Краеведческий кружок "Мой край"
материал по истории
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
“Нельзя только призывать к патриотизму, его нужно воспитывать”.
Д. С. Лихачев.
“Концепция модернизации российского образования” одним из приоритетных направлений образовательной политики определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика. В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление учащихся 4 класса с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств проводится через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на личность все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. Некоторые элементы этой деятельности дети получают уже в детском саду в своих прогулках и экскурсиях на природу, на занятиях и уголках природы. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте, менее эффективным будет воздействие природной и социальной среды на развитие личности учащегося. А специфичность краеведческой деятельности как раз и заключается в непосредственном "столкновении" учащегося с окружающей его социальной средой, с действительностью, с жизнью.
Актуальность данного курса заключается в необходимости формирования патриотических чувств учащихся в современных условиях расширяющегося информационного пространства, в создании предпосылок исследовательской деятельности младших школьников.
Цель программы:
– формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города, села;
– воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Задачи:
Образовательные:
- Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
- Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
- Изучение истории и природы (флоры и фауны) своего родного края.
Воспитательные:
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Развитие культуры общения.
- Воспитание любви к своей малой Родине;
Развивающие:
- Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- Развитие вкуса к родному слову;
- Учебно-методическое сопровождение.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.– М.: Просвещение, 2011г. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011 Е.Медведев, М. Виданов. “Край родной, навек любимый” – пособие по историческому краеведению.– Куйбышевское кн. изд-во.
Участники внеурочной деятельности:
- Учитель;
- Ученики;
- Родители;
Программа “ Моя малая Родина” предназначена для проведения кружка в средней общеобразовательной школе. Она рассчитана для учащихся 4 класса.
Режим занятия.
Программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 (1 час в неделю) учебных часов практических и теоретических занятий. Занятия предполагается проводить во второй половине дня 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий:
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения:
- Экскурсии);
- Викторины;
- Конференции;
- Конкурсы
- Уроки – лекции; уроки – встречи;
- Работа с документами; СМИ;
- Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.
Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на различных уроках: в текстах, предложениях по русскому языку, задачах по математике, беседах по литературному чтению, окружающему миру. Важная составляющая краеведения – элементарная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Условия для реализации программы.
Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать ряд условий:
- Проведение занятий вне класса: в школьном музее, в районном музее, в библиотеке, в ГДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.
- Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).
- На рабочем столе учителя должны быть методические пособия, дидактические материалы.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 4 класса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты:
Знать:
- историю своего имени;
- свой режим дня;
- правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
- свой домашний адрес;
- что такое семья, обязанности члена семьи;
- профессии своих родителей;
- сельские профессии;
- правила поведения в общественных местах;
- адрес своей школы, школьный стадион, пришкольный участок;
- историю происхождения своего села;
- достопримечательности города и края;
- несколько растений и животных населенного пункта;
- человек является частью природы;
- символику Российского государства;
- столицу нашей Родины;
- президента России.
Уметь:
- называть своих ближайших родственников;
- выполнять некоторые поручения в своей семье;
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- соблюдать правила личной гигиены;
- хранить старинные семейные вещи;
- поддерживать чистоту в школе и дома;
- работать на пришкольном участке и у себя на огороде;
- заботиться и ухаживать за домашними животными;
- ориентироваться в микрорайоне школы и выбирать наиболее безопасный путь из школы домой и из дома в школу;
- ориентироваться по карте Курской области и находить свое село;
- наблюдать за изменениями в природе и заносить эти изменения в дневник.
Работа с родителями.
– анкетирование родителей учащихся 5 класса в начале года о необходимости работы внеурочной деятельности для их детей и в конце учебного года с целью проверки удовлетворенности достигнутыми результатами;
– организация экскурсий в Краеведческий музей г. Курска, районный музей, школьный музей и экскурсии на природу.
– подготовка и проведение совместного мероприятия “Мои земляки в Великой Отечественной войне”
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «МОЙ КРАЙ»
№ | Названия темы | Колич.час | Дата проведения | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1 | Вводное занятие. | 1 | |||||
Я и моя семья | 5 | Формировать мотивационную основу учебной деятельности. Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. Работать с энциклопедической литературой. | Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Умения аргументировать свои предложения. | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
2 | Кто живет в моем доме (устный рассказ, выставка фотографий, рисунков). | 1 | |||||
3 | Мое имя и фамилия (индивидуальная и групповая поисковая работа с энциклопедической литературой). | 1 | |||||
4 | Генеалогическое древо семьи | 1 | |||||
5 | У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки (выставка семейных поделок). | 1 | |||||
6 | «Мои предки – участники ВОВ». | 1 | |||||
Наша школа | 6 | ||||||
7 | Школьные кабинеты (обзорная экскурсия). | 1 | Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу | Работать по инструкции, с документацией, таблицами | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах) | Осуществлять пошаговый контроль | |
8 | Правила школьной жизни | 1 | |||||
9 | Адрес школы. Дорога в школу (рисунки, схемы). | 1 | |||||
10 | Мои одноклассники. (урок – игра). | 1 | |||||
11 | Традиции школы (рассказ учителя и старшеклассников). | 1 | |||||
12 | Школьная библиотека (экскурсия). | 1 | |||||
Мой район | 5 | Формировать мотивационную основу учебной деятельности. | Работать с материалами музея, с таблицами. | Умения аргументировать свои предложения. | Выполнять самоконтроль. Оценивать правильность выполнения задания | ||
13 | История возникновения района. | 1 | |||||
14 | История нашего района. | 1 | |||||
15 | Памятные места района. | 1 | |||||
16 | «Мои земляки в Великой Отечественной войне и Курской битве» | 1 | |||||
17 | «Как живёшь ты, отчий дом» (викторина) | 1 | |||||
Мое село родное | 4 | Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми. | Умение анализировать, сравнивать и обобщать. | Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
18 | Возникновение моего села (экскурсия в музей) | 1 | |||||
19 | Памятные и исторические места (заочная экскурсия) | 1 | |||||
20 | Улицы нашего села (рисунки) | 1 | |||||
21 | Наши земляки .( всреча с тружениками тыла) | 1 | |||||
Мой край Курский | 4 | ||||||
22 | Путешествие в прошлое. | 1 | Способность к самооценке на основе критерия успешности в деятельности. | Умение работать с картой. | Задавать вопросы. Контролировать действия партнёра | Выполнять самоконтроль. Оценивать правильность выполнения задания. | |
23 | Улицы Курска. Культурная жизнь края. | 1 | |||||
24 | Сокровища курской природы. Экология родного края | 1 | |||||
25 | «Люби и знай свой край родной» (викторина) | 1 | |||||
Моё отечество | 4 | Формировать мотивационную основу учебной деятельности | Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. | Использовать речь для регуляции своего действия. | Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | ||
26 | Россия - родина моя | 1 | |||||
27 | Москва - столица нашей Родины | 1 | |||||
28 | Славные символы России | 1 | |||||
29 | Родной край- частица России | 1 | |||||
Природа и мы | 4 | ||||||
30 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! (прогулка – экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего края). | 1 | Развитие морально – эстетического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми. | Умение анализировать, сравнивать и обобщать Работать с энциклопедической литературой. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (работе в парах). | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
31 | Растения и животные лесов, полей, лугов и водоемов родного края (рисунки, лепка, прогулки, сообщения). | 1 | |||||
32 | Дары леса (рисунки и поделки из природных материалов). | 1 | |||||
33 | Итоговое занятие. | 1 |
Список литературы:
- Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год;
- Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год;
- Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год;
- Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982г;
- Шестаков А.Н. “Мой край родной”;
- Материалы школьного музея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведческая викторина "Край в котором ты живешь"
Предлагается разработка внеклассного мероприятия эколого-краеведческой направленности для 7 класса. Дети должны знать свой край. Занятие развивает чуткость, доброту, логическое мышле...
Краеведческая гостиная "Край в котором ты живешь"
Материал для внеклассного мероприятия об истории села Липовка Энгельсского района Саратовской области...
Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой"
Программа краеведческого кружка "Край родной познакомимся с тобой" разработана на основе краеведческого материала нижегородской области, а также на основе материала Шатковского района. На занятиях кру...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «КРАЙ РОДНОЙ»
Программа дополнительного образования «Край родной» разработана в соответствии с программой «Моя родина- Россия», составленной А.В. Поплевко, С.В. Усковым, Н.А. Чесноковым. Про...
Список участников очного этапа регионального конкурса исследовательских краеведческих работ «Край мой Смоленский».
Список участников регионального конкурса исследовательских краеведчески работ "Край мой Смоленский".....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Край мой Алексеевский"
Программа туристско-краеведческой направленности «Край мой Алексеевский» направлена на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через изучение истории ...
Протокол конкурса исследовательских краеведческих работ "Край мой Смоленский" 2020 г.
Протокол конкурса исследовательских краеведческих работ "Край мой Смоленский"...