Урок по развитию разговорной речи на тему: "Зима"
план-конспект урока
Через знакомство с учебным материалом, используя формы предметно-практической деятельности, сформировать навыки анализа и синтеза увиденного в природе через выделение признаков зимы, в разговорной речи наглядно увиденных, а также формирование и систематическое совершенствоание языковых средств общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по развитию разговорной речи | 564.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯХРОМСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ДМИТРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
141840, Московская область, Дмитровский г.о., г. Яхрома, ул. Кирьянова, д. 8.
Тел./факс (22) 5-24-48, Эл.почта. Schoolint8@mail.ru
Внеурочная деятельность
Урок по развитию разговорной речи в 3 классе
по лексической теме:
«Зима»
Подготовила и провела:
учитель Ивенкова Г.Е.
Яхрома
Февраль, 2024
Тип урока: урок повторения и обращения изученного материала по теме «Зима». Межпредметный, интегрированный урок.
Статус урока: открытый урок.
Цель урока: через знакомство с учебным материалом, используя формы предметно-практической деятельности, сформировать навыки анализа и синтеза увиденного в природе через выделение признаков зимы, в разговорной речи наглядно увиденных обучающихся, а также формирование и систематическое совершенствование языковых средств общения и мышления у детей.
Задачи урока.
Образовательные:
- закрепление у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы;
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса;
- развитие памяти и внимания;
- совершенствование словесно-логического мышления;
- формирование фонетической стороны речи;
-приобретение умения устанавливать взаимосвязи между предметами;
- развитие понимания смысла и содержания картин;
- формирование объяснительной и доказательной речи;
- конкретизация знаний о явлениях природы по теме «Зима», и об окружающих предметах;
- закрепление умений ориентироваться в пространстве;
- экскурсии, наблюдение за объектами природы;
- обучение составлению предложений по картинкам;
-обучение разговорной речи, её дальнейшее использование;
- говорим, рисуем, записываем.
Коррекционные:
-развивать познавательную активность, мыслительную; интерес учащихся.
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей) через составление картинного плана на основе иллюстративного материала и через ответы на вопросы учителя по содержанию;
- создание условий для творческого самовыражения;
- оптимальное использование учебного оборудования, способствующего активизации игровой деятельности обучающихся;
- привлечение родителей к активному участию в проведении зимних игр и забав в своих семьях и создание условий для развития игры ребенка дома.
Воспитательные:
-прививать любовь к природе, умение ее наблюдать, бережно относится к ней;
-приобщение детей к истокам народного творчества (загадки, зимние игры, забавы);
-способствовать развитию мотивационных процессов через использование форм урока;
- воспитывать умение внимательно слушать, уважать чужое мнение;
- формировать потребность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре, группе;
-вызвать у детей познавательный и эмоциональный отклик, чувство сопричастности, гордости за красоту русской природы;
- способствовать, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами, личным опытом общения с природой, высказывали своё суждение и оценки, обсуждали увиденное друг с другом и со взрослыми;
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения между собой и учителем.
Оборудование:
- Борякова Н.Ю. Практикум по коррекционно-развивающим знаниям Учеб.-метод. пособие / Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева. — М. : Социал.-полит. журн., Ассоц. "Гуманитарий", 1994. — 94 с.
- Времена года: учебное издание/авт.Т.В.Цветкова – Москва, 2023
- Гусарова, Н.Н Беседы по картинкам: Времена года.- СПб: Детство-Пресс, 2002.- 24 с.
- Жукова, Н.С. Отклонение в развитии детской речи: учебное пособие/ Н.С.Жукова. – Москва: Энергомаш, 1994. – 128 с.
- Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи: учебное пособие. – Москва, 1994. – 96 с.
- Соболева А.В. Загадки – смекалки. – М.: Гуманитарий, 1994. – 96 с.
- Раздаточный материал:
- Кроссворды по теме: «Зима»;
- Зимние раскраски;
- Загадки - смекалки о зиме;
- Ребусы «Отгадай» (из 5 букв);
- Карточки и картинки по теме: «Зима»
- Наглядно-дидактический материал по составлению предложений и рассказов о зиме.
Ход урока.
- Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Активизация мыслительной деятельности. Сядет тот, кто ответит на вопрос:
- Какое сейчас время года?
-Назовите зимние месяцы (по порядку)?
- Как в народе назывался первый месяц зимы («хмурень»)? Почему?
- Какой месяц следующий? Как его называют в народе («лютень», «лютовей»- стужа, морозы)
- Последний месяц зимы – (февраль-«снеговей»-метели, вьюги)
*Перед уроком предшествовали уроки-наблюдения за зимней природой на улице!
2. Объявление темы урока. Постановка задач.
-По какой теме у нас урок?
-Зима!
-Как вы догадались?
-Вокруг всё говорит о зиме, и пособия в классе, и пейзаж за окном.
Зимой мы говорим о зиме.
- Урок не простой – первое, мы соединяем в нём несколько предметов: ИЗО, мир природы и человека, чтение и письмо. Итак, тема урока: «Зима» (Беседы по картинкам).
Нам предстоит вспомнить загадки о зиме, составить предложения о ней по картинкам, выполнить творческое задание.
3. Работа по теме урока.
1. Пришла зима. Дни стали короткими, а ночи – длинными. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарниках. Предлагаю вам придумать красивые слова-определения к слову «зима». (Даны слова: волшебница, кудесница, кружевница, красавица, чародейка).
Какая бывает зима?
Морозная, холодная, суровая лютая, весёлая, злая, длинная, вьюжная.
Ребята выполняют моё задание.
- Проверка домашнего задания «Загадки о зиме»
В библиотеке дети должны были подобрать понравившуюся загадку, выучить её.
По очереди загадываем друг другу, ответ загадки (отгадку) формируем в кроссворд.
Таким образом происходит пополнение и обогащение словарного запаса каждого ребёнка на уроке.
- Работа по картинкам «Наступила зима».
Умение самостоятельно составить своё предложение и подкрепить его нужной картинкой. Работает каждый обучающийся и каждый высказывает своё мнение о зиме, о городе зимой, о детях и их зимних забавах.
Развитие креативного мышления. Использование в речи слов-глаголов: катается, мчится, лепит, едет, бежит…
4.Физкультминутка
Учитель называет природные явления. Если это явление наблюдется зимой – хлопаем в ладоши два раза над головой; если в другое время – опускаем ладони вниз и хлопаем два раза:
- звенит капель, бегут ручьи, падает снег, листопад, сугробы, вылинявшее небо, кучевые облака на небе, ярко-синее небо,
- птицы улетают на юг, медведь залегает в берлогу, птицы радуются весне,
- Составление предложений о животных зимой (с опорой на картинки и прикреплением их на доску).
- Назови, кто это?
- Что он делает зимой?
- Где?
Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.
Ответы детей: Зимой медведь спит в своей берлоге.
В дальнейшем в своей речевой практике, в разговорной речи, ребенок будет использовать это предложение, передавая его окружающим.
- А как ведут себя зимой птицы?
- Почему надо заботиться о них?
- Расскажи.
- Покажите какую картинку мы подобрали?
- Что на ней изображено?
- Расскажи.
Ответы детей: - Разноцветные птицы, снегири и синицы летают у кормушки.
Главной заботой для зверей в зимнее время является питание. А ещё зверей от зимней стужи спасают пушистый мех и тёплая шерсть.
А чем питается зимой белка?
Ответы детей: - Засушенными грибами, плодами деревьев и кустарников.
Как называется жилище белок?
Ответы детей: - Дупло, гнездо.
Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.
- Зимой белка питается засушенными грибами, ягодами, орехами, живет в дупле.
Но некоторые звери не делают никаких запасов. Чем питается заяц зимой?
Ответы детей: - Корой, мелкими ветками.
Какие враги у зайца?
Ответы детей: - Сова, волк, лиса.
Не легко зайца догнать. Что помогает ему быстро бегать?
Ответы детей: - Ноги.
А почему зимой заяц белый?
Ответы детей: - Белая шубка помогает зайцу спасаться от врагов.
Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.
- Заяц белый потому, что белая шубка помогает ему спасаться от врагов: от лисы и волка.
- Морозна и сурова зима, а всё же много забав придумывает детям. Зимой бывает любимый праздник у детей
- Какой праздник мы отмечаем зимой? Как вы себе этот праздник представляете?
Ответы детей: - Новый год. Это дед Мороз и Снегурочка, и подарки под ёлкой, гости, волшебные представления.
- Это каникулы для всей семьи, прогулки, игры, катание на лыжах и коньках, поездки, всё это – зимние забавы.
- Расскажи, покажи, запомни, как и чем украшена ёлка?
Ответы детей: - Шарами, гирляндами, огнями….
Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.
- На новый год дети наряжают ёлку, она украшена шарами, гирляндами, мишурой.
- Дети любят зиму почему?
Ответы детей: - Каникулы, подарки, зимние забавы.
- А что мы относим к зимним забавам?
Ответы детей: - Игры на улице, катание на лыжах, санках, коньках, прогулки и т.д.
Формируем ответ в предложение. Обучающийся самостоятельно создает свой ответ – предложение.
- Во дворе залили каток и теперь можно кататься на коньках.
- Ваня мчится с горы на лыжах.
Запишем глаголы зимы:
Снег – падает, покрывает;
Зима – наступила;
Медведь – спит;
Заяц – бегает, прячется, спасается;
Белка – питается, защищается, прыгает.
Задание: устно составим каждый по одному предложению с данными словами на выбор.
- Дыхательное упражнение с использованием загадки- смекалки
Вьюга поможет устроить настоящую метель.
Возьмите белые конфетти и мелко нарезанную фольгу. Подбрасывайте её вверх и дуйте так, чтобы она порхала в воздухе.
За окошком ворожит,
Воет, стонет и визжит,
По полям юлой кружится
И в сугробы спать ложится!
- Что это?
- Вьюга
- Да, вьюга-завируха.
Задание: Найдём на слух в тексте глаголы зимы и выпишем их.
Ворожит,
Воет,
Стонет,
Ложится,
Кружится.
Эти глаголы вызывают определенное настроение у человека. Какое оно у вас?
- Напоминает зимнюю метель, вьюгу, успокаивает, убаюкивает.
Рисуем вьюгу
- Игровой момент
Образуй новое слово. Запомни.
Играет в хоккей кто?
- Хоккеист, хоккеистка
Бегает на коньках кто?
- Конькобежец, конькобежка
Ходит на лыжах?
- Лыжник, лыжница
- Творческая работа
Содержание творческой работы:
- Чтение и запись поговорки, пословицы о зиме,
- Собственный рисунок или раскраска по теме урока,
- Работа по одному и в команде,
- Отгадывание кроссворда
- Запись своего короткого рассказа из 2-3 предложений на тему: «Зима».
- Подведение итогов урока
Вспомним, какой рассказ о зиме мы составили, повторим его.
Каждый повторяет свой рассказ.
Объясните пословицу о зиме: «Зимой солнце светит, да не греет»
Посмотрите в окно, в это время я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Есенина «Белая берёза». Во время чтения обратите внимание на белую берёзку за окном, послушайте, как автор описывает её красоту зимой.
- Оценивание деятельности учащихся на уроке.
- Домашнее задание. Составление кроссворда из слов-загадок о зиме из пяти букв, кроссворд зарисовать.
Самоанализ урока по предмету «Развитие разговорноречи»,
проведенного в 3 Б классе, с обучающейся надомного обучения
по теме "Зима".
Учитель: Ивенкова Галина Евгеньевна
№ п/п | Предмет | Человек |
1 | Программа | Программа по предмету «Развитие разговорной речи» для учащихся 3 класса общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). |
2 | Класс | 3 |
3 | Дата проведения | февраль 2024 |
4 | Раздел по учебно-тематическому плану | Работа с книгой, дидактическим материалом, с картинками по теме: Зима |
5 | Тема урока | Зима |
6 | Тип урока | Нетрадиционный урок обобщения полученных знаний, межпредметный, интегрированный урок |
7 | Технологии, применяемые на уроке | -технология развития речи обучающейся -игровое обучение -здоровье сбережение -технология современного урока |
8 | Методы по источнику знаний | -словесный -практический -наглядный -проблемный -игровой -метод контроля и самоконтроля -метод формирования личностных результатов -метод придумывания - мозговой штурм -беседа |
9 | Методы по уровню познавательной активности | -репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы) -частично-поисковый. - креативный |
10 | Приёмы умственной деятельности | -анализ -наблюдение -сравнение -обобщение |
11 | Принципы обучения | -принцип дифференцированного подхода -принцип наглядности -принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся) |
12 | Мотивация учения на разных этапах урока | -эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха -социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества. |
13 | Формы работы | индивидуальная, совместная деятельность с учителем |
14 | Выводы | -урок ориентирован на новые образовательные стандарты -прослеживается нацеленность по формированию БУД - урок соответствует требованиям программы, возрастным особенностям обучающейся и ее жизненному опыту - в целях здоровье сбережения соблюдается чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа по теме: «Развитие разговорной речи на уроках географии в школе I-II вида»
В данной работе раскрыты методики и техники формирования и развития речи на уроках географии в специальной школе I-II вида, показаны формы и методы, применяемые на уроках, для активизации речево...
Презентация по теме "Развитие разговорной речи в ситуациях общения на уроках английского языка в рамках модернизации современного образования"
Целью обучения иностранному языку при коммуникативной методике является обучение общению на иностранном языке в устной и письменной форме в рамках речевой ситуации. Как известно, способо...
Конспект урока по предмету «Развитие речи» на тему «Зима»
Конспект урока по предмету «Развитие речи» на тему «Зима»...
конспект урока в 3 классе развитию речи на тему: "Зимующие птицы.Снегирь."
Цель: расширить представления детей о снегирях, их внешнем виде, характере, условиях обитания;Задачи:-развитие и коррекция умения согласовывать словосочетания;-формирование умения составлять пов...
Презентация к уроку развития речи по теме "Зима" для учащихся с родным (тувинским) языком обучения.
Этот материал предназначен для учащихся с родным (тувинским) языком обучения...
Развитие разговорной речи дошкольников. Беседа как метод обучения разговорной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста
контрольная работа...
Презентация урока по развитию разговорной речи на тему: "Зима"
Межпредметный интегрированный урок по развитию разговорной речи на тему: "Зима"...