Географический марафон
методическая разработка (краеведение, 8 класс) по теме
Материал может быть использован на уроках Географии Краснодарского края и уроках кубановедения как отдельный урок,так и как урок итогового контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskiy_marafon.doc | 55.5 КБ |
geograficheskiy_marafon.doc | 55.5 КБ |
geograficheskiy_marafon.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по кубановедению.
( 8класс)
Тема: Географический портрет Краснодарского края
( Итоговое повторение)
Цель урока:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках в течение учебного года, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать
Задачи:
Форма урока: географический марафон
Оборудование: раздаточный материал: контурная карта Краснодарского края, листы бумаги, ручки. карандаши, географический текст, песочные часы.
Место проведения : актовый зал школы.
.
Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа имеет свой порядковый номер или название. Пять лучших учеников класса назначаются руководителями станций, предварительно сдав зачет учителю по всем вопросам итогового повторения.
Каждому обучающемуся выдается индивидуальный маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций.
Ответ на каждой станции должен занимать не более одной минуты времени у одного ученика и оцениваться по пятибалльной системе.
Каждый ученик из группы должен « побывать» на всех станциях и получить пять оценок в свой индивидуальный маршрутный лист. Прибывая на станцию , ученик вытягивает карточку с вопросом. После прохождения маршрута всей группой, карточки возвращаются в общие вопросы.
До начала эстафеты каждая « пятерка» получает индивидуальное задание для коллективной работы. Работа выполняется без атласа. Ждущие своей очереди ученики, начинают выполнять его сразу, а остальные участники после прохождения маршрута. К концу урока результаты коллективной работы сдаются учителю по мере их выполнения.
.При подведении итогов учитывается средний балл, полученный каждым учеником. Эта оценка выставляется в журнал, с учетом округления в большую сторону. Для определения команды- победителя учитывается средний балл группы при индивидуальной работе и оценка, полученная за коллективную работу. Команда- победитель награждается медалью «Победитель географического марафона -2008 »
Станции имеют следующие названия:
Станция №1. Физическая карта края.
Станция №2. Климат и внутренние воды.
Станция №3. Растительный и животный мир.
Станция № 4. Почвы.
Станция № 5. Почему? (задается один вопрос)
Групповые задания:
1 группа: Заполнить по памяти контурную карту Краснодарского края.
2 группа: Составить кроссворд по объектам края.
3 группа: Найти географические ошибки в тексте, подчеркнуть и исправить их.
4 группа: Составить диктант по основным географическим понятиям.
Вопросы станции « Климат и внутренние воды»
- Где в крае самое влажное место? ( Красная поляна)
- Факторы, влияющие на климат? ( Географическая широта, господствующие ветры, близость морей, наличие кавказских гор…)
- Где самое сухое место? ( Таманский полуостров)
- Какой воздушный перенос главенствует? ( Западный)
- В каких климатических поясах расположен Краснодарский край? ( Умеренный и субтропический и континентальный)
- Что приносят циклоны зимой? ( дождь, потепление, ветер)
- Что приносят циклоны летом? ( антициклоны)
- Какой сезон года самый длинный? ( Лето)
- Где берут начало степные реки? ( Недалеко от правого берега р. Кубань)
- Где берут начало реки Черноморского побережья? ( В горах Кавказа)
- Где берет начало река Кубань? ( г. Эльбрус)
- Когда наступает половодье у реки Кубань? ( Весной и начало лета)
- Какое море наиболее богато рыбой? ( Азовское)
- Когда наступает межень? ( осень, зима)
- Река Кубань- горная или равнинная ? ( До Черкесска- горная, затем течение замедляется и от Кропоткина становится типично равнинная река).
- Где в крае встречаются минеральные и термальные воды? ( Горячий Ключ, Мацеста, Ейск , Хадыженск..)
- Какую максимальную глубину имеет Азовское море? ( 14 метров)
- Какое море самое соленое? ( Черное 19%)
- Есть ли современное оледенение в крае? ( Есть, 64 ледника)
- В каких местах в крае встречаются ущелья и водопады? ( В горах, предгорьях)
Вопросы станции « Физическая карта»
- Высшая точка края? ( Цахвоа)
- Абсолютная высота нашей станицы? ( 47-48 м. над уровнем моря)
- Крайняя западная точка края? ( мыс Тузла)
- Крайняя северная точка края? ( х. Молчановка)
- Крайняя восточная точка края? ( х. Зеленчук)
- Крайняя южная точка края? ( с. Веселое)
- Самое большое пресное озеро? ( Абрау)
- Самый длинный приток Кубани? ( р. Белая)
- Ближайшая степная река к нашей станице? ( р. Кирпили)
- Самое большое соленое озеро? ) Ханское)
Показать:
- Азово- Кубанская равнина.
- Цемесская бухта
- Таманский залив.
- р. Понура, р. Лаба, Крюковское водохранилище.
- р. Уруп, р. Ея, р. Сосыка.
- Кавказский биосферный заповедник
- Таманский полуостров.
- Маркотхский перевал
- Ставропольская возвышенность
- Красная поляна
Вопросы станции « Почему?»
1.Почему речная система реки Кубань имеет выраженную ассиметрию?
( Все притоки в среднем и нижнем течении р. Кубань принимает с левой стороны- с Кавказских гор. Таяние ледников в горах , большее количество осадков в горах, чем на равнине, формирует мощные реки. Большая протяженность северного склона обеспечивает им длину. С правой стороны притоков нет, так как от Кубани имеется общее понижение рельефа на северо- запад края. Значит, главная причина- рельеф.
2. Почему много лиманов на берегу Азовского моря?
( Берега Азовского моря на территории края в большей своей части низкие. При сильном западном ветре вода с Азовского моря свободно попадает в понижения рельефа, остается там, образуя лиманы.
3. Почему степные реки мелководны?
( Отсутствие достаточного питания, строительство в их русле прудов. Дамб)
4.Почему в крае разнообразный климат? ( Большая площадь края и влияние климатообразующих факторов не везде одинаково)
5. Почему на большей территории края сформировались черноземы? ( Этому способствуют следующие факторы: степная растительность, материнская порода...)
6.Почему реки Черноморского побережья короткие? ( Водораздел между бассейном р. Кубань и реками, впадающими в Черное море, проходит в основном по главному Кавказскому хребту. Реки, берущие начало на южном склоне имеют большое падение, много водопадов, порогов, но короткие, так как южный склон значительно короче и круче северного.)
7.Почему Азовское море преснее Черного? ( Пониженная соленость Азовского моря объясняется слабой связью его с Мировым океаном через Черное море.)
8. Почему создано Краснодарское водохранилище? ( Зарегулировать сток реки- убрать паводки, увеличение рыбных запасов, создание новой рекреационной зоны)
9. Почему наш край относят к сейсмическим зонам? ( Край расположен на стыке огромной Русской платформы и альпийского геосинклинального пояса- Кавказских гор. Платформа испытывает медленное движение в сторону Кавказа, а с юга на него оказывает давление Африкано- Аравийская платформа, так большая территория края оказалась в зоне движения земной коры.
10 Почему образовалось Гуамское ущелье? ( Гуамка- река, имеющая большой расход воды, большое падение и как следствие этого большую скорость водостока. Протекая в твердых коренных горных породах- известняках, она, как напильник. Пропиливает их, образуя ущелье, с высотой склонов до 300 метров.)
11.Почему Краснодарский край считается главной рекреационной зоной страны?
( теплое море. Благоприятный климат, минеральные источники, исторические памятники)
12.Почему весной всегда сильный ветер? ( Край, благодаря географической широте, весной получает достаточно солнечной радиации, прогревается, атм. давление становится низким. Север, северо- восток страны в это время еще достаточно холодный, атмосферное давление- высокое. Возникает две области с разными атмосферными давлениями и вследствие этого – сильный ветер.)
13.Почему в крае встречаются моренные отложения? ( Моренные отложения- скопление несортированного обломочного материала, отложенного ледниками. Они образовались после отступления последнего древнего оледенения на Кавказе.)
14.Почему в крае образуется карст? ( Поверхностные и подземные воды растворяют в некоторых горных породах большие и малые полости. Образующие пещеры, провалы. Такое явление встречается у нас в крае, так как есть легкорастворимые водой горные породы- известняки, гипс, доломиты. Карстовая форма рельефа ярче всего представлена на плато Лаго- Наки.)
15.Почему встречаются грязевые вулканы? ( Север, центр и предгорье края покрыты значительным чехлом осадочных пород. Аллювиальные ( речные) отложения ярко представлены на Таманском полуострове наносами р. Кубань в виде ила, глин. Западная часть полуострова медленно опускается, а территория возле Анапы поднимается, таким образом, возникает растяжение земной коры. Давление внутри горных пород уменьшается, они становятся жидкими и находят выход на поверхность в виде грязевых вулканов.)
16Почему Краснодарский край относят к зоне рискованного земледелия? (засухи, ранние заморозки)
Вопросы станции « Растительный и животный мир»
- Назвать лекарственные растения, произрастающие в крае ( Омела, боярышник..)
- Обитатели Черного моря? ( Скат- хвостокол....)
- Обитатели Азовского моря? ( Дельфин- белобочка...)
- Крупные хищные птицы края? ( Канюк, черный коршун...)
- Самый крупный заповедник нашего края? ( Кавказский государственный биосферный)
- С какой целью создан Кавказский государственный биосферный заповедник? ( С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей животного мира)
- Ценные промысловые рыбы? ( кефаль, тарань…)
- Животный мир степной зоны? ( суслики, ежи, кроты...)
- Животный мир среднегорья? ( Серна, тур, рысь...)
- Растительность Приазовья? ( Лилии, куга, водяной орех...)
- Горная растительность? ( Ясень, ильма...)
- В каком районе основан парк « Южные культуры», где выращивают декоративные деревья, кустарники? ( В Адлерском)
- Растения. занесенные в Красную книгу?
- Животные , занесенные Красную книгу?
- Сколько видов растений насчитывается в крае? ( Около 3000 видов)
- Сколько видов млекопитающих и птиц? ( 83 вида млекопитающих и 300 видов птиц)
- Какие растения нашего края человек использует в своей хозяйственной деятельности?
- Хищники края? ( медведь, рысь)
- Какие животные дают лекарственное сырье? ( Пятнистый олень..)
- Какая гадюка обитает только на Кавказе? ( Казнакова)
Вопросы станции « Почвы»
- Основоположник науки о почвах? ( Докучаев)
- Дать определение почвы? ( Слой земли, на котором растут растения)
- Какие факторы влияют на формирование почв? ( климат, время, материнская порода..)
- Роль животного мира в образовании почв? ( Живые организмы перерабатывают и расщепляют органическую массу на простые химические вещества. Их остатки частично минерализуются, а частично переходят в гумус почвы.
- Типы почв? (Черноземы, серые лесные, почвы рисовников...).
- В каких местах преобладают черноземы? (Азово- Кубанскую равнину и Таманский полуостров)
- Что такое солоди? ( Почвы, образовавшиеся в результате деградации солонцов в понижениях рельефа)
- Мелиорация земель – это ... ( Комплекс мероприятий, направленных на улучшение свойств почв, их водного, воздушного и теплового режима)
- Какие типы почв наблюдаются в плавнях и дельте Кубани? ( Луговые и болотные)
- Вид чернозема неблагоприятный для посевов? (Слитые черноземы)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по кубановедению.
( 8класс)
Тема: Географический портрет Краснодарского края
( Итоговое повторение)
Цель урока:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках в течение учебного года, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать
Задачи:
Форма урока: географический марафон
Оборудование: раздаточный материал: контурная карта Краснодарского края, листы бумаги, ручки. карандаши, географический текст, песочные часы.
Место проведения : актовый зал школы.
.
Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа имеет свой порядковый номер или название. Пять лучших учеников класса назначаются руководителями станций, предварительно сдав зачет учителю по всем вопросам итогового повторения.
Каждому обучающемуся выдается индивидуальный маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций.
Ответ на каждой станции должен занимать не более одной минуты времени у одного ученика и оцениваться по пятибалльной системе.
Каждый ученик из группы должен « побывать» на всех станциях и получить пять оценок в свой индивидуальный маршрутный лист. Прибывая на станцию , ученик вытягивает карточку с вопросом. После прохождения маршрута всей группой, карточки возвращаются в общие вопросы.
До начала эстафеты каждая « пятерка» получает индивидуальное задание для коллективной работы. Работа выполняется без атласа. Ждущие своей очереди ученики, начинают выполнять его сразу, а остальные участники после прохождения маршрута. К концу урока результаты коллективной работы сдаются учителю по мере их выполнения.
.При подведении итогов учитывается средний балл, полученный каждым учеником. Эта оценка выставляется в журнал, с учетом округления в большую сторону. Для определения команды- победителя учитывается средний балл группы при индивидуальной работе и оценка, полученная за коллективную работу. Команда- победитель награждается медалью «Победитель географического марафона -2008 »
Станции имеют следующие названия:
Станция №1. Физическая карта края.
Станция №2. Климат и внутренние воды.
Станция №3. Растительный и животный мир.
Станция № 4. Почвы.
Станция № 5. Почему? (задается один вопрос)
Групповые задания:
1 группа: Заполнить по памяти контурную карту Краснодарского края.
2 группа: Составить кроссворд по объектам края.
3 группа: Найти географические ошибки в тексте, подчеркнуть и исправить их.
4 группа: Составить диктант по основным географическим понятиям.
Вопросы станции « Климат и внутренние воды»
- Где в крае самое влажное место? ( Красная поляна)
- Факторы, влияющие на климат? ( Географическая широта, господствующие ветры, близость морей, наличие кавказских гор…)
- Где самое сухое место? ( Таманский полуостров)
- Какой воздушный перенос главенствует? ( Западный)
- В каких климатических поясах расположен Краснодарский край? ( Умеренный и субтропический и континентальный)
- Что приносят циклоны зимой? ( дождь, потепление, ветер)
- Что приносят циклоны летом? ( антициклоны)
- Какой сезон года самый длинный? ( Лето)
- Где берут начало степные реки? ( Недалеко от правого берега р. Кубань)
- Где берут начало реки Черноморского побережья? ( В горах Кавказа)
- Где берет начало река Кубань? ( г. Эльбрус)
- Когда наступает половодье у реки Кубань? ( Весной и начало лета)
- Какое море наиболее богато рыбой? ( Азовское)
- Когда наступает межень? ( осень, зима)
- Река Кубань- горная или равнинная ? ( До Черкесска- горная, затем течение замедляется и от Кропоткина становится типично равнинная река).
- Где в крае встречаются минеральные и термальные воды? ( Горячий Ключ, Мацеста, Ейск , Хадыженск..)
- Какую максимальную глубину имеет Азовское море? ( 14 метров)
- Какое море самое соленое? ( Черное 19%)
- Есть ли современное оледенение в крае? ( Есть, 64 ледника)
- В каких местах в крае встречаются ущелья и водопады? ( В горах, предгорьях)
Вопросы станции « Физическая карта»
- Высшая точка края? ( Цахвоа)
- Абсолютная высота нашей станицы? ( 47-48 м. над уровнем моря)
- Крайняя западная точка края? ( мыс Тузла)
- Крайняя северная точка края? ( х. Молчановка)
- Крайняя восточная точка края? ( х. Зеленчук)
- Крайняя южная точка края? ( с. Веселое)
- Самое большое пресное озеро? ( Абрау)
- Самый длинный приток Кубани? ( р. Белая)
- Ближайшая степная река к нашей станице? ( р. Кирпили)
- Самое большое соленое озеро? ) Ханское)
Показать:
- Азово- Кубанская равнина.
- Цемесская бухта
- Таманский залив.
- р. Понура, р. Лаба, Крюковское водохранилище.
- р. Уруп, р. Ея, р. Сосыка.
- Кавказский биосферный заповедник
- Таманский полуостров.
- Маркотхский перевал
- Ставропольская возвышенность
- Красная поляна
Вопросы станции « Почему?»
1.Почему речная система реки Кубань имеет выраженную ассиметрию?
( Все притоки в среднем и нижнем течении р. Кубань принимает с левой стороны- с Кавказских гор. Таяние ледников в горах , большее количество осадков в горах, чем на равнине, формирует мощные реки. Большая протяженность северного склона обеспечивает им длину. С правой стороны притоков нет, так как от Кубани имеется общее понижение рельефа на северо- запад края. Значит, главная причина- рельеф.
2. Почему много лиманов на берегу Азовского моря?
( Берега Азовского моря на территории края в большей своей части низкие. При сильном западном ветре вода с Азовского моря свободно попадает в понижения рельефа, остается там, образуя лиманы.
3. Почему степные реки мелководны?
( Отсутствие достаточного питания, строительство в их русле прудов. Дамб)
4.Почему в крае разнообразный климат? ( Большая площадь края и влияние климатообразующих факторов не везде одинаково)
5. Почему на большей территории края сформировались черноземы? ( Этому способствуют следующие факторы: степная растительность, материнская порода...)
6.Почему реки Черноморского побережья короткие? ( Водораздел между бассейном р. Кубань и реками, впадающими в Черное море, проходит в основном по главному Кавказскому хребту. Реки, берущие начало на южном склоне имеют большое падение, много водопадов, порогов, но короткие, так как южный склон значительно короче и круче северного.)
7.Почему Азовское море преснее Черного? ( Пониженная соленость Азовского моря объясняется слабой связью его с Мировым океаном через Черное море.)
8. Почему создано Краснодарское водохранилище? ( Зарегулировать сток реки- убрать паводки, увеличение рыбных запасов, создание новой рекреационной зоны)
9. Почему наш край относят к сейсмическим зонам? ( Край расположен на стыке огромной Русской платформы и альпийского геосинклинального пояса- Кавказских гор. Платформа испытывает медленное движение в сторону Кавказа, а с юга на него оказывает давление Африкано- Аравийская платформа, так большая территория края оказалась в зоне движения земной коры.
10 Почему образовалось Гуамское ущелье? ( Гуамка- река, имеющая большой расход воды, большое падение и как следствие этого большую скорость водостока. Протекая в твердых коренных горных породах- известняках, она, как напильник. Пропиливает их, образуя ущелье, с высотой склонов до 300 метров.)
11.Почему Краснодарский край считается главной рекреационной зоной страны?
( теплое море. Благоприятный климат, минеральные источники, исторические памятники)
12.Почему весной всегда сильный ветер? ( Край, благодаря географической широте, весной получает достаточно солнечной радиации, прогревается, атм. давление становится низким. Север, северо- восток страны в это время еще достаточно холодный, атмосферное давление- высокое. Возникает две области с разными атмосферными давлениями и вследствие этого – сильный ветер.)
13.Почему в крае встречаются моренные отложения? ( Моренные отложения- скопление несортированного обломочного материала, отложенного ледниками. Они образовались после отступления последнего древнего оледенения на Кавказе.)
14.Почему в крае образуется карст? ( Поверхностные и подземные воды растворяют в некоторых горных породах большие и малые полости. Образующие пещеры, провалы. Такое явление встречается у нас в крае, так как есть легкорастворимые водой горные породы- известняки, гипс, доломиты. Карстовая форма рельефа ярче всего представлена на плато Лаго- Наки.)
15.Почему встречаются грязевые вулканы? ( Север, центр и предгорье края покрыты значительным чехлом осадочных пород. Аллювиальные ( речные) отложения ярко представлены на Таманском полуострове наносами р. Кубань в виде ила, глин. Западная часть полуострова медленно опускается, а территория возле Анапы поднимается, таким образом, возникает растяжение земной коры. Давление внутри горных пород уменьшается, они становятся жидкими и находят выход на поверхность в виде грязевых вулканов.)
16Почему Краснодарский край относят к зоне рискованного земледелия? (засухи, ранние заморозки)
Вопросы станции « Растительный и животный мир»
- Назвать лекарственные растения, произрастающие в крае ( Омела, боярышник..)
- Обитатели Черного моря? ( Скат- хвостокол....)
- Обитатели Азовского моря? ( Дельфин- белобочка...)
- Крупные хищные птицы края? ( Канюк, черный коршун...)
- Самый крупный заповедник нашего края? ( Кавказский государственный биосферный)
- С какой целью создан Кавказский государственный биосферный заповедник? ( С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей животного мира)
- Ценные промысловые рыбы? ( кефаль, тарань…)
- Животный мир степной зоны? ( суслики, ежи, кроты...)
- Животный мир среднегорья? ( Серна, тур, рысь...)
- Растительность Приазовья? ( Лилии, куга, водяной орех...)
- Горная растительность? ( Ясень, ильма...)
- В каком районе основан парк « Южные культуры», где выращивают декоративные деревья, кустарники? ( В Адлерском)
- Растения. занесенные в Красную книгу?
- Животные , занесенные Красную книгу?
- Сколько видов растений насчитывается в крае? ( Около 3000 видов)
- Сколько видов млекопитающих и птиц? ( 83 вида млекопитающих и 300 видов птиц)
- Какие растения нашего края человек использует в своей хозяйственной деятельности?
- Хищники края? ( медведь, рысь)
- Какие животные дают лекарственное сырье? ( Пятнистый олень..)
- Какая гадюка обитает только на Кавказе? ( Казнакова)
Вопросы станции « Почвы»
- Основоположник науки о почвах? ( Докучаев)
- Дать определение почвы? ( Слой земли, на котором растут растения)
- Какие факторы влияют на формирование почв? ( климат, время, материнская порода..)
- Роль животного мира в образовании почв? ( Живые организмы перерабатывают и расщепляют органическую массу на простые химические вещества. Их остатки частично минерализуются, а частично переходят в гумус почвы.
- Типы почв? (Черноземы, серые лесные, почвы рисовников...).
- В каких местах преобладают черноземы? (Азово- Кубанскую равнину и Таманский полуостров)
- Что такое солоди? ( Почвы, образовавшиеся в результате деградации солонцов в понижениях рельефа)
- Мелиорация земель – это ... ( Комплекс мероприятий, направленных на улучшение свойств почв, их водного, воздушного и теплового режима)
- Какие типы почв наблюдаются в плавнях и дельте Кубани? ( Луговые и болотные)
- Вид чернозема неблагоприятный для посевов? (Слитые черноземы)
Предварительный просмотр:
Разработка урока по кубановедению.
( 8класс)
Тема: Географический портрет Краснодарского края
( Итоговое повторение)
Цель урока:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках в течение учебного года, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать
Задачи:
Форма урока: географический марафон
Оборудование: раздаточный материал: контурная карта Краснодарского края, листы бумаги, ручки. карандаши, географический текст, песочные часы.
Место проведения : актовый зал школы.
.
Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа имеет свой порядковый номер или название. Пять лучших учеников класса назначаются руководителями станций, предварительно сдав зачет учителю по всем вопросам итогового повторения.
Каждому обучающемуся выдается индивидуальный маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций.
Ответ на каждой станции должен занимать не более одной минуты времени у одного ученика и оцениваться по пятибалльной системе.
Каждый ученик из группы должен « побывать» на всех станциях и получить пять оценок в свой индивидуальный маршрутный лист. Прибывая на станцию , ученик вытягивает карточку с вопросом. После прохождения маршрута всей группой, карточки возвращаются в общие вопросы.
До начала эстафеты каждая « пятерка» получает индивидуальное задание для коллективной работы. Работа выполняется без атласа. Ждущие своей очереди ученики, начинают выполнять его сразу, а остальные участники после прохождения маршрута. К концу урока результаты коллективной работы сдаются учителю по мере их выполнения.
.При подведении итогов учитывается средний балл, полученный каждым учеником. Эта оценка выставляется в журнал, с учетом округления в большую сторону. Для определения команды- победителя учитывается средний балл группы при индивидуальной работе и оценка, полученная за коллективную работу. Команда- победитель награждается медалью «Победитель географического марафона -2008 »
Станции имеют следующие названия:
Станция №1. Физическая карта края.
Станция №2. Климат и внутренние воды.
Станция №3. Растительный и животный мир.
Станция № 4. Почвы.
Станция № 5. Почему? (задается один вопрос)
Групповые задания:
1 группа: Заполнить по памяти контурную карту Краснодарского края.
2 группа: Составить кроссворд по объектам края.
3 группа: Найти географические ошибки в тексте, подчеркнуть и исправить их.
4 группа: Составить диктант по основным географическим понятиям.
Вопросы станции « Климат и внутренние воды»
- Где в крае самое влажное место? ( Красная поляна)
- Факторы, влияющие на климат? ( Географическая широта, господствующие ветры, близость морей, наличие кавказских гор…)
- Где самое сухое место? ( Таманский полуостров)
- Какой воздушный перенос главенствует? ( Западный)
- В каких климатических поясах расположен Краснодарский край? ( Умеренный и субтропический и континентальный)
- Что приносят циклоны зимой? ( дождь, потепление, ветер)
- Что приносят циклоны летом? ( антициклоны)
- Какой сезон года самый длинный? ( Лето)
- Где берут начало степные реки? ( Недалеко от правого берега р. Кубань)
- Где берут начало реки Черноморского побережья? ( В горах Кавказа)
- Где берет начало река Кубань? ( г. Эльбрус)
- Когда наступает половодье у реки Кубань? ( Весной и начало лета)
- Какое море наиболее богато рыбой? ( Азовское)
- Когда наступает межень? ( осень, зима)
- Река Кубань- горная или равнинная ? ( До Черкесска- горная, затем течение замедляется и от Кропоткина становится типично равнинная река).
- Где в крае встречаются минеральные и термальные воды? ( Горячий Ключ, Мацеста, Ейск , Хадыженск..)
- Какую максимальную глубину имеет Азовское море? ( 14 метров)
- Какое море самое соленое? ( Черное 19%)
- Есть ли современное оледенение в крае? ( Есть, 64 ледника)
- В каких местах в крае встречаются ущелья и водопады? ( В горах, предгорьях)
Вопросы станции « Физическая карта»
- Высшая точка края? ( Цахвоа)
- Абсолютная высота нашей станицы? ( 47-48 м. над уровнем моря)
- Крайняя западная точка края? ( мыс Тузла)
- Крайняя северная точка края? ( х. Молчановка)
- Крайняя восточная точка края? ( х. Зеленчук)
- Крайняя южная точка края? ( с. Веселое)
- Самое большое пресное озеро? ( Абрау)
- Самый длинный приток Кубани? ( р. Белая)
- Ближайшая степная река к нашей станице? ( р. Кирпили)
- Самое большое соленое озеро? ) Ханское)
Показать:
- Азово- Кубанская равнина.
- Цемесская бухта
- Таманский залив.
- р. Понура, р. Лаба, Крюковское водохранилище.
- р. Уруп, р. Ея, р. Сосыка.
- Кавказский биосферный заповедник
- Таманский полуостров.
- Маркотхский перевал
- Ставропольская возвышенность
- Красная поляна
Вопросы станции « Почему?»
1.Почему речная система реки Кубань имеет выраженную ассиметрию?
( Все притоки в среднем и нижнем течении р. Кубань принимает с левой стороны- с Кавказских гор. Таяние ледников в горах , большее количество осадков в горах, чем на равнине, формирует мощные реки. Большая протяженность северного склона обеспечивает им длину. С правой стороны притоков нет, так как от Кубани имеется общее понижение рельефа на северо- запад края. Значит, главная причина- рельеф.
2. Почему много лиманов на берегу Азовского моря?
( Берега Азовского моря на территории края в большей своей части низкие. При сильном западном ветре вода с Азовского моря свободно попадает в понижения рельефа, остается там, образуя лиманы.
3. Почему степные реки мелководны?
( Отсутствие достаточного питания, строительство в их русле прудов. Дамб)
4.Почему в крае разнообразный климат? ( Большая площадь края и влияние климатообразующих факторов не везде одинаково)
5. Почему на большей территории края сформировались черноземы? ( Этому способствуют следующие факторы: степная растительность, материнская порода...)
6.Почему реки Черноморского побережья короткие? ( Водораздел между бассейном р. Кубань и реками, впадающими в Черное море, проходит в основном по главному Кавказскому хребту. Реки, берущие начало на южном склоне имеют большое падение, много водопадов, порогов, но короткие, так как южный склон значительно короче и круче северного.)
7.Почему Азовское море преснее Черного? ( Пониженная соленость Азовского моря объясняется слабой связью его с Мировым океаном через Черное море.)
8. Почему создано Краснодарское водохранилище? ( Зарегулировать сток реки- убрать паводки, увеличение рыбных запасов, создание новой рекреационной зоны)
9. Почему наш край относят к сейсмическим зонам? ( Край расположен на стыке огромной Русской платформы и альпийского геосинклинального пояса- Кавказских гор. Платформа испытывает медленное движение в сторону Кавказа, а с юга на него оказывает давление Африкано- Аравийская платформа, так большая территория края оказалась в зоне движения земной коры.
10 Почему образовалось Гуамское ущелье? ( Гуамка- река, имеющая большой расход воды, большое падение и как следствие этого большую скорость водостока. Протекая в твердых коренных горных породах- известняках, она, как напильник. Пропиливает их, образуя ущелье, с высотой склонов до 300 метров.)
11.Почему Краснодарский край считается главной рекреационной зоной страны?
( теплое море. Благоприятный климат, минеральные источники, исторические памятники)
12.Почему весной всегда сильный ветер? ( Край, благодаря географической широте, весной получает достаточно солнечной радиации, прогревается, атм. давление становится низким. Север, северо- восток страны в это время еще достаточно холодный, атмосферное давление- высокое. Возникает две области с разными атмосферными давлениями и вследствие этого – сильный ветер.)
13.Почему в крае встречаются моренные отложения? ( Моренные отложения- скопление несортированного обломочного материала, отложенного ледниками. Они образовались после отступления последнего древнего оледенения на Кавказе.)
14.Почему в крае образуется карст? ( Поверхностные и подземные воды растворяют в некоторых горных породах большие и малые полости. Образующие пещеры, провалы. Такое явление встречается у нас в крае, так как есть легкорастворимые водой горные породы- известняки, гипс, доломиты. Карстовая форма рельефа ярче всего представлена на плато Лаго- Наки.)
15.Почему встречаются грязевые вулканы? ( Север, центр и предгорье края покрыты значительным чехлом осадочных пород. Аллювиальные ( речные) отложения ярко представлены на Таманском полуострове наносами р. Кубань в виде ила, глин. Западная часть полуострова медленно опускается, а территория возле Анапы поднимается, таким образом, возникает растяжение земной коры. Давление внутри горных пород уменьшается, они становятся жидкими и находят выход на поверхность в виде грязевых вулканов.)
16Почему Краснодарский край относят к зоне рискованного земледелия? (засухи, ранние заморозки)
Вопросы станции « Растительный и животный мир»
- Назвать лекарственные растения, произрастающие в крае ( Омела, боярышник..)
- Обитатели Черного моря? ( Скат- хвостокол....)
- Обитатели Азовского моря? ( Дельфин- белобочка...)
- Крупные хищные птицы края? ( Канюк, черный коршун...)
- Самый крупный заповедник нашего края? ( Кавказский государственный биосферный)
- С какой целью создан Кавказский государственный биосферный заповедник? ( С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей животного мира)
- Ценные промысловые рыбы? ( кефаль, тарань…)
- Животный мир степной зоны? ( суслики, ежи, кроты...)
- Животный мир среднегорья? ( Серна, тур, рысь...)
- Растительность Приазовья? ( Лилии, куга, водяной орех...)
- Горная растительность? ( Ясень, ильма...)
- В каком районе основан парк « Южные культуры», где выращивают декоративные деревья, кустарники? ( В Адлерском)
- Растения. занесенные в Красную книгу?
- Животные , занесенные Красную книгу?
- Сколько видов растений насчитывается в крае? ( Около 3000 видов)
- Сколько видов млекопитающих и птиц? ( 83 вида млекопитающих и 300 видов птиц)
- Какие растения нашего края человек использует в своей хозяйственной деятельности?
- Хищники края? ( медведь, рысь)
- Какие животные дают лекарственное сырье? ( Пятнистый олень..)
- Какая гадюка обитает только на Кавказе? ( Казнакова)
Вопросы станции « Почвы»
- Основоположник науки о почвах? ( Докучаев)
- Дать определение почвы? ( Слой земли, на котором растут растения)
- Какие факторы влияют на формирование почв? ( климат, время, материнская порода..)
- Роль животного мира в образовании почв? ( Живые организмы перерабатывают и расщепляют органическую массу на простые химические вещества. Их остатки частично минерализуются, а частично переходят в гумус почвы.
- Типы почв? (Черноземы, серые лесные, почвы рисовников...).
- В каких местах преобладают черноземы? (Азово- Кубанскую равнину и Таманский полуостров)
- Что такое солоди? ( Почвы, образовавшиеся в результате деградации солонцов в понижениях рельефа)
- Мелиорация земель – это ... ( Комплекс мероприятий, направленных на улучшение свойств почв, их водного, воздушного и теплового режима)
- Какие типы почв наблюдаются в плавнях и дельте Кубани? ( Луговые и болотные)
- Вид чернозема неблагоприятный для посевов? (Слитые черноземы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
географический марафон
Конкурс знатоков географии среди учащихся общеобразовательных учреждений района проводится в рамках мероприятий учебно-методического отдела управления образования и районного методического объединения...
Географический марафон "Природа Азии"
Задания можно использовать, как для индивидуально, так и группового опроса. Задания содержат как базовый, так и дополнительный материал, поэтому могут применять в урочной и внеурочной деятельности в п...
Внеклассные мероприятия "Географический марафон"
Внеклассное мероприятие по географии "Географический марафон" для учащихся 7-9 классов. Целью мероприятия является: - развитие познавательных и творческих способностей учащихся;- форм...
Урок обобщающего повторения по теме: Океаны.Урок - игра " Географический марафон".
Ребятам предлагаются разнообразные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, которые будут способствовать развитию коммуникативных универсальных действией: интегрироваться в пару, группу ...
Географический марафон. 6 класс.
В работе предложены олимпиадные задания для 6 класса, которые можно использовать на уроках географии в целях проверки знаний....
Географический марафон.
Интелектуальная игра "Географический марафон"....
Географический марафон.Внеклассное мероприятие.
Своя игра «Географическая мозаика»Игра - соревнование для учащихся 7 классовЦели: -формировать развитие познавательных способностей у детей;-...