Урок в форме литературно-музыкального салона по поэзии Серебряного века. 11 класс
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Цели:
- Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
- Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.
- Пробудить интерес к творчеству поэтов Серебряного века.
- Развивать интерес к литературе как к предмету и виду искусства.
- Развивать чувство прекрасного, воображение, фантазию в процессе инсценирования, выразительного чтения и музыкального исполнения стихотворений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_salona_serebryanyy_vek.doc | 65.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в форме литературно-музыкального салона по поэзии Серебряного века. 11 класс
Шиманская Анна Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №122 Центрального района Санкт-Петербурга
Цели:
- Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.
- Расширить представление обучающихся о творчестве поэтов Серебряного века.
- Пробудить интерес к творчеству поэтов Серебряного века.
- Развивать интерес к литературе как к предмету и виду искусства.
- Развивать чувство прекрасного, воображение, фантазию в процессе инсценирования, выразительного чтения и музыкального исполнения стихотворений.
Вид урока: литературно-музыкальный салон
Оборудование: портреты и редкие фотографии поэтов Серебряного века на стенах; столы, расставленные как в кафе; плакат над входом; африканский барабан, фортепиано, скрипка, пандури; самодельные колпаки; проектор.
Под звук африканского барабана гости салона занимают свободные места за столиками и за ними. Над входом висит плакат «Все между собой считаются знакомы».
Хозяйка салона 1: Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашем литературно-музыкальном салоне любителей и, что тут скрывать, обожателей поэзии Серебряного века.
Хозяйка салона 2: Сегодня мы собрали вас в кафе с весьма странным названием - «Подвал бродячей собаки». И это неслучайно! Ведь именно здесь собирались самые яркие представители искусства Серебряного века.
Хозяйка салона 1: 106 лет назад, 13 ноября 1911 года, организатор зрелищных мероприятий Борис Пронин арендовал бывший винный погреб на Михайловской площади. Так началась история «Бродячей собаки» — заведения, которое вскоре станет главным символом Серебряного века.
Хозяйка салона 2: Сегодня здесь прозвучат стихи и романсы на стихи поэтов Серебряного века. Правда, не все авторы были завсегдатаями или даже случайными посетителями «Бродячей собаки». По разным, конечно, причинам.
Хозяйка салона 1: Однако это не мешает нам любить их творчество и вдохновляться их бессмертными произведениями!
Чтение стихотворения Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» под аккомпанемент африканского барабана.
Столик №1: С детства один из создателей литературного направления акмеизм Николай Гумилев предпочитал шумному обществу сверстников уединение. Ребенок любил возиться с домашними животными.
Столик №1: На протяжении всей жизни поэт определял свой внутренний возраст как 13 лет, а возраст своей первой жены Анны Ахматовой – как 15.
Столик №1: Гумилёв предпочитал «не болеть», если это мешало его жизненным планам. Накануне отъезда в свою последнюю африканскую экспедицию Гумилев находился в крайне тяжелом состоянии. Врачи подозревали, что у него тиф. На следующий день дома Николая не обнаружили. Встав рано утром, поэт собрался и уехал в Африку.
Чтение стихотворения Н. Гумилёва «Я в лес бежал из городов»
Столик №1: Гумилев отличался доблестью и храбростью в сражениях, за что его наградили Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени. К тому же присвоили звание ефрейтора. Он очень любил свою страну, поэтому сражаться за нее для поэта было в радость.
Столик №1: Поэт всегда имел завидное самообладание. Говорят, что перед расстрелом в 1921 он попросил у чекистов выкурить папиросу. Благодаря своей выдержке, он спокойно стоял и дымил, при этом на его лице не дрогнул ни один мускул, чего нельзя было сказать о других арестантах.
Чтение стихотворения Н. Гумилёва «Жираф»
Чтение стихотворения Н. Гумилёва «Капитаны»
Хозяйка салона 1: Почему арт-кафе получило такое странное название «Бродячая собака», спросите вы? И причём тут какая-то несчастная собачка, возможно, возмутитесь вы?
Хозяйка салон 2: А вот почему! По воспоминаниям, даже такое странное название для блестящего клуба художественной интеллигенции возникло случайно. Ища место для будущего кафе А.Толстой, Н.Евреинов, Б.Пронин заглядывали во все подворотни Невского, и Толстой вдруг сказал: «А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?.. — Вы нашли название нашей затее, — воскликнул Н.Н. Евреинов. — Пусть этот подвал называется «Бродячая собака!»
Хозяйка салона 1: Название символизирует бесприютность и потерянность в жизни приверженцев кафе, которые пытались, создавая себе тёплое пристанище, подчинив всё его существование культу самой атмосферы искусства артистизма, противостоять дисгармонии действительности.
Хозяйка салона 2: В укромном убежище исчезало напряжение, возникало чувство безопасности и покоя. В тесном подвальчике рождалось совершенно новое ощущение – свободы и тесной братской связанности. Именно поэтому над входом висел плакат: «Все между собой считаются знакомы».
Исполнение романса на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мною…» под аккомпанемент фортепиано.
Чтение стихотворение М. Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…»
Хозяйка салона 1: Открытие «Бродячей Собаки» стало заметным событием в жизни Петербурга. Вначале заседания проходили по средам и пятницам, позже - четыре – пять раз в неделю, а то и каждую ночь.
Хозяйка салона 2: Внутри «Бродячей собаки» - обстановка самая сюрреалистическая. Зашедший корреспондент «Биржевых ведомостей» недоуменно описывал интерьер подвала: «Пестрые, как юбка татарки, стены, потолки и занавес действуют на психику, как кумач на быка. Получается какое-то общее раздраженное повышенное настроение…»
Хозяйка салона 1: Под стать была и публика: актеры зачастую приезжали сюда после спектаклей, не переодеваясь и не разгримировываясь - и при этом не слишком выделялись в причудливой толпе. Приход нового гостя возвещали в зале ударом в большой турецкий барабан: иногда эту обязанность выполнял юный Маяковский, по воспоминаниям Б. Лившица, «возлежавший на барабане в позе раненого гладиатора». Выглядел он, согласно Лившицу, довольно эффектно: «Со львиной застежкой на груди, в широкополой черной шляпе, надвинутой на самые брови, он казался членом сицилианской мафии. Его размашистые, аффектированные движения были традиционны для всех оперных злодеев, а волевое выражение челюсти не ослабляло даже отсутствие передних зубов».
Чтение стихотворения В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» под аккомпанемент скрипки.
Чтение отрывка из поэмы «Облако в штанах»
Исполнение песни на стихи В. Маяковского «Лиличка» (на экране отрывок из фильма «Барышня и хулиган»)
Чтение стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»
Хозяйка салона 2: «Бродячая собака» стала этаким творческим Ноевым ковчегом: в ней собирались представители разных литературных направлений , состоявшиеся поэты и художники, молодняк в творческом поиске. В низкий подвальчик, рассчитанный максимум на 40 человек, набивалось и 60, и 100.
Хозяйка салона 1: По количеству обычаев и традиций подвал, по воспоминаниям Б. Лившица, «перещеголял бы британский парламент». Обитатели «Собаки» всячески подчеркивали ее статус «государства в государстве»: у кафе были правительство, герб, несколько гимнов, ордена, знаки отличия и даже собственная гербовая бумага.
Чтение стихотворения А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить»
Столик № 2: Анна Ахматова росла в необычной семье. В доме почти не было книг, хотя ее мать знала наизусть многие стихотворения Державина и Некрасова. Несмотря на то, что маленькая Анна мало читала, все домашние были уверены, что она непременно станет поэтессой.
Столик № 2: Своё первое стихотворение Анна сочинила в 11 лет. Перечитав его "на свежую голову", девочка поняла, что ей нужно совершенствовать свое искусство стихосложения. Чем и стала активно заниматься.
Чтение стихотворения А. Ахматовой «Смятение»
Столик № 2: Последний раз при жизни Ахматовой ее сборник публиковался в 1925 году. Потом НКВД дал негласный запрет на ее творчество, так как посчитал ее стихи «провокационными и антикоммунистическими». Ахматову исключили из Союза писателей, тем самым фактически обрекли на прозябание в нищете. Талантливая поэтесса была вынуждена долгие годы заниматься переводами.
Столик № 2: Когда сына Ахматовой, Льва Гумилева, арестовали, она вместе с другими матерями ходила к печально известной петербургской тюрьме "Кресты". Одна из женщин спросила, сможет ли она ЭТО описать. После этого Анна Андреевна начала писать великую поэму "Реквием".
Столик № 2: Анна Ахматова пережила две Мировые войны и репрессии в отношении своих родных и близких, не потеряв чувства собственного достоинства...
Чтение стихотворения А. Ахматовой «У самого моря»
Чтение стихотворения А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»
Хозяин салона 2: Каждую ночь в кабаре происходило что-то новое: литературные игры и мистификации, чтения новых произведений и поэтические дуэли, танцы и сценические миниатюры, скетчи и пьески, диспуты и научные доклады. Мероприятия делились на «объявленные» и «необъявленные»: последние состояли из экспромтов и импровизаций, первые же предполагали подготовку.
Хозяйка салона 1: «В особые, или «необыкновенные», субботы или среды гостям предлагалось надевать на головы бумажные колпаки, которые им вручали на пороге подвала, - вспоминал Лившиц, - и прославленные адвокаты или известные всей России члены Государственной думы безропотно подчинялись этому требованию».
Участники салона достают из-под стола бумажные колпаки и надевают на голову, раздают колпаки гостям.
В это время звучит музыкальная композиция «Милый, не дрогнет твоя рука…»
Хозяин салона 2: Бурная художественная жизнь была лишь одной стороной жизни подвала. Другой, не менее, а может быть и более важной, была духовная свобода, раскрепощение личности, которые не могли не остаться в памяти тех, кто посещал «Бродячую собаку». Здесь были написаны и прочитаны многие замечательные строки Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Велимира Хлебникова и Игоря Северянина.
Чтение стихотворения С. Есенина «Жизнь – обман с чарующей тоскою…»
Столик № 3: Без преувеличений можно сказать, что Есенин – один из любимейших авторов серебряного века.
Столик № 3: В аттестате у Сергея Есенина были одни четверки – только по пению и богословию стояли пятерки. Большое значение имела тогда графа «поведение». Ставить ниже пятерки было нельзя. По воспоминаниям учителей, Есенин отличался плохим поведением во время занятий, поэтому он был единственным, кто получил пять с двумя минусами.
Чтение стихотворения С. Есенина «Письмо к женщине»
Столик № 3: Еще в подростковом возрасте Есенин твердо решил, что станет поэтом. Первое стихотворение он написал, когда ему было 8 лет.
Столик № 3: Идейным литературным оппонентом Есенина был, конечно, Маяковский, яркий представитель литературного направления футуризм. Поэты могли публично принижать творчество друг друга, однако каждый из них был высокого мнения о таланте другого.
Исполнение романса на стихи Есенина «Заметался пожар голубой» под аккомпанемент пандури.
Хозяйка салона 1: Поэт Георгий Иванов, один из постоянных посетителей «Собаки», описывает типичную ночь в кабаре так: «К утру сводчатые комнаты „Собаки», становились чуть волшебными, чуть „из Гофмана». На эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка или рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви. Маяковский обыгрывает кого-то в орлянку. За столом идет упражнение в писании шуточных стихов.
Хозяин салона 2: Предлагается наконец нечто совсем новое: каждый должен сочинить стихотворение, в каждой строке которого должно быть сочетание слогов „жора“. Время иссякло, все по очереди читают свои шедевры: „Свежо рано утром. Проснулся я наг. Уж орангутанг завозился в передней…“ Под аплодисменты ведут автора, чья „жора“ признана лучшей, записывать ее в „Свиную книгу“ - фолиант в квадратный аршин величиной. Здесь всё: стихи, рисунки, жалобы, объяснения в любви…» Эта книга была утеряна в годы революции.
Чтение стихотворения А. Блока «Когда ты загнан и забит»
Чтение стихотворения А. Блока «О я хочу безумно жить»
Исполнение романса на стихи А. Блока «Девушка пела в церковном хоре»
Хозяйка салона 1: Жаль, что прочесть все это уже не удастся: так называемая «Свиная книга» была утеряна в революционные годы.
Хозяйка салона 2: Да, очень жаль, что мы не сможем прочесть, написанное сто лет назад прекрасными посетителями «Бродячей собаки», но никто нам не помешает сегодня возобновить ту замечательную традицию и оставить свою запись в нашей книге после того, как сегодняшний салон закроется.
Хозяйка салона 1: Кто знает, может и эта книга когда-нибудь войдёт в историю.
Чтение стихотворения В. Брюсова «Мыши»
Чтение стихотворения В. Брюсова «Буря с моря»
Хозяйка салона 2: Изначально «Собака» создавалась как заведение «для своих», которое «будет открыто для действительных членов и их гостей, входящих исключительно по рекомендациям действительных членов». Для всех прочих даже напечатали бланки с вежливым, но оттого не менее обидным отказом: «Милостивый государь! „Бродячая собака“ не считает возможным Вас принять».
Хозяйка салона 1: Но так как денег у «своих», как правило, не хватало, а клуб надо было содержать, вскоре правлению «Собаки» пришлось несколько поступиться идеалами.
Хозяйка салона 2: Допущенных в кабаре посторонних вне зависимости от рода занятий называли «фармацевтами»: в это слово завсегдатаи «Собаки» вкладывали все презрение к далеким от искусства, но зато гораздо более обеспеченным согражданам.
Чтение стихотворения З. Гиппиус «Снежные хлопья»
Хозяйка салона 1: Несмотря на откровенное презрение со стороны богемы и гигантскую стоимость входного билета для «фармацевтов» (в иные вечера она доходила до 25 рублей - для сравнения, жалованье рабочего тогда составляло около 20 рублей в месяц, учителя начальной школы - от 25 рублей, а фельдшера земской больницы - 37 рублей), буржуа вставали в очередь, чтобы попасть в скандально известный подвал, а попав, еще и оплачивали счета завсегдатаев.
Хозяйка салона 2: Некоторых «фармацевтов», обеспечивавших заведению особенно крупные финансовые вливания (например, на организацию постановок), милостиво переводили в разряд «меценатов», что давало им право на бесплатный вход.
Чтение стихотворения О. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков»
Чтение стихотворения О. Мандельштама «Ленинград»
Хозяйка салона 1: Но к сожалению, арт-кафе просуществовало недолго.
Хозяйка салона 2: Разразившаяся в 1914 году мировая война, как писал Борис Лившиц, сдула «румяна со щёк завсегдатаев Бродячей собаки». В 1915 году по распоряжению градоначальника подвал «Бродячая Собака» был закрыт.
Хозяйка салона 1:
Да, я любила их, те сборища ночные;
На маленьком столе стаканы ледяные,
Над чёрным кофием пахучий, тонкий пар,
Камина красного тяжёлый, зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки,
И друга первый взгляд беспомощный и жуткий. (А. Ахматова)
Хозяйка салона 2: Вновь кафе «Бродячая собака» на историческом месте (на углу Итальянской улицы и площади Искусств) было открыто лишь в 2001 году на волне интереса к дореволюционной истории и Серебряному веку. Работает оно и по сей день.
Чтение стихотворения Б. Пастернака «Гамлет»
Хозяйка салона 1: Спасибо, дорогие гости! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе по теме "Поэзия серебряного века" с использованием ИКТ.
Поэзия «серебряного века» (считается, что это наименование было впервые предложено известным русским философом Н. Бердяевым) – выдающийся феномен в истории русской литературы. На протяжении каки...
Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.
Конспект урока или внеклассного мероприятия по творчеству М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Маяковского и Н.Гумилёва. Действие происходит в кафе "Бродячая собака"....
« От романтики до... прозрения (Урок внеклассного чтения в форме литературно-музыкальной композиции) Посвящен поэзии XX столетья:„серебряный век” русской литературы/
Школьная программа не даёт возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому в этом сценарии некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образов...
Урок в форме литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"
Методическая разработка урока в форме литературно-музыкальной композиции для обучающихся 5-9 классов...
Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)
Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...