Беседа-викторина : " Мы помним!"
план-конспект занятия (6 класс)

Мишанина Мария Дмитриевна

Цель: закрепление знаний о великом дне Победы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon d_pob.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Просмотр видеофильма для детей о Великой Отечественной войне

– Ребята, что о каких страницах истории рассказываете в этом видеоролике? (О годах Великой Отечественной войны)

– Сколько дней длилась Великая Отечественная война (1418 дней).

– Когда началась Великая Отечественная война? (Рано утром 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз, нанеся массированный удар по военным и стратегическим объектам и многим городам. Этоодна из самых печальных дат в истории России — День памяти и скорби – День начала Великой Отечественной войны).

– Как называется крепость, которая первойприняла на себя удар немецко-фашистских захватчиков (Брестская крепость, которая сейчас носит звание крепости-героя)

– Какая битва началась в сентябре 1941 года? (Битва за Москву,  30 сентября 1941 года - 20 апреля 1942 года).

– Победа в какой битве стала переломным этапом в ходе Великой Отечественной войны? (Победа советских войск в Сталинградской битве. Она дала Красной армии возможность вырвать у противника стратегическую инициативу, которую советские войска затем удерживали до конца войны. В ознаменование подвига героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в 1963-1967 годах был сооружен мемориальный комплекс.

– Сколько дней длилась блокада Ленинграда (872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года).

– Как называлась единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, которая связывала блокадный Ленинград со страной? (Дорога жизни)

- Когда было водружено Знамя Победы над Рейхстагом (1 мая 1945 года)

- Когда и где был подписан акт (9 мая 1945 года в 0.43 по московскому времени в пригороде Берлина Карлсхорсте)

– А теперь давайте ответим на вопросы патриотической викторины, посвященной символам Победы в Великой Отечественной войне).

1. В виде какой фигуры складывались солдатские письма с фронта? 

А. Квадрат

Б. Треугольник

В. Круг

(Б. Треугольник)

Уже в первые недели войны почтовые работники столкнулась с острой нехваткой конвертов. Так и появились письма-треугольники, ставшие символом надежды и прочной связи фронта и тыла. Прямоугольный лист бумаги складывался по диагонали справа налево, а затем – слева направо. Оставшаяся внизу узкая полоска, с предварительно загнутыми углами, заправлялась внутрь этой нехитрой конструкции. Такие послания не заклеивались, не требовали марок и обязательно просматривались военной цензурой, чтобы враг не мог получить из них сведения о дислокации частей, их вооружении и т. д. Строчки с запрещенной информацией тщательно закрашивались черной тушью – и только после этого ставился штамп: «Просмотрено военной цензурой». Из-за дефицита бумаги письма нередко писали на бланках документов, обрывках плакатов и брошюр и даже на газетах – прямо на полях.

В военные годы профессия почтальона считалась особенно почетной. В любую погоду, под грохот канонады и свист пуль он нес бесценный груз, общий вес которого почти равнялся весу пулемета. В 2015 году, в год 70-летия Великой Победы, в Воронеже открылся единственный в мире памятник фронтовому почтальону. Его прототипом стал Иван Леонтьев – ефрейтор, экспедитор-почтальон 333-го стрелкового полка 6-й Краснознамённой стрелковой дивизии, награжденный медалью «За боевые заслуги». К сожалению, победный Май он так и не встретил – погиб в январе 1944 года.

Организация военно-полевой почты рассматривалась Правительством СССР как дело государственной важности. По данным Управления военно-полевой почты, ежемесячно только в действующую Красную Армию доставлялось до 70 млн писем и 30 млн газет. Пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) и на фронт производилась бесплатно. Письма доставлялась всеми имеющимися видами транспорта – специальными почтовыми вагонами, кораблями, самолетами, автомобилями, мотоциклами, а в ряде районов даже использовались почтовые голуби.

После того как Германией был подписан акт о капитуляции, почте предстояло пройти еще одно боевое крещение. Страна захлестнула настоящая волна поздравительных писем и открыток. Письма военных лет до сих пор бережно хранятся во многих семьях. Это бесценные экспонаты музеев и «главные герои» целых сборников.

2. Какой военной песне посвящен целый музей?

А. «Смуглянка»

Б. «Катюша»

В. «Журавли»

(Б. «Катюша»)

Военные песни занимают особое место в культурном наследии нашей страны. Они рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали душу в редкие минуты затишья, напоминали о доме, о родных и близких, помогали выстоять, выжить, дождаться… И в наши дни эти бессмертные свидетели Победы вызывают целое море чувств.

Одной из самых известных военных песен считается «Катюша». Всенародно любимая композиция родилась еще в довоенную пору. Автором слов стал поэт Михаил Исаковский, а мелодию написал композитор Матвей Блантер.

Премьера «Катюши» состоялась на дебютном концерте Государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого в ноябре 1938 года в Колонном зале Дома Союзов. Молодая певица Валентина Батищева трижды исполнила песню на «бис».

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» зазвучала по-особенному. В народе появились десятки новых ее вариантов, сюжетных продолжений, «ответов». Кем только ни была главная героиня: и отважной девушкой-бойцом с автоматом в руках, и фронтовой медсестрой, и храброй партизанкой. Есть версия, что именно в честь этой песни советские бойцы дали прозвище «Катюша» боевой машине реактивной артиллерии «БМ-13», сравнив ее залпы с мелодией.

«Катюша» – единственная в мире песня, которой посвящен целый музей! Он открылся в 1985 году в стенах Дома культуры имени М. Исаковского, расположенном в поселке Всходы Угранского района Смоленской области. Здание было построено при непосредственном участии поэта, который являлся уроженцем соседней деревни Глотовка. Среди бесценных экспонатов – редкие книги и фотографии, многие с автографами самого Исаковского, более ста вариантов песни на, а также магнитофонные записи, где она исполняется на других языках, среди которых итальянский, немецкий, французский, японский, монгольский, вьетнамский, болгарский, венгерский, чешский, английский. 

В 3 километрах от музея, на живописном берегу реки Угры, установлена символическая композиция «Катюшин берег». Здесь и фрагмент деревенской избы, и скамейка из бревен. К большому валуну, за которым прячемся раздвоенный ствол сосны, прикреплена табличка со словами: «Выходила на берег Катюша, / На высокий берег на крутой».

3. В каком городе впервые прошла акция «Бессмертный полк»?

А. Москва

Б. Тюмень

В. Санкт-Петербург

(Б. Тюмень)

«Бессмертный полк» вырос из «Парада победителей» - акции, проведенной в Тюмени в 2007 году.Ее инициатором стал тюменский пенсионер Геннадий Иванов, который, по собственному признанию, увидел идею во сне накануне Дня Победы. В наши дни акция проходит в десятках стран мира, и в ней принимают участие тысячи человек.

4. В каком году впервые появилась Георгиевская ленточка?

А. 1943

Б. 2005

В. 1769

(В. 1769)

Акция «Георгиевская ленточка» является неизменным атрибутом великого праздника – Дня Победы. На сегодняшний день это одна из самых поддерживаемых в обществе инициатив, связанных с празднованием 9 Мая.

История черно-оранжевой ленты, получившей название Георгиевской, началась в далеком XVIII веке. Она была учреждена Екатериной II в 1769 году вместе с орденом Святого Георгия – высшей воинской наградой Российской империи. В 1806 году в русской армии были введены наградные Георгиевские знамена. В навершии знамени помещался Георгиевский крест, а под навершием повязывалась черно-оранжевая лента с кистями. Георгиевские ленты присутствовали в Русской императорской армии до самого конца ее существования.

Во время Великой Отечественной войны, 8 сентября 1943 года, был учрежден орден Славы трех степеней. Его статус, как и черно-оранжевая расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем Георгиевская лента украсила многие наградные медали и знаки. Считается, что черные полосы ленты символизируют дым, а оранжевые (желтые) – пламя.

Славная традиция – распространять символические георгиевские ленты – возникла в 2005 году по инициативе РИА «Новости». Идею поддержало правительство Москвы и общественная организация «Студенческая община». Акция родилась стихийно и стала продолжением интернет-проекта «Наша Победа», главной целью которого была публикация сводок советского Информбюро, уникальных военных документов, писем с фронта, дневниковых записей, фотографий, историй семей.

В наши дни миллионы людей используют георгиевскую ленточку в качестве символа памяти и воинской славы. География акции охватывает более 90 стран мира. Она получила распространение не только в России, Молдавии, Армении и других странах бывшего СССР, но и в Европе: Сербии, Болгарии, Германии, Италии, Словакии, Греции. Увидеть оранжево-черные ленты можно во Вьетнаме, Иордании, Ливане, Турции, Израиле, Индии и Китае, США, Канаде, странах Латинской Америки и многих других государствах.

Акция проводится под лозунгами: «Победа деда – моя Победа», «Повяжи. Если помнишь!», «Я помню! Я горжусь!», «Мы – наследники Великой Победы!», «Спасибо деду за победу!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа - викторина "Мы знаем и любим природу"

Занятие для младших школьников. Воспитывается любовь и бережное отношение к природе, расширяет знания о правилах поведения в природе....

Беседа - викторина по ПДД

1.     Закрепление знаний учащихся по ПДД, предупреждение дорожно – транспоптного травматизма на дороге и ДТП;2.     Воспитание нравственных качеств личности уч...

Беседа-викторина" Труд-основа жизни"

Формирование представлений воспитанников о профессиях...

План-конспект беседы-викторины на тему «Навстречу Юбилею Дворца детского творчества «Маленький принц»».

Беседа-викторина, посвящена Юбилею нашего учреждения "Дворец детского творчества "Маленький принц.  В материале указаны  цель, задачи, возраст аудитории. В  блоке "ход за...

Беседа - викторина "Труд-основа жизни"

Познакомить детей о роли труда в жизнедеятельности человека; выяснить уровень знания детей о профессиях и их применении; расширять познавательные интересы .Труд- целесообразная, сознательная деятельно...

Беседа-викторина "Театр уж полон..."

Занятие предназначено для детей с ОВЗ, возрастная группа 10-15 лет.Цель занятия6 расширять кругозор детей через формирование представлений о деятельности театра и активизировать разговорный словарь....