Познавательное занятие «Твой выбор». (9 класс)
методическая разработка

Горлова Людмила Ивановна

Цель:

Расширить кругозор подростков о рабочих профессиях, которые можно получить после обучения в школе – интернате.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления подростков о рабочих профессиях.
  • Учить ориентироваться в мире рабочих профессий.

Развивающие:

  • Содействовать развитию коммуникативной культуры подростков.
  • Развивать высшие психические функции (мышление, воображение, анализ).

Воспитывающие:

  • Формировать потребность в трудовой деятельности, интерес к людям рабочих профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoy_vybor_konspekt.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Благовещенская общеобразовательная школа – интернат»

Познавательное занятие

«Твой выбор».

(9 класс)

Подготовила и провела: Горлова Л.И.

Р.п. Благовещенка    2024

Цель:

Расширить кругозор подростков о рабочих профессиях, которые можно получить после обучения в школе – интернате.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять представления подростков о рабочих профессиях.
  • Учить ориентироваться в мире рабочих профессий.

Развивающие:

  • Содействовать развитию коммуникативной культуры подростков.
  • Развивать высшие психические функции (мышление, воображение, анализ).

Воспитывающие:

  • Формировать потребность в трудовой деятельности, интерес к людям рабочих профессий.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

- Сегодня мы проведём развивающее занятие по профориентации «Твой выбор».

- Вы догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить?

(Ответы детей).

- Речь на занятии пойдет о рабочих профессиях. Кто может сказать: что такое профессия?

(Предполагаемые ответы детей: дело, работа, которой занимается человек.)

(СЛАЙД 2)

- Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования.

Слово педагога.

- А что такое рабочие профессии?

(Ответы детей).

(СЛАЙД 3)

- Рабочие профессии - это профессии рабочих, основным отличием которых является применение ручного или физического труда. Рабочие профессии не требуют определенной квалификации.

К рабочим профессиям относятся штукатуры, маляры, столяры, плотники, слесари, а также подсобные рабочие, грузчики, и т.д.

2. Основная часть:

Слово педагога.

      - На данный момент главным для вас является учеба. Не далек тот час, когда вы получите документ об образовании и вступите в новую пору своей жизни. Но уже сегодня вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко. Помогают вам в этом работники школы, ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.

Слово педагога.

- Какие профессии вы знаете?

(Ответы детей).                    

 (СЛАЙД 8)

Слово педагога.

- Ребята, а что должно быть обязательно в доме?

(Предполагаемые ответы детей: труба, дверь, лестница, окно)

Слово педагога.

        - Отгадаем следующую загадку:

Из кирпича я строю дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире.

(Каменщик)

- Правильно! Ученик расскажет о профессии каменщик.

(СЛАЙД 9-12)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

Каменщик

выполняет работы по кладке стен зданий, каменные конструкции из штучного камня, плит, блоков, сборных бетонных и железобетонных элементов и деталей, собирает, устанавливает, монтирует строительные конструкции.

основные свойства стеновых материалов и растворов, простые системы кладки и перевязки швов, приемы кладки, способы растирания раствора, раскладки кирпича, правила чтения строительных чертежей и составления эскизов, требований к качеству кирпичной кладки и сборных ЖБК, монтируемых в каменных зданиях.

заболевания органов дыхания;

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

хронические заболевания суставов;

кожные и аллергические заболевания;

боязнь высоты.

физическое здоровье;

выносливость;

хорошие зрение и слух;

правильный глазомер;

хорошая память;

внимательность;

аккуратность;

хорошая координация движений.

Слово педагога.

- Сейчас мы с вами отдохнём и проведём физминутку:

(СЛАЙД 14)

Мы в профессии играли (ходьба на месте) -

В миг мы лётчиками стали! (прямые руки в стороны)

В самолёте полетали (покружиться вокруг себя)

И шофёрами вдруг стали! (ходьба на месте)

Руль теперь в руках у нас (руки перед собой – держат руль) -

Быстро едем - просто класс! (бег вокруг себя с «рулём» в руках)

А теперь на стройке мы (ходьба на месте)

Кладём ровно кирпичи. (имитация движений кладки кирпичей)

Раз - кирпич и два, и три (поднимаем руки вверх) –

Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Слово педагога.

        - Молодцы! Отгадаем следующую загадку:

Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает...
(столяр)

- Молодцы! Ученик расскажет о профессии столяр-плотник.

(СЛАЙД 15-18)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

 Столяр-плотник

выполняет плотничные и столярные работы по устройству сооружений, каркасов стен, устройству производит ремонт крыш, раскрой и обработку пиломатериалов, изготовление оконных переплетов, дверных блоков, встроенной мебели, их установку.

виды и свойства материалов, применяемых в плотничных работах и для изготовления столярно-строительных изделий и встроенной мебели, основные элементы деревянных частей зданий и деревянных конструкций, приемы и способы обработки древесины на деревообрабатывающих станках механизированным и обыкновенным инструментом, правила ТБ.

снижение остроты зрения;

болезни, сопровождающиеся потерей сознания;

ревматические заболевания конечностей;

болезни кожи.

развитый глазомер;

развитое пространственное воображение;

быстрая реакция;

правильная координация движений;

аккуратность;

внимательность;

уравновешенность;

художественный вкус.

Слово педагога.

- Мы с вами выяснили, что столяр-плотник должен иметь хороший глазомер,

развитое пространственное воображение, поэтому посмотрите на слайд и выполните задание.

(СЛАЙД 19)

Слово педагога.

        - Отгадаем следующую загадку:

Шьёт для взрослых и детей,
Мамы, братика, друзей -
Изделия отличные,
С фасонами приличными.
(Швея)

- Молодцы! Ученик расскажет о профессии швея.

(СЛАЙД 20-23)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

швея

занимается изготовлением моделей, образцов, изделий верхней одежды, белья и изделий верхнего трикотажа по индивидуальным заказам.

приемы и способы выполнения ручных, машинных и утюжных работ всех видов, назначение и пошивочные свойства применяемых материалов, виды и устройство машин, приспособлений, инструментов.

заболевания органов зрения;

аллергические заболевания;

нарушение координации движения рук.

аккуратность;

усидчивость;

терпеливость;

умелость рук;

хорошее зрение.

Слово педагога.

- Посмотрите на слайд и решите логическую задачу.

(СЛАЙД 24)

Слово педагога.

- Во время проведения физминутки сидите на своих местах и следите глазами за движениями насекомых.

(СЛАЙД 25-31)

Слово педагога.

        - Отгадаем следующую загадку:

Скажи, кто так вкусно 
Готовит щи капустные, 
Пахучие котлеты, 
Салаты, винегреты, 
Все завтраки, обеды?

(Повар)

- Ученик расскажет о профессии повар.

(СЛАЙД 32-35)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональным качествам

повар

прием сырья и его переработка, хранение, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление блюд и их раздача.

основы питания, характеристики и биологическую ценность продуктов, признаки их доброкачественности, сроки хранения и реализации сырой и готовой продукции.

инфекционные заболевания;

нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

болезни, связанные с потерей сознания;

варикоз вен.

образная память;

эстетический вкус;

аккуратность;

подвижность кистей рук, пальцев;

физическая выносливость.

Слово педагога.

- Посмотрите на слайд и помогите повару посчитать.

(СЛАЙД 36)

Слово педагога.

        - Отгадаем следующую загадку:

Все отделение на Вас,
Но Вы справляетесь умело.
Все, в чем нуждается больной,
Вы выполняете мгновенно.

Помочь больному что-то сделать -
Подушку взбить, воды подать.
Поверьте это все не мелочь -
Везде и всюду успевать.

- Ученик расскажет о профессии: младший медицинский персонал - санитар.

(СЛАЙД 37-40)

Профессия

Содержание деятельности

Должен знать

Требования к профессиональным качествам

Обязанности

Младший медицинский персонал (санитар)

осуществляет уход за больными, поддерживает чистоту, порядок и оздоровительный режим в лечебном учреждении.

Санитарно-гигиенические нормы и правила по уходу за больными, приемы оказания первой медицинской помощи.

коммуникативные способности; исполнительность; аккуратность; внимание; физическая выносливость; терпеливость.

влажная уборка помещений;

оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными; санитарно-гигиеническая обработка больных;

сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры; транспортировка больных.

Слово педагога.

- Спасибо!

  1.         Заключительная часть:

Слово педагога.

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(Ответы ребят)

- Чем занимаются – столяры-плотники? – швеи, портные? – повара?

(Ответы ребят)

- В итоге мне бы хотелось, чтобы вы определились с выбором профессии заранее и учитывали при этом свои способности, возможности, состояние здоровья и интересы.

- Большое спасибо всем участникам, зрителям и гостям за работу! А наше занятие мне бы хотелось закончить стихотворением:

(СЛАЙД 41)

     Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.
Сегодня многие нужны,

                                          И актуальны, и важны.
                                              И ты скорее подрастай,
                                              Профессией овладевай.
                                              Старайся в деле первым быть
                                              И людям пользу приносить.

Методический материал:

  1. «Дефектология» №5, 2006., «Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида».
  2. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М., 2006.
  3. Троцкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. – М.: Дрофа, 2003.
  4. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. – М.: Творческий Центр, 2006.
  5. Интернет-ресурс сайт: Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Интегрированное занятие "Твой выбор"

Данное занятие направлено на усвоение детьми представлений о том, что каждое наше действие имеет те или иные последствия. Его цель - в игровой форме рассмотреть вопросы выбора тех или иных жизненных ц...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....

Модуль "Твоя жизнь - твой выбор"

Предлагаемый модуль включает комплекс материалов для занятий, направленных на приобретение воспитанниками знаний, умений и навыков реализации здорового образа жизни и предупреждения употребления нарко...

Круглый стол по теме "Твоя жизнь – твой выбор"для учащихся 7–9-х классов

Внеклассное занятие проведено и рамках месячника «Здоровое поколение». Цель занятия: расширять знания учащихся о пагубности вредных привычек;Способствовать формированию знаний о вреде нарк...

Тренинговое занятие "Твой выбор"

Тренинговое занятие «Твой выбор» для подростков, которые состоят на разных видах учета...