Доклад по теме:«Сотрудничество педагогов школы по организации учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ. (Из опыта работы ШМО учителей, работающих по адаптированным программам МКОУ СОШ №2 п.Жигалово)»
материал
Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«…совместная партнерская деятельность
взрослого с детьми задействует
двойную мотивацию ребенка:
с одной стороны, стремление быть со взрослым,
подражать ему, сотрудничать с ним,
с другой – делать то, что интересно.»
Л.С. Выготский
«Сотрудничество педагогов школы по организации учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ. (Из опыта работы ШМО учителей, работающих по адаптированным программам МКОУ СОШ №2 п.Жигалово)»
Сегодня мы представляем вашему вниманию одно из приоритетных направлений в работе ШМО учителей, работающих по адаптированным программам МКОУ СОШ №2 п.Жигалово – организация сотрудничества. Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. В нашем случае это сотрудничество не только внутри образовательной организации, но и за её пределами. О чём мы расскажем позже. В ноябре 2019 года всем составом методического объединения успешно представили данный опыт на межрегиональном научно-практическом семинаре «Проблемы организации воспитательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в современных условиях», который проходил на базе Иркутского педагогического университета.
Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер, поэтому считаем, что организация сотрудничества занимает важное место в системе обучения. Одной из основных задач обучения детей является социальная адаптация выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит от уровня сформированности навыков общения и умения налаживать отношения с окружающими. На базе нашей образовательной организации сформировано три класса, в которых обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. В одном разновозрастном – с лёгкой умственной отсталостью, в двух других – с умеренной. Для того чтобы помочь нашим детям быть успешными, на ШМО принято решение об объединении разных категорий детей для совместной деятельности сначала на внеурочных мероприятиях, о которых чуть позже расскажет учитель-дефектолог Мулягина Г.Ю., в группе продлённого дня (своим опытом поделится воспитатель ГПД Николаева Ж.В.), а затем и на уроках (с данным вопросом выступят педагог-дефектолог Лябина Е.С. и учитель технологии Андреева О.М.) Также к участию в совместной деятельности привлекаем родителей (на эту тему подготовила выступление педагог-психолог Данилина Н.С.).
Организация совместной деятельности на уроках
Учитель, реализующий АООП для детей с нарушением интеллекта Лябина Е.С., учитель технологии Андреева О.М.
Метод «Проектная задача» (основоположник Джон Дьюи американский философ – идеалист, в России основателем считают известного педагога - экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого) в методике обучения признан эффективным способом решения образовательных задач, связанных с адаптацией и социализацией, так как он принципиально носит групповой характер. Именно поэтому мы используем данный метод в работе с детьми.
Особенности реализации метода
Под проектной задачей понимается такая задача, в которой через определенный набор заданий деятельность школьников направляется на создание результата (продукта). В нашем случае это альбомы и изделия декоративно – прикладного творчества, несущие социальную значимость (подарки родным и близким, дидактический материал для уроков, оформление для рекреаций школы, изготовление персонажей для кукольного театра…). (Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных).
Проектная задача имеет определённую структуру (по С.Т.Шацкому):
1. Описание проблемной ситуации (без прямой задачи).
2. Содержание в относительно скрытом виде набора (системы) заданий (действий).
3. Создание реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
Проектная задача – это “три П”:
Проблема– Поиск информации – Продукт
Пример проектной задачи
Фрагмент урока мир природы и человека
Проблемная ситуация
- Ребята, начать сегодняшний урок мне бы хотелось с прекрасной музыки (слушание музыки). Понравилась ли вам эта музыка?
- Как вы думаете, о чём эта музыка?
- Что вы представляли, когда её слушали?
- Написал её Антонио Вивальди – великий итальянский композитор, скрипач-виртуоз, который жил и творил в 18 веке. Это «Летняя песня» из альбома «Времена года».
- Как вы думаете, что хотел композитор донести до нас своей музыкой?
- А мы можем как – то показать окружающим нас людям красоту природы?
- А я предлагаю все ваши идеи объединить в одну и создать наш альбом, только художественный. И назовём его также «Времена года». Где нам может пригодиться наш альбом?
-Приступим!
Задания
Задание №1
(для всей группы)
Отгадайте загадку и определите, о чём будет ваша страница. Выберите картинку с вашим временем года. Объясните свой выбор. Найдите нужный заголовок, наклейте заголовок и загадку.
Задание№2
Прочитай и отбери 3 приметы, которые подходят к вашей странице. Найди нужный заголовок, наклей заголовок и приметы.
Задание №3
Выбери все пословицы, которые имеют отношение к вашему времени года. Найди нужный заголовок, наклей заголовок и пословицы.
Задание №4
Прочитай стихи. Выбери то, которое имеет отношение к вашему времени года. Найди нужный заголовок, наклей заголовок и стихотворение.
Задание № 5
Составь из пазлов картинку к вашей странице. Наклей её на лист бумаги.
Задание №6
Раскрась картинку.
Задание №7
(для всей группы)
Составь «синквейн» к данной странице. Найди нужный заголовок, наклей на страницу альбома заголовок и синквейн.
Задание №8
( для всей группы.)
Оформите страницу альбома и подготовьтесь к выступлению.
Готовый продукт
Альбом «Времена года».
Фрагмент урока ручного труда
Проблемная ситуация
- На уроке мир природы и человека вы приступили к оформлению художественного альбома о временах года. О каком времени года шла речь?
- Какие главные признаки лета можете назвать?
- А в вашем альбоме есть цветы? Из каких материалов мы можем изготовить цветы? Я вам предлагаю сделать это из ниток.
- Для этого нам понадобятся следующие инструменты и материалы: пряжа, линейка, игла, нитки в тон пряжи.
- Предлагаю мастер- класс по изготовлению таких цветов:
#1056;азбейтесь на 4 группы.
#1056;аспределите в группе обязанности.
#1042;ыполните последовательно работу.
Задания
Задание №1
Подобрать шерстяные нитки по цветовой гамме для формирования букета.
Задание №2
При помощи линейки набрать петли.
Задание №3
Закрепить набранные петли обмёточным швом.
Задание №4
Осторожно снять с линейки закреплённые петли.
Задание №5
Скрутить по спирали, закрепить при помощи иглы и нити.
Задание №6
Для декорирования изделия пришить бусины.
Задание №7
Набрать при помощи рук воздушные петли для стебельков из шерстяных ниток зелёного цвета.
Готовый продукт
Страница альбома в виде картины из цветов.
Данный метод применяем 1-2 раза в четверть на уроках «Мир природы и человека» и ручного труда. После анализа календарно – тематического планирования, выделяем общие темы, которые можно изучать, объединив для группового взаимодействия ребят с лёгкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью (например, «Домашние и дикие животные», «Времена года»).
Таким образом, при решении проектной задачи у обучающихся формируется навык групповой работы, умение самостоятельно работать по инструкции и выделять существенную информацию, развиваются коммуникативные навыки...
Также наша образовательная организация осуществляет сотрудничество с д/с «Геолог». По просьбе сотрудников изготавливаем необходимые для проведения занятий изделия: фартуки, сценические костюмы, которые шьём не только для воспитанников детского сада, но и для обучающихся школы.
Значимость сотрудничества огромна. Она помогает нашим детям быть добрее, терпимее, внимательнее друг к другу, учит заботе, пониманию, взаимовыручке. Кроме того, дети приобретают профессионально- трудовые умения, навыки при изготовлении изделий, сценических костюмов, осознают полезность своего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.
В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....
Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.
Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...

Презентация "Организация учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)
На данный момент образование в России претерпевает кардинальные изменения. В презентации я попыталась скомпелировать свое видение того, как можно организовать учебную деятельность учащихся в соответст...

Доклад на родительском собрании по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"
Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обознача...