поднятие целины
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
раскрывает причины ипоследствия освоения целинных земель в Казахстане
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_no1_podnyatie_tseliny.docx | 24.61 КБ |
tselina.pptx | 488.25 КБ |
bakytbekova_elnaz.docx | 10.35 КБ |
istoricheskiy_dokument.docx | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата – 8.04.2013 г | № урока 1 | |
Тема: Поднятие целины. | ||
Ссылка: Госстандарт 2010 г, календарно-тематические планы | ||
Цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о процессе освоения целинных и залежных земель в Казахстане. | ||
Задачи: - Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. - Сформировать знания о процессе поднятия целинных и залежных земель, условия, которые вызвали данный процесс, итоги. - Прививать интерес к героическому прошлому страны, воспитывать чувство уважительного отношения к людям труда. | ||
Результаты учебной деятельности: Учащиеся узнают о процессе освоения целинных земель в Казахстане, выделяют положительные и отрицательные моменты в поднятии целины, как повлияло освоение целины на духовную жизнь казахов, узнают о героях первоцелинниках родного села. | ||
| ||
Оборудование: 1.ИКТ - Презентация, включающая в себя иллюстративный материал 2.Учебник Рассказы по истории Казахстана 3.Физическая карта Казахстана 4. Буклеты о первоцелинниках села с.Каракол | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационно – психологический момент | Прижмите ладошки друг друга. Передайте тепло друг другу. Посмотрите в глаза друг другу и мысленно пожелайте добра и успеха. | Круг добра и радости – встают в пары, выполняют позитивные установки. |
| Рассказ : - Страна была ослаблена и необходимо было решить проблемы, возникшие в сельском хозяйстве. | слушают |
2.1 Мозговой штурм- Информационный блок: анализ цитаты на слайде №1: «Освоение целины – это грандиозный социально- экономический проект 20 века, аналогов которому в мировой истории не было»Н.А.Назарбаев | - прочитав высказывание , определите -Какое слово является ключевым? Наблюдение, консультирование | Читают, делают вывод, называют тему, выводят цели |
2.2.Мотивационный блок | В ходе урока ответить на вопрос «В результате политики СССР по решению проблем в С/Х каких последствий было больше: негативных или позитивных?» | |
2.3. Целеполагание | №2- вопрос: Что такое целина? - Стр 165, пар 53/ текст учебника/- вывод | - составляют кластер на листе а-4-«целина» Работа в парах Читают, делают вывод Записывают определение в тетрадь |
2.4 | Рассказ: В послевоенное время очень тяжелые годы для с/х:- низкая культура растениеводства; - нехватка техники; -грубые ошибки в организации с/х - дефицит продовольствия- засуха 1946 г 1946–1950 Поднятие сельского хозяйства Освоение целины — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954–1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.- это послевоенная политика страны, когда встал вопрос о том, как вдоволь накормить страну хлебом | Слушают, выделяют ключевые моменты темы |
Слайд 5 найдите в тексте параграфа даты – с какими событиями они связаны? запишите их в тетрадь. | Читают,записывают в тетрадь | |
2.5- Работа с - анимационной картой- регионы освоения целинных земель | Показ по карте регионы освоения целинных и залежных земель в Казахстане | Записывают в тетради |
3. Валеопауза -музыка Родонина «Едут новоселы» в исполнении Н.Кадышевой | Выполняют танцевальные движения | |
4.Этап реализации | За первые 3 года в Казахстан приехало 650 тысяч людей из Молдавии, Украины, Белоруссии. Им предоставлялись хорошие условия. Вопрос – Какие условия, найдите ответ в тексте,используя ИКТ – презентацию / слайды № 6, 7,8,9/, ресурсы | Отвечают:Освобождались от налогов на 2–2,5 года, кредиты в размере 10 тыс. рублей на строительство дома, 10 тыс рублей на для покупки скота, главе семьи — 500, каждому члену семьи — 150–200 рублей. |
4.1.Работа с историческим документом- | Слайд № 10 – таблица, работа с пометками на полях текста Найдите в историческом документе и отметьте на полях положительные и отрицательные стороны освоения целинных земель. | Анализируют, отмечают, обсуждают в парах и меняя состав пар, обсуждают в другой паре и добавляют информацию. |
4.2. Выступление с сообщением по опережающему заданию Атаханова Аяулым- мини- проект о земляках первоцелинниках |
| Слушают, записывают в тетрадях |
4.3. проблемное задание | Какой вывод вы можете сделать по проблемному заданию? | Отвечают, делают вывод: больше положительных или отрицательных сторон в освоении целины? |
5.Рефлексия –слайд № 10 | Рефлексируют, Высказывают свое отношение к уроку | |
6. Итоги урока, оценивание | Наблюдение, консультирование | |
7. домашнее задание | - параграф 52, вопросы к теме -« Что такое целина» - эссе | Записывают в дневник |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Освоение целины в Казахстане
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане
Целина – земли, покрытые естественной растительно-стью , которые веками не распаханы
Начало освоения целинных земель: 1946-1950 гг - 1954 г- * освоение целины - комплекс мероприятий по ликвидации отставания с/ х и увеличение производства зерна в СССР; в 1954- 1960 гг - .
Прочитав текст стр 180, параграф 52 –ответьте на вопросы: - В каких областях, на территории казахстана , осваивались целинные и залежные земли? /составьте кластер/ - сколько всего земель было распахано? /статистические данные/
Освоение целины – всенародное дело .
Последствия освоения целинных и залежных земель: Положительные стороны Отрицательные стороны
- сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…
Предварительный просмотр:
Первоцелинники- это особое поколение. В нашем селе таким человеком был- Журагатов Капар.
Он вспоминал: « В 1954 году в наше село Каракол приехали по комсомольской путевке,6 ребят с Украины- механики, агрономы. Жили они в общежитии. Они учили нас всем тонкостям земледелия. Пахали землю круглые сутки, чтобы уложиться с посевом в сроки.»
За свою работу дедушка Капар был награжден почетными грамотами.
Предварительный просмотр:
Исторический документ
В освоении целинных земель можно выделить как положительные,
так и отрицательные последствия.
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: социально-экономические последствия
Posted ср, 11/16/2011 - 10:14 by Администратор
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: социально-экономические последствия
Освоение Целины и залежных земель, было вызвано отставанием в развитие сельского хозяйства от промышленности. К середине 50-х годов начинает наблюдаться недостаток сырья для промышленности. А так же довольно низкое обеспечение городов продуктами сельского хозяйства. Это было вызвано, потеряй заинтересованностью в собственном труде. По этой причине отмечается некоторый отток с села, в города.А так же в этот момент наблюдается некоторый спад сельскохозяйственного производства, колхозы были не заинтересованы в увеличение поставок зерна из-за низких закупочных цен в частности на зерно.
Для ликвидации отставания в развитии сельского хозяйства, а так же возвращения на землю части крестьян, которые по разным причинам оказались в городах. Правительство решило начать программу по освоению целинных и залежных земель. В рамках этой программ так же намечалось вернуть заинтересованность крестьянам в своём труде. Освоение целинных и залежных земель было решено развернуть в Казахстане, Сибири, Урале, Поволжье, Северном Кавказе. Всего по стране намечалось освоить в 1954г 13млн.га земли. Движение за освоение Целины в Казахстане возглавил Брежнев. Согласно заданию уже в августе 1954г было освоено б млн.га земли в республике, а по союзу 1 З млн.га. Одушевлённое таким успехом правительство спускает новую установку в 1955г освоить 20-30млн.га земли. С этого момента начинается всесоюзное движение за подъём целины. В республику по комсомольским путёвкам прибывает около 14 240 комсомольцев и молодёжи. Главным образом из Украины, России. Из самого Казахстана на освоение целены, направлено 9656 комсомольцев. Но если в 1954г на целину ехала в основном молодежь то в 1955г на целину начинает, прибывают семьи колхозников из Украины, Белоруссии и других братских республик. Всего за 1955г в республику прибыло около 20 тыс. семей. На целину было направленно свыше 2088 специалистов с высшем т средним образованием. Они направлялись на должности директоров ведущих агрономов, инженеров. Всего же за 54-55гг в республику прибыло свыше 640 тыс. человек, главным образом специалисты в сельском хозяйстве - механизаторы. Из них 50 тыс. строителей. В рамках компании за поднятие целены так же преследовалась цель укрепить колхозы и совхозы механизаторами и техникой. За первый период освоения целены в республики было основано 337 новых совхозов, которые владели 17млн. га земли из них 10 млн. га пахотно-пригодными. А каждый совхоз в общей сложности владел 25- 30 тыс. га земли посевной площади. Для уборки таких угодий в Казахстан направлялось большое количество техники, механизация вспашки в этот момент достигла 99%, а уборка 98%. К 1956г количество совхозов возросло до 635 .В 1954 - 1955гг в республике было распахано 20,5 млн. га земли. А урожай составил 4 750 тыс.т зерна. Однако уже в 1956- 1958гг в республике было освоено 4.8 млн. га земли, а посевная площадь республики достигла 28 млн. га. Это позволило республики уже в 1956г сдать свой первый миллион пудов зерна. На уборку, которого было брошено около 2-х миллионов человек. В этот период в ход вошёл массовый способ уборки урожая, это когда вся техника сосредотачивается на одном участке, а потом переходит на новый. В этот период в совхозах насчитывалось 98 тыс. комбайнов, 73 тыс. грузовиков и другой различной сельскохозяйственной техники. Освоение пелены, нельзя рассматривать как-то одно бока, чисто положительно или чисто отрицательно. Не смотря на не которые просчёты освоение делены, позволило решить продуктовый вопрос, в городских домах появились дешёвые масло сахар, хлеб. Что говорит об улучшение жизни. Так же в ходе компании по освоению целины была укреплена материальная база колхозов и совхозов. В целом по республике произошёл рост промышленных заказов. Однако сам процесс освоение целены, происходил с некоторыми недочётами. К примеру, не которые колхозы распахивали слишком большие площади земли и не могли рационально её обрабатывать. Другой негативной стороной освоение целены явилось снижение удельного веса коренного населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФРАЗЕОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ШОЛОХОВА (ПО РОМАНУ «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»)
Фразеология в романе М.Шолохова "Поднятая целина"...
Изобоазительно-выразительные функции фразеологии в творчестве М.Шолохова.( по роману "Поднятая целина"
Квалификационная исследовательская работа: "Фразеология в творчестве М.Шолохова ( по роману "Поднятая целина)"....
анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"
Рассказ «Федотка», представляющий собой отрывок из романа «Поднятая целина» состоит из нескольких эпизодов, связанных одними и теми же персонажами и единой событий...
Контрольные вопросы на знание романа М.Шолохова "Поднятая целина"
Данные вопросы направлены на выявление знания текста романа....
Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина») Материал подготовки воркшопа для учащихся 5-х классов
Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина»). Материал подготовки воркшопа для учащихся 5-х классов...
Поднятая целина тест
материал для проверки знаний текста романа...
М. Шолохов "Поднятая целина"
Перечитывая Михаила Шолохова...