поднятие целины
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
раскрывает причины ипоследствия освоения целинных земель в Казахстане
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.61 КБ |
![]() | 488.25 КБ |
![]() | 10.35 КБ |
![]() | 14.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата – 8.04.2013 г | № урока 1 | |
Тема: Поднятие целины. | ||
Ссылка: Госстандарт 2010 г, календарно-тематические планы | ||
Цель: обеспечить формирование у учащихся образного представления о процессе освоения целинных и залежных земель в Казахстане. | ||
Задачи: - Продолжить работу по формированию у учащихся критического, логического и ассоциативного мышления, ИКТ. Продолжить работу над формированием умения учащихся определять цели урока; делать устное сообщение по теме; вычленять причинно-следственные связи; анализировать письменные источники; работать в парах; выполнять проблемные задания. - Сформировать знания о процессе поднятия целинных и залежных земель, условия, которые вызвали данный процесс, итоги. - Прививать интерес к героическому прошлому страны, воспитывать чувство уважительного отношения к людям труда. | ||
Результаты учебной деятельности: Учащиеся узнают о процессе освоения целинных земель в Казахстане, выделяют положительные и отрицательные моменты в поднятии целины, как повлияло освоение целины на духовную жизнь казахов, узнают о героях первоцелинниках родного села. | ||
| ||
Оборудование: 1.ИКТ - Презентация, включающая в себя иллюстративный материал 2.Учебник Рассказы по истории Казахстана 3.Физическая карта Казахстана 4. Буклеты о первоцелинниках села с.Каракол | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационно – психологический момент | Прижмите ладошки друг друга. Передайте тепло друг другу. Посмотрите в глаза друг другу и мысленно пожелайте добра и успеха. | Круг добра и радости – встают в пары, выполняют позитивные установки. |
| Рассказ : - Страна была ослаблена и необходимо было решить проблемы, возникшие в сельском хозяйстве. | слушают |
2.1 Мозговой штурм- Информационный блок: анализ цитаты на слайде №1: «Освоение целины – это грандиозный социально- экономический проект 20 века, аналогов которому в мировой истории не было»Н.А.Назарбаев | - прочитав высказывание , определите -Какое слово является ключевым? Наблюдение, консультирование | Читают, делают вывод, называют тему, выводят цели |
2.2.Мотивационный блок | В ходе урока ответить на вопрос «В результате политики СССР по решению проблем в С/Х каких последствий было больше: негативных или позитивных?» | |
2.3. Целеполагание | №2- вопрос: Что такое целина? - Стр 165, пар 53/ текст учебника/- вывод | - составляют кластер на листе а-4-«целина» Работа в парах Читают, делают вывод Записывают определение в тетрадь |
2.4 | Рассказ: В послевоенное время очень тяжелые годы для с/х:- низкая культура растениеводства; - нехватка техники; -грубые ошибки в организации с/х - дефицит продовольствия- засуха 1946 г 1946–1950 Поднятие сельского хозяйства Освоение целины — комплекс мероприятий по ликвидации отставания сельского хозяйства и увеличению производства зерна в СССР в 1954–1960 путём введения в оборот обширных земельных ресурсов в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири, Дальнем Востоке.- это послевоенная политика страны, когда встал вопрос о том, как вдоволь накормить страну хлебом | Слушают, выделяют ключевые моменты темы |
Слайд 5 найдите в тексте параграфа даты – с какими событиями они связаны? запишите их в тетрадь. | Читают,записывают в тетрадь | |
2.5- Работа с - анимационной картой- регионы освоения целинных земель | Показ по карте регионы освоения целинных и залежных земель в Казахстане | Записывают в тетради |
3. Валеопауза -музыка Родонина «Едут новоселы» в исполнении Н.Кадышевой | Выполняют танцевальные движения | |
4.Этап реализации | За первые 3 года в Казахстан приехало 650 тысяч людей из Молдавии, Украины, Белоруссии. Им предоставлялись хорошие условия. Вопрос – Какие условия, найдите ответ в тексте,используя ИКТ – презентацию / слайды № 6, 7,8,9/, ресурсы | Отвечают:Освобождались от налогов на 2–2,5 года, кредиты в размере 10 тыс. рублей на строительство дома, 10 тыс рублей на для покупки скота, главе семьи — 500, каждому члену семьи — 150–200 рублей. |
4.1.Работа с историческим документом- | Слайд № 10 – таблица, работа с пометками на полях текста Найдите в историческом документе и отметьте на полях положительные и отрицательные стороны освоения целинных земель. | Анализируют, отмечают, обсуждают в парах и меняя состав пар, обсуждают в другой паре и добавляют информацию. |
4.2. Выступление с сообщением по опережающему заданию Атаханова Аяулым- мини- проект о земляках первоцелинниках |
| Слушают, записывают в тетрадях |
4.3. проблемное задание | Какой вывод вы можете сделать по проблемному заданию? | Отвечают, делают вывод: больше положительных или отрицательных сторон в освоении целины? |
5.Рефлексия –слайд № 10 | Рефлексируют, Высказывают свое отношение к уроку | |
6. Итоги урока, оценивание | Наблюдение, консультирование | |
7. домашнее задание | - параграф 52, вопросы к теме -« Что такое целина» - эссе | Записывают в дневник |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Освоение целины в Казахстане
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане
Целина – земли, покрытые естественной растительно-стью , которые веками не распаханы
Начало освоения целинных земель: 1946-1950 гг - 1954 г- * освоение целины - комплекс мероприятий по ликвидации отставания с/ х и увеличение производства зерна в СССР; в 1954- 1960 гг - .
Прочитав текст стр 180, параграф 52 –ответьте на вопросы: - В каких областях, на территории казахстана , осваивались целинные и залежные земли? /составьте кластер/ - сколько всего земель было распахано? /статистические данные/
Освоение целины – всенародное дело .
Последствия освоения целинных и залежных земель: Положительные стороны Отрицательные стороны
- сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни…
Предварительный просмотр:
Первоцелинники- это особое поколение. В нашем селе таким человеком был- Журагатов Капар.
Он вспоминал: « В 1954 году в наше село Каракол приехали по комсомольской путевке,6 ребят с Украины- механики, агрономы. Жили они в общежитии. Они учили нас всем тонкостям земледелия. Пахали землю круглые сутки, чтобы уложиться с посевом в сроки.»
За свою работу дедушка Капар был награжден почетными грамотами.
Предварительный просмотр:
Исторический документ
В освоении целинных земель можно выделить как положительные,
так и отрицательные последствия.
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: социально-экономические последствия
Posted ср, 11/16/2011 - 10:14 by Администратор
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане: социально-экономические последствия
Освоение Целины и залежных земель, было вызвано отставанием в развитие сельского хозяйства от промышленности. К середине 50-х годов начинает наблюдаться недостаток сырья для промышленности. А так же довольно низкое обеспечение городов продуктами сельского хозяйства. Это было вызвано, потеряй заинтересованностью в собственном труде. По этой причине отмечается некоторый отток с села, в города.А так же в этот момент наблюдается некоторый спад сельскохозяйственного производства, колхозы были не заинтересованы в увеличение поставок зерна из-за низких закупочных цен в частности на зерно.
Для ликвидации отставания в развитии сельского хозяйства, а так же возвращения на землю части крестьян, которые по разным причинам оказались в городах. Правительство решило начать программу по освоению целинных и залежных земель. В рамках этой программ так же намечалось вернуть заинтересованность крестьянам в своём труде. Освоение целинных и залежных земель было решено развернуть в Казахстане, Сибири, Урале, Поволжье, Северном Кавказе. Всего по стране намечалось освоить в 1954г 13млн.га земли. Движение за освоение Целины в Казахстане возглавил Брежнев. Согласно заданию уже в августе 1954г было освоено б млн.га земли в республике, а по союзу 1 З млн.га. Одушевлённое таким успехом правительство спускает новую установку в 1955г освоить 20-30млн.га земли. С этого момента начинается всесоюзное движение за подъём целины. В республику по комсомольским путёвкам прибывает около 14 240 комсомольцев и молодёжи. Главным образом из Украины, России. Из самого Казахстана на освоение целены, направлено 9656 комсомольцев. Но если в 1954г на целину ехала в основном молодежь то в 1955г на целину начинает, прибывают семьи колхозников из Украины, Белоруссии и других братских республик. Всего за 1955г в республику прибыло около 20 тыс. семей. На целину было направленно свыше 2088 специалистов с высшем т средним образованием. Они направлялись на должности директоров ведущих агрономов, инженеров. Всего же за 54-55гг в республику прибыло свыше 640 тыс. человек, главным образом специалисты в сельском хозяйстве - механизаторы. Из них 50 тыс. строителей. В рамках компании за поднятие целены так же преследовалась цель укрепить колхозы и совхозы механизаторами и техникой. За первый период освоения целены в республики было основано 337 новых совхозов, которые владели 17млн. га земли из них 10 млн. га пахотно-пригодными. А каждый совхоз в общей сложности владел 25- 30 тыс. га земли посевной площади. Для уборки таких угодий в Казахстан направлялось большое количество техники, механизация вспашки в этот момент достигла 99%, а уборка 98%. К 1956г количество совхозов возросло до 635 .В 1954 - 1955гг в республике было распахано 20,5 млн. га земли. А урожай составил 4 750 тыс.т зерна. Однако уже в 1956- 1958гг в республике было освоено 4.8 млн. га земли, а посевная площадь республики достигла 28 млн. га. Это позволило республики уже в 1956г сдать свой первый миллион пудов зерна. На уборку, которого было брошено около 2-х миллионов человек. В этот период в ход вошёл массовый способ уборки урожая, это когда вся техника сосредотачивается на одном участке, а потом переходит на новый. В этот период в совхозах насчитывалось 98 тыс. комбайнов, 73 тыс. грузовиков и другой различной сельскохозяйственной техники. Освоение пелены, нельзя рассматривать как-то одно бока, чисто положительно или чисто отрицательно. Не смотря на не которые просчёты освоение делены, позволило решить продуктовый вопрос, в городских домах появились дешёвые масло сахар, хлеб. Что говорит об улучшение жизни. Так же в ходе компании по освоению целины была укреплена материальная база колхозов и совхозов. В целом по республике произошёл рост промышленных заказов. Однако сам процесс освоение целены, происходил с некоторыми недочётами. К примеру, не которые колхозы распахивали слишком большие площади земли и не могли рационально её обрабатывать. Другой негативной стороной освоение целены явилось снижение удельного веса коренного населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/28/picture-103283.jpg)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФРАЗЕОЛОГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ШОЛОХОВА (ПО РОМАНУ «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»)
Фразеология в романе М.Шолохова "Поднятая целина"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/28/picture-103283.jpg)
Изобоазительно-выразительные функции фразеологии в творчестве М.Шолохова.( по роману "Поднятая целина"
Квалификационная исследовательская работа: "Фразеология в творчестве М.Шолохова ( по роману "Поднятая целина)"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-155309-1354296202.jpg)
анализ эпизодов романа М.А. Шолохова "Поднятая целина"
Рассказ «Федотка», представляющий собой отрывок из романа «Поднятая целина» состоит из нескольких эпизодов, связанных одними и теми же персонажами и единой событий...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/15/picture-204281-1360955734.jpg)
Контрольные вопросы на знание романа М.Шолохова "Поднятая целина"
Данные вопросы направлены на выявление знания текста романа....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-155309-1354296202.jpg)
Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина») Материал подготовки воркшопа для учащихся 5-х классов
Рассказ М.А. Шолохова «Федотка» (отрывок из романа «Поднятая целина»). Материал подготовки воркшопа для учащихся 5-х классов...