Проект "Работа с семьёй ребенка с ОВЗ".
проект
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Работа с семьей ребенка с ОВЗ»
Выполнила:
Токарева А.А. воспитатель
ГКОУ школа-интернат №36
1.Актуальность:
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО для детей с ОВЗ) придает этому направлению работы принципиально новую
значимость, ведь ключевая идея нового стандарта –это общественный
договор между личностью, семьей, обществом и государством. Интеграция
родителей непосредственно в процесс реализации адаптированной основной
образовательной программы образовательного учреждения является самой
большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность
образовательного учреждения остаётся весьма трудной задачей. И здесь как
нельзя кстати, необходим профессионализм педагога и доверие к нему
родителей –вот эти два краеугольных камня, которые могут служить
мостиком в создание сотрудничества школы и семьи в условиях реализации
стандартов нового поколения.
Разработка программы коррекции детско-родительских отношений позволит обучить семьи детей с ОВЗ навыкам общения с семьями здоровых детей, что значительно улучшит процесс адаптации и повысит эффект образовательного процесса.
2. Проблема:
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. С самого рождения каждый человек для своего
нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка. Для семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая работа, с целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка. Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определены условия жизни личностей её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.
Без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения.
3. Цель проекта: создание программы психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ.
4. Задачи проекта:
- расширение сферы общения семей;
- оптимизация детско – родительских отношений;
- повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей;
- формирование навыков эффективной коммуникации;
- гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей;
-установление доверительных и партнерских отношений между детьми и родителями;
- расширение сферы общения семей;
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство;
-вооружение родителей адекватными и эффективными способами коммуникации;
-обучение родителей приемам принимающего, демократического взаимодействия с детьми;
-активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
-обучение родителей специальным коррекционным и методическим приёмам
-гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей;
-успешная социализация детей с ОВЗ и их родителей;
-изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей.
5. Ожидаемые результаты проекта
для детско-родительских групп:
-положительная динамика психологического микроклимата в семье;
-расширение сферы общения;
-осознание особенностей, потребностей, интересов друг друга.
для группы взрослых:
-осознание роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ;
-повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе;
-овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
-формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний;
- получение поддержки в результате межгруппового взаимодействия,
-освоение способов установления позитивного эмоционального контакта.
для выездных мероприятий:
- укрепление внутрисемейных связей;
-пробуждение интереса к семейным традициям; содействие передаче межпоколенных ценностей;
-расширение кругозора;
- сформирование целостного, социально ориентированного мировоззрение.
для заключительного мероприятия:
- позволит участникам обобщить и проанализировать полученный опыт;
- поделиться им с приглашенными семьями, не принимавшими участия в реализации проекта.
6. Сроки разработки и реализации проекта: учебный год
7. Ресурсы проекта:
Актовый зал
Учебная аудитория с компьютерами
Спортивная площадка
Проектор, ПК, принтер, колонки, экран, бумага, канцтовары.
Психолог , юрист, классные руководители, преподаватель физкультуры.
Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе школьного образования.
Финансово-экономическое обеспечение – возможность пригласить для участия в занятиях тренеров, выехать на тренинг за пределы школы (нанять спецтранспорт, арендовать помещение).
Материально - техническое обеспечение – оргтехника, актовый зал, учебный кабинет информатики, учебная аудитория, аудиотехника, видеотехника, канцтовары, столовая.
8. Планирование проекта:
I этап. Подготовительный.
II этап Основной
III этап Заключительный
9. Практическая часть проекта:
I этап. Подготовительный.
В рамках подготовительного этапа планируется:
- Формирование семейных групп
- Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта
- Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи, библиотеки)
- Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования.
II этап Основной
- Планируется провести 14 занятий в каждой детско – родительской группе, 4занятия для группы родителей.
- 4 занятия для группы взрослых будут способствовать росту реабилитационного потенциала и повышению уровня психолого – педагогической и социальной компетентности родителей.
- 4 выезда в музеи по выбору:
с помощью средств музейной терапии происходит передача опыта человечества, накопленного во времени. В пространстве музея актуализируются базовые межпоколенные ценности, сохранение и передача которых является не только важнейшим условием развития общества, но и залогом сохранения ресурсного потенциала, стабильности семейных связей и гармонизации внутрисемейных отношений.
III этап Заключительный
- Проведение итогового мероприятия «Праздник семьи» в каждой группе. Выставки и презентации работ семей – участников группы.
- Итоговое анкетирование семей по окончании проекта.
«Здоровая счастливая семья»
Консультация для родителей. «У вас родился «необычный» ребёнок»
Август-сентябрь
Психолог
2
Час общения. Рассказ каждой семьи о своих увлечениях, отдыхе
Август-сентябрь
Классный руководитель, родители
3
Собрание. «Индивидуальность, самобытность, способность, потребность ребёнка»
Сентябрь
Классный руководитель
4
Индивидуальные беседы. Выявление проблем, с которыми сталкивается семья в воспитании и образовании ребёнка.
Сентябрь
Классный руководитель психолог
5
Консультация. «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей»
Сентябрь
Логопед
6
Совместные проекты.
Сентябрь
Классный р.
7
Поделки из овощей и фруктов и природного материала.
Сентябрь
Классный руководитель, родители
8
Консультация для родителей детей с ОВЗ. «Внутрисемейная атмосфера и коррекционно-образовательная среда семьи»
Октябрь
Психолог, учитель
9
Индивидуальные беседы. «Классификации стилей семейного воспитания», « Детско-родительские взаимоотношения в семьях»
Октябрь
Классный руководитель
10
Круглый стол. «Формирование трудовых навыков у детей с ОВЗ».
Ноябрь
Классный руководитель, психолог
11
Совместные проекты. «Мы всё можем!»
Ноябрь
Классный руководитель,
12
Внеклассная деятельность. Празднование Нового года родителей совместно с детьми «Семейный Новый год».
Декабрь
Классный руководитель, родители
13
Семинар – практикум. «Мастерская Деда Мороза» (изготовление поделок к новому году)
Декабрь
Классный руководитель, родители
14
Конкурс изобразительного искусства для детей с ОВЗ Рождественские фантазии
Декабрь
Классный руководитель, родители, родители
15
Практическое занятие. Игры и упражнения для развития дыхания
Декабрь
Логопед
16
Внеклассная деятельность. Совместный отдых семей (Поход в театр, посещение новогодних ёлок)
Январь
Классный руководитель, родители
17
Собрание. «Причины ошибок в семейном воспитании детей».
Февраль
Классный руководитель, психолог
18
Выставка изобразительного искусства для детей с ОВЗ. По страницам любимых сказок
Февраль
Классный руководитель, родители
19
Совместные проекты. Кормушка своими руками. Практическое занятие
Февраль
Классный руководитель, родители
20
Играйте вместе с ребенком. Внеклассное мероприятие. Совместное празднование Дня защитника Отечества
Февраль
Классный руководитель, родители
21
Внеклассное мероприятие. Совместное празднование Дня 8 Марта
Март
Классный руководитель, родители
22
Диспут. Ценностные ориентации и мотивационные установки родителей
Март
Классный руководитель психолог
23
Практикум. Решение педагогических ситуаций
Март
Классный руководитель психолог
24
Выставка ДПИ. «Матрешек пестрый хоровод»
Апрель
Классный руководитель, родители
25
«Праздник семьи»- заключительное торжественное мероприятие для детей и родителей.
Апрель
Классный руководитель, родители
26
Мониторинг динамики отношений детей ОВЗ и родителей
Май
Классный руководитель психолог
9.2. Приложение.
Методики для детей и взрослых
Упражнение "Приветствие" Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: "Добрый день", "Желаю всем узнать много нового и интересного", и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
Игра "Новая сказка". Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.
Упражнение "Эмоции". На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями). Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.
Беседа на тему "Семейный досуг" Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.
Вариант методики «Семейная скульптура»
Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную для семьи возможность выразиться невербально, то какой они видят идеальную семью. Данная техника используется в работе с любой социальной группой, супружеской парой, с субсистемами: родители-дети, братья-сестры, с полной семьей. Методика используется как средство оценки семейной системы и как средство интервенции в нее, а также как особый механизм общения с клиентами.
В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы -треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а
также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы.
Методика "семейная скульптура" - хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы и т.д.
Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их чувствительности к тому, что происходит в семье и из-за их естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать.
Метод "семейная скульптура" может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель или другие большие предметы, находящиеся в кабинете психолога. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему.
"Экокарта" - метод описания места данной семьи в расширенной семейной системе и социальном сообществе.
Большое внимание уделяется тем внутренним и внешним ресурсам, которые доступны семье.
Цель методики - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных и метасемейных взаимоотношений могут быть наглядно представлены на основе этой методики. Кроме того, методика позволяет выявить эмоциональные и материальные ресурсы семьи.
"Экокарта" представляет собой карту взаимоотношений семьи внутри себя и с внешним миром. В основе методики лежит беседа, цель которой формулируется как получение информации психологом от клиента о связях, которые существуют внутри семьи и вне ее в различных социальных средах, и изображение этой информации в графическом виде.
Психолог задает членам семьи вопросы, касающиеся размера семьи, характера взаимоотношений внутри семьи, с сослуживцами, соседями, друзьями, родственниками, административными органами, с которыми общается семья: школа, церковь, служба социальной помощи, семейный врач, начальство и т.д.
Полученная информация заносится в карту. Взаимоотношения между людьми изображаются с точки зрения их значимости и близости. Отмечаются позитивные и негативные связи. Знакомые друг другу люди соединяются линиями. При этом выявляются люди, которые находятся в изоляции, а также всевозможные союзы, сторонники и противники данной семьи.
Участие семьи в составлении "экокарты" стимулирует обсуждение того, какие ресурсы имеются у данной семьи для улучшения ее функционирования, каковы здесь источники напряжения и конфликтов. Это, прежде всего, актуально для так называемых "закрытых семей", которые варятся в собственном соку и не могут использовать имеющиеся у них ресурсы для улучшения положения.
"Экокарта" особенно полезна для семей, имеющих не одну, а несколько проблем. В "экокарте" указывается место каждого человека в семье и в более широком метасемейномконтексте.Становятся наглядными и очевидными изолированные личности, всевозможные союзы, альянсы и противопоставления одних групп другими. Заполнение "экокарты" дает возможность обращения к друзьям семьи, к тем людям, которые имеют к ней отношение, получения дополнительной информации и эмоциональной поддержки. Для заполнения "экокарты" клиент вынужден обращаться к тем людям, которые могут оказать ему реальную психологическую поддержку, что способствует повышению эмоционального комфорта, как отдельных членов семьи, так и семьи в целом. Эта методика применяется не только психологами, но и социальными работниками.
"Соломенная башня" - это упражнение, адаптированное Пекманом (1984) для использованияв семейной работе.
Клиентов просят взять коробочку с соломкой, клейкую ленту и вместе построить соломенную башню. Можно использовать другие материалы, например строительные блоки.
Разрешение этой задачи возможно только при реализации совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии.
При выполнении данной задачи члены семьи ведут себя гак же, как и в обычной жизни.
Наряду с другими социометрическими методиками это упражнение позволяет выявить лидера в семье, тупики во взаимоотношениях, взаимную поддержку, внутрисемейные союзы, изолированных членов семьи, границы семьи и другую динамику в системе семейных взаимоотношений.
Для построения "соломенной башни" необходим пакет со ста соломинками и клейкая лента. Предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо из этих соломинок построить башню. При построении башни попытайтесь совместно достичь определенных целей. Ваша башня должна быть оригинальной по форме, красивой, хорошо сконструированной. Она должна стоять без поддержки и быть достаточно прочной и долговечной, чтобы ее можно было переносить с места на место. Вам следует уложиться в 10-15 мин".
Далее дается рекомендация: первые 5 мин строить башню, не говоря друг другу ни слова. Это требование может увеличить фрустрацию и позволить обойти некоторые барьеры, выявить различные уровни взаимодействия в семье. Наблюдая за происходящим в течение 8-15 мин, психолог может вмешаться в процесс. Он может давать советы, объяснять происходящее с той точки зрения, чтобы члены семьи могли включиться в изучение процесса. Если семья большая, она может быть разбита на подгруппы, каждая из которых строит свою башню. Этот способ используется для того, чтобы подчеркнуть или изменить существующие структурные границы, а также в работе с семейными треугольниками.
После того как башня построена, психолог обсуждает с членами семьи, что происходило во время строительства, интересуясь тем, как, по их мнению, можно разрешить сложившуюся ситуацию. Психолог анализирует роль каждого в совместной деятельности и поведение членов семьи в рамках поставленной задачи. После этого можно попросить членов семьи заново построить башню, используя результаты проведенного обсуждения. В некоторых случаях можно обучить членов семьи методикам совместной работы и способам оказания взаимопомощи.
10. Заключение
В результате проведенной работы с родителями должна быть достигнута положительная динамика в формировании межличностных отношений родителей и детей. Ожидается улучшение психологического климата в классах (до 25%) и в семьях (до 20%), снижение уровня тревожности у детей и родителей (на 15-20%), повышение активности родителей, ускорение адаптационного периода в новом коллективе до 1-2 недель. Родители, прошедшие программу в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи. Реализовать проект можно при минимальном материально-техническом обеспечении, что гарантирует его воплощение.
11. Список использованной литературы:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06
- Андреева, Т.В. Семейная психология (Текст): Учебное пособие / Т.В.Андреева - СПб: Речь, 2004.-244с.
- Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования (Текст): Учебное пособие/ О.А.Карабанова – М.:
- Гардарики, 2005.-320с.
- Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. (Текст)/ И.М. Марковская – СПб: Речь, 2005.-150с.
- Осипова, А.А. Общая психокоррекция (Текст):Учебное пособие/ А.А.Осипова- М.: Сфера,2002.-510с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 160с.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация учебного проекта "Работа волонтерского отряда"
Волонтер- человек добровольно занимающийся общественно-полезной работой...
Внедренческий проект "Работа коллектива по внедрению в работу Электронного журнала"
В данном проекте рассказывается о том, как велась в нашей школе работа по внедрению Электронного журнала. Журнал проработал в школе 4 года, дал хорошие результаты. Вынеждены были оставить его после тр...
Проект работы с классом на тему «Мотивация обучения учащихся и создание условий для её развития через систему внеклассных мероприятий»
Создание адекватной учебной мотивации самая важная и наиболее сложная задача современной школы и общества. Расхожее педагогическое представление о том, что действенный мотив учебной деятельности лежит...
Проект Работа с родителями
Практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшег...
ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ "Работа с родителями по эстетическому воспитанию школьников средствами музыки"
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстет...
Педагогический проект "Работа с одарёнными детьми"
Организация работы с одарёнными детьми - одна из центральных задач современного образования.При обновлении содержания образования с одаренными детьми в условиях массовой школы речь должна идти о созда...
Культурно-социальный проект «Работать надо!» по направлению «профориентация». СЦЕНАРИЙ АГИТБРИГАДЫ «РАБОТАТЬ НАДО!»
Культурно-социальный проект «Работать надо!» по направлению «профориентация». СЦЕНАРИЙ АГИТБРИГАДЫ «РАБОТАТЬ НАДО!»...