Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"
методическая разработка на тему

Гречанова Лариса Николаевна

На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что должно помочь родителям не только определить проблему взаомоотношений с ребёнком, но и разработать стратегию поведения со своими детьми. Цели данного собрания соответствуют его результату. Собрание поделено на несколько информационных блоков, что отражено в оформлении презентации данного материала. В первом блоке собрания мною ставится основная цель - познакомить родителей с термином, что такое здоровье, что составляет "строительный  материал", из которого создан здоровый человек. Во втором блоке родители с моей помощью строят Дом. Выясняем составляющие "фундамента", "стен", "крыши". В третьем блоке дана наглядная информация по анкете "Семья глазами детей". В четвёртом блоке работаем над ошибками и достоинствами семейного воспитания. Использование на собрании различных форм работы (опрос, словесный портрет,обсуждение, совместное творчество - построение Дома) позволили мне решить поставленные цели, а родителям разобраться в проблеме взаимоотношений со своим ребёнком и наметить дальнейшую линию поведения, направленную на воспитание детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское  собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»

Цели и задачи:

1.Формировать представления родителей о составляющих здоровья.

 2.Познакомить родителей с результатами анкетирования «Семья глазами детей».

3.Настроить родителей на доброжелательные отношения с детьми, определить правильное поведение родителей с детьми.

4.Постораться вместе с родителями построить Дом, в котором  живёт доброта, нежность, любовь и т.д.

Ход собрания.

I.Вступительное слово.

(При входе в класс родители получают на выбор знаки красного и зелёного цвета и в зависимости от этого рассаживаются за столы).

   Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада нашей сегодняшней встрече с вами. Мы сегодня проведём родительское собрание. И я попрошу вас на это время стать родителями. Я думаю, это будет не сложно сделать, т.к. все мы в жизни являемся родителями. А говорить мы будем о самом дорогом, что есть у каждого из нас: о здоровье, о детях, о здоровье наших детей.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения термину здоровье даётся следующее определение:

Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и социального здоровья. «Строительный  материал», из которого создан здоровый человек это:

- физическое здоровье

- психологическое здоровье

- моральное здоровье

- духовное здоровье

- социальное здоровье.

     Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей. А важнейшим фактором укрепления социального, а так же духовно-нравственного здоровья является Семья. 2013 год объявлен Годом семьи и благополучия детей в СК. И тема нашего родительского собрания «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей».  

II.Основная часть.

Как появилось слово «Семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я»

Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопрос, подруга моя.

«Я, я, я,- Ева молвила,- я!»

Сказала она знаменитых семь «я».

И так на земле появилась семья.

Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены эмоциями, интересами, отношением к жизни.

- Что семья может дать ребёнку? (ответы родителей). В чём её психологическая сила?

Дом и предки играют решающую роль в становлении психики ребёнка. Потому сила любви к своему Дому особым светом освещает счастливое детство. Что может быть важнее комфортного Дома, где тебя ждут, поймут, посочувствуют, поддержат.

      Как же выстроить такой Дом? С чего начать?  Давайте попытаемся построить такой Дом. А для этого мы сразу разделились на «строительные бригады».

1.Задание для первой бригады, которые будут строить «фундамент» Дома.

Из данных понятий выделить и написать несколько, которые составляют «фундамент» Дома. (отношения в семье).

2.Задание для бригады, возводящей стены. Из данных понятий выделить и написать те, которые вы связываете с понятием «Дом», вообще.

(выслушать каждую группу. Представитель группы прикрепляет к символическому дому свои варианты ответов).

Уважаемые родители, мы с вами построили фундамент, возвели стены.

А дом, заставленный хорошим, - ещё не дом.

И даже люстра над столом, - ещё не дом.

И окно с живым цветком, - ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так  эта истина понятна и проста,

Что от ладоней до окна заполнен дом твоим теплом.

       Чего-то не хватает для полного счастья в доме. (Крыши). А чтобы крыша крепко держалась, у неё должны  быть крепкими  фундамент и стены. Я считаю, что мы с вами возвели прочные стены и фундамент. Составляющие крыши – это составляющие фундамента и стен. (любовь, взаимопонимание, нежность, доверие). (прикрепляю крышу).

Вот мы и построили настоящий уютный дом, в котором живут вместе с вашей семьёй любовь, понимание, доброта, нежность. «Согласную семью и горе не берёт», - так гласит пословица.

        Я думаю, что вы согласитесь со мной, что самым светлым и уютным будет дом, наполненный детским смехом. Вот мы и подошли к самому дорогому, что есть у нас в жизни, к нашим детям. Самое главное для ребёнка, чтобы его любили таким, какой он есть. Мы часто жалуемся на то, что у нас много работы, мы очень заняты, и некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остаётся ежедневно всего лишь 17 минут. Подумайте, что вы можете дать своему ребёнку за это время?

      Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в наших семьях, глазами детей. Я провела анкетирование «Семья глазами детей» среди учащихся 9-11 классов. Посмотрите на результаты.

Выводы анкеты.

На первый вопрос Что такое семья? дети ответили следующим образом:

 Из предложенных вариантов ответов 70 %   учащихся высказали мнение, что семья – это родные, любимые люди, на последнем месте в этом списке оказалась поддержка друг друга в семье, она необходима только 14%   учащимся.

Для чего человеку семья?

В ответе на данный вопрос предпочтение школьников было отдано следующим высказываниям: семья нужна человеку для продолжения человеческого рода и, чтобы любить свою будущую семью  по 37% . Ответ: считаю, что семья не нужна не дал никто.  

Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на  семью, в которой Вы выросли?

нет 19% (почему дети так ответили?)

Идеальный папа должен быть ( уметь):

Самый большой процент 54% , был отдан высказыванию, что идеальный папа должен зарабатывать деньги, а вот душевные качества своих отцов, к сожалению, современные школьники оценивают гораздо ниже.

Идеальная мама должна быть (уметь):

67%   отметили, что идеальная мама в первую очередь должна быть ласковой.

Идеальный ребёнок должен:

Идеальный ребёнок, на взгляд 60% учащихся,  должен любить родителей и помогать им.

Я думаю есть над чем поработать. Остановитесь и поразмышляйте, в чём наши неудачи в воспитании и где мы ошибаемся. И мы вновь поработаем группами. Из предложенного списка выберите и запишите на тучках ошибки воспитания, которые вы на ваш взгляд, допускаете.  (представители групп зачитывают и крепят над домиком). А я прикреплю к дому трубу,  и пусть весь негатив в воспитании вылетит в трубу.

Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше.

Подумайте, обсудите в группе и запишите одним словом на лучах  солнышка, ответы на вопрос: «Чем я согреваю своего ребёнка, как я проявляю к нему свою любовь?»  (например, улыбкой, добротой и т.д.). Давайте поделимся вашими находками. ( На доске над домиком прикреплено общее  солнце). Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи? (Представители групп прикрепляют лучи к солнышку). А счастливые моменты своей жизни дети зафиксировали на лепестках  цветка (зачитываю и прикрепляю цветок на доску).

Посмотрите на нашу получившуюся  картину, на цветок, распустившийся под солнышком. Солнце щедро дарит нам своё тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, а просто так.

В итоге нашего разговора, мне хочется показать вам ответы детей 8 класса: «Если бы я был (а) мамой, папой то…» (слайд 11).

Помните, что главным условием целостности семьи является взаимная любовь. Не стесняйтесь проявлять любовь к своим детям. Помните, что истинно любящий живёт не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит. Без любви всё ничто.

Раздаю памятки воспитания.

III. Рефлексия. Радуга настроения.

Я предлагаю дополнить картину радугой настроения. Каждый родитель по своему настроению рисует радугу.

Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»

Слайд 3

Строительный материал Физическое здоровье Психологическое здоровье Моральное здоровье Духовное здоровье Социальное здоровье

Слайд 4

Тема: «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»

Слайд 5

Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы остаётся ежедневно всего лишь 17 минут

Слайд 6

Что такое семья ?

Слайд 7

Для чего человеку семья ?

Слайд 8

Хотели бы вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на семью, в которой Вы выросли ?

Слайд 9

Идеальный папа должен быть (уметь):

Слайд 10

Идеальная мама должна быть ( уметь )

Слайд 11

Идеальный ребенок должен:

Слайд 12

Если бы я был мамой (папой), то я … Я бы научилась готовить как мама. Я была бы ласковая и добрая, как моя мама. Я бы занимался спортом со своими детьми. Я бы хотел, чтобы у меня была многодетная семья.

Слайд 13

Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и полигон для каждого В. Кротов



Предварительный просмотр:

 

Уважение

Взаимопонимание

Крепость

Доверие

Очаг

Пристань

Любовь

Уют

Терпение

Взаимовыручка

Причал

Надёжность

Гнёздышко

Благополучие

Семья

Доброта

Нежность



Предварительный просмотр:

Результаты анкетирования «Семья глазами детей»

среди учащихся 9 – 11 классов МБОУ «СОШ №4»

к   родительскому собранию на тему:

 «Семья,  как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья»

         Данное анкетирование проводилось с целью исследования семейных ценностей, нравственных позиций современных школьников в отношении к семье.

В опросе приняли участие 57 учащихся, которым было предложены для размышления следующие темы:

1.Что такое семья? Это-

- родные , любимые люди 70% (40 ч.);

- любовь 28 % (16 ч.);

-дети 28 % (16 ч.);

- счастье 16 % ( 9 ч.);

- поддержка 14% (8 ч.)

Из предложенных вариантов ответов 70 % ( 40 чел.) учащихся высказали мнение, что семья – это родные, любимые люди, на последнем месте в этом списке оказалась поддержка друг друга в семье, она необходима только 14% , т.е. 8 учащимся.

2. Для чего человеку семья?

- продолжать человеческий род 37% (21 ч.);

- для того, чтобы любить свою семью 37% (21 ч.);

- для поддержки в трудную минуту 26 % (15 ч.);

- для комфортной жизни 7% ( 4 ч.);

- чтобы было о ком заботиться16% ( 9 ч.);;

- чтобы не быть одиноким 21% (12 ч.);

- считаю, что семья не нужна.

        В ответе на данный вопрос предпочтение школьников было отдано следующим высказываниям: семья нужна человеку для продолжения человеческого рода и, чтобы любить свою будущую семью ( по 37% - 21 чел.). Ответ: считаю, что семья не нужна не дал никто ( 0%).

3.Хотели бы Вы, чтобы Ваша будущая семья была похожа на  семью, в которой Вы выросли?

- да 79% (45 ч.);

- нет 19% (11 ч.);

- затрудняюсь ответить 2% (1 ч.).

4. Идеальный папа должен быть ( уметь):

- добрым 49% (28 ч.);

- любящим 40% ( 23 ч.);

- понимающим 40% (23 ч.);

- интересующимся проблемами детей 42% (24 ч.);

- зарабатывать деньги 54% (31 ч.);

- без вредных привычек 45% ( 26 ч.).

Самый большой процент 54% – это 31 учащийся, был отдан высказыванию, что идеальный папа должен зарабатывать деньги, а вот душевные качества своих отцов, к сожалению, современные школьники оценивают гораздо ниже.

5. Идеальная мама должна быть (уметь):

- поддержать в трудную минуту 47% (27 ч.);

- любящей 47% ( 27 ч.);

- понимающей 44% (25 ч.) ;

- уделяющей внимание 37% (21 ч.);

- всё решать за ребёнка 14% (8 ч.);

- работать 35% (20 ч.);

- быть другом ребёнка 44% ( 25 ч.);

- без вредных привычек 39% ( 22 ч.)

- ласковой 67% (38 чел.) отметили, что идеальная мама в первую очередь должна быть ласковой.

6. Идеальный ребёнок должен:

- доверять родителям 53% ( 30 ч.);

- быть послушным 42% ( 24 ч.);

- быть культурным 42% ( 24 ч.);

- любящим родителей 60%

- понимающим родителей 46% ( 26 ч.);

- « тянуться» к знаниям 51% (29 ч.);

- уважать старших 49% ( 28 ч.);

- помогать родителям 60%

- без вредных привычек 47% ( 27 ч.).

Идеальный ребёнок, на взгляд 60% учащихся, а это 34 человека из числа опрошенных, должен любить родителей и помогать им.

7. Считаете ли Вы себя идеальным ребёнком?

- Да 54% (31 чел.);

- Нет 34% (19 чел.)

- затрудняюсь ответить – 12% (7 чел.).



Предварительный просмотр:

                             

                           10 основных ошибок в воспитании.
1.Обещание больше любить.
2.Слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребёнка».
3.Безразличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».
4.Слишком много строгостей «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».
5.Детей не надо баловать «Пожалуй я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».
6.Навязанная роль
7. «Больше денег – лучше воспитание».
8.Наполеоновские планы «Мой ребёнок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами, спортом. Я не позволю ему упустить свой шанс».
9.Наше настроение « Можно или нет? Всё зависит от настроения».
10.Слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению у меня совсем нет времени для тебя»
                       

                     10 основных ошибок в воспитании.
1.Обещание больше любить.
2.Слишком мало ласки. «Поцелуй и прочие нежности не так уж важны для ребёнка».
3.Безразличие. «Делай что хочешь, мне всё равно».
4.Слишком много строгостей «Ты должен делать то, что я тебе сказала, так как я в доме главная».
5.Детей не надо баловать «Пожалуй я сделаю это сама, моему малышу это не по силам».
6.Навязанная роль
7. «Больше денег – лучше воспитание».
8.Наполеоновские планы «Мой ребёнок будет заниматься теннисом, музыкой, танцами, спортом. Я не позволю ему упустить свой шанс».
9.Наше настроение « Можно или нет? Всё зависит от настроения».
10.Слишком мало времени для воспитания ребёнка. «К сожалению у меня совсем нет времени для тебя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию: "Семья как фактор укрепления духовно -нравственного и социального здоровья детей".

Презентация подготовлена к родительскому собранию в5-6 классах. В ней  выделены  некоторые виды родительской любви, которые по мнению специалистов только портят детей. Отмечены  ош...

Родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"

На данном родительском собрании ставится очень актуальный вопрос о семье. Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблеему взаимоотношений со с...

Самоанализ родительского собрания "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"

Мною дан примерный самоанализ родительского собрания "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"....

Классное родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»

Пословицы о семье «Не нужен клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берёт»: «Семья вся вместе - душа на месте»"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, эт...

«Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»

laquo;Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»...