Межведомственное взаимодействие учреждений по профориентационной работе с детьми с ОВЗ
статья
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Многочисленные исследования показывают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью особое значение имеет профессиональная самореализация, которая позволяет вести независимую жизнь и чувствовать себя полноправным членом общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межведомственное взаимодействие учреждений по профориентационной работе с детьми с ОВЗ | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Межведомственное взаимодействие учреждений
по профориентационной работе с детьми ОВЗ
И.И. Прудникова,
учитель-дефектолог,
КГБОУ «Ачинская школа №3»,
Ачинск, Россия
Аннотация: Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Многочисленные исследования показывают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью особое значение имеет профессиональная самореализация, которая позволяет вести независимую жизнь и чувствовать себя полноправным членом общества.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся с инвалидностью, ранняя профориентация, модель профориентационной работы, межведомственное взаимодействие, образовательный консорциум, социальное партнёрство, индивидуальная профессиональная траектория, профессиональные пробы, кадровые потребности.
В последние годы в России активно модернизируется система образования, значительные изменения происходят в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе развития образования все больше внимания уделяется формированию у обучающихся таких результатов, которые бы позволили выпускнику школы, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) или инвалидностью успешно интегрироваться в социальную и экономическую жизнь страны, самореализоваться. Многочисленные исследования показывают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью особое значение имеет профессиональная самореализация, которая позволяет вести независимую жизнь и чувствовать себя полноправным членом общества. Для этого необходимо обеспечить конкурентоспособность специалистов с ОВЗ и инвалидностью на рынке труда.
Поэтому развитие профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью выделено как отдельное стратегическое направление развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030.
Можно перечислять очень много документов, которые регламентируют направление данной деятельности, это ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 2012 г., ФЗ от 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Стратегия развития профессиональной ориентации населения Красноярского края до 2030 г., утверждённая распоряжением правительства Кр.края в 2021 г. за № 127-Р и др. Кроме этого, Федеральный государственный образовательный стандарт и АООП. Ну и, конечно, школьным Уставом и школьными локальными актами.
Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. А именно для детей с ОВЗ - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников.
Что же касается актуальности заданной темы, то мы все прекрасно знаем, с чем сталкиваются дети с ОВЗ: это трудности адаптации в социуме, неготовность к профессиональному самоопределению, особенности психофизического развития выпускников, неконкурентоспособность на рынке труда, психологическая неготовность к переходу от школьного обучения к профессиональному обучению, отсутствие жизненной перспективы, обусловленной чувством социальной незащищенности, неадекватная самооценка своих возможностей (хотят стать адвокатами, дизайнерами, водителями, блогерами и др.), неспособность адекватно взаимодействовать в новом коллективе и выполнять трудовые обязательства.
Выделяют, как правило, следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы с обучающимися, имеющими ОВЗ:
∙ позиция родителей;
∙ знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
∙ информированность о видах профессиональной деятельности и соответствующих профессиях, в которых возможна реализация индивидуальных способностей и возможностей;
∙ учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии; ∙ поддержка со стороны педагогов.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.
Целью профориентационной работы мы выделили объединение усилий межведомственных учреждений для формирования современной эффективной системы подготовки школьников к профессиональному самоопределению.
Для достижения цели мы решаем следующие задачи:
- Обеспечить преемственность и непрерывность профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
- Создать условия для творческого, физического, интеллектуального развития, успешной социализации, проявлению социальных инициатив и нравственных компетенций обучающихся, обеспечивающих им дальнейшую эффективную самореализацию в личностном, жизненном и профессиональном плане.
Для достижения качественного результата профориентационной работы мы придерживаемся определённых психолого-педагогических условий:
- индивидуализация, когда выбор ориентиров делается совместно с обучающимся и формирование у обучающегося готовности к самостоятельному выбору ориентиров построения собственной профессиональной траектории;
- непрерывность и преемственность, которые проходят через всё обучение, начиная с дошкольного возраста и до обучения в СПО;
- комплексность, где команда специалистов осуществляет выявление актуальных учебно-трудовых возможностей обучающихся и построение индивидуальной профессиональной траектории, создание адаптивной коррекционно-развивающей среды;
- взаимодействие с семьей. Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют сходные проблемы и затруднения. Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками. Здесь хочется сказать о психологических трудностях, с которыми сталкиваются родители: истощение эмоциональных ресурсов (тревога, чувство вины), сужение круга общения, иногда вплоть до социальной изоляции, отсутствие необходимой поддержки близких, ограничения в реализации собственного личностного и профессионального роста, недостаточная родительская компетентность в вопросах воспитания подростка с ОВЗ. Работа проводится через консультирование в вопросах построения профессиональной траектории, через информирование в правовых аспектах, просвещение родителей о реальных и потенциальных возможностях ребёнка и рекомендации в выборе основных ориентиров и выстраивании профессиональных планов.
При реализации профориентационной модели мы опираемся на особенности профессиональных ожиданий детей различных образовательно-возрастных групп.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети в ДОУ учатся с уважением относиться к любому виду деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Ранняя профессиональная ориентация в ДОУ заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов. Включает в себя приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации детей, а также развитие форм сотрудничества по преемственности в профессиональной ориентации воспитанников ДОУ на этапах дошкольного и начального образования в рамках взаимодействия «Детский сад – школа».
Начальная школа нашего образовательного учреждения работает в режиме полного дня, поэтому хорошо организовывать совместные праздники, игры, посильные трудовые дела (помощь по благоустройству зеленого участка детского сада, уход за комнатными цветами). Нравится ребятам поздравлять родителей с их профессиональными праздниками.
Оправдали себя такие формы педагогической деятельности, содержанием которой является совместный анализ деятельности и коррекция педагогического процесса в начальной школе – детском саду:
- ведение психолого-педагогических наблюдений за развитием детей дошкольников и младших школьников;
- разработка планов, содержания совместных мероприятий для дошкольников и учащихся начальных классов;
- проведение для родителей и коллег дней открытых дверей;
- выпуск настенных газет, посвящённых профессиям («Профессии наших родителей»).
Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.
Школа дает возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, реализовать свой потенциал и стать полноправным гражданином общества. Но зачастую нам приходилось наблюдать, что именно выпускники нашей школы часто остаются за бортом. Педагогический коллектив школы на протяжении многих лет старался преодолеть эту барьерную черту, и на сегодняшний день нам удалось достичь хороших результатов. Уже с 5 класса педагоги непрерывно сопровождают процесс самоопределения обучающихся с учетом кадровых потребностей социально – экономического развития нашего города.
Профориентационная работа младших и старших школьников непрерывно проходит через уроки технологии, ребята готовятся к конкурсам профмастерства, занимают призовые места на уровне города и края, являются победителями краевого конкурса «Лучший по профессии», регионального чемпионата среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», в проекте ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта.
Наше учреждение входит в состав образовательного консорциума западной группы территорий Красноярского края. В 2016 году подписано соглашение, на момент образования консорциума в его состав входило 18 образовательных учреждений западной группы нашего края: профессиональные образовательные учреждения города Ачинска, Назарово, Шарыпово, Боготола, Ужура и общеобразовательные школы города . В работе консорциума принимают участие руководители Управления образования города Ачинска, представители Администрации города и Центра занятости населения, руководители образовательных учреждений и педагоги.
Вхождение в консорциум позволило нам более тесно построить работу с профессиональными заведениями города, был составлен план совместный деятельности Школа – СПО, СПО – Школа. Постоянное взаимодействие построено на проведении различных совместных мероприятий: проведение мастер – классов на базе нашего учреждения и в мастерских профессиональных учреждений, организация профессиональных проб; проведение ярмарки профессий; дня открытых дверей.
Ни секрет, что для наших обучающихся сложно определиться с выбором профессии, а еще сложнее когда этот выбор минимален, поэтому от нашего образовательного учреждения на заседании консорциума было рассмотрено предложение о возможности расширения перечня профессий для обучения в профессиональных образовательных учреждениях города, ни только для детей с ОВЗ, но и для детей с нарушением интеллекта, а также детей имеющих умеренную умственную отсталость, проблема эта была решена, такие дети обучаются теперь по двум профессиям (рабочий зеленого хозяйства, кухонный рабочий). Также благодаря результатам совместной работы нам предложили участие в профессиональной олимпиаде « Дорога к мастерству» для школьников западной группы территорий Красноярского края (с элементами методики Junior Skills) по разным компетенциям.
Обучающиеся с большим интересом принимают участие в профессиональных пробах, конкурсных испытаниях, а самое главное членами жюри являются руководители предприятий города, представители малого и среднего бизнеса, где работодателям предприятий и организаций города предоставлена возможность как можно лучше познакомиться с такой категорией детей, увидеть их возможности, работы и оценить. Благодаря такой работе в настоящее время у обучающихся появились достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации.
С 2020года наша школа является не только участниками олимпиады, но и организаторами трех площадок по компетенциям «Столярное дело», «Вязание крючком», «Вязание спицами», так как на базе профессиональных учреждений таких площадок не было открыто.
Каждый год мы проводим мониторинг готовности школьников к профессиональному самоопределению и видим, что большинство обучающихся осознанно относятся к выбору профессии, владеют достаточной информацией о путях ее получения.
Результаты нашей работы:
1.Повышение уровня готовности обучающихся к выбору профессии.
2.Открытие новых профилей трудового обучения с учетом возможности обучающихся и потребности рынка труда.
3.Установлен контакт по развитию социального партнерства с профессиональными учреждениями и общественными объединениями.
Педагоги нашей школы готовы помочь молодым людям с ограниченными возможностями здоровья через доступную для них деятельность влиться в жизнь полноправными членами общества, почувствовать свою личную ценность.
Список литературы:
Электронные издания:
- Электронный музей профессий (профессиограммы, тематические статьи о профессиях, профориентационные тесты):http://profvibor.ru/ (дата обращения: 07.09.2022)
- Бобкова О.В., Ермина А.В. МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 5. – С. 89-93;
- URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36674 (дата обращения: 21.09.2022). «Сопровождение профориентационой работы профессиональных образовательных организаций» (http://proforient.fmcspo.ru/).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»
Беседа: Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"
Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...
Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной работы с детьми «группы риска» по подготовке...
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...
"Профориентационная работа с детьми с ОВЗ"
Отчет по самообразованию...
выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".
Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых их обуча...