Осноаное содержание по краеведению
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Верзилина Татьяна Ивановна

Основное содержание к программе "Культура народов Поволжья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnoe_soderzhanie.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

3. Основное содержание

Тема 1. Введение 
Знакомство с целями и задачами курса, предметом изучения этнографии и фольклора.
Народы, проживающие на берегах Волги сегодня. Специфика местности (краткий обзор географического положения, растительного и животного мира).
Крупные города, края, автономии.
Фольклор как форма познания и эстетического восприятия окружающего мира.
Мифы, легенды, предания, сказания. Пословицы и поговорки. Страшилки. Дразнилки. Былички. Сказки.

 

Тема 2. Предания волгарей
Мы родом с Волги. Легенды и предания о великой русской реке.
Сколько названий у Волги. Что такое Среднее Поволжье?
Предания, записанные М. Ежовым "Как вас прозывают", "Первый силач Волги", "Машинист", "Лоцман", В.Н.Марохиным "Городецкие мастера", "Про Никитушку Ломова", "Медвежий парад", "Потаённое подземелье", Г. Шенеманом "Пароход на лугу" (по выбору учителя). Возможно использование других преданий.
"Ковыли" - легенда о происхождении ковыля. Структура легенды. Использование языковых средств для создания образа.
Творческая работа. Создание легенды о происхождении растения, произрастающего в нашей местности.

Тема 3.Топонимика. 
Что изучает топонимика? Район, область, где мы живём. Короткий исторический экскурс в историю населённого пункта, в котором проживают учащиеся, области, в которой находится населённый пункт. Место моей семьи в истории родного края и на карте области.
Предания о родном городе. Литературные произведения о родном городе.
Творческая работа. Предание, сказание, легенда, миф о происхождении посёлка, в котором живёшь.
Экскурсии:
1. Экскурсия по улицам города "О чём рассказывают названия улиц  населённого пункта?"
2. Экскурсия в местный краеведческий музей "История п. Дергачи"
3. Экскурсия в областной краеведческий музей (если есть такая возможность).

Тема 4. Моя родословная. 
Принципы и правила составления родословной. Практическое занятие.
Творческая работа. Моя родословная (с привлечением иллюстративного материала, собранного ребятами в семье, характерного для каждого поколения).
Выступления учащихся (по желанию).


Тема 5.Обитатели Древней Волги.
Народы, жившие на Волге в глубокой древности. Легенды, предания.
Аттила. Дочь булгарского хана. Князь Святослав и хазарское иго.
Народы района, в котором проживает школьник.
Предания и легенды о народах, проживающих в вашем крае.
Творческая работа. Литературно-изобразительный проект "Мы на карте области"
( оформление мини-карты в сопровождении с литературными цитатами о народностях, заселяющих область, район)
Экскурсии.

Тема 6 Сербы 
Сербы на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл. Сербские сказки. Сюжеты и герои разных сказок. Их построение. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках. "Рубаха счастливого человека", "Сливы за сор", "Кто не работает, тот не ест", "Правда и кривда", "Счастье и ум", "Век живи - век учись".
Творческая работа. Образ автора сербских сказок (сочинение-коллаж из цитат сербских сказок).

Тема 7 Татары
Татары на Волге. Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в татарских легендах. Близость нравственных идеалов, утверждаемых в сказках, легендах, преданиях. Отражение действительности в легендах и сказках.
"Предания о Казани", "Завещание", "Правда спасает, а неправда подводит"
"О кривой берёзе". Творческая работа. Народы разные, а мораль… (сочинение на основе анализа сказок "Правда и кривда" и "Правда спасает, а неправда подводит"). Экскурсии.


Тема 8 Чуваши.
Чуваши на Волге.
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в чувашских мифах и легендах. Мифы как форма познания и эстетического восприятия мира. Яркость поэтического представления об окружающей природе Отражение действительности в мифах.
Чувашские мифологические персонажи - Улып-Великан. "Земля Улыпа",
"Гора Чабырлы", "Мост Азамата", "Отчего ласточка двухвостая", "Почему сосна и ель вечно зелёные", "Как ловили луну". Экскурсии..
Творческая работа. Сочинение мифа о каком-либо явлении природы, характерного для нашей местности.


Тема 9 Мордва 
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Быт и обычаи в мифах и легендах мордвы. Средства художественной выразительности. Герои. Сюжеты. "Ехал по Волге князь Мурза", "Волга-Рав и Каспий", "Алтырь и Инсар", "Как кузнец соседа подковал". Творческая работа. Сочинение мифа о происхождении посёлка, в котором проживает школьник (обязательное условие - учитывать исторические факты).


Тема 10 Русские (3 часа) 
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Что значит быть русским? Быт и обычаи, история страны в преданиях княжеской Руси. Обрядовая поэзия. "Про град Китеж", "Легенды о граде Китеже", "Утёсы над Волгой", "Воцарение Ивана Грозного", "Наказание Волги", "Свеча".
Творческая работа. Сочинение о происхождении русского народа (жанр выбирают учащиеся).

 

Тема 11 Немцы (2часа)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Немецкие колонии на Волге. Б.Пильняк "Немецкая история". Роль фольклорных вставок в произведении. Сказания о немцах Поволжья. Творческая работа. Как немцы на Волгу попали  (жанр выбирают учащиеся).
 

Тема 12 Казахи (2 часа)
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои.
"Сказания об орлах", Легенда о Ер-Каптагае. Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. Возможно сочинение "О чём поёт ветер?" (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).

 

Тема 13 Украинцы (2 часа)
"Откуда есть пошла украинская земля?" Обычаи и быт малороссов. Обрядовая поэзия. "Иван-да-Марья". Творческая работа. Сочинение сказки.

 

Тема 14. Калмыки (2 часа)
Историческая справка. Интересные обычаи. Устройство дома. Этикет гостеприимства. Этикет семейной жизни. Национальный костюм. Национальная кухня. Календарно - праздничный цикл.
Легенды и предания калмыков. "Лотос", "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца".

Тема 15. Создание итогового проекта "Мы разные, но мы вместе - Россия" или подготовка фольклорного праздника. (3 часа)
Инсценирование сказок, представление национальных костюмов (элементов национальных костюмов), национальных блюд, конкурсы, викторины на знание сказок, пословиц, поговорок, отгадывание загадок и т. д.

Тема 16. Защита проектов или фольклорный праздник (2 часа)

Тема 17. Резерв (можно использовать на экскурсии) (4 часа)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

Статья "Соответствие содержания современного УМК по иностранному языку требованиям ФГОС, достижению предметных, метапредметных, личностных результатов на основе содержания используемых ФГОС"

В соответствии с государственным стандартом основного общего образования изучение иностранного языка в основной школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как ...

Обогащение содержания образования предмета «Технология» посредством использования ресурсов краеведения

Актуальность работыЯ далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя.., ...