Межведомственное взаимодействие учреждений по профориентационной работе с детьми с ОВЗ
статья

Ирина Ивановна Агаркова

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Многочисленные исследования показывают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью особое значение имеет профессиональная самореализация, которая позволяет вести независимую жизнь и чувствовать себя полноправным членом общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межведомственное взаимодействие учреждений

по профориентационной работе с детьми ОВЗ                                                                                                    

И.И. Прудникова,

учитель-дефектолог,

КГБОУ «Ачинская школа №3»,

Ачинск, Россия

 agarkova_irina@bk.ru 

Аннотация: Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Многочисленные исследования показывают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью особое значение имеет профессиональная самореализация, которая позволяет вести независимую жизнь и чувствовать себя полноправным членом общества.

Ключевые слова:  обучающиеся с ОВЗ, обучающиеся с инвалидностью, ранняя профориентация, модель профориентационной работы, межведомственное взаимодействие, образовательный консорциум, социальное партнёрство, индивидуальная профессиональная траектория, профессиональные пробы, кадровые потребности.

        В последние годы в России активно модернизируется система образования, значительные изменения происходят в образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. На современном этапе развития образования все больше внимания уделяется формированию у обучающихся таких результатов, которые бы позволили выпускнику школы, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) или инвалидностью успешно интегрироваться в социальную и экономическую жизнь страны, самореализоваться. Многочисленные исследования показывают, что для лиц с ОВЗ и инвалидностью особое значение имеет профессиональная самореализация, которая позволяет вести независимую жизнь и чувствовать себя полноправным членом общества. Для этого необходимо обеспечить конкурентоспособность специалистов с ОВЗ и инвалидностью на рынке труда.

Поэтому развитие профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью выделено как отдельное стратегическое направление развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030.

Можно перечислять очень много документов, которые регламентируют направление данной деятельности, это ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 2012 г., ФЗ от 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Стратегия развития профессиональной ориентации населения Красноярского края до 2030 г., утверждённая распоряжением правительства Кр.края в 2021 г. за № 127-Р и др. Кроме этого, Федеральный государственный образовательный стандарт и АООП. Ну и, конечно, школьным Уставом и школьными локальными актами.  

Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. А именно для детей с ОВЗ - это специально организованная помощь по оптимизации процессов профессионального самоопределения школьников.

Что же касается актуальности заданной темы, то мы все прекрасно знаем, с чем сталкиваются дети с ОВЗ: это трудности адаптации в социуме, неготовность к профессиональному самоопределению, особенности психофизического развития выпускников,  неконкурентоспособность на рынке труда, психологическая неготовность к переходу от школьного обучения к профессиональному обучению, отсутствие жизненной перспективы, обусловленной чувством социальной незащищенности, неадекватная самооценка своих возможностей (хотят стать адвокатами, дизайнерами, водителями, блогерами и др.), неспособность адекватно взаимодействовать в новом коллективе и выполнять трудовые обязательства.

Выделяют, как правило, следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы с обучающимися, имеющими ОВЗ:

 позиция родителей;

 знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

 информированность о видах профессиональной деятельности и соответствующих профессиях, в которых возможна реализация индивидуальных способностей и возможностей;

 учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;  поддержка со стороны педагогов.

Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача всей образовательной системы государства. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.

Целью профориентационной работы мы выделили объединение усилий межведомственных учреждений для формирования современной  эффективной системы подготовки школьников к профессиональному самоопределению.

Для достижения цели мы решаем следующие задачи:

  1. Обеспечить преемственность и непрерывность профессиональной ориентации детей разных возрастных групп.
  2. Создать условия для творческого, физического, интеллектуального развития, успешной социализации, проявлению социальных инициатив и нравственных компетенций обучающихся, обеспечивающих им дальнейшую эффективную самореализацию в личностном, жизненном и профессиональном плане.

Для достижения качественного результата профориентационной работы мы придерживаемся определённых психолого-педагогических условий:

- индивидуализация, когда выбор ориентиров делается совместно с обучающимся и формирование у обучающегося готовности к самостоятельному выбору ориентиров построения собственной профессиональной траектории;

- непрерывность и преемственность, которые проходят через всё обучение, начиная с дошкольного возраста и до обучения в СПО;

        - комплексность, где команда специалистов осуществляет выявление актуальных учебно-трудовых возможностей обучающихся и построение индивидуальной профессиональной траектории, создание адаптивной коррекционно-развивающей среды;

- взаимодействие с семьей. Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют сходные проблемы и затруднения. Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками. Здесь хочется сказать о психологических трудностях, с которыми сталкиваются родители: истощение эмоциональных ресурсов (тревога, чувство вины), сужение круга общения, иногда вплоть до социальной изоляции, отсутствие необходимой поддержки близких, ограничения в реализации собственного личностного и профессионального роста, недостаточная родительская компетентность в вопросах воспитания подростка с ОВЗ. Работа проводится через консультирование в вопросах построения профессиональной траектории, через информирование в правовых аспектах, просвещение родителей о реальных и потенциальных возможностях ребёнка и рекомендации в выборе основных ориентиров и выстраивании профессиональных планов.

При реализации профориентационной модели мы опираемся на особенности профессиональных ожиданий детей различных образовательно-возрастных групп.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Дети в ДОУ учатся с уважением относиться к любому виду деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Ранняя профессиональная ориентация в ДОУ заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств и методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов. Включает в себя приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации детей, а также развитие форм сотрудничества по преемственности в профессиональной ориентации воспитанников ДОУ на этапах дошкольного и начального образования в рамках взаимодействия «Детский сад – школа».

Начальная школа нашего образовательного учреждения работает в режиме полного дня, поэтому хорошо организовывать совместные праздники, игры, посильные  трудовые дела (помощь по благоустройству зеленого участка детского сада, уход за комнатными цветами). Нравится ребятам поздравлять родителей с их профессиональными праздниками.  

Оправдали себя такие формы педагогической деятельности, содержанием которой является совместный анализ деятельности и коррекция педагогического процесса в начальной школе – детском саду:

- ведение психолого-педагогических наблюдений за развитием детей дошкольников и младших школьников;

- разработка планов, содержания совместных мероприятий для дошкольников и учащихся начальных классов;

- проведение для родителей и коллег дней открытых дверей;

- выпуск настенных газет, посвящённых профессиям («Профессии наших родителей»).

Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее.

          Школа дает  возможность каждому  ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, реализовать свой потенциал  и стать  полноправным  гражданином  общества. Но  зачастую  нам  приходилось    наблюдать,  что  именно  выпускники  нашей  школы  часто  остаются  за  бортом. Педагогический  коллектив  школы  на  протяжении  многих  лет  старался  преодолеть    эту  барьерную  черту,  и  на  сегодняшний  день   нам  удалось  достичь  хороших  результатов.  Уже  с   5 класса педагоги  непрерывно  сопровождают процесс  самоопределения  обучающихся   с  учетом  кадровых потребностей  социально – экономического развития  нашего  города.

         Профориентационная  работа  младших  и  старших  школьников  непрерывно   проходит  через  уроки  технологии,  ребята  готовятся  к конкурсам  профмастерства,  занимают  призовые  места  на  уровне города  и  края,  являются победителями   краевого  конкурса  «Лучший  по  профессии», регионального  чемпионата  среди  людей с  инвалидностью «Абилимпикс»,  в  проекте  ранней профессиональной ориентации «Билет  в  будущее», который реализуется при поддержке государства в рамках национального проекта.   

                Наше   учреждение  входит  в  состав образовательного  консорциума  западной  группы  территорий    Красноярского края.  В 2016  году  подписано соглашение,   на  момент  образования  консорциума  в  его  состав  входило   18 образовательных  учреждений  западной  группы   нашего края:  профессиональные  образовательные  учреждения города  Ачинска, Назарово, Шарыпово, Боготола,  Ужура и общеобразовательные  школы  города . В  работе  консорциума  принимают  участие    руководители Управления  образования  города  Ачинска, представители  Администрации  города  и  Центра  занятости  населения, руководители  образовательных  учреждений  и педагоги.

                 Вхождение   в  консорциум  позволило  нам  более тесно  построить  работу  с  профессиональными  заведениями  города, был составлен  план   совместный деятельности   Школа – СПО, СПО – Школа. Постоянное  взаимодействие  построено  на  проведении  различных  совместных  мероприятий: проведение мастер – классов  на  базе  нашего  учреждения и  в  мастерских профессиональных  учреждений, организация  профессиональных проб; проведение  ярмарки профессий; дня открытых дверей.

        Ни  секрет,  что  для  наших  обучающихся  сложно  определиться  с  выбором  профессии,  а  еще  сложнее  когда  этот  выбор минимален,  поэтому   от нашего  образовательного  учреждения на   заседании  консорциума  было  рассмотрено  предложение  о  возможности расширения  перечня  профессий  для  обучения в  профессиональных образовательных  учреждениях  города,   ни  только  для    детей  с  ОВЗ,  но  и  для  детей  с нарушением  интеллекта,  а  также  детей  имеющих  умеренную  умственную  отсталость,   проблема  эта была решена,  такие  дети  обучаются  теперь  по  двум  профессиям (рабочий  зеленого хозяйства, кухонный  рабочий). Также благодаря результатам совместной  работы  нам  предложили   участие   в  профессиональной  олимпиаде « Дорога  к   мастерству»  для школьников     западной  группы  территорий  Красноярского  края                                                                                               (с  элементами  методики Junior Skills) по  разным   компетенциям.

Обучающиеся  с  большим  интересом   принимают   участие в  профессиональных  пробах,  конкурсных  испытаниях,  а  самое  главное членами  жюри  являются  руководители  предприятий  города,  представители  малого  и  среднего  бизнеса, где работодателям  предприятий  и организаций  города предоставлена  возможность как  можно  лучше  познакомиться с  такой категорией  детей,  увидеть их возможности,  работы  и  оценить. Благодаря  такой  работе в  настоящее время у обучающихся  появились достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации.

          С  2020года  наша  школа  является  не  только  участниками  олимпиады,  но  и  организаторами  трех  площадок  по  компетенциям  «Столярное  дело»,  «Вязание  крючком»,  «Вязание  спицами»,  так как на  базе профессиональных  учреждений таких  площадок  не  было  открыто.

Каждый  год  мы  проводим  мониторинг готовности  школьников  к профессиональному  самоопределению и  видим,  что  большинство  обучающихся осознанно относятся к выбору  профессии,  владеют  достаточной  информацией  о  путях  ее  получения.

         Результаты  нашей  работы:

           1.Повышение уровня готовности  обучающихся  к выбору профессии.

           2.Открытие новых профилей трудового обучения  с учетом возможности обучающихся и потребности рынка труда.

           3.Установлен контакт по  развитию социального партнерства с  профессиональными учреждениями и общественными объединениями.

Педагоги нашей школы готовы помочь молодым людям с ограниченными возможностями здоровья через доступную для них деятельность влиться в жизнь полноправными членами общества, почувствовать свою личную ценность.

Список литературы:

Электронные издания:

- Электронный музей профессий (профессиограммы, тематические статьи о профессиях, профориентационные тесты):http://profvibor.ru/  (дата обращения: 07.09.2022)

- Бобкова О.В., Ермина А.В. МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬ // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 5. – С. 89-93;

- URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36674 (дата обращения: 21.09.2022). «Сопровождение профориентационой работы профессиональных образовательных организаций» (http://proforient.fmcspo.ru/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа с детьми на тему Беседа «Кем быть? Каким быть?»

Беседа:  Кем быть? Каким быть? Цель: расширять знания о профессиях, развивать общий кругозор детей, ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждо...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"

Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...