Система работы по коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР
материал

Мауль Анна Петровна

В данной работе описывается методика работы по формированию слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР

В настоящее время увеличивается количество детей с тяжелыми речевыми патологиями (ОНР, алалия, дизартрия и др.).

Нарушение слоговой структуры – ключевой симптом наличия ОНР у ребенка, одно из основных нарушений в структуре дефекта таких детей.  

Нарушения слоговой структуры проявляются:

- сокращении или, наоборот, добавлении количества слогов («мидор» вместо помидор, «команата» вместо комната);

- изменении структуры слова (уподоблению одного слога другому – «памама» вместо панами);

- сокращение стечений согласных – «пина»  вместо спина;

- вставки согласных в слог – «лимонт» вместо лимон;

- нарушении последовательности слогов («потоля» вместо тополя);

- нарушении ударности или ритма слова.

Нарушения звукослоговой структуры отрицательно влияет на успешность овладения лексико – грамматическим строем, фонетической системой речи ребенка, усвоении звукового анализа, овладение письмом в школе.

При нормальном развитии ребенка овладением им слоговой структуры происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К 4 годам все трудности слогообразования должны быть преодолены. Если этого не происходит, необходимо провести планомерную систематическую работу в этом направлении.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:

1 этап Формирование предпосылок развития слоговой структуры слова. Подготовительный. Цель этого этапа: подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Работа ведется на невербальном и вербальном материале.

2 этап Основной. Собственно коррекционный этап. Цель которого непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов ребенка. Работа ведется на вербальном материале.

Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

Развитие слухового восприятия.

Развитие слухового внимания, слухового гнозиса (Слуховой гнозис узнавание предмета по характерному для него звуку).  (Игры Где позвонили?  Найди игрушку – пищалку. Узнай музыкальный инструмент по звуку, Шумовые коробочки, Подбери картинку или игрушку).

   Развитие чувства ритма. Задача: учить слышать ритм и воспроизводить ритмический рисунок на неречевом материале (сначала работаем над простым, затем над сложным).  

 Виды заданий следующие:            

- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько кружков на кубике, на карточке;                          - Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);                                                                - Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;                                                                                                                                           - Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;                                                               - Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!;                                      

- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка, символ «-» и коротких (барабан, бубен символ «+»).

Для эффективности усвоения используются игровые приемы, например: дидактическая игра «Шифровальщик». Ее суть заключается в том, чтобы ребенок воспроизвел заданный ритм.  Ритмический рисунок предлагается в такой последовательности:  + +, + + +, + - + +, + + - +, + + - ++, + - + + +, + + + - +  и др.                                                                                                                  Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

     У детей с ОНР, алалией, дизартрией общая и мелкая моторика практически всегда нарушены. Необходимо как можно больше уделять внимания заданиям ритмитизирующих деятельность таких детей. Это могут быть упражнения со спортивным инвентарем, выполняемые под счет, бег, маршировка, ходьба под ритмическую музыку.                             Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений ( левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак – ребро, кулак – ребро – ладонь.  

     Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки, ребро правой руки).  

Развитие временно-пространственной ориентации.

 Игры и упражнения направленные на формирование пространственно-временных представлений включают такие понятия, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.                              В целях пропедевтики ознакомления детей со звук-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе  беседы по сказке с ребенком уточняются и закрепляются понятия: первый, последний, начало, середина, конец, между, за, перед, после  (Кто тянул репку первым?  Кто прибежал последним? Кто стоял в середине? Кто стоял за Жучкой? Кто стоял между дедкой и внучкой?)                                                                                                                   Упражнения на раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.Отрабатываются  понятия «Вчера – сегодня – завтра».

Развитие оптико-пространственной ориентировки.

Упражнения направлены на умение ребенка перемещаться в пространстве по инструкции взрослого. Робот идет вперед… стоп. Направо… стоп. Вниз (под стол)… стоп. Вверх Встать)… стоп. Влево… стоп.                                                                                                                                       Игры: «Далеко – близко». (Взрослый называет предмет. Ребёнок отвечает, далеко это или близко). Аналогичная игра: «Высоко – низко».

Развитие сомато-пространственной ориентации.

Коррекционная работа направлена  на развитие ориентации в собственном теле. Игры: «Части тела», «Покажи, не ошибись», «Повтори движения, отвечая на вопросы».

Развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Коррекционная работа направлена на умение ориентироваться на листе бумаги. Упражнения: Графические диктанты, Найди лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве, Продолжи ряд.

2 этап.   Основной.

Коррекционная работа проводиться с использованием вербального материала и состоит и состоит из нескольких уровней. Основной этап коррекции предусматривает постепенное усложнение от звука к фразе. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.

Уровень гласных звуков.

 Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов. На данном этапе Большакова С. Е. предлагает эффективные приемы формирования слоговой структуры слов, в частности приемы мануального подкрепления. Детей знакомят с рядом ручных поз, соответствующих гласным звукам, еще на этапе овладения артикуляционной гимнастикой, что предупреждает замещение гласных и перестановку слогов.

- Повторение цепочек звуков: в сопровождении ручных символов, без них, без зрительной опоры.

- Счет количества звуков, произнесенных логопедом (показ на пальцах, на фишках).

- Определение заданного количества звуков (встань, если услышишь цепочку из 2. 3-х звуков).

  • Придумывание заданного количества звуков (назови столько звуков, сколько точек на кубике, на карточке).
  • Угадывание звука по ручному символу.
  • Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесении их с голосом.
  • Произнесение гласных звуков в соответственно с отстукиваемым ритмом (А-АА, АА-А, ААА).

Уровень слогов.

Берутся слоги в следующей последовательности: с общим согласным, с общим гласным, обратные, закрытые, прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными, слоги со стечением согласных. Задания могут быть следующие:

- Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог).                                                                                                                          - Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог).                                                            – Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со.                                                                – Сосчитай количество слогов.                                                                                               – Выложи кружки, палочки по количеству слогов: «Послушай, сколько капель дождя упало: кап, кап, кап, кап» (выложить четыре кружка).                                                                               – Сделай столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!»  (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (четыре прыжка).                                                                                                     – Наращивание слогов (Скажи  на один слог больше, чем я). Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»).                                                                                             – Произнеси слоги плавно (отрывисто, громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (медленно).                                                                                                                      – Выделить ударный слог (отраженно, затем по называнию позиции.                                                                – Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ГСС.                                                                                                               – Составить слог из заданных звуков (например, к,  т.  у, чтобы в середине был гласный).

 Уровень слова. В работе над словами начинается формирование и развитие звукового анализа и синтеза слов.

- Упражнения на различие длинных и коротких слов.                                                                                               – Упражнения на объяснение малознакомых слов.                                                                                             – Упражнения на отраженное на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа.                                                                                                                                                                                – Упражнения на повторение с выделением ударного слога (слово произносится без пауз между слогами. Например, слово машина мы произносим не ма-ши-на, машИна, слог шИ произносится более длительно и громко; тихий хлопок, громкий хлопок, тихий хлопок).                                   – Упражнения с перестановкой слогов (жи-лы – лы-жи).                                                                                   – Упражнения на оценку нормативности (логопед читает слова, дети поднимают зелёный кружок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно павук  -  паук, вутка -  утка).                                                                                                                                                  –   Упражнения на переход к слитному произнесению (взрослый произносит слова по слогам, а ребенок повторяет слитно).                                                                                                         -Упражнения на образование словосочетаний (проговаривание словосочетаний: новая кисточка, новая курточка, новая книжечка).                                                                                                                     – Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами  (подобрать к предмету подходящее действие и составить предложения, например: медведь…….медведь стоит. Медведь спит).                                                                                                                                                                      – Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей или меньшей контрастности по слоговой структуре   (взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов, например: сыр – самолёт).                                                                                                                                                                                 – Упражнения на закрепление материала  (повторение предложений сложного слогового состава, например: Хлебница стоит на кухне на холодильнике).

   Литература:
Агранович З, Е, Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.    Спб. : Детство-Пресс, 2001. – 48 с.
Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. М.: ТЦ Сфера, 2024. – 64 с.                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Коррекция слоговой структуры слова при преодолении дисграфии

Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова. Слоговая структура слова – порядок расположения количества  слогов в словах. Слого...

Нарушение слоговой структуры слова у детей с ЗПР. Приемы работы.

В последние года увеличилось количество детей с нарушением слоговой структуры слова. Для обеспечения индивидуального подхода в коррекции речи детей проанализировала материалы коллег, выбрав для себя о...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...