Доклад по теме:«Сотрудничество педагогов школы по организации учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ. (Из опыта работы ШМО учителей, работающих по адаптированным программам МКОУ СОШ №2 п.Жигалово)»
материал

Елена Сергеевна Лябина

Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«…совместная партнерская деятельность

взрослого с детьми задействует

двойную мотивацию ребенка:

с одной стороны, стремление быть со взрослым,

подражать ему, сотрудничать с ним,

с другой – делать то, что интересно.»

Л.С. Выготский

«Сотрудничество педагогов школы по организации учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ. (Из опыта работы ШМО учителей, работающих по адаптированным программам МКОУ СОШ №2 п.Жигалово)»

Сегодня мы представляем вашему вниманию одно из приоритетных направлений в работе ШМО учителей, работающих по адаптированным программам МКОУ СОШ №2 п.Жигалово – организация сотрудничества. Сотрудничество - это совместная деятельность, участие в каком-либо общем деле, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. В нашем случае это сотрудничество не только внутри образовательной организации, но и за её пределами. О чём мы расскажем позже. В ноябре 2019 года всем составом методического объединения успешно представили данный опыт на межрегиональном научно-практическом семинаре «Проблемы организации воспитательной работы с детьми, имеющими ОВЗ, в современных условиях», который проходил на базе Иркутского педагогического университета.

Профессиональная деятельность человека все в большей степени приобретает совместный характер, поэтому считаем, что организация сотрудничества занимает важное место в системе обучения. Одной из основных задач обучения детей является социальная адаптация выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит от уровня сформированности навыков общения и умения налаживать отношения с окружающими. На базе нашей образовательной организации сформировано три класса, в которых обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. В одном разновозрастном – с лёгкой умственной отсталостью, в двух других – с умеренной. Для того чтобы помочь нашим детям быть успешными, на ШМО принято решение об объединении разных категорий детей для совместной деятельности сначала на внеурочных мероприятиях, о которых чуть позже расскажет учитель-дефектолог Мулягина Г.Ю., в группе продлённого дня (своим опытом поделится воспитатель ГПД Николаева Ж.В.), а затем и на уроках (с данным вопросом выступят педагог-дефектолог Лябина Е.С. и учитель технологии Андреева О.М.) Также к участию в совместной деятельности привлекаем родителей (на эту тему подготовила выступление педагог-психолог Данилина Н.С.).

Организация совместной деятельности на уроках

Учитель, реализующий АООП для детей с нарушением интеллекта Лябина Е.С., учитель технологии Андреева О.М.

Метод «Проектная задача» (основоположник Джон Дьюи американский философ – идеалист, в России основателем считают известного педагога - экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого) в методике обучения признан эффективным способом решения образовательных задач, связанных с адаптацией и социализацией, так как он принципиально носит групповой характер. Именно поэтому мы используем данный метод в работе с детьми.

Особенности реализации метода

Под проектной задачей понимается такая задача, в которой через определенный набор заданий деятельность школьников направляется на создание результата (продукта). В нашем случае это альбомы и изделия декоративно – прикладного творчества, несущие социальную значимость (подарки родным и близким, дидактический материал для уроков, оформление для рекреаций школы, изготовление персонажей для кукольного театра…). (Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных).

Проектная задача имеет определённую структуру (по С.Т.Шацкому):

1. Описание проблемной ситуации (без прямой задачи).

2. Содержание в относительно скрытом виде набора (системы) заданий (действий).

3. Создание реального «продукта», который можно представить публично и оценить.

Проектная задача – это “три П”:

Проблема– Поиск информации – Продукт

Пример проектной задачи

Фрагмент урока мир природы и человека

Проблемная ситуация

- Ребята, начать сегодняшний урок мне бы хотелось с прекрасной музыки (слушание музыки). Понравилась ли вам эта музыка?

- Как вы думаете, о чём эта музыка?

- Что вы представляли, когда её слушали?

- Написал её Антонио Вивальди – великий итальянский композитор, скрипач-виртуоз, который жил и творил в 18 веке. Это «Летняя песня» из альбома «Времена года».

- Как вы думаете, что хотел композитор донести до нас своей музыкой?

- А мы можем как – то показать окружающим нас людям красоту природы?

- А я предлагаю все ваши идеи объединить в одну и создать наш альбом, только художественный. И назовём его также «Времена года». Где нам может пригодиться наш альбом?

-Приступим!

Задания

Задание №1

(для всей группы)

Отгадайте загадку и определите, о чём будет ваша страница. Выберите картинку с вашим временем года. Объясните свой выбор. Найдите нужный заголовок, наклейте заголовок и загадку.

Задание№2

Прочитай и отбери 3 приметы, которые подходят к вашей странице. Найди нужный заголовок, наклей заголовок и приметы.

Задание №3

Выбери все пословицы, которые имеют отношение к вашему времени года. Найди нужный заголовок, наклей заголовок и пословицы.

Задание №4

Прочитай стихи. Выбери то, которое имеет отношение к вашему времени года. Найди нужный заголовок, наклей заголовок и стихотворение.

Задание № 5

Составь из пазлов картинку к вашей странице. Наклей её на лист бумаги.

Задание №6

Раскрась картинку.

Задание №7

(для всей группы)

Составь «синквейн» к данной странице. Найди нужный заголовок, наклей на страницу альбома заголовок и синквейн.

Задание №8

( для всей группы.)

Оформите страницу альбома и подготовьтесь к выступлению.

Готовый продукт

E:\школа\

Альбом «Времена года».

Фрагмент урока ручного труда

Проблемная ситуация

- На уроке мир природы и человека вы приступили к оформлению художественного альбома о временах года. О каком времени года шла речь?

- Какие главные признаки лета можете назвать?

- А в вашем альбоме есть цветы? Из каких материалов мы можем изготовить цветы? Я вам предлагаю сделать это из ниток.

- Для этого нам понадобятся следующие инструменты и материалы: пряжа, линейка, игла, нитки в тон пряжи.

- Предлагаю мастер- класс по изготовлению таких цветов:

#1056;азбейтесь на 4 группы.

#1056;аспределите в группе обязанности.

#1042;ыполните последовательно работу.

Задания

Задание №1

Подобрать шерстяные нитки по цветовой гамме для формирования букета.

Задание №2

При помощи линейки набрать петли.

Задание №3

Закрепить набранные петли обмёточным швом.

Задание №4

Осторожно снять с линейки закреплённые петли.

Задание №5

Скрутить по спирали, закрепить при помощи иглы и нити.

Задание №6

Для декорирования изделия пришить бусины.

Задание №7

Набрать при помощи рук воздушные петли для стебельков из шерстяных ниток зелёного цвета.

Готовый продуктL:\школа\

Страница альбома в виде картины из цветов.

Данный метод применяем 1-2 раза в четверть на уроках «Мир природы и человека» и ручного труда. После анализа календарно – тематического планирования, выделяем общие темы, которые можно изучать, объединив для группового взаимодействия ребят с лёгкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью (например, «Домашние и дикие животные», «Времена года»).

Таким образом, при решении проектной задачи у обучающихся формируется навык групповой работы, умение самостоятельно работать по инструкции и выделять существенную информацию, развиваются коммуникативные навыки...

Также наша образовательная организация осуществляет сотрудничество с д/с «Геолог». По просьбе сотрудников изготавливаем необходимые для проведения занятий изделия: фартуки, сценические костюмы, которые шьём не только для воспитанников детского сада, но и для обучающихся школы.

Значимость сотрудничества огромна. Она помогает нашим детям быть добрее, терпимее, внимательнее друг к другу, учит заботе, пониманию, взаимовыручке. Кроме того, дети приобретают профессионально- трудовые умения, навыки при изготовлении изделий, сценических костюмов, осознают полезность своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Роль куратора в организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальным учебным планам в старшей школе.

Выступление на окружном семинаре из опыта работы куратором в 10 классе по индивидуальным учебным планам с компьютерной презентацией....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Статья «Системно - деятельностный подход как основа организации учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)»

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Я хотелабы продеменстрировать...

Презентация "Организация учебно-воспитательного процесса в рамках ФГОС (из опыта работы)

На данный момент образование в России претерпевает кардинальные изменения. В презентации я попыталась скомпелировать свое видение того, как можно организовать учебную деятельность учащихся в соответст...

Доклад на родительском собрании по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса в школе"

         Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием “здоровье” обознача...