Экскурсионная работа
статья по краеведению на тему
Обоснование педагогической необходимости и социальной значимости формирования национального самосознания средствами экскурсионно-краеведческой работы на основе использования информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursionnaya_rabota.rar | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКСКУРСИОННО – КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Шматько Наталья Николаевна МОУ СОШ №7 г. Сальска Аннотация: Обоснование педагогической необходимости и социальной значимости формирования национального самосознания средствами экскурсионно-краеведческой работы на основе использования информационных технологий.
«Увидеть и познать свой край
можно либо своими глазами, либо
с помощью книги»
М.В.Ломоносов
«Путешествие – один из
величайших факторов развития
культуры».
И.М. Гревс.
Проблемы национальной самоидентификации и национального самосознания приобретают важное значение в условиях глобализации и вестернизации современного российского общества. Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, уникальных и неповторимых достижений культуры, которые порождены историей данного этноса, его природной средой, геополитической спецификой, достижениями в различных областях духовной жизни. Поэтому, в последнее время одной из концептуальных идей развития образования является идея формирования национального самосознания. Под этим понимается следующее:
- необходимость изучения и знания своих традиций, истории, культуры;
- стимулирования творческой активности, желание внести свою лепту в развитие народа;
- воспитание гордости за принадлежность к определенной нации;
- самое главное: уважая себя, не забывай об уважении к другим нациям, стремись изучить их язык, историю, традиции.
Начавшееся в регионах России возрождение традиционной народной художественной культуры, способствующее воспитанию национального самосознания, рассматривается сегодня как государственная политика. Главной трудностью настоящего этапа является раздвоение целей образования: с одной стороны – необходимость формирования традиционных российских ценностей, национального самосознания; с другой – приобщение всей системы образования к западным либерально-демократическим ценностям, что связано с тенденцией к интеграции в мировую образовательную среду. Вторая цель с неизбежностью приводит к необходимости приспосабливаться к особенностям жизни, присущим западному обществу с его прагматизмом, рационализмом, замкнутостью на индивиде и его проблемах, с его ориентацией на сугубо интеллектуальные и материальные ценности – без должной заботы о ценностях духовных. Проникновение перечисленных выше тенденций в российскую действительность оказывает свое воздействие на многие проявления современной жизни, часто приводя к негативным явлениям, присущим «обществу потребления». Устойчивость же национальной общности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Восприятие опыта прошлых поколений и их достижений, бережное отношение к истории невозможно без наглядности, без «погружения» в историю, что с успехом может быть реализовано с помощью экскурсионно-краеведческой деятельности. В некоторых государствах Европы образовательные экскурсии учащихся успели войти в учебно-воспитательную систему: их рассматривают как образовательное и воспитательное средство, которым можно практически знакомить молодое поколение с жизнью, с нравами и обычаями, окружающими явлениями природы, развивать эстетические чувства, любовь к Родине и ее истории. Экскурсии по историческим местам - обязательный элемент школьной программы. В нашем регионе это положение приобретает особое звучание. Донской край, издавна являющийся многонациональным, представляет собой не часто встречающийся на территории РФ регион, в котором взаимодействуют культуры русского, армянского, грузинского, украинского, греческого и других народов. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010», в числе новых социальных требований, предъявляемых к системе образования, указывается: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности». В своей деятельности я также пытаюсь использовать экскурсионно-краеведческую работу как элемент образовательного процесса. Экскурсия, также, как и урок, требует тщательной подготовки. Прежде всего, это разработка проблемных заданий для учащихся с целью развития их познавательных интересов и исследовательской активности и перехода от пассивного созерцания к самостоятельной творческой деятельности. В соответствии с целями и задачами, а также особенностями экскурсионной группы, экскурсия может быть использована для реализации следующих учебных задач:
-воспитание чувства гордости, патриотизма, любви к своей малой Родине, к своему городу, краю, стране;
-расширение кругозора, вовлечение в культурно-историческую среду посещаемых мест, знакомство с их особенностями;
-воспитание коммуникативных умений, получение навыков и практики общения;
-формирование навыков исследовательской деятельности при написании работ и создании проектов;
Я заранее сообщаю учащимся о тематике и формах выполнения заданий, чтобы у ребят была возможность осознанно выбрать тему. Предварительное ознакомление с заданиями позволяет концентрировать внимание школьников на наиболее значимых моментах экскурсии.
В качестве примера можно привести краткое описание методической разработки экскурсии в станицу Старочеркасскую.
Цель: ознакомление, углубление и применение знаний по различным дисциплинам;
Задания учащимся: - по региональной истории (история казачества);
-по географии (природные условия, способствовавшие возникновению и закату Старочеркасска, как столицы донского казачества);
--по литературе (фольклорные традиции и праздники);
- по МХК (архитектура, декоративно-прикладное искусство, традиционная одежда);
Организация работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Формы отчетности: компьютерная презентация; фотоальбом; видеофильм; газета, в том числе электронная; создание наглядных пособий, например, разработка собственного экскурсионного маршрута с описаниями объектов и фотографиями и т.д.;
Защита проектов может производиться на заседаниях школьного научного общества, краеведческих конференциях ит.д. Интеграция методов экскурсионного краеведения и межпредметных проектов, соединенная с новейшими информационными технологиями, может стать одним из педагогически обоснованных и социально значимых методов формирования национального самосознания подрастающего поколения. Это один из лучших вариантов личностно-ориентированного обучения, способный помочь формированию мировоззрения учащихся;
Информация учебника начинает звучать по-новому, становится личностно-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью общей картины исторического процесса,
возрастает мотивация к изучению истории Отечества, учащиеся приобретают ценный опыт исследовательской работы, легко осваивают и запоминаются большие объемы учебного материала.
Современные компьютерные программы позволяют создавать графические и анимационные экранные образы с использованием выразительной линии, формы, объёма, цвета, движения, музыки, повествования. Они предоставляют ученикам возможность экспериментировать с различными вариантами изображений, синтезировать разнообразные виды визуальной информации. Процесс компьютерного моделирования, основанный на современных графических инструментах, повышает мотивацию учащихся, создаёт атмосферу творчества и позволяет взглянуть на мир глазами созидателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевой культуры учащихся в процессе экскурсионной работы.
Развитие речевой культуры учащихся - это одна из основных задач современной школы. Я развиваю речь учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. И в этом неоц...
Экскурсионная работа на современном этапе преподавания географии
В статье говорится о роли школьных экскурсий в преподавании такого предмета как география. Экскурсия является одним из важных средств поднятия качества учебной и воспитательной работы школы. "На...
Методические рекомендации по написанию курсовой работы по профессиональному модулю 5 «Предоставление экскурсионных услуг»
Данные методические указания помогут студентам выполнить курсовую работу, т.е. закрепить полученные теоретические знания и практические умения по профессиональному модулю 5 «Предоставление...
Обобщение опыта туристско-краеведческой и экскурсионной работы.
Туристско-краеведческая деятельность является одним из приоритетных направлений структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешколь...
Статья: Экскурсионная работа и использование аудиовизуальной информации как способы развития культурно-исторической эрудиции у школьников 5 — 11 классов. II Московские методические чтения "Фестиваль методических идей". 2014 г.
Текст выступления на II Московских методических чтениях "Фестиваль методических идей"...
План экскурсионной работы
План экскурсий для начальной и средней школы на год, Веключает т экскурсии по учебным предметам (согласовано с учебным планом) по месяцам....
«Я МОГ БЫ ГОРОД КАК КНИГУ ЧИТАТЬ»: МЕТОДИКА ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЪЕДИНЕНИИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Аннотация. В статье представлен авторский подход к преподаванию учащимся методики экскурсионной работы.Ключевые слова: показ на экскурсии, тематические и обзорные экскурсии, критерии отбора содержания...