыну;
19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.
Царицынская сторожевая линия
Задание 1
18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6. 9.6.14.13.33.15.16.6. 21.12.18.6.17.13.6.15.10.6. 19. 3.1.13.16.14. 10. 18.3.16.14.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;
2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;
14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей
Царицынской сторожевой линии;
12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;
13.32.2.1.18.19. – этот человек инспектировал Царицынскую сторожевую линию;
12.1.9.1.12.11. – на них возложили содержание Царицынской сторожевой линии с середины XVIII века.
Задание 2
2.1.19.20.10.16.15. – 12.18.6.17.16.19.20.15.16.6. 19.16.16.18.У.8.6.15.10.6. 17.33.20.10.У.Г.16.13.30.15.16.Й. Ф.16.18.14.29.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
14.6.25.7.20.15.1.33. – крепость сторожевой линии расположенная ближе всего к Царицыну;
5.16.15.19.12.1.33. - крепость сторожевой линии расположенная дальше всего от Царицына;
18.6.5.21.20. – линия имела 4 крепости и один…;
8.10.20.12.16.3. – он просил Петра 1 пересилить в район сторожевой линии малороссов;
12.1.15.5.29.2.1.15.19.12.1.33. – название это крепости сторожевой линии есть только у Лепёхина
17.1.15.30.26.10.15. – городок, который связывала с Царицыном сторожевая линия
Задание 3
18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6. 9.6.14.13.33.15.16.6. 21.12.18.6.17.13.6.15.10.6. 19. 3.1.13.16.14. 10. 18.3.16.14.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
12.10.18.10.13.13.16.3. – этот человек описал Сторожевую линию по материалам архива Сената
2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;
14.6.28.7.20.12.1. – река на которой стояла крепость, расположенная ближе всего к Царицыну;
5.16.15. – река на которой стояла крепость, расположенная дальше всего от Царицына;
1.9.16.3. – крепость после взятия которой Петр 1 осмотрел место, выбранное для сторожевой линии; расположенная ближе всего к Царицыну;
19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.
Задание 4
2.1.19.20.10.16.15. – 12.18.6.17.16.19.20.15.16.6. 19.16.16.18.У.Ж.6.15.10.6. 17.33.20.10.У.4.16.13.Ь.15.16.11. 22.16.18.14.29.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.
12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;
14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей
Царицынской сторожевой линии;
22.18.16.13.16.3. – казачий атаман, просивший Петра поселить вдоль линии казаков;
12.1.15.5.29.2.1.15.19.12.1.33. – название это крепости сторожевой линии есть только у Лепёхина
4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;
Задание 5
18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6. 9.6.14.13.33.15.16.6. 21.12.18.6.17.13.6.15.10.6. 19. 3.1.13.16.14. 10. 18.3.16.14.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
4.18.1.25.6.3.19.12.1.33. – одна из крепостей Царицынской сторожевой линии;
2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;
14.6.5.16.20.16.25.15.1.33. – так по ошибке иногда называют одну из крепостей
Царицынской сторожевой линии;
12.18.16.17.16.20.16.3. – руководитель работами по сооружению сторожевой линии;
13.32.2.1.18.19. – этот человек инспектировал Царицынскую сторожевую линию;
12.1.9.1.12.11. – на них возложили содержание Царицынской сторожевой линии с середины XVIII века.
Задание 6
18.6.5.21.20. – 19.16.14.12.15.21.20.16.6. 9.6.14.13.33.15.16.6. 21.12.18.6.17.13.6.15.10.6. 19. 3.1.13.16.14. 10. 18.3.16.14.
Расшифруйте ключевые слова и замените цифры в данном выражении соответствующими буквами.
Ключевые слова:
12.10.18.10.13.13.16.3. – этот человек описал Сторожевую линию по материалам архива Сената
2.1.12.21.15.10.15. – автор первого плана Царицынской сторожевой линии;
14.6.28.7.20.12.1. – река на которой стояла крепость, расположенная ближе всего к Царицыну;
5.16.15. – река на которой стояла крепость, расположенная дальше всего от Царицына;
1.9.16.3. – крепость после взятия которой Петр 1 осмотрел место, выбранное для сторожевой линии; расположенная ближе всего к Царицыну;
19.16.13.33.15.19.12.10.11. – название полка, входившего в гарнизон сторожевой линии.
Ответы:
- Редут – сомкнутое земляное укрепление с валом и рвом. Грачевская, Бакунин, Медоточная, Кропотов, Любарс, казаки.
- Бастион – крепостное сооружение пятиугольной формы. Мечётная, Донская, редут, Житков, Кандыбанская, Паньшин.
- Редут – сомкнутое земляное укрепление с валом и рвом. Кириллов, Бакунин, Мечётка, Дон, Азов, Сольянский.
- Бастион – крепостное сооружение пятиугольной формы. Сольянский, Кропотов, Медоточная, Фролов, Кандыбенская, Грачевская.
- Редут – сомкнутое земляное укрепление с валом и рвом. Грачевская, Бакунин, Медоточная, Кропотов, Любарс, казаки.
- Редут – сомкнутое земляное укрепление с валом и рвом. Кириллов, Бакунин, Мечётка, Дон, Азов, Сольянский.
Ответы:
- Редут – сомкнутое земляное укрепление с валом и рвом. Грачевская, Бакунин, Медоточная, Кропотов, Любарс, казаки.
- Бастион – крепостное сооружение пятиугольной формы. Мечётная, Донская, редут, Житков, Кандыбанская, Паньшин.
- Редут – сомкнутое земляное укрепление с валом и рвом. Кириллов, Бакунин, Мечётка, Дон, Азов, Сольянский.
- Бастион – крепостное сооружение пятиугольной формы. Сольянский, Кропотов, Медоточная, Фролов, Кандыбенская, Грачевская.
- Редут – сомкнутое земляное укрепление с валом и рвом. Грачевская, Бакунин, Медоточная, Кропотов, Любарс, казаки.
- Редут – сомкнутое земляное укрепление с валом и рвом. Кириллов, Бакунин, Мечётка, Дон, Азов, Сольянский.
2 к игре «Земляки»
Интеллектуальная краеведческая игра «Земляки»
Этап «Знаменитости и Царицын, Сталинград, Волгоград»
Перед вами на карточках имена людей, которые всем хорошо известны, все они в разное время приезжали в наш город, разберитесь, когда и зачем каждый из них побывал в городе на Волге.
Адам Олеарий | В 1636 году, проездом, в составе посольства, направлявшегося в Персию, для налаживания торговых отношений. |
Сергей Юльевич Витте | В 1892 году, в связи эпидемией холеры, которая охватила обширный регион от Баку до Нижнего Поволжья. |
Дмитрий Иванович Менделеев | 10 мая 1885 года, знакомился с производством на нефтеперегонном заводе Нобеля. |
Константин Михайлович Симонов | В сентябре 1942 года, по заданию газеты «Красная звезда», с целью написать ряд очерков о сражающемся Сталинграде. |
Долорес Ибаррури | В феврале 1963 года, в связи с 20-летием победы под Сталинградом и навестить могилу сына. |
Глеб Максимильянович Кржижановский | В сентябре 1927 года, лично осмотрел местность в районе предполагаемого строительства Волго-Донского канала. |
Корнелий де Бруин | В сентябре 1707 года, проездом, возвращаясь из путешествия по Персии и Индии. |
Леонид Ильич Брежнев | В октябре 1967 года, в связи с открытием памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане. |
Илья Ильич Мечников | В 1891 и 1911 годах, выяснял источники чумных и холерных эпидемий в Нижнем Поволжье. |
Михаил Иванович Калинин | 3 января 1920 года, в связи с освобождением Царицына, выступал на митинге на заводе ДЮМО. |
Алексей Максимович Горький | В 1988 году, некоторое время жил и работал в Царицыне, на станциях Волжская и Крутая. |
Федор Иванович Шаляпин | Трижды побывал в Царицыне, с гастрольной поездкой в сентябре 1909 года, затем проездом в 1910 и 1916 гг. |
Рокуэлл Кент | 26 июля 1964 года, поклониться мужеству защитников Сталинграда. Он подарил коллекцию своих картин Советскому Союзу «за Сталинград». |
Евгений Викторович Вучетич | Неоднократно, с 1959 по 1967 гг., был руководителем авторского коллектива скульпторов и архитекторов, работавших в Сталинграде |
Ольга Бергольц | В 1952 году, посмотреть на восстановление легендарной Волжской твердыни. |
Александр Васильевич Суворов | В сентябре 1774 года, проездом, с инспекцией на Ахтубинский шелковый завод. |
Граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов | 26 февраля 1879 года, с чрезвычайными полномочиями, как астраханский, саратовский и самарский губернатор, в связи с серьезной эпидемией чумы. |
Питер Симон Паллас | В 1769 году, проездом, путешествуя по Поволжью и Северному Кавказу, с целью сбора геологических, ботанических и этнографических материалов. |
Иван Иванович Лепехин | В 1768 году, путешествуя по Российскому государству, проехал по линии от Волги до Дона и проездом побывал в Царицыне. |
А.Н. Косыгин | В октябре 1967 года, в связи с открытием памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане. |
Иосиф Виссарионович Сталин | 6 июня 1918 года прибыл в Царицын в качестве руководителя продовольственным делом на юге России. |
Никита Сергеевич Хрущев | 22 июля 1942 года был назначен членом военного совета Сталинградского фронта. |
Вениамин Хлебников | В 1916 году, прибыл в Царицын по мобилизации и был определен солдатом в 93-полк. |
Лев Давидович Троцкий | 29 октября 1918 года посетил Сарепту, был и в Царицыне, в поездке его сопровождал И.В. Сталин. |
Алексей Николаевич Толстой | В 1928 году был в Сталинграде проездом, в связи с подготовкой материалов для романа «Хлеб». |
Алексей Максимович Горький | В августе 1929 года, проездом из Астрахани. Встречался с трудящимися города, ездил в колонию беспризорных детей на Бакалду. |
Павел Николаевич Милюков | В 1915 году приезжал в Царицын для чтения лекции. |
Клемент Ефремович Ворошилов | В июле-августе 1918 года командовал группой войск во время обороны Царицына. |
Андрей Евгеньевич Снесарев | До сентября 1918 года был военным руководителем Северо-Кавказского военного округа. Организовывал оборону Царицына. |
Марина Мнишек | В 1614 году, проездом из Астрахани в Казань. |
Сергей Юльевич Витте | В 1892 году, в связи эпидемией холеры, которая охватила обширный регион от Баку до Нижнего Поволжья. |
Граф Михаил Тариэлович Лорис-Меликов | 26 февраля 1879 года, с чрезвычайными полномочиями, как астраханский, саратовский и самарский губернатор, в связи с серьезной эпидемией чумы. |
Корнелий де Бруин | В сентябре 1707 года, проездом, возвращаясь из путешествия по Персии и Индии. |
Питер Симон Паллас | В 1769 году, проездом, путешествуя по Поволжью и Северному Кавказу, с целью сбора геологических, ботанических и этнографических материалов. |
Алексей Николаевич Толстой | В 1928 году был в Сталинграде проездом, в связи с подготовкой материалов для романа «Хлеб». |
Алексей Максимович Горький | В 1988 году, некоторое время жил и работал в Царицыне, на станциях Волжская и Крутая. |
Михаил Иванович Калинин | 3 января 1920 года, в связи с освобождением Царицына, выступал на митинге на заводе ДЮМО. |
Иосиф Виссарионович Сталин | 6 июня 1918 года прибыл в Царицын в качестве руководителя продовольственным делом на юге России. |
Федор Иванович Шаляпин | Трижды побывал в Царицыне, с гастрольной поездкой в сентябре 1909 года, затем проездом в 1910 и 1916 гг. |
Рокуэлл Кент | 26 июля 1964 года, поклониться мужеству защитников Сталинграда. Он подарил коллекцию своих картин Советскому Союзу «за Сталинград». |
Алексей Максимович Горький | В августе 1929 года, проездом из Астрахани. Встречался с трудящимися города, ездил в колонию беспризорных детей на Бакалду. |
Павел Николаевич Милюков | В 1915 году приезжал в Царицын для чтения лекции. |
Лев Давидович Троцкий | 29 октября 1918 года посетил Сарепту, был и в Царицыне, в поездке его сопровождал И.В. Сталин. |
А.Н. Косыгин | В октябре 1967 года, в связи с открытием памятника-ансамбля на Мамаевом Кургане. |
Илья Ильич Мечников | В 1891 и 1911 годах, выяснял источники чумных и холерных эпидемий в Нижнем Поволжье. |
Глеб Максимильянович Кржижановский | В сентябре 1927 года, лично осмотрел местность в районе предполагаемого строительства Волго-Донского канала. |
Иван Иванович Лепехин | В 1768 году, путешествуя по Российскому государству, проехал по линии от Волги до Дона и проездом побывал в Царицыне. |
Евгений Викторович Вучетич | Неоднократно, с 1959 по 1967 гг., был руководителем авторского коллектива скульпторов и архитекторов, работавших в Сталинграде |
Дмитрий Иванович Менделеев | 10 мая 1885 года, знакомился с производством на нефтеперегонном заводе Нобеля. |
Александр Васильевич Суворов | В сентябре 1774 года, проездом, с инспекцией на Ахтубинский шелковый завод. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческий кружок. Программа.
Программа краеведческого кружка по истории Волгоградской области разработан для обучающихся среднего звена....
Развитие творческих и исследовательских способностей учащихся через краеведческий кружок
программа занятий краеведческого кружка по изучению истории родного края для учащихся 5-9классов на материале темы «История семьи Ксенофонтовых», будет наиболее эффективной при учете следующих педагог...
Рабочая программа "Краеведческий кружок"
рабочая программа...
литературно-краеведческий кружок
Литературно-краеведческий кружок имеет литературную и краеведческую направленность. Основное направление в деятельности кружка- изучение истории родного села....
Краеведческий кружок как основа патриотического воспитания
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы.Одной из форм патриотического воспитания в школе является краеведческий кружок, который чер...
Краеведческий кружок "Мой край"
Программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Краеведческий кружок детского фольклорного объединения «Истоки»
Настоящая программа является программой воспитания патриотизма у школьников. Историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащимися знаниями о...