Использование сюжетно-ролевых игр при формировании коммуникативных умений и навыков у детей с ТМНР.
статья
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Использование сюжетно-ролевых игр при формировании коммуникативных умений и навыков у детей с ТМНР.
Автор
Лиманская Юлия Александровна
воспитатель
ГБУ Центр содействия семейному воспитанию
«Сколковский»
Москва
2023
Использование сюжетно-ролевых игр при формировании коммуникативных умений и навыков у детей с ТМНР.
Коммуникативные навыки играют важную роль в нашей жизни и имеют особое значение для детей с интеллектуальной недостаточностью и другими нарушениями развития. Общение способствует развитию понимания окружающего мира и установлению социальных связей. Но для детей с интеллектуальной недостаточностью коммуникативные навыки могут представлять определенные трудности, так как они могут испытывать затруднения в восприятии и передаче информации.
В данной статье мы рассмотрим использование сюжетно-ролевых игр для формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР. Сюжетно-ролевые игры являются эффективным инструментом, который позволяет детям активно участвовать в коммуникативных ситуациях, развивать навыки взаимодействия и улучшать понимание окружающего мира.
Во время сюжетно-ролевых игр дети вживаются в разные роли, играют различные сценарии, имитируют реальные жизненные ситуации. Такие игры помогают детям развивать языковые навыки, учиться слушать и понимать других людей, выражать свои мысли и идеи. Дети могут стать какими угодно персонажами – докторами, учителями, продавцами и т.д. – и в таких ролях они получают возможность применить и усовершенствовать свои коммуникативные навыки.
Сюжетно-ролевые игры также помогают детям развивать социальные навыки. Во время игры дети учатся сотрудничать, делиться, уважать других участников игры. Они могут научиться рассчитывать на помощь других, а также помогать другим в случае необходимости. Такие навыки будут полезны для детей не только в игре, но и в повседневной жизни.
Кроме того, сюжетно-ролевые игры позволяют детям с интеллектуальной недостаточностью развивать свою эмоциональность и эмпатию. Во время игры дети исследуют разные эмоции и учатся выражать свои чувства и эмоции. Таким образом, они развивают понимание и уважение к эмоциям других людей.
Для успешного использования сюжетно-ролевых игр в формировании коммуникативных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
1. Игры должны быть доступными и понятными для детей. Сюжеты должны быть простыми и узнаваемыми, чтобы дети могли легко вживаться в разные роли и понимать их значения.
2. Игры должны быть структурированными и иметь четкие правила. Это поможет детям ориентироваться в игре, соблюдать правила взаимодействия и развивать навыки сотрудничества.
3. Педагог должен играть активную роль в организации игры и создании комфортной атмосферы для детей. Он должен поддерживать детей, поощрять их усилия и помогать им развивать навыки коммуникации.
4. Игры должны быть вариативными и разнообразными. Педагог может создавать разные сценарии игр, чтобы дети могли испытывать и развивать разные коммуникативные навыки.
5. Игры должны быть включены в образовательный процесс и проводиться систематически. Регулярное проведение игр поможет детям закрепить и усовершенствовать свои коммуникативные навыки.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры представляют эффективный и интересный способ формирования коммуникативных навыков у детей с ТМНР и интеллектуальной недостаточностью. Они помогают развивать языковые, социальные и эмоциональные навыки, что является важным для достижения успеха в жизни.
Далее представлен конспект занятия по коммуникативному развитию посредством сюжетно – ролевой игры на тему «В гостях у доктора Айболита»
Тема: «В гостях у доктора Айболита».
Цель: формировать коммуникативные навыки общения по средствам сюжетно – ролевой игры.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления детей о профессии врача, ее особенностях; закреплять представления детей о специальностях врачей
- формировать умение слушать и понимать других, общаться со сверстниками в коллективе.
Развивающие:
- развивать навыки общения, умение договариваться и приходить на помощь другим;
- актуализировать и расширять словарь детей по теме «Профессии», закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное социальное поведение, умение детей играть вместе в одной игровой ситуации.
Оборудование: видеопрезентация «Доктор», изображения специальностей врачей, игровой набор «Доктор», мягкие игрушки животных.
План:
- Оргмомент, приветствие гостей
- Сообщение темы занятия
- Пальчиковая гимнастика «Айболит зверей лечил»
- Дид. игра «Запись к врачу»
- Физкультминутка «Чтоб головка не болела»
- Дид. игра «Четвертый лишний»
- Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Айболита»
- Обобщение, итог
1.Оргмомент
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними и начнем занятие. Посмотрите, какой сегодня солнечный день, а какое сейчас время года, а месяц?
Подойди ко мне дружок
Соберемся все в кружок.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг
Здравствуй, друг
Здравствуй весь наш дружный круг.
- Ребята, а вы знаете, что, здороваясь, мы желаем друг другу здоровья, потому что слово здравствуй означает: будь здоров.
- Как вы думаете: быть здоровым – это хорошо или лучше болеть?
- Когда мы здоровы у нас хорошее настроение, мы хотим гулять, играть. А если заболели, то уже ничего не хочется.
- А вы любите играть?
- Посмотрите на наши игрушки, что – то случилось. Они заболели и сидят грустные.
- Давайте их пожалеем, обнимем, покачаем.
- Но этого недостаточно.
- Чем мы еще можем им помочь? Надо позвать врача, чтобы он их вылечил.
- Послушайте загадку:
Кто на свете всех полезней,
Лечит от любых болезней?
Кто всегда в халате белом,
Занят самым важным делом?
Кто, лишь только вы войдете,
Говорит: «Откройте ротик
И скажите громко А-А-А!
Не болит ли голова?
Кто заботливый и добрый?
Ну, конечно, — это ДОКТОР (видеопрезентация)
- Вспомните, как зовут самого известного сказочного доктора? Айболит
- Кого он лечил? Зверей
- Сейчас наши зайчики и ежики отправятся в лес к доктору Айболиту, а мы позже посмотрим, нашли они его или нет.
2. Сообщение темы занятия
- А мы вернемся к занятию и его тема: «В гостях у Айболита». Сегодня мы вспомним о профессии врача, ее особенностях. И поиграем в разные игры.
3. Пальчиковая гимнастика.
Айболит зверей лечил,
Всех зверюшек угостил:
Белочке – орешки,
Морковку – зайчишке,
Мишке – медок,
Ну а лисоньке – цветок!
Каждый зверь благодарит
— Вот, спасибо, Айболит!
- За что звери благодарят Айболита? За подарки и за то, что он их вылечил
- Как называется врач, лечащий животных? Ветеринар
- А кто лечит вас? Педиатр
- Каких врачей вы еще знаете? Вот подсказка. (работа с дем. материалом)
- Профессия этих людей называется ВРАЧ. Врачи могут вылечить нас. Они работают в поликлиниках, носят белые халаты и используют в своей работе специальные инструменты. После осмотра выписывают лекарства.
- Если мы заболели, как же нам позвать врача? Может громко покричать?
- Надо ему позвонить.
4. Дид. игра «Запись к врачу»
Цель игры: «Врачу» надо, не оборачиваясь, по голосу, определить, кто хочет записаться на прием.
5. Физкультминутка
Чтоб головка не болела
Ей вращаем вправо, влево
А теперь руками крутим,
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево
Плавно производим.
Потянули спинки,
Теперь конец разминки.
6. Дид. игра «Четвертый лишний»
- Врачу для работы нужны инструменты. Давайте на каждом подносе найдем лишний предмет, который врачу не нужен в его работе.
7.Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Айболита»
- Нам пора узнать, как же наши игрушки - зверята, помог им доктор Айболит.
- Где же он? Вот. Добрый доктор Айболит он под деревом сидит.
Айболит: «Приходи ко мне лечится и корова, и волчица, и жучок, и паучок, и медведица» (подойти каждую игрушку погладить) (в роли Айболита и зверей - дети, держащие в руках соответствующие игрушки)
Далее дети разыгрывают действия по лечению каждого животного, согласно сказке К. Чуковского, «Доктор Айболит»
- Смотрите, ребята, всех вылечил доктор Айболит. И зверята ему очень благодарны.
8. Обобщение, итог
- А наше занятие подошло к концу. О чем мы сегодня говорили? Что делали? У кого в гостях побывали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского яхыка
Формирование коммуникционных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского языка Основная цель обучения – научить дошкольников понимать дос...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида
Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"
Материал, представленный в программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Статья "Общение, как средство развития коммуникативных и социальных умений и навыков у детей с ТМНР".
Общение - важнейший фактор формирование личночти, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя непосредственно через других людей. Общение играет особую р...
Презентация к педсовету Формирование коммуникативных умений и навыков у детей и подростков
Нарушения в сфере общения и недостаточное развитие нравственно-эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания и «технологизацией»...

Формирование коммуникативных умений и навыков у детей младшего и среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...

Формирование коммуникативных умений и навыков у детей среднего школьного возраста с ОВЗ
Материал по самообразованию...