Использование игровых приемов в работе учителя-логопеда
консультация
Игра- ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Это и познание окружающей действительности, и возможность проявления личностных качеств ребёнка, и самое важное развитие речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_priemy_v_rabote_logopeda.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых приемов в работе учителя-логопеда
Игра- ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Это и познание окружающей действительности, и возможность проявления личностных качеств ребёнка, и самое важное развитие речевой деятельности.
В раннем возрасте, с появлением первых слов, у детей раннего возраста при манипуляции с предметами возникает необходимость в назывании их. Тогда игру начинает сопровождать речь. Позднее дети играют с воображаемыми предметами и образами. И именно речь дополняет и окрашивает все игровые действия ребенка. В старшем дошкольном возрасте во время игры с помощью речи создаются разнообразные игровые ситуации. Речь сопровождает любое действие ребёнка.
Стоит заметить, что речь наших детей год от года становится хуже. При чем дефекты их речи носят стойкий характер. И помочь таким детям в первую очередь, это задача учителя - логопеда, но здесь очень важно сотрудничество с воспитателями и родителями. Ведь от этой совместной работы будет зависеть насколько быстро ребенок сможет преодолеть трудности произношения.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания.
Что такое речевое дыхание? – Это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.
Другими словами, речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания:
- Вдох более короткий и более глубокий
- Выдох намного длиннее вдоха
- Речевое дыхание – управляемый процесс
У Детей с нарушениями речи в основном дыхание характеризуется:
- Малым объемом легких;
- Слабой дыхательной мускулатурой;
- Неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха; (В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы); или ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) - дем гулять). Произнесите это предложение сами.
- Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»;
Слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков
Использование разнообразных игр непременное условие успешной работы педагога в любой сфере деятельности. Его задача использовать игровую деятельность для повышения качества и эффективности обучения и воспитания дошкольников.
На своих занятиях, где одним из этапов работы является развитие речевого дыхания и формирование у детей направленной воздушной струи, я достаточно часто прибегаю к различным игровым приёмам, упражнениям и ситуациям. Также по моей рекомендации эти игры проводят воспитатели и педагоги на своих занятиях в свободной игровой деятельности. И, безусловно, родители дома играют в них со своими детьми, тем самым оказывая помощь логопедам и повышая уровень развития речи ребенка
Любые игровые действия проводятся в спокойной дружеской обстановке. Задания даётся с учетом индивидуальных особенностей детей, что бы ребенок не только чему-то учился, но и чувствовал уверенность в себе.
Существует много различных пособий для выработки направленной воздушной струи. Многие из них мы делаем самостоятельно для воспитателей и родителей.
Примерный комплекс игр на формирование воздушной струи ( следить за тем , что б щёчки у ребенка не надувались):
- ветер (с помощью трубочки делаем «волны» и «бурю» на поверхности воды)
- кораблики (из бумаги складываем лодку и с помощью трубочки движем ее от «берега к берегу» по воде)
- мыльные пузыри (надуваем мыльные пузырики - кто быстрее, кто больше, используя не только готовые принадлежности, но и трубочки из бумаги)
- волшебные вещи- (свеча, перышко) (использование различных предметов с шевелящимися элементами типа «перышка» -загадай желание и подуй)
- воздушный футбол (сделать мяч из ваты и с помощью воздушной струи направлять его в ворота)
Играя, соблюдаем нехитрые правила: ребенок должен быть расслаблен, не сердит; не усердствуем и не делаем резких выдохов; следим за состоянием ребёнка и контролируем игру.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.
В целом вся игровая деятельность дошкольника направлена на развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также на формирование целостного восприятия образа и предмета
Включение в процесс обучения фрагментов игры, вызывают у детей интерес, радость и желание получать новые знания, умения и навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа (мир-олимпиад.рф) от 25.03.2015 г.Презентация"Игровая деятельность в работе учителя-логопеда". Награждена дипломом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса учителей с международным участием.
Тема занятия:дифференциация звуков р-л....
Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося.
Статья. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащегося...
Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...
Статья "Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда"
В статье рассматривается проблема использования игровых технологий в работе учителя-логопеда , анализируются наиболее эффективные виды игровых технологий и выделяются результативные методы логопедичес...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для использования игровой технологии в работе учителя-логопеда МАДОУ №75 Мартыненко Л.А.
Представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды и использования в ней игровой технологии для повышения мотивационной готовности детей с ТНР в процессе логопедически...
Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»
В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....