«Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
материал
КОНСПЕКТ выступления на ШМО воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа - интернат»
«Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
КОНСПЕКТ выступления на ШМО воспитателей
Составила: Поликарпова Е.И.
воспитатель 5 класса
2024, декабрь
«Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей».
Семья – это общество в миниатюре, от
целостности которого зависит
безопасность всего большого
человеческого общества.
(Феликс Адлер – американский педагог)
Цель: сформировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия в укреплении духовно-нравственного и социального здоровья детей.
Задачи:
- формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей;
- принимать ребёнка таким, какой он есть.
Вступление: Семья, это важнейший фактор укрепления нравственного, духовного и социального здоровья ребёнка. Жизнь человека, его первые шаги, первые слова, знакомство с окружающим миром начинается в семье. Человек в семье получает первый опыт человеческих взаимоотношений, знакомится с законами нравственными и общественными. Важную роль в воспитании человека и гражданина играет его семья. Да и став взрослым, благополучие, настроение, ощущения человека во многом зависят от того, как складываются его отношения в семье. Именно в семье ребёнок учится жить согласно нравственным традициям общества, заботиться об окружающих, ощущать поддержку близких, становится ответственным за судьбы и благополучие не только своей семьи, но и своего народа.
Под социальным здоровьем понимается состояние личности в обществе, её социальное благополучие, социальный комфорт, жизненная активность, социальная безопасность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей. А что же понимается под духовно-нравственным здоровьем? Это прежде всего «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Нельзя физическое здоровье человека рассматривать в отрыве от его духовного и нравственного здоровья. Здоровый человек состоит из таких качеств, как:
- физическое здоровье;
- психологическое здоровье;
- социальное здоровье;
- моральное здоровье;
- духовное здоровье.
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка успешным, счастливым, здоровым, чтобы он стал его счастьем и гордостью. Быть родителем, это кропотливый и нелёгкий труд. «Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын», гласит народная пословица. Природа создаёт детей очень сложно, перемешивая в наследственном наборе внешние качества и свойства, а также способности, склонности многих десятков и сотен предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети прямо противоположные первым, но каждого из них мама с папой должны принять с любовью. И только деятельная любовь родителей поможет детям сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, скорректировать свои недостатки и проявить достоинства. Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Существует много разновидностей этой уродливой любви, и вот несколько из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа… Поэтому принимайте ребёнка таким, какой он есть.
Дом – очаг, в котором надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло не остывало, а сохранилось в памяти и сердце ребёнка на всю жизнь. В нашем случае, мы, воспитатели являемся мамой и папой детей, воспитанников интерната на девять месяцев, заменяя им родителей на этот период. В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребёнка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери, как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребёнка о том, «Что такое хорошо и что такое плохо». Поэтому поведение родителей, самый решающий фактор в воспитании детей.
Очень важно вызывать детей на разговор о работе, о домашних делах, проблемах. Можно с ними поспорить, но уважительно, и сохранять доброе отношение и доверие к тем детям, которые спорят с вами с уважением. Нельзя высмеивать их доводов, но радоваться тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Также важно признавать свою неправоту, в споре, потому что, это приучит ребёнка к инициативности, ответственности за принятое решение. Ведь семья, это первая среда для приобщения ребёнка к социальной жизни, миру человеческих взаимоотношений.
Известный педагог В.А. Сухомлинский обращал внимание родителей на одну важную сторону воспитания детей. Он указывал, что, как только ребёнок открыл глаза на мир, как только осознал себя, ему чего-то хочется. Потребность – двигатель человеческой жизни, из потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживающий их нравственной оправданности и обоснованности, становится социально не надёжным, он вступает в конфликт с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили «потребительским счастьем». А потом приходит ещё более страшное бедствие – нежелание трудиться. В тех семьях, где единственный двигатель познания и освоения – детское желание, постепенно превращаются в каприз. Дети лишены настоящего детства.
Личный пример, зовущий к подражанию – это единственный способ завоевать уважение детей. Трудно запретить взрослеющему ребёнку не курить, если сам родитель курит. Нельзя добиться аккуратности и вкуса в одежде девочки, если сама мама одевается неаккуратно и безвкусно. Также В.А. Сухомлинский рассматривал вопрос о семейном воспитании, особо подчёркивая роль детского труда в семье, Он замечает, «Не бойтесь детского труда, дорогие родители, не оберегайте от него своих малышей! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов ведёрко воды и вспотел, и устал, - этот труд для него истинная радость. В этом труде постигается не только окружающий мир. Человек постигает самого себя. А самовоспитание в детстве начинается с узнавания самого себя, при этом узнавание это должно быть радостным. Ведь ребёнок, вырастивший куст розы, с изумлением глядит не только на творение своих рук – дивный цветок, но и самого себя, «Неужели это сделал я?» Ребёнок, постигая счастье труда, познаёт себя, становится другом, единомышленником, помощником матери и отца в воспитании.
Необходимо доверять детям, но они должны научиться быть свободными, ведь это совсем не просто. Без нотаций, уважительно надо помочь детям выработать у себя чувство личной ответственности за свободный выбор. Если в семье доброе, уважительное отношение друг к другу, родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам, заинтересованы в обсуждении всех семейных и детских дел, дети ничего не будут скрывать от родителей. И родители сумеют вовремя предостеречь детей от необдуманных поступков.
Дети нравственно гораздо проницательнее взрослых, и они, часто не высказывая и даже не осознавая этого, видят не только недостатки родителей, но и худший из всех недостатков – лицемерие родителей и теряют к ним уважение и интерес ко всем их поучениям. И потому всё воспитание сходится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому двигаться, воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны. Быть правдивым и честным с детьми. Не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию: "Семья как фактор укрепления духовно -нравственного и социального здоровья детей".
Презентация подготовлена к родительскому собранию в5-6 классах. В ней выделены некоторые виды родительской любви, которые по мнению специалистов только портят детей. Отмечены ош...
Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"
На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что должно помочь родителям не только определить проблему взаомоотношений с ребёнком, но и р...
Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"
На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблеему взаимоотношений со с...
Самоанализ родительского собрания "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"
Мною дан примерный самоанализ родительского собрания "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"....

Классное родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
Пословицы о семье «Не нужен клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берёт»: «Семья вся вместе - душа на месте»"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, эт...
Классное родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"
Родительское собрание в 7 классе...

«Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
laquo;Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»...