Урок по развитию разговорной речи на тему: "Зима"
план-конспект урока

Ивенкова Галина Евгеньевна

Через знакомство с учебным материалом, используя формы предметно-практической деятельности, сформировать навыки анализа и синтеза увиденного в природе через выделение признаков зимы, в разговорной речи наглядно увиденных, а также формирование и систематическое совершенствоание языковых средств общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по развитию разговорной речи564.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

141840, Московская область, Дмитровский г.о.,  г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.

Тел./факс (22) 5-24-48, Эл.почта. Schoolint8@mail.ru

Внеурочная деятельность

Урок по развитию разговорной речи в 3 классе

по лексической теме:

«Зима»

Подготовила и провела:

учитель Ивенкова Г.Е.

Яхрома

Февраль, 2024

Тип урока: урок повторения и обращения изученного материала по теме «Зима». Межпредметный, интегрированный урок.

Статус урока: открытый урок.

Цель урока: через знакомство с учебным материалом, используя формы предметно-практической деятельности, сформировать навыки анализа и синтеза увиденного в природе через выделение  признаков зимы, в разговорной речи наглядно увиденных обучающихся, а также формирование и систематическое совершенствование языковых средств общения и мышления у детей.

Задачи урока.

Образовательные:

- закрепление у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы;

- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса;

- развитие памяти и внимания;

- совершенствование словесно-логического мышления;

- формирование фонетической стороны речи;

-приобретение умения устанавливать взаимосвязи между предметами;

- развитие понимания смысла и содержания картин;

- формирование объяснительной и доказательной речи;

- конкретизация знаний о явлениях природы по теме «Зима», и об окружающих предметах;

- закрепление умений ориентироваться в пространстве;

- экскурсии, наблюдение за объектами природы;

- обучение составлению предложений по картинкам;

-обучение разговорной речи, её дальнейшее использование;

- говорим, рисуем, записываем.

Коррекционные:

-развивать познавательную активность, мыслительную; интерес учащихся.

- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) через составление картинного плана на основе иллюстративного материала и через ответы на вопросы учителя по содержанию;

- создание условий для творческого самовыражения;

- оптимальное использование учебного оборудования, способствующего активизации игровой деятельности обучающихся;

- привлечение родителей к активному участию в проведении зимних игр и забав в своих семьях и создание условий для развития игры ребенка дома.

Воспитательные:

-прививать любовь к природе, умение ее наблюдать, бережно относится к ней;

-приобщение детей к истокам народного творчества (загадки, зимние игры, забавы);

-способствовать развитию мотивационных процессов через использование форм урока;

- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;

- формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре, группе;

-вызвать у детей познавательный и эмоциональный отклик, чувство сопричастности, гордости за красоту русской природы;

- способствовать, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами, личным опытом общения с природой, высказывали своё суждение и оценки, обсуждали увиденное друг с другом и со взрослыми;

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения между собой и учителем.

Оборудование:

  • Борякова Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим знаниям Учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева. — М. : Социал.-полит. журн., Ассоц. "Гуманитарий", 1994. — 94 с.
  • Времена года: учебное издание/авт.Т.В.Цветкова – Москва, 2023
  • Гусарова, Н.Н Беседы по картинкам: Времена года.- СПб: Детство-Пресс, 2002.- 24 с.
  • Жукова, Н.С. Отклонение в развитии детской речи: учебное пособие/ Н.С.Жукова. – Москва: Энергомаш, 1994. – 128 с.
  • Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи: учебное пособие. – Москва, 1994. – 96 с.
  • Соболева А.В. Загадки – смекалки. – М.: Гуманитарий, 1994. – 96 с.
  • Раздаточный материал:
  • Кроссворды по теме: «Зима»;
  • Зимние раскраски;
  • Загадки - смекалки о зиме;
  • Ребусы «Отгадай» (из 5 букв);
  • Карточки и картинки по теме: «Зима»
  • Наглядно-дидактический материал по составлению предложений и рассказов о зиме.

Ход урока.

  • Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Активизация мыслительной деятельности. Сядет тот, кто ответит на вопрос:

- Какое сейчас время года?

-Назовите зимние месяцы (по порядку)?

- Как в народе назывался первый месяц зимы («хмурень»)? Почему?

- Какой месяц следующий? Как его называют в народе («лютень», «лютовей»- стужа, морозы)

- Последний месяц зимы – (февраль-«снеговей»-метели, вьюги)

*Перед уроком предшествовали уроки-наблюдения за зимней природой на улице!

2. Объявление темы урока. Постановка задач.

-По какой теме у нас урок?

-Зима!

-Как вы догадались?

-Вокруг всё говорит о зиме, и пособия в классе, и пейзаж за окном.

Зимой мы говорим о зиме.

- Урок не простой – первое, мы соединяем в нём несколько предметов: ИЗО, мир природы и человека, чтение и письмо. Итак, тема урока: «Зима» (Беседы по картинкам).

Нам предстоит вспомнить загадки о зиме, составить предложения о ней по картинкам, выполнить творческое задание.

3. Работа по теме урока.

1. Пришла зима. Дни стали короткими, а ночи – длинными. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Предлагаю вам придумать красивые слова-определения к слову «зима». (Даны слова: волшебница, кудесница, кружевница, красавица, чародейка).

Какая бывает зима?

Морозная, холодная, суровая лютая, весёлая, злая, длинная, вьюжная.

Ребята выполняют моё задание.

  • Проверка домашнего задания «Загадки о зиме»

В библиотеке дети должны были подобрать понравившуюся загадку, выучить её.

По очереди загадываем друг другу, ответ загадки (отгадку) формируем в кроссворд.

Таким образом происходит пополнение и обогащение словарного запаса каждого ребёнка на уроке.

  • Работа по картинкам «Наступила зима».

Умение самостоятельно составить своё предложение и подкрепить его нужной картинкой. Работает каждый обучающийся и каждый высказывает своё мнение о зиме, о городе зимой, о детях и их зимних забавах.

Развитие креативного мышления. Использование в речи слов-глаголов: катается, мчится, лепит, едет, бежит…

4.Физкультминутка

Учитель называет    природные явления. Если это явление наблюдется зимой – хлопаем в ладоши два раза над головой; если в другое время – опускаем ладони вниз и хлопаем два раза:

  • звенит капель, бегут ручьи, падает снег, листопад, сугробы, вылинявшее небо, кучевые облака на небе, ярко-синее небо,
  • птицы улетают на юг, медведь залегает в берлогу, птицы радуются весне,

  • Составление предложений о животных зимой (с опорой на картинки и прикреплением их на доску).

  • Назови, кто это?
  • Что он делает зимой?
  • Где?

Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.

Ответы детей: Зимой медведь спит в своей берлоге.

В дальнейшем в своей речевой практике, в разговорной речи, ребенок будет использовать это предложение, передавая его окружающим.

  • А как ведут себя зимой птицы?
  • Почему надо заботиться о них?
  • Расскажи.
  • Покажите какую картинку мы подобрали?
  • Что на ней изображено?
  • Расскажи.

Ответы детей: - Разноцветные птицы, снегири и синицы летают у кормушки.

Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. А ещё зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и тёплая шерсть.

А чем питается зимой белка?

Ответы детей: - Засушенными грибами, плодами деревьев и кустарников.

Как называется жилище белок?

Ответы детей: - Дупло, гнездо.

Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.

  • Зимой белка питается засушенными грибами, ягодами, орехами, живет в дупле.

Но некоторые звери не делают никаких запасов. Чем питается заяц зимой?

Ответы детей: - Корой, мелкими ветками.

Какие враги у зайца?

Ответы детей: - Сова, волк, лиса.

Не легко зайца догнать. Что помогает ему быстро бегать?

Ответы детей: - Ноги.

А почему зимой заяц белый?

Ответы детей: - Белая шубка помогает  зайцу спасаться от врагов.

Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.

  • Заяц белый потому, что белая шубка помогает ему спасаться от врагов: от лисы и волка.
  • Морозна и сурова зима, а всё же много забав придумывает детям. Зимой бывает любимый праздник у детей
  • Какой праздник мы отмечаем зимой? Как вы себе этот праздник представляете?

Ответы детей: - Новый год. Это дед Мороз и Снегурочка, и подарки под ёлкой, гости, волшебные представления.

  • Это каникулы для всей семьи, прогулки, игры, катание на лыжах и коньках, поездки, всё это – зимние забавы.
  • Расскажи, покажи, запомни, как и чем украшена ёлка?

Ответы детей: - Шарами, гирляндами, огнями….

Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.

  • На новый год дети наряжают ёлку, она украшена шарами, гирляндами, мишурой.
  • Дети любят зиму почему?

Ответы детей: - Каникулы, подарки, зимние забавы.

  • А что мы относим к зимним забавам?

Ответы детей: - Игры на улице, катание на лыжах, санках, коньках, прогулки и т.д.

Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.

  • Во дворе залили каток и теперь можно кататься на коньках.
  • Ваня мчится с горы на лыжах.

Запишем глаголы зимы:

Снег – падает, покрывает;

Зима – наступила;

Медведь – спит;

Заяц – бегает, прячется, спасается;

Белка – питается, защищается, прыгает.

Задание: устно составим каждый по одному предложению с данными словами на выбор.

  • Дыхательное упражнение с использованием загадки- смекалки

Вьюга поможет устроить настоящую метель.

Возьмите белые конфетти и мелко нарезанную фольгу. Подбрасывайте её вверх и дуйте так, чтобы она порхала в воздухе.

За окошком ворожит,

Воет, стонет и визжит,

По полям юлой кружится

И в сугробы спать ложится!

  • Что это?
  • Вьюга
  • Да, вьюга-завируха.

Задание:  Найдём на слух в тексте глаголы зимы и выпишем их.

Ворожит,

Воет,

Стонет,

Ложится,

Кружится.

Эти глаголы вызывают определенное настроение у человека. Какое оно у вас?

  • Напоминает зимнюю метель, вьюгу, успокаивает, убаюкивает.

Рисуем вьюгу

  • Игровой момент

Образуй новое слово. Запомни.

Играет в хоккей кто?

  • Хоккеист, хоккеистка

Бегает на коньках кто?

  • Конькобежец, конькобежка

Ходит на лыжах?

  • Лыжник, лыжница

  • Творческая работа 

Содержание творческой работы:

  • Чтение и запись поговорки, пословицы о зиме,
  • Собственный рисунок или раскраска по теме урока,
  • Работа по одному и в команде,
  • Отгадывание кроссворда
  • Запись своего короткого рассказа из 2-3 предложений на тему: «Зима».
  • Подведение итогов урока

Вспомним, какой рассказ о зиме мы составили, повторим его.

Каждый повторяет свой рассказ.

Объясните пословицу о зиме: «Зимой солнце светит, да не греет»

Посмотрите в окно, в это время я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Есенина «Белая берёза». Во время чтения обратите внимание на белую берёзку за окном, послушайте, как автор описывает её красоту зимой.

  • Оценивание деятельности учащихся на уроке.
  •  Домашнее задание. Составление кроссворда из слов-загадок о зиме из пяти букв, кроссворд зарисовать.


Самоанализ  урока по предмету «Развитие разговорноречи»,

проведенного в 3 Б классе, с обучающейся надомного обучения

по теме "Зима".

                                   Учитель: Ивенкова Галина Евгеньевна

№ п/п

Предмет

           Человек

1

Программа

Программа по предмету «Развитие разговорной речи» для учащихся 3 класса общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

2

Класс

            3

3

Дата проведения

           февраль 2024

4

Раздел по учебно-тематическому плану

           Работа с книгой, дидактическим материалом, с картинками по теме: Зима

5

Тема урока

Зима

6

Тип урока

           Нетрадиционный урок обобщения полученных знаний, межпредметный, интегрированный урок

7

Технологии, применяемые на уроке

-технология развития речи обучающейся

-игровое обучение

-здоровье сбережение

-технология современного урока

8

Методы по источнику знаний

-словесный

-практический

-наглядный

-проблемный

-игровой

-метод контроля и самоконтроля

-метод формирования личностных результатов

-метод придумывания

- мозговой штурм

-беседа

9

Методы по уровню познавательной активности

-репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы)

       -частично-поисковый.

- креативный

10

Приёмы умственной деятельности

-анализ

-наблюдение

-сравнение

-обобщение

11

Принципы обучения

-принцип дифференцированного подхода

-принцип наглядности

-принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся)

12

Мотивация учения на разных этапах урока

-эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха

      -социальные методы – создание ситуации     взаимопомощи, сотрудничества.

13

Формы работы

         индивидуальная, совместная деятельность с учителем

14

Выводы

      -урок ориентирован на новые образовательные стандарты

      -прослеживается нацеленность по формированию БУД

      - урок соответствует требованиям программы, возрастным особенностям обучающейся и ее жизненному опыту

      - в  целях здоровье сбережения соблюдается чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Развитие разговорной речи на уроках географии в школе I-II вида»

В данной работе раскрыты методики и техники формирования и развития  речи на уроках географии в специальной школе I-II вида, показаны формы и методы, применяемые на уроках, для активизации речево...

Презентация по теме "Развитие разговорной речи в ситуациях общения на уроках английского языка в рамках модернизации современного образования"

Целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике является обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации. Как известно, способо...

Конспект урока по предмету «Развитие речи» на тему «Зима»

Конспект урока по предмету «Развитие речи» на тему «Зима»...

конспект урока в 3 классе развитию речи на тему: "Зимующие птицы.Снегирь."

Цель: расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;Задачи:-развитие  и коррекция умения согласовывать словосочетания;-формирование умения составлять пов...

Презентация к уроку развития речи по теме "Зима" для учащихся с родным (тувинским) языком обучения.

Этот материал предназначен для учащихся с родным  (тувинским) языком обучения...

Презентация урока по развитию разговорной речи на тему: "Зима"

Межпредметный интегрированный урок по развитию разговорной речи на тему: "Зима"...