Кубанские говоры
презентация к уроку (краеведение, 5 класс) по теме

Атаева Ольга Викторовна
Сложившиеся на Кубани говоры настолько своеобразны по сравнению с другими русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Urok_Kubanskie_govory.zip806.37 КБ

Предварительный просмотр:

Российская  Федерация

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная школа № 27 ст. Советской

Новокубанский район Краснодарского края

Урок кубановедения в 5 классе

                                                                         Подготовила: учитель кубановедения

                                                                          МОБУООШ № 27 Седых О.В.

                                                                                                                                                         

cт.Советская 2011г.

КУБАНОВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ

«РУССКИЙ ЯЗЫК.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОВОРОВ»

                             «Кубанские говоры»

                                                Седых Ольга Викторовна

                                                                учитель кубановедения и истории

                                                            II квалификационной категории

                                                            МОБУООШ№ 27 ст. Советской

   Новокубанского района Краснодарского края

Тема урока:

Литературный язык и говоры, их основные различия.

Цель урока: 1.Знакомство учащихся с нормами литературного русского языка и кубанскими говорами.

2. Предупреждение и устранение произносительных и грамматических ошибок в речи учащихся под влиянием кубанских говоров.

3. Воспитание бережного отношения к русскому языку, интереса к этнографии родного края.

Технология: деятельностный способ обучения.

Оборудование: 1. высказывания великих людей о языке:

« Как прекрасен русский язык!» (Ф.Энгельс)

«Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который придает языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи».(В.И.Даль)

«Величайшее богатство народа – его язык» (М.А.Шолохов)

2.Карточки для работы в группах.

3. Тестовые задания.

ХОД УРОКА.

1.Сообщение темы урока.

На уроках в этом учебном году вы узнали историю родного края, географическое положение, а сегодня мы начинаем цикл уроков, посвященных родному, русскому языку.

- Прочтите высказывания великих людей о русском языке.

- Как вы понимаете данные высказывания? Дайте аргументированный ответ.

-Прочтите тему урока.

- Какое высказывание связано с темой нашего урока?

- Почему нужно знать нормы литературного языка и кубанские говоры? Какое практическое значение дает нам это знание?

Обобщение учителя, сообщение целей урока

На  этом уроке мы с вами вспомним правила произношения согласных и гласных звуков, познакомимся с кубанскими говорами, выявим их основные различия с целью предупреждения и устранения произносительных и грамматических ошибок в речи под влиянием кубанских говоров. Надеюсь, что этот урок пробудит в вас стремление изучать этнографию родного края, мы будем следить за своей речью, чтобы избегать ошибок в словоупотреблении.

2. Повторение ранее изученного материала по русскому языку.

Беседа с учащимися:

-Что такое лексика?

- Приведем примеры слов однозначных, многозначных.

 - Вспомним, что такое синонимы, приведем примеры.

 - Что такое антонимы, приведите примеры.

- Какие слова называются диалектными, или областными? Приведите примеры.

Слово учителя.

Русский язык состоит из двух пластов – нормативного и диалектов. Диалект (иначе его называют говором, или наречием) – это тоже язык со своей звуковой системой, лексикой, грамматическими особенностями. Диалект – средство общения населения определенной области, в нем отражена материальная и духовная культура этноса, его обряды, традиции. Этнос – племя, народность, нация.

- Что появилось раньше: говоры или литературный язык? Докажите.

-Из записанных слов выделите диалектные слова:

Юбка, чекмень, кофта, учкур, пиджак, пухли.

-Можете ли вы объяснить, что они обозначают?

(Чекмень – верхняя мужская одежда со стоячим воротником и сборками сзади;

Учкур (очкур) – тонкий шнур, протянутый внутри мягкого пояса.

Пухли – сборки на рукаве кофты.)

3. Работа по таблице «Образование кубанских говоров».  

Кубанские говоры – говоры вторичного образования

Языки и диалекты территорий, откуда шло переселение на Кубань

Влияние украинского языка

Кубань – многонацио-нальный регион России.

Соседство языков и разных семей и групп

Обобщение учителя:

Сложившиеся на Кубани говоры настолько своеобразны по сравнению с другими русскими диалектами, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население и одинаково понятный ему.

4. Работа по таблице «Особенности диалектной речи»

Диалекты существуют  только в устной форме, поэтому более подвижны, имеют много вариантов.

Нет специально разработанных норм. Развиваются не по правилам, а по обычаям.

Нет стилей. Используются для обиходно-бытового общения. Говоры распространены в местном фольклоре, в художественных произведениях. Используется сельским населением старшего поколения.

Обобщение учителя:

Чтобы избавиться от влияния говора, надо хорошо знать нормы русского литературного языка – нормы произношения, ударения, словоизменения, правописания.

Но все-таки самое ценное в любом говоре – это слова и обороты речи, которых нет в литературном языке. Они живут в речи благодаря самобытности, точности, меткости, выразительности. Местные слова, удачно используемые, делают нашу речь сочной, неповторимой.

5. Сценка.

Задание: Найти диалектные слова.

Участвует два ученика.

- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

- Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

- Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит,  все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

- Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

- Ведьмак жил у нас в деревне…

- Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шор обить. Ты не казак! (Н.Краснов)

Обобщение учителя.

Диалекты используются преимущественно для обиходно-бытового общения. Чаще всего это непринужденный диалог.

6. Работа в группах по закреплению материала.

А) Инструктаж, организация групп (дифференцированный подход к их созданию)

Задания 1-й группы (слабоуспевающие учащиеся):

1. Расставьте ударение в словах:

Арбуз, верба, ворота, газопровод, рыбина, свекла.

2. Назовите понятие одним словом, расставьте ударение.

Магазин, где продают обувь. Человек, работающий на комбайне.

3.Найдите и устраните ошибки в словах, вызванные диалектным произношением. Подберите проверочные слова:

Восхволять, преподовать, воздовать, пустата.

Задания 2-й группы (среднеуспевающие учащиеся):

1. Расставьте ударение в словах:

Крапива, силос, звонишь, поняла, говорит.

2. Назовите понятие одним словом, расставьте ударение.

Корнеплод, из которого делают сахар. Пояс для брюк.

3. Найдите и устраните ошибки в словах, вызванные диалектным произношением. Подберите проверочные слова:

Вооброжение, сплаченный, красата, тарговля.

Задания 3-й группы ( смешанная группа):

1. расставьте ударение в словах:

Маляр, красивее, начал, поднял, приговор, случай.

2. Назовите понятие одним словом, расставьте ударение.

Процесс вспашки земли. Жгучее травянистое растение.

3. Найдите и устраните ошибки в словах, вызванные диалектным произношением. Подберите проверочные слова.

Сопративление, гормония, лодони, искожать.

Задания 4-й группы (сильные учащиеся)

1. Найдите в кубанских пословицах случаи диалектного ударения. Произнесите эти слова в соответствии с литературной нормой. Как вы понимаете смысл пословицы? Объясните значение выделенных слов.

Шалудывому поросяти и в Петривку  холодно’. За двумя зайцями погонэшься, ни одного нэ пиймаешь.

Проверка выполнения задания консультантами. Вслух зачитываются слова. Выставление оценок.

7. Тест

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы а или о.

Спл…нировать, взм…хнуть, гл…варь, р…бота,  к…заться, пос…дить, ур…нить.

8. Проверка теста:

Спланировать, взмахнуть, главарь, работа, казаться, посадить, уронить.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  ИЗУЧЕННОГО НА УРОКЕ.

Итак, мы познакомились с вами с понятиями «литературная норма» и «диалектные слова». Подведем итоги, ответьте на вопросы:

1. Одинаковы ли понятия  «знать свой диалект» и «говорить на своем диалекте»? Дайте развернутое обоснование ответа.

2. Как вы считаете, может ли говорить на своем диалекте:

А) житель станицы – в местном магазине?

Б) житель станицы, давая интервью столичному журналисту?

В) журналист – в репортаже о жизни станицы?

Г) губернатор – на заседании Совета Федерации, докладывая о положении дел в крае?

Мотивируйте свой ответ.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Дать развернутый ответ на вопрос: « Знаете ли вы диалектные слова? Назовите их. Чем диалектные слова отличаются от общеупотребительных?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - Одежда говорит о человекеПервое что мы оцениваем в человеке это внешность, первое что мы оцениваем во внешности это одежда. Народная мудрость говорит: Встречают по одёжке, провожают по уму. Иными словами, оценка по одежде не всегда може

Видеоряд к уроку изобразительного искусства в 5 классе.  Первое  что мы оцениваем в человеке это внешность,  первое  что мы оцениваем во внешности  это одежда. Наро...

Рабочая программа по русскому языку (кубанские говоры) 5 кл.

Составлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку (кубанские говоры) в 5 классе....

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА» Занятие по профилактике наркомании среди учащихся «Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»

Занятие по профилактике наркомании среди учащихся«Говоря наркотикам НЕТ, ты говоришь здоровью ДА»Проблема: все ли я знаю о наркотиках?Цель: формировать у учащихся навыки ЗОЖ.Задачи: - позна...

Конспект урока "Кубанские говоры"

Игра состоит из трёх агонов, в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.За каждый правильный ответ агонисту вручается визитка. В случае, е...

Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция Кубанская Хатынь Историко-музыкальная композиция

1.    знакомство учащихся с трагедией мирного населения пос. Михизеева Поляна Мостовского района Краснодарского края 13 ноября 1942г., число жертв которой превышает печально извес...

Кубанская свадьба (традиционно-бытовая культура кубанского народа)

Внеклассное мероприятие о свадебных обрядах и традициях на Кубани, которые необходимо возобновить . Ребята узнают  много познавательного из истории традиционно-бытовой культуры Кубани. ....

Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»

Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать!               Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...