Географический марафон
методическая разработка (краеведение, 8 класс) по теме

Ивко Ирина Васильевна

Материал может быть использован на уроках Географии Краснодарского края и уроках кубановедения как отдельный урок,так и как урок итогового контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograficheskiy_marafon.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon geograficheskiy_marafon.doc55.5 КБ
Microsoft Office document icon geograficheskiy_marafon.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Разработка урока по кубановедению.

                                                   ( 8класс)

                               Тема: Географический портрет Краснодарского края

                                                     ( Итоговое повторение)

 Цель урока:

 выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на  уроках  в течение учебного года, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать

  Задачи:

     

 Форма урока: географический марафон

 Оборудование:  раздаточный материал: контурная карта Краснодарского края, листы бумаги, ручки. карандаши, географический текст, песочные часы.

   Место проведения : актовый зал школы.                                                          

.

Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа имеет свой порядковый номер или название.  Пять лучших учеников класса назначаются  руководителями станций, предварительно сдав зачет   учителю по всем вопросам итогового повторения.

  Каждому  обучающемуся выдается  индивидуальный маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций.  

Ответ на каждой станции должен занимать не более одной минуты  времени у одного ученика и оцениваться по пятибалльной системе.

 Каждый ученик из группы должен « побывать» на всех станциях и получить пять  оценок в свой индивидуальный маршрутный лист.  Прибывая на станцию , ученик вытягивает карточку с вопросом. После прохождения маршрута всей группой, карточки возвращаются  в общие вопросы.

     До начала эстафеты каждая « пятерка» получает индивидуальное задание для коллективной работы. Работа выполняется без атласа. Ждущие своей очереди ученики, начинают выполнять его сразу, а остальные участники после прохождения маршрута. К концу урока  результаты коллективной работы сдаются учителю по мере их выполнения.

  .При подведении итогов учитывается  средний балл, полученный каждым учеником. Эта оценка выставляется в журнал, с учетом округления в большую сторону. Для определения команды- победителя учитывается средний балл группы  при индивидуальной работе и оценка, полученная за коллективную работу. Команда- победитель награждается медалью «Победитель географического марафона -2008 »

                           Станции имеют следующие названия:

                 Станция №1. Физическая карта края.

                 Станция №2. Климат и внутренние воды.

                 Станция №3. Растительный и животный мир.

                 Станция № 4. Почвы.

                 Станция № 5. Почему? (задается один вопрос)

                               

Групповые задания:

 

1 группа: Заполнить по памяти контурную карту Краснодарского края.

2 группа: Составить кроссворд по объектам края.

 3 группа: Найти географические ошибки в тексте, подчеркнуть и исправить их.

4 группа:  Составить диктант по основным географическим понятиям.

                             Вопросы  станции « Климат и внутренние воды»

  1. Где в крае самое влажное место? ( Красная поляна)
  2. Факторы, влияющие на климат? ( Географическая широта, господствующие ветры, близость морей, наличие кавказских гор…)
  3. Где самое сухое место? ( Таманский полуостров)
  4. Какой воздушный перенос главенствует? ( Западный)
  5. В каких климатических поясах расположен Краснодарский край? ( Умеренный и субтропический и континентальный)
  6. Что приносят циклоны зимой? ( дождь, потепление, ветер)
  7. Что приносят циклоны летом? ( антициклоны)
  8. Какой сезон года самый длинный? ( Лето)
  9. Где берут начало степные реки? ( Недалеко от правого берега р. Кубань)
  10. Где берут начало реки Черноморского побережья? ( В горах Кавказа)
  11. Где берет начало река Кубань? ( г. Эльбрус)
  12.  Когда наступает половодье у реки Кубань? ( Весной и начало лета)
  13. Какое море наиболее богато рыбой? ( Азовское)
  14. Когда наступает межень? ( осень, зима)
  15.  Река Кубань- горная или равнинная ? ( До Черкесска- горная, затем течение замедляется и от Кропоткина становится типично равнинная река).

  1. Где в крае встречаются минеральные и термальные воды? ( Горячий Ключ, Мацеста, Ейск , Хадыженск..)
  2. Какую максимальную глубину имеет Азовское море? ( 14 метров)
  3. Какое море самое соленое? ( Черное 19%)
  4. Есть ли современное оледенение в крае? ( Есть, 64 ледника)
  5. В каких местах в  крае встречаются ущелья и водопады? ( В горах, предгорьях)

                     Вопросы станции « Физическая карта»

  1. Высшая точка края? ( Цахвоа)
  2. Абсолютная высота нашей станицы? ( 47-48 м. над уровнем моря)
  3. Крайняя западная точка края? ( мыс Тузла)
  4. Крайняя северная точка края? ( х. Молчановка)
  5. Крайняя восточная точка края? ( х. Зеленчук)
  6. Крайняя южная точка края? ( с. Веселое)
  7. Самое большое пресное озеро? ( Абрау)
  8. Самый длинный приток Кубани? ( р. Белая)
  9. Ближайшая степная река к нашей станице? ( р. Кирпили)
  10. Самое большое соленое озеро? ) Ханское)

Показать:

  1. Азово- Кубанская равнина.
  2. Цемесская бухта
  3. Таманский залив.
  4. р. Понура, р. Лаба, Крюковское водохранилище.
  5. р. Уруп, р. Ея, р. Сосыка.
  6. Кавказский биосферный заповедник
  7. Таманский полуостров.
  8. Маркотхский перевал
  9. Ставропольская возвышенность
  10. Красная поляна

                 Вопросы станции « Почему?»

1.Почему речная система реки Кубань имеет выраженную ассиметрию?

   ( Все притоки в среднем и нижнем течении р. Кубань принимает с левой стороны- с Кавказских гор. Таяние ледников в горах , большее количество осадков в горах, чем  на равнине, формирует мощные реки. Большая протяженность северного склона обеспечивает им длину. С правой стороны притоков нет, так как от Кубани имеется общее понижение рельефа на северо- запад края. Значит, главная причина- рельеф.

2. Почему много лиманов на берегу Азовского моря?

( Берега Азовского моря на территории края в большей своей части низкие. При сильном западном ветре вода с Азовского моря свободно попадает в понижения рельефа, остается там, образуя лиманы.

3. Почему степные реки мелководны?

( Отсутствие достаточного питания, строительство в их русле прудов. Дамб)

4.Почему в крае разнообразный климат? ( Большая площадь края и влияние климатообразующих факторов не везде одинаково)

5. Почему на большей территории края сформировались черноземы? ( Этому способствуют следующие факторы: степная растительность, материнская порода...)

6.Почему реки Черноморского побережья короткие? ( Водораздел между бассейном р. Кубань и реками, впадающими в Черное море, проходит в основном по главному Кавказскому хребту. Реки, берущие начало на южном склоне имеют большое падение, много водопадов, порогов, но короткие, так как южный склон значительно короче и круче северного.)

7.Почему Азовское море преснее Черного? ( Пониженная соленость  Азовского моря объясняется слабой связью  его с Мировым океаном через Черное море.)

8. Почему создано Краснодарское водохранилище? ( Зарегулировать сток реки- убрать паводки, увеличение рыбных запасов, создание новой рекреационной зоны)

9. Почему наш край относят к сейсмическим зонам? ( Край расположен на стыке огромной Русской платформы и альпийского геосинклинального пояса- Кавказских гор. Платформа испытывает медленное движение в сторону Кавказа, а с юга на него оказывает давление Африкано- Аравийская платформа, так большая территория края оказалась в зоне движения земной коры.

10 Почему образовалось Гуамское ущелье? ( Гуамка- река, имеющая большой расход воды, большое падение и как следствие  этого большую скорость водостока. Протекая в твердых коренных горных породах- известняках, она, как напильник. Пропиливает их, образуя ущелье, с высотой склонов до 300 метров.)

11.Почему Краснодарский край считается главной рекреационной зоной страны?

 ( теплое море. Благоприятный климат, минеральные источники, исторические памятники)

12.Почему весной всегда сильный ветер? ( Край, благодаря географической широте, весной получает достаточно солнечной радиации, прогревается, атм. давление становится низким. Север, северо- восток страны в это время еще достаточно холодный, атмосферное давление- высокое. Возникает две области с разными атмосферными давлениями и вследствие этого – сильный ветер.)

13.Почему в крае встречаются моренные отложения? ( Моренные отложения- скопление несортированного обломочного материала, отложенного ледниками. Они образовались после отступления последнего древнего оледенения на Кавказе.)

14.Почему в крае образуется карст? ( Поверхностные и подземные воды растворяют в некоторых горных породах большие и малые полости. Образующие пещеры, провалы. Такое явление встречается у нас в крае, так как есть легкорастворимые водой горные породы- известняки, гипс, доломиты. Карстовая форма рельефа ярче всего представлена  на плато Лаго- Наки.)

15.Почему встречаются грязевые вулканы? ( Север,  центр и предгорье  края  покрыты значительным  чехлом  осадочных  пород. Аллювиальные ( речные) отложения ярко представлены на Таманском полуострове наносами р. Кубань в виде ила, глин. Западная часть полуострова медленно опускается, а территория возле Анапы поднимается, таким образом,  возникает растяжение земной коры. Давление  внутри  горных  пород  уменьшается, они  становятся  жидкими и находят  выход на поверхность в виде грязевых вулканов.)

16Почему  Краснодарский край относят к зоне рискованного земледелия? (засухи, ранние заморозки)

Вопросы станции « Растительный и животный мир»

  1. Назвать лекарственные растения, произрастающие в крае ( Омела, боярышник..)
  2. Обитатели Черного моря? ( Скат- хвостокол....)
  3. Обитатели Азовского моря? ( Дельфин- белобочка...)
  4. Крупные хищные птицы края? ( Канюк, черный коршун...)
  5. Самый крупный заповедник нашего края? ( Кавказский государственный биосферный)
  6. С какой целью создан Кавказский государственный биосферный заповедник?          ( С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей животного мира)
  7. Ценные промысловые рыбы? ( кефаль, тарань…)
  8. Животный мир степной зоны? ( суслики, ежи, кроты...)
  9. Животный мир среднегорья? ( Серна, тур, рысь...)
  10. Растительность Приазовья? ( Лилии, куга, водяной орех...)
  11. Горная растительность? ( Ясень, ильма...)
  12. В каком районе основан парк « Южные культуры», где выращивают декоративные деревья, кустарники? ( В Адлерском)
  13. Растения. занесенные в Красную книгу?
  14. Животные , занесенные  Красную книгу?
  15. Сколько видов растений насчитывается в крае? ( Около 3000 видов)
  16. Сколько видов млекопитающих и птиц? ( 83 вида млекопитающих и 300 видов птиц)
  17. Какие растения нашего края человек использует в своей хозяйственной деятельности?
  18. Хищники края? ( медведь, рысь)
  19. Какие животные дают лекарственное сырье? ( Пятнистый олень..)
  20. Какая гадюка обитает только на Кавказе? ( Казнакова)

                                     Вопросы станции « Почвы»

  1. Основоположник науки о почвах? ( Докучаев)
  2. Дать определение почвы? ( Слой земли, на котором растут растения)
  3. Какие факторы влияют на формирование почв? ( климат, время, материнская порода..)
  4. Роль животного мира в образовании почв? ( Живые организмы перерабатывают и расщепляют органическую массу на простые химические вещества. Их остатки частично минерализуются, а частично переходят в гумус почвы.
  5. Типы почв? (Черноземы, серые лесные, почвы рисовников...).
  6. В каких местах преобладают  черноземы? (Азово- Кубанскую равнину и Таманский полуостров)
  7. Что такое солоди? ( Почвы, образовавшиеся в результате деградации солонцов в понижениях рельефа)
  8. Мелиорация земель – это ...  ( Комплекс мероприятий, направленных на улучшение свойств почв, их водного, воздушного и теплового режима)
  9. Какие типы почв наблюдаются в плавнях и дельте Кубани? ( Луговые и болотные)
  10. Вид чернозема неблагоприятный для посевов? (Слитые черноземы)

         



Предварительный просмотр:

                                   Разработка урока по кубановедению.

                                                   ( 8класс)

                               Тема: Географический портрет Краснодарского края

                                                     ( Итоговое повторение)

 Цель урока:

 выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на  уроках  в течение учебного года, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать

  Задачи:

     

 Форма урока: географический марафон

 Оборудование:  раздаточный материал: контурная карта Краснодарского края, листы бумаги, ручки. карандаши, географический текст, песочные часы.

   Место проведения : актовый зал школы.                                                          

.

Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа имеет свой порядковый номер или название.  Пять лучших учеников класса назначаются  руководителями станций, предварительно сдав зачет   учителю по всем вопросам итогового повторения.

  Каждому  обучающемуся выдается  индивидуальный маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций.  

Ответ на каждой станции должен занимать не более одной минуты  времени у одного ученика и оцениваться по пятибалльной системе.

 Каждый ученик из группы должен « побывать» на всех станциях и получить пять  оценок в свой индивидуальный маршрутный лист.  Прибывая на станцию , ученик вытягивает карточку с вопросом. После прохождения маршрута всей группой, карточки возвращаются  в общие вопросы.

     До начала эстафеты каждая « пятерка» получает индивидуальное задание для коллективной работы. Работа выполняется без атласа. Ждущие своей очереди ученики, начинают выполнять его сразу, а остальные участники после прохождения маршрута. К концу урока  результаты коллективной работы сдаются учителю по мере их выполнения.

  .При подведении итогов учитывается  средний балл, полученный каждым учеником. Эта оценка выставляется в журнал, с учетом округления в большую сторону. Для определения команды- победителя учитывается средний балл группы  при индивидуальной работе и оценка, полученная за коллективную работу. Команда- победитель награждается медалью «Победитель географического марафона -2008 »

                           Станции имеют следующие названия:

                 Станция №1. Физическая карта края.

                 Станция №2. Климат и внутренние воды.

                 Станция №3. Растительный и животный мир.

                 Станция № 4. Почвы.

                 Станция № 5. Почему? (задается один вопрос)

                               

Групповые задания:

 

1 группа: Заполнить по памяти контурную карту Краснодарского края.

2 группа: Составить кроссворд по объектам края.

 3 группа: Найти географические ошибки в тексте, подчеркнуть и исправить их.

4 группа:  Составить диктант по основным географическим понятиям.

                             Вопросы  станции « Климат и внутренние воды»

  1. Где в крае самое влажное место? ( Красная поляна)
  2. Факторы, влияющие на климат? ( Географическая широта, господствующие ветры, близость морей, наличие кавказских гор…)
  3. Где самое сухое место? ( Таманский полуостров)
  4. Какой воздушный перенос главенствует? ( Западный)
  5. В каких климатических поясах расположен Краснодарский край? ( Умеренный и субтропический и континентальный)
  6. Что приносят циклоны зимой? ( дождь, потепление, ветер)
  7. Что приносят циклоны летом? ( антициклоны)
  8. Какой сезон года самый длинный? ( Лето)
  9. Где берут начало степные реки? ( Недалеко от правого берега р. Кубань)
  10. Где берут начало реки Черноморского побережья? ( В горах Кавказа)
  11. Где берет начало река Кубань? ( г. Эльбрус)
  12.  Когда наступает половодье у реки Кубань? ( Весной и начало лета)
  13. Какое море наиболее богато рыбой? ( Азовское)
  14. Когда наступает межень? ( осень, зима)
  15.  Река Кубань- горная или равнинная ? ( До Черкесска- горная, затем течение замедляется и от Кропоткина становится типично равнинная река).

  1. Где в крае встречаются минеральные и термальные воды? ( Горячий Ключ, Мацеста, Ейск , Хадыженск..)
  2. Какую максимальную глубину имеет Азовское море? ( 14 метров)
  3. Какое море самое соленое? ( Черное 19%)
  4. Есть ли современное оледенение в крае? ( Есть, 64 ледника)
  5. В каких местах в  крае встречаются ущелья и водопады? ( В горах, предгорьях)

                     Вопросы станции « Физическая карта»

  1. Высшая точка края? ( Цахвоа)
  2. Абсолютная высота нашей станицы? ( 47-48 м. над уровнем моря)
  3. Крайняя западная точка края? ( мыс Тузла)
  4. Крайняя северная точка края? ( х. Молчановка)
  5. Крайняя восточная точка края? ( х. Зеленчук)
  6. Крайняя южная точка края? ( с. Веселое)
  7. Самое большое пресное озеро? ( Абрау)
  8. Самый длинный приток Кубани? ( р. Белая)
  9. Ближайшая степная река к нашей станице? ( р. Кирпили)
  10. Самое большое соленое озеро? ) Ханское)

Показать:

  1. Азово- Кубанская равнина.
  2. Цемесская бухта
  3. Таманский залив.
  4. р. Понура, р. Лаба, Крюковское водохранилище.
  5. р. Уруп, р. Ея, р. Сосыка.
  6. Кавказский биосферный заповедник
  7. Таманский полуостров.
  8. Маркотхский перевал
  9. Ставропольская возвышенность
  10. Красная поляна

                 Вопросы станции « Почему?»

1.Почему речная система реки Кубань имеет выраженную ассиметрию?

   ( Все притоки в среднем и нижнем течении р. Кубань принимает с левой стороны- с Кавказских гор. Таяние ледников в горах , большее количество осадков в горах, чем  на равнине, формирует мощные реки. Большая протяженность северного склона обеспечивает им длину. С правой стороны притоков нет, так как от Кубани имеется общее понижение рельефа на северо- запад края. Значит, главная причина- рельеф.

2. Почему много лиманов на берегу Азовского моря?

( Берега Азовского моря на территории края в большей своей части низкие. При сильном западном ветре вода с Азовского моря свободно попадает в понижения рельефа, остается там, образуя лиманы.

3. Почему степные реки мелководны?

( Отсутствие достаточного питания, строительство в их русле прудов. Дамб)

4.Почему в крае разнообразный климат? ( Большая площадь края и влияние климатообразующих факторов не везде одинаково)

5. Почему на большей территории края сформировались черноземы? ( Этому способствуют следующие факторы: степная растительность, материнская порода...)

6.Почему реки Черноморского побережья короткие? ( Водораздел между бассейном р. Кубань и реками, впадающими в Черное море, проходит в основном по главному Кавказскому хребту. Реки, берущие начало на южном склоне имеют большое падение, много водопадов, порогов, но короткие, так как южный склон значительно короче и круче северного.)

7.Почему Азовское море преснее Черного? ( Пониженная соленость  Азовского моря объясняется слабой связью  его с Мировым океаном через Черное море.)

8. Почему создано Краснодарское водохранилище? ( Зарегулировать сток реки- убрать паводки, увеличение рыбных запасов, создание новой рекреационной зоны)

9. Почему наш край относят к сейсмическим зонам? ( Край расположен на стыке огромной Русской платформы и альпийского геосинклинального пояса- Кавказских гор. Платформа испытывает медленное движение в сторону Кавказа, а с юга на него оказывает давление Африкано- Аравийская платформа, так большая территория края оказалась в зоне движения земной коры.

10 Почему образовалось Гуамское ущелье? ( Гуамка- река, имеющая большой расход воды, большое падение и как следствие  этого большую скорость водостока. Протекая в твердых коренных горных породах- известняках, она, как напильник. Пропиливает их, образуя ущелье, с высотой склонов до 300 метров.)

11.Почему Краснодарский край считается главной рекреационной зоной страны?

 ( теплое море. Благоприятный климат, минеральные источники, исторические памятники)

12.Почему весной всегда сильный ветер? ( Край, благодаря географической широте, весной получает достаточно солнечной радиации, прогревается, атм. давление становится низким. Север, северо- восток страны в это время еще достаточно холодный, атмосферное давление- высокое. Возникает две области с разными атмосферными давлениями и вследствие этого – сильный ветер.)

13.Почему в крае встречаются моренные отложения? ( Моренные отложения- скопление несортированного обломочного материала, отложенного ледниками. Они образовались после отступления последнего древнего оледенения на Кавказе.)

14.Почему в крае образуется карст? ( Поверхностные и подземные воды растворяют в некоторых горных породах большие и малые полости. Образующие пещеры, провалы. Такое явление встречается у нас в крае, так как есть легкорастворимые водой горные породы- известняки, гипс, доломиты. Карстовая форма рельефа ярче всего представлена  на плато Лаго- Наки.)

15.Почему встречаются грязевые вулканы? ( Север,  центр и предгорье  края  покрыты значительным  чехлом  осадочных  пород. Аллювиальные ( речные) отложения ярко представлены на Таманском полуострове наносами р. Кубань в виде ила, глин. Западная часть полуострова медленно опускается, а территория возле Анапы поднимается, таким образом,  возникает растяжение земной коры. Давление  внутри  горных  пород  уменьшается, они  становятся  жидкими и находят  выход на поверхность в виде грязевых вулканов.)

16Почему  Краснодарский край относят к зоне рискованного земледелия? (засухи, ранние заморозки)

Вопросы станции « Растительный и животный мир»

  1. Назвать лекарственные растения, произрастающие в крае ( Омела, боярышник..)
  2. Обитатели Черного моря? ( Скат- хвостокол....)
  3. Обитатели Азовского моря? ( Дельфин- белобочка...)
  4. Крупные хищные птицы края? ( Канюк, черный коршун...)
  5. Самый крупный заповедник нашего края? ( Кавказский государственный биосферный)
  6. С какой целью создан Кавказский государственный биосферный заповедник?          ( С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей животного мира)
  7. Ценные промысловые рыбы? ( кефаль, тарань…)
  8. Животный мир степной зоны? ( суслики, ежи, кроты...)
  9. Животный мир среднегорья? ( Серна, тур, рысь...)
  10. Растительность Приазовья? ( Лилии, куга, водяной орех...)
  11. Горная растительность? ( Ясень, ильма...)
  12. В каком районе основан парк « Южные культуры», где выращивают декоративные деревья, кустарники? ( В Адлерском)
  13. Растения. занесенные в Красную книгу?
  14. Животные , занесенные  Красную книгу?
  15. Сколько видов растений насчитывается в крае? ( Около 3000 видов)
  16. Сколько видов млекопитающих и птиц? ( 83 вида млекопитающих и 300 видов птиц)
  17. Какие растения нашего края человек использует в своей хозяйственной деятельности?
  18. Хищники края? ( медведь, рысь)
  19. Какие животные дают лекарственное сырье? ( Пятнистый олень..)
  20. Какая гадюка обитает только на Кавказе? ( Казнакова)

                                     Вопросы станции « Почвы»

  1. Основоположник науки о почвах? ( Докучаев)
  2. Дать определение почвы? ( Слой земли, на котором растут растения)
  3. Какие факторы влияют на формирование почв? ( климат, время, материнская порода..)
  4. Роль животного мира в образовании почв? ( Живые организмы перерабатывают и расщепляют органическую массу на простые химические вещества. Их остатки частично минерализуются, а частично переходят в гумус почвы.
  5. Типы почв? (Черноземы, серые лесные, почвы рисовников...).
  6. В каких местах преобладают  черноземы? (Азово- Кубанскую равнину и Таманский полуостров)
  7. Что такое солоди? ( Почвы, образовавшиеся в результате деградации солонцов в понижениях рельефа)
  8. Мелиорация земель – это ...  ( Комплекс мероприятий, направленных на улучшение свойств почв, их водного, воздушного и теплового режима)
  9. Какие типы почв наблюдаются в плавнях и дельте Кубани? ( Луговые и болотные)
  10. Вид чернозема неблагоприятный для посевов? (Слитые черноземы)

         



Предварительный просмотр:

                                   Разработка урока по кубановедению.

                                                   ( 8класс)

                               Тема: Географический портрет Краснодарского края

                                                     ( Итоговое повторение)

 Цель урока:

 выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на  уроках  в течение учебного года, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать

  Задачи:

     

 Форма урока: географический марафон

 Оборудование:  раздаточный материал: контурная карта Краснодарского края, листы бумаги, ручки. карандаши, географический текст, песочные часы.

   Место проведения : актовый зал школы.                                                          

.

Класс делится на группы по 5 человек. Каждая группа имеет свой порядковый номер или название.  Пять лучших учеников класса назначаются  руководителями станций, предварительно сдав зачет   учителю по всем вопросам итогового повторения.

  Каждому  обучающемуся выдается  индивидуальный маршрутный лист с указанием порядка прохождения станций.  

Ответ на каждой станции должен занимать не более одной минуты  времени у одного ученика и оцениваться по пятибалльной системе.

 Каждый ученик из группы должен « побывать» на всех станциях и получить пять  оценок в свой индивидуальный маршрутный лист.  Прибывая на станцию , ученик вытягивает карточку с вопросом. После прохождения маршрута всей группой, карточки возвращаются  в общие вопросы.

     До начала эстафеты каждая « пятерка» получает индивидуальное задание для коллективной работы. Работа выполняется без атласа. Ждущие своей очереди ученики, начинают выполнять его сразу, а остальные участники после прохождения маршрута. К концу урока  результаты коллективной работы сдаются учителю по мере их выполнения.

  .При подведении итогов учитывается  средний балл, полученный каждым учеником. Эта оценка выставляется в журнал, с учетом округления в большую сторону. Для определения команды- победителя учитывается средний балл группы  при индивидуальной работе и оценка, полученная за коллективную работу. Команда- победитель награждается медалью «Победитель географического марафона -2008 »

                           Станции имеют следующие названия:

                 Станция №1. Физическая карта края.

                 Станция №2. Климат и внутренние воды.

                 Станция №3. Растительный и животный мир.

                 Станция № 4. Почвы.

                 Станция № 5. Почему? (задается один вопрос)

                               

Групповые задания:

 

1 группа: Заполнить по памяти контурную карту Краснодарского края.

2 группа: Составить кроссворд по объектам края.

 3 группа: Найти географические ошибки в тексте, подчеркнуть и исправить их.

4 группа:  Составить диктант по основным географическим понятиям.

                             Вопросы  станции « Климат и внутренние воды»

  1. Где в крае самое влажное место? ( Красная поляна)
  2. Факторы, влияющие на климат? ( Географическая широта, господствующие ветры, близость морей, наличие кавказских гор…)
  3. Где самое сухое место? ( Таманский полуостров)
  4. Какой воздушный перенос главенствует? ( Западный)
  5. В каких климатических поясах расположен Краснодарский край? ( Умеренный и субтропический и континентальный)
  6. Что приносят циклоны зимой? ( дождь, потепление, ветер)
  7. Что приносят циклоны летом? ( антициклоны)
  8. Какой сезон года самый длинный? ( Лето)
  9. Где берут начало степные реки? ( Недалеко от правого берега р. Кубань)
  10. Где берут начало реки Черноморского побережья? ( В горах Кавказа)
  11. Где берет начало река Кубань? ( г. Эльбрус)
  12.  Когда наступает половодье у реки Кубань? ( Весной и начало лета)
  13. Какое море наиболее богато рыбой? ( Азовское)
  14. Когда наступает межень? ( осень, зима)
  15.  Река Кубань- горная или равнинная ? ( До Черкесска- горная, затем течение замедляется и от Кропоткина становится типично равнинная река).

  1. Где в крае встречаются минеральные и термальные воды? ( Горячий Ключ, Мацеста, Ейск , Хадыженск..)
  2. Какую максимальную глубину имеет Азовское море? ( 14 метров)
  3. Какое море самое соленое? ( Черное 19%)
  4. Есть ли современное оледенение в крае? ( Есть, 64 ледника)
  5. В каких местах в  крае встречаются ущелья и водопады? ( В горах, предгорьях)

                     Вопросы станции « Физическая карта»

  1. Высшая точка края? ( Цахвоа)
  2. Абсолютная высота нашей станицы? ( 47-48 м. над уровнем моря)
  3. Крайняя западная точка края? ( мыс Тузла)
  4. Крайняя северная точка края? ( х. Молчановка)
  5. Крайняя восточная точка края? ( х. Зеленчук)
  6. Крайняя южная точка края? ( с. Веселое)
  7. Самое большое пресное озеро? ( Абрау)
  8. Самый длинный приток Кубани? ( р. Белая)
  9. Ближайшая степная река к нашей станице? ( р. Кирпили)
  10. Самое большое соленое озеро? ) Ханское)

Показать:

  1. Азово- Кубанская равнина.
  2. Цемесская бухта
  3. Таманский залив.
  4. р. Понура, р. Лаба, Крюковское водохранилище.
  5. р. Уруп, р. Ея, р. Сосыка.
  6. Кавказский биосферный заповедник
  7. Таманский полуостров.
  8. Маркотхский перевал
  9. Ставропольская возвышенность
  10. Красная поляна

                 Вопросы станции « Почему?»

1.Почему речная система реки Кубань имеет выраженную ассиметрию?

   ( Все притоки в среднем и нижнем течении р. Кубань принимает с левой стороны- с Кавказских гор. Таяние ледников в горах , большее количество осадков в горах, чем  на равнине, формирует мощные реки. Большая протяженность северного склона обеспечивает им длину. С правой стороны притоков нет, так как от Кубани имеется общее понижение рельефа на северо- запад края. Значит, главная причина- рельеф.

2. Почему много лиманов на берегу Азовского моря?

( Берега Азовского моря на территории края в большей своей части низкие. При сильном западном ветре вода с Азовского моря свободно попадает в понижения рельефа, остается там, образуя лиманы.

3. Почему степные реки мелководны?

( Отсутствие достаточного питания, строительство в их русле прудов. Дамб)

4.Почему в крае разнообразный климат? ( Большая площадь края и влияние климатообразующих факторов не везде одинаково)

5. Почему на большей территории края сформировались черноземы? ( Этому способствуют следующие факторы: степная растительность, материнская порода...)

6.Почему реки Черноморского побережья короткие? ( Водораздел между бассейном р. Кубань и реками, впадающими в Черное море, проходит в основном по главному Кавказскому хребту. Реки, берущие начало на южном склоне имеют большое падение, много водопадов, порогов, но короткие, так как южный склон значительно короче и круче северного.)

7.Почему Азовское море преснее Черного? ( Пониженная соленость  Азовского моря объясняется слабой связью  его с Мировым океаном через Черное море.)

8. Почему создано Краснодарское водохранилище? ( Зарегулировать сток реки- убрать паводки, увеличение рыбных запасов, создание новой рекреационной зоны)

9. Почему наш край относят к сейсмическим зонам? ( Край расположен на стыке огромной Русской платформы и альпийского геосинклинального пояса- Кавказских гор. Платформа испытывает медленное движение в сторону Кавказа, а с юга на него оказывает давление Африкано- Аравийская платформа, так большая территория края оказалась в зоне движения земной коры.

10 Почему образовалось Гуамское ущелье? ( Гуамка- река, имеющая большой расход воды, большое падение и как следствие  этого большую скорость водостока. Протекая в твердых коренных горных породах- известняках, она, как напильник. Пропиливает их, образуя ущелье, с высотой склонов до 300 метров.)

11.Почему Краснодарский край считается главной рекреационной зоной страны?

 ( теплое море. Благоприятный климат, минеральные источники, исторические памятники)

12.Почему весной всегда сильный ветер? ( Край, благодаря географической широте, весной получает достаточно солнечной радиации, прогревается, атм. давление становится низким. Север, северо- восток страны в это время еще достаточно холодный, атмосферное давление- высокое. Возникает две области с разными атмосферными давлениями и вследствие этого – сильный ветер.)

13.Почему в крае встречаются моренные отложения? ( Моренные отложения- скопление несортированного обломочного материала, отложенного ледниками. Они образовались после отступления последнего древнего оледенения на Кавказе.)

14.Почему в крае образуется карст? ( Поверхностные и подземные воды растворяют в некоторых горных породах большие и малые полости. Образующие пещеры, провалы. Такое явление встречается у нас в крае, так как есть легкорастворимые водой горные породы- известняки, гипс, доломиты. Карстовая форма рельефа ярче всего представлена  на плато Лаго- Наки.)

15.Почему встречаются грязевые вулканы? ( Север,  центр и предгорье  края  покрыты значительным  чехлом  осадочных  пород. Аллювиальные ( речные) отложения ярко представлены на Таманском полуострове наносами р. Кубань в виде ила, глин. Западная часть полуострова медленно опускается, а территория возле Анапы поднимается, таким образом,  возникает растяжение земной коры. Давление  внутри  горных  пород  уменьшается, они  становятся  жидкими и находят  выход на поверхность в виде грязевых вулканов.)

16Почему  Краснодарский край относят к зоне рискованного земледелия? (засухи, ранние заморозки)

Вопросы станции « Растительный и животный мир»

  1. Назвать лекарственные растения, произрастающие в крае ( Омела, боярышник..)
  2. Обитатели Черного моря? ( Скат- хвостокол....)
  3. Обитатели Азовского моря? ( Дельфин- белобочка...)
  4. Крупные хищные птицы края? ( Канюк, черный коршун...)
  5. Самый крупный заповедник нашего края? ( Кавказский государственный биосферный)
  6. С какой целью создан Кавказский государственный биосферный заповедник?          ( С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей животного мира)
  7. Ценные промысловые рыбы? ( кефаль, тарань…)
  8. Животный мир степной зоны? ( суслики, ежи, кроты...)
  9. Животный мир среднегорья? ( Серна, тур, рысь...)
  10. Растительность Приазовья? ( Лилии, куга, водяной орех...)
  11. Горная растительность? ( Ясень, ильма...)
  12. В каком районе основан парк « Южные культуры», где выращивают декоративные деревья, кустарники? ( В Адлерском)
  13. Растения. занесенные в Красную книгу?
  14. Животные , занесенные  Красную книгу?
  15. Сколько видов растений насчитывается в крае? ( Около 3000 видов)
  16. Сколько видов млекопитающих и птиц? ( 83 вида млекопитающих и 300 видов птиц)
  17. Какие растения нашего края человек использует в своей хозяйственной деятельности?
  18. Хищники края? ( медведь, рысь)
  19. Какие животные дают лекарственное сырье? ( Пятнистый олень..)
  20. Какая гадюка обитает только на Кавказе? ( Казнакова)

                                     Вопросы станции « Почвы»

  1. Основоположник науки о почвах? ( Докучаев)
  2. Дать определение почвы? ( Слой земли, на котором растут растения)
  3. Какие факторы влияют на формирование почв? ( климат, время, материнская порода..)
  4. Роль животного мира в образовании почв? ( Живые организмы перерабатывают и расщепляют органическую массу на простые химические вещества. Их остатки частично минерализуются, а частично переходят в гумус почвы.
  5. Типы почв? (Черноземы, серые лесные, почвы рисовников...).
  6. В каких местах преобладают  черноземы? (Азово- Кубанскую равнину и Таманский полуостров)
  7. Что такое солоди? ( Почвы, образовавшиеся в результате деградации солонцов в понижениях рельефа)
  8. Мелиорация земель – это ...  ( Комплекс мероприятий, направленных на улучшение свойств почв, их водного, воздушного и теплового режима)
  9. Какие типы почв наблюдаются в плавнях и дельте Кубани? ( Луговые и болотные)
  10. Вид чернозема неблагоприятный для посевов? (Слитые черноземы)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

географический марафон

Конкурс знатоков географии среди учащихся общеобразовательных учреждений района проводится в рамках мероприятий учебно-методического отдела управления образования и районного методического объединения...

Географический марафон "Природа Азии"

Задания можно использовать, как для индивидуально, так и группового опроса. Задания содержат как базовый, так и дополнительный материал, поэтому могут применять в урочной и внеурочной деятельности в п...

Внеклассные мероприятия "Географический марафон"

Внеклассное мероприятие по географии "Географический марафон" для учащихся 7-9 классов. Целью мероприятия является: -  развитие познавательных и творческих способностей учащихся;-  форм...

Урок обобщающего повторения по теме: Океаны.Урок - игра " Географический марафон".

Ребятам предлагаются разнообразные формы работы: индивидуальная, парная, групповая, которые будут способствовать развитию коммуникативных универсальных действией: интегрироваться в пару, группу ...

Географический марафон. 6 класс.

В работе предложены олимпиадные задания для 6 класса, которые можно использовать на уроках географии в целях проверки знаний....

Географический марафон.

Интелектуальная игра  "Географический марафон"....

Географический марафон.Внеклассное мероприятие.

Своя  игра «Географическая мозаика»Игра  - соревнование  для  учащихся  7 классовЦели: -формировать развитие  познавательных способностей  у детей;-...