Консультация для педагогов на тему: «Рекомендации учителя-логопеда по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
консультация
Рекомендации учителя-логопеда по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской республики
Выступление на педагогическом совете «Формирование читательской грамотности у дошкольников в контексте ФОП дошкольного образования» на тему: «Рекомендации по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Декабрь 2024 г.
Подготовили и выступили
учителя-логопеды:
Меморская Н.Л.,
Музлаева Е.В.,
Бычкова Н.П.,
Ильина Н.М.,
Голубева Е.П.,
Григорьева М.В.
«Рекомендации по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Дошкольный возраст самый активный период для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.
На образовательных занятиях дети получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности). В режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений используется художественное слово.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
В книжном уголке в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием должны быть представлены научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
Также необходимо предусмотреть разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки малышки. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги.
Периодически в группе организуются выставки книг, на тему «Моя самая любимая книга». Каждая тема недели должна быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, чтобы дети могли в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Оформляются выставки детских рисунков по прочитанным произведениям.
Необходимо ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций;
В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки. Проводятся литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.
Для того чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок используются наборы плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров (может быть наборы готовых игрушек к сказкам), для драматизации литературных произведений - элементы костюмов сказочных героев, маски.
Но работа детского сада будет неполной, если не приобщать к ней родителей. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что приводит к значительному снижению читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами. В беседах с родителями необходимо обращать внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
• эмоциональную отзывчивость;
• активность и объективность читательского воображения;
• умение пересказывать;
• аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
• осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.
Литература
- Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
- Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы учителя-логопеда по формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР.
В статье рассматриваются принципы и основные этапы работы по формированию фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями...

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

Консультация для педагогов «Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста».
На практике педагоги ДОУ часто сталкиваются с позицеей родителей, что главным в подготовке к школе является обучение детей к чтению, письму, счёту. Ошибочно считая, что эти показатели самые главные. М...
Выступление на РМО учителей – логопедов/дефектологов «Система работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Выступление на РМО...

Консультация для родителей "Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста средствами природы"
консультация для родителей детей дошкольного возраста...

Мастер-класс: «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях». Шпаргалки для родителей.
Мастер-класс: «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях». Шпаргалки для родителей....