Целинные земли
книга (краеведение, 7 класс) по теме

Ашанина Светлана Юрьевна

Презентация к 55 летию осваения целины

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Celinnye_zemli.ppt2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. А. Сухомлинский писал, что из сотни тысяч слов в нашем языке на первое место он бы поставил: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство.

Слайд 3

.,

Слайд 5

В истории нашей страны немало крупномасштабных проектов, на реализацию которых были брошены огромные людские и материально-технические ресурсы. Один из них — послевоенное освоение целинных земель в Казахстане, Сибири, на Урале, в Поволжье и других районах страны. В 50-е годы по призыву партии 1,5 млн. молодых людей отправились распахивать девственные степи, строить рабочие поселки и города

Слайд 7

На огромных территориях восточных районов страны в то время не было даже населенных пунктов. Освоение целины начиналось с брезентовых палаток и вагончиков посреди бескрайних степей.

Слайд 8

Целинный быт оказался не таким, как они представляли в пути. В первый же день их, уставших с дороги, отправили в степь, в тракторную бригаду. Жить определили в небольшой вагончик. Внутри — двухэтажные нары, радиоприемник и душевая кабина. Стало ясно: условия суровые, ссориться нельзя, надо держаться вместе. Русских среди них было мало, в основном казахи. Но общий язык с ними нашли легко. Проблема оказалась в другом: к утру в вагончике их трясло от холода. Чтобы согреться, нужно было кому-то вставать среди ночи и топить печку.

Слайд 9

15 апреля 1955г. по комсомольской путевке Валентин Чернышев с группой таких же 18-19-летних парней приехал в совхоз Озерский Саратовской области, что на границе с Казахстаном

Слайд 10

Уставали за день, конечно, сильно. Наработаемся, бывало, а спать не хочется. Включим приемник и лежим разговариваем. Впереди столько трудностей, неустроенный быт — а нам хоть бы что! В молодые годы это переносится как-то иначе, легче. Досуга у нас практически никакого, радовались только уборке хлеба. Когда в бункер комбайна потоком сыпалось золотое зерно, такая радость охватывала. Вот он, результат твоего труда, — хлеб! «Орденом Трудового Красного Знамени награжден ЧЕРНЫШЕВ Валентин Евдокимович».

Слайд 11

В первое время играла кровь: новое место, новые трактора, все новое! Они, молодые, сами строят новую жизнь! Но вскоре поняли: лихачить нельзя. Кругом солончаки: чуть что и трактор оказывался врытым в землю. Чтобы вызволить его из плена, приходилось вызывать другие машины.

Слайд 13

В начале 50-х страна еще не оправилась от тяжелейших последствий войны. Производство зерна не достигло уровня 1940г. Поэтому вопрос стоял предельно остро: нужно было срочно наращивать сбор зерна для продовольственных целей и для развития кормовой базы животноводства. Рассматривая целинную эпопею с позиций сегодняшнего дня, можно спорить о том, насколько оправданным был тот шаг. Ведь прокормить страну, потерявшую за время войны более 30 млн. граждан, было дешевле и эффективнее, восстанавливая земледелие в привычных регионах: на Кубани и Украине, в Черноземье. Можно было взять курс на интенсификацию сельского хозяйства в традиционных зонах. Но тут возникали проблемы: где взять ресурсы? Как без удобрений поднять пашни, оскудевшие за годы войны? И как без средств проводить мелиорацию земель? Потому было решено использовать естественное плодородие целинных и залежных земель в Казахстане, Сибири, на Урале.

Слайд 14

Медаль «За освоение целинных земель» учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1956 года . Автор проекта медали — художник Н. Н. Филиппов.

Слайд 15

Медаль «За освоение целинных земель» изготавливается из цветного металла и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне медали изображен самоходный комбайн во время уборки урожая и на горизонте поля элеватор , внизу медали в три строки надпись «За освоение целинных земель». На оборотной стороне медали изображены: внизу серп и молот с расходящимися от них солнечными лучами, вверху пятиугольная звездочка, с левой стороны пшеничный колос и с правой стороны кукурузные початки. Все надписи и изображения на медали выпуклые. Края медали с лицевой и оборотной стороны окаймлены выпуклым бортиком. Для прикрепления к одежде медали служит пятиугольная колодка. Колодка представляет собой пятиугольную пластину, обращенную одним углом вниз. Пластина имеет в нижнем углу фигурный вырез для прикрепления медали к колодке. На оборотной стороне пластины приспособление в виде булавки для прикрепления колодки к одежде. Колодка покрыта шёлковой муаровой лентой шириной 24 мм. Лента тёмно-зелёного цвета с двумя продольными жёлтыми полосками по краям. Ширина полосок по 3 мм каждая.

Слайд 17

Думаю, каждому поколению история дает возможность проявить себя. Молодежь, которая в 50-е годы поехала на целину, возможно, и не думала о том, что совершает подвиг. Осознание масштабности своего труда пришло позже. А тогда, в 1954–1960гг., молодые люди трудились самоотверженно, создавая базу для производства большого хлеба. Сейчас перед страной стоит не менее важная задача, чем в 50-е годы. Нам нужно максимально обеспечить страну собственным продовольствием, активизировать государственную политику по социальному переустройству села, выработать стратегию устойчивого развития сельских территорий. По своей масштабности эта работа сродни целинной эпопее. Образно говоря, это целина нашего времени. И поднимать ее, как 50 лет назад, нужно всей страной. Тогда у России будет достойное будущее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобоазительно-выразительные функции фразеологии в творчестве М.Шолохова.( по роману "Поднятая целина"

Квалификационная исследовательская работа: "Фразеология в творчестве М.Шолохова ( по роману "Поднятая целина)"....

анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"

Рассказ «Федотка», представляющий собой отрывок из романа «Поднятая целина» состоит из нескольких эпизодов, связанных одними и теми же персонажами и единой событий...

Контрольные вопросы на знание романа М.Шолохова "Поднятая целина"

Данные вопросы направлены на выявление знания текста романа....

поднятие целины

раскрывает причины ипоследствия освоения целинных земель в Казахстане...

Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина») Материал подготовки воркшопа для учащихся 5-х классов

Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина»). Материал подготовки воркшопа  для учащихся 5-х классов...

Исследовательская работа Целинная земля

Работа выполнена учительницей биологии. Можно использовать на уроказ краеведения....