Литературно-музыкальная композиция "Нет поэзии без науки"
материал по краеведению (10 класс) по теме
Данная литературно-музыкальная композиция рассказывет о дружбе известного учёного-слависта И.И.Срезневского и поэтов А.Майкова и Я Полонского.
В ней звучат стихотворения этих поэтов и музыка, которую любили слушать в семье Срезневских.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
net_poezii_bez_nauki....doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция
«Нет поэзии без науки...»
О литературном содружестве Я.П. Полонского, А.Н. Майкова и И. И. Срезневского.
Звучит фортепианная «Прелюдия» ми бемоль мажор С.Рахманинова.
1 чтец В начале девятнадцатого века
В российском небе вспыхнула звезда -
Всевышний подарил нам человека,
Чьё имя будет в памяти всегда.
Ведущий1. Эти строки шиловской поэтессы Людмилы Гавриловны Балыгиной посвящены выдающемуся русскому академику, слависту, крупнейшему знатоку старославянской письменности, педагогу, археологу, путешественнику и этнографу Измаилу Ивановичу Срезневскому.
Ведущий 2. Да, Необычайно широк был диапазон научной деятельности Измаила Ивановича Срезневского. Академик создал около 800 научных работ. Не говоря уже о том, что имя его стало символом единения славянских народов, когда упрочение позиций русского языка и культуры в современном мире стало вопросом государственной важности. Именно поэтому И.И.Срезневский и сегодня является ярким примером беззаветного служения национальным идеалам. Он поистине живительный источник глубокой любви к Родине, её языку и культуре.
Ведущий1. Но Упаси вас Бог представить Измаила Ивановича чисто кабинетным учёным, зарывшимся от жизни в ископаемые рукописи. A какие знаменитые фамилии России стремились поддерживать дружественные связи с бывшим крестьянким родом Срезневских?!
Семья Цветаевых, семья Поленовых, семья Полонских, семья Толстых, семья Горенко. Эта дружба прошла не через одно поколение. От отца Ивана Евсеевича досталась сыну Измаилу,от сына — внукам и внучкам, от внуков — правнукам.
Звучит «Песня цыганки» на стихи В.Я Полонского.
Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Ночь пройдет – и спозаранок
В степь, далёко, милый мой,
Я уйду с толпой цыганок
За кибиткой кочевой.
На прощанье шаль с каймою
Ты на мне узлом стяни:
Как концы ее, с тобою
Мы сходились в эти дни.
Кто-то мне судьбу предскажет?
Кто-то завтра, сокол мой,
На груди моей развяжет
Узел, стянутый тобой?
Вспоминай, коли другая,
Друга милого любя,
Будет песни петь, играя
На коленях у тебя!
Мой костер в тумане светит;
Искры гаснут на лету…
Ночью нас никто не встретит;
Мы простимся на мосту.
Ведущий 2 При всей занятости научными трудами И.И. Срезневский всегда интересовался литературой, много читал, любил поэзию, признавал силу её «задушевной правды» В его доме часто бывали писатели и поэты, литературоведы и критики. Интересными были дружеские отношения учёного с петербургским поэтом Яковом Петровичем Полонским, уроженцем г. Рязани. А романс «Песня цыганки», написанный на его стихи, был одним из самых любимых в семье Срезневских.
Звучит романс Глинки «Жаворонок»
2 чтец.
Пахнет полем воздух чистый...
В безмятежной тишине,
Песни птички голосистой
Раздаются в вышине .
Есть у ней своя подруга,
Есть у ней приют ночной,
Средь некошенного луга,
Под росистою травой.
В небесах, но не для неба,
Вся полна живых забот,
Для земли, не ради хлеба,
Птичка весело поет.
Внемля ей, невольно стыдно
И досадно, что порой
Сердцу гордому завидна
Доля птички полевой!
Ведущий1 Дом Срезневских по субботам являл собой союз науки и искусств, где часто звучали стихи Я.Полонского и романсы на его произведения.
Звучит романс «Вчера мы встретились».
Вчера мы встретились; - она остановилась - Я также - мы в глаза друг другу посмотрели. О боже, как она с тех пор переменилась; В глазах потух огонь, и щеки побледнели. И долго на нее глядел я молча строго -
Мне руку протянув, бедняжка улыбнулась; Я говорить хотел - она же ради бога Велела мне молчать, и тут же отвернулась, И брови сдвинула, и выдернула руку, И молвила: "Прощайте, до свиданья", А я хотел сказать: "На вечную разлуку Прощай, погибшее, но милое созданье". Ведущий 2 «Субботы Срезневского», в которых звучало прекрасное русское слово, были наполнены идеалами, нравственными помыслами, объединяли людей науки и искусства и побуждали к творчеству в необыкновенно плодотворный век. Недаром Н.А.Добролюбов говорил : «Блажен, Срезневского суббот не посещавший...» 3 чтец Век девятнадцатый — мятежный, строгий век — |
Ведущий1 Среди друзей И.И.Срезневского выделялся Апполон Николаевич Майков. С Майковым Срезневского сближали общность взглядов, одинаково чистая любовь к поэзии.
Старшая дочь Измаила Ивановича Ольга Измайловна Срезневская вспоминала : « Майков нашёл в Измаиле Ивановиче сочувствующего и вместе с тем строго ценителя, внимательного и вдумчивого советника. Он стал иногда прочитывать ему свои произведения, прежде чем отдавать из в печать и принимал во внимание его замечания; случалось, что делал и значительные исправления по его указаниям.»
Ведущий 2 В архиве Измаила Ивановича сохранилось несколько относящихся к тому времени писем и корректурных листов с поправками его и Майкова.
Звучит «Скерцо» Ф.Шопена
Чтец 4
Вдохновенье - дуновенье
Духа Божья!.. Пронеслось -
И бессмертного творенья
Семя бросило в хаос.
Вмиг поэт душой воспрянет
И подхватит на лету,
Отольет и отчеканит
В медном образе - мечту!
Ведущий1 «Неоцененнейший мой Измаил Иванович!.. О, как я счастлив, что получил от Вас Ваше письмо. Жаль, что у вас мало времени, или что мы не в разных городах живём, писал Майков Срезневскому,- совестно получать от вас такие длинные письма, ну добро бы в другм городе, это в порядке вещей. А то ведь украл у вас время!...Спешу письменно поблаодарить вас. Утверждающей фразой заканчивалось письмо поэта: «нет поэзии без науки».
Звучит русская народная песня «Не одна во поле дороженька»
Чтец 5
Кругом царила жизнь и радость,
И ветер нес ржаных полей
Благоухание и сладость
Волною мягкою своей.
Но вот, как бы в испуге, тени
Бегут по золотым хлебам;
Промчался вихрь - пять-шесть мгновений
И, встречу солнечным лучам,
Встают с серебряным карнизом
Чрез всё полнеба ворота,
И там, за занавесом сизым,
Сквозит и блеск и темнота.
Вдруг словно скатерть парчевую
Поспешно сдернул кто с полей,
И тьма за ней в погоню злую,
И все свирепей и быстрей.
Уж расплылись давно колонны,
Исчез серебряный карниз,
И гул пошел неугомонный,
И огнь и воды полились...
Где царство солнца и лазури!
Где блеск полей, где мир долин!
Но прелесть есть и в шуме бури,
И в пляске ледяных градин!
Их нахватать - нужна отвага!
И - вон как дети в удальце
Ее честят! как вся ватага
Визжит и скачет на крыльце!
Ведущий 2 Советы Измаила Ивановича Срезневского , которые он давал А. Майкову Всегда оказывались востребованными: то в подборе слов и выражений , то в содержательном плане (особенно это касалось стихотворного перевода майкова «Слово о полку Игореве») Как учёный, глубоко знавший историю по памятникам письменности,Срезневский своими энциклопедическими знаниями был грамотным консультантом.
Звучит русская народная песня на гуслях.
Чтец 6
Не начать ли нашу песнь, о братья,
Со сказаний о старинных бранях, -
Песнь о храброй Игоревой рати
И о нем, о сыне Святославле!
И воспеть их, как поется ныне,
Не гоняясь мыслью за Бояном!
Песнь слагая, он, бывало, вещий,
Быстрой векшей по лесу носился,
Серым волком в чистом поле рыскал,
Что орел, ширял под облаками!
Как воспомнит брани стародавни,
Да на стаю лебедей и пустит
Десять быстрых соколов вдогонку;
И какую первую настигнет,
Для него и песню пой та лебедь, -
Песню пой о старом Ярославе ль,
О Мстиславе ль, что в бою зарезал,
Поборов, касожского Редедю,
Аль о славном о Романе Красном...
Но не десять соколов то было
Десять он перстов пускал на струны,
И князьям, под вещими перстами,
Сами струны славу рокотали!
Ведущий1 Измаил Иванович Срезневский прожил 67 лет — не столь долгую, но очень яркую жизнь, насыщенную разносторонними интересами, увлечениям, событиями. Егоприродная одарённость, воспитанность, усердие в трудах и любовь к научным знаниям нашли выражение в его трудах, которые принесли ему мировую славу. Его наследие — неистощимый кладезь идей, духовный родник подлинных живых мыслей и наблюдений. В этом мы видим огромную заслугу И.И.Срезневского.
Ведущий2 В пору великого двенадцатого года,
Когда Россия знать себя дала врагам,
Родился гражданин средь русского народа
Отчизне в честь и на отраду нам.
И, торжествуя праздник Измаила,
Мы за него не ведаем тревог,
И верим, что его не оскудеет сила
И что во всём его устроит Бог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Литературно- музыкальная композиция для учащихся 6 класса "Родная природа в поэзии ХХ века"
Урок литературы....
Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»
Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»( по лирике поэтов ХХ века С.Есенина и Н.Рубцова)....
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Сценарий литературно-музыкальной композиции по поэзии А.Бахтинова "Журавлиное сердце"
Сценарий разработан для учащихся старших классов. Мероприятие посвящено знакомству с творчеством поэта с.Труновского Ставропольского края....
Урок в форме литературно-музыкального салона по поэзии Серебряного века. 11 класс
Цели: Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.Пробудить интерес к творчеству поэтов Сере...
« От романтики до... прозрения (Урок внеклассного чтения в форме литературно-музыкальной композиции) Посвящен поэзии XX столетья:„серебряный век” русской литературы/
Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому в этом сценарии некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образов...