Диктанты для развития орфографической зоркости, повышения мотивации и улучшения настроения
тренажёр (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гуревич Елена Борисовна

Материал содержит разработки авторских видов игровых диктантов для развития орфографической зоркости. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диктанты для развития орфографической зоркости, повышения мотивации и улучшения настроения

Понятие орфографической зоркости

Главным в обучении правописанию является применение орфографического правила, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно, если ученик поставил такую задачу. Только увидев орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, начальным этапом при обучении правописанию. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Орфографическую зоркость можно определить, как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании и нуждается в проверке. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

Трудности учащихся с ОВЗ при решении орфографических задач

На формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы: а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающее в себя целенаправленный анализ; б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации; в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм; г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.

Все эти процессы формируются у учащихся с ЗПР со значительным опозданием и нарушениями.  Для облегчения и тренировки поиска орфограмм применяется множество приёмов и методов: модели, алгоритмы, ассоциации, проговаривания и т.д.

Особенности учащихся с ЗПР, затрудняющие решение орфографических задач

1. Быстрая утомляемость. Работая по алгоритму, приходится последовательно выполнять ряд действий от выявления орфограммы до проверки и правильного написания. Это довольно длительный однообразный процесс, который быстро приводит к истощению мыслительной деятельности и ресурсов организма в целом.

2. Трудности с автоматизацией полученных навыков. Длительное время каждый навык не переходит в разряд автоматизмов, следовательно, требует значительного контроля и большого числа повторений.

3. Слабая мотивация. Учащиеся редко заинтересованы процессом и собственным результатом работы, они стремятся получить устраивающий учителя результат, причём лёгким путём. Кроме того, их пугают сложные задания.

4. Нетвёрдые базовые знания и навыки.

5. Значительная задержка созревания процессов восприятия, внимания и памяти.

Я разработала серию диктантов, развивающих орфографическую зоркость. Все они носят облегчённый, игровой характер, привлекающий учащихся. Кроме того, каждый вид диктанта ставит перед учеником одну задачу, помогая экономить его психические ресурсы и повышая результативность.        

Выбирать вариант диктанта можно :
- путём голосования;
- по волчку;
- предоставляя право выбора победителю по результатам прошлого диктанта;
- по остаточному принципу (ученики каждой колонки/парты убирают по одному варианту, который им не нравится, какой остается - тот и пишем);
- с помощью кубика;
- решением учителя.

1. Я - отличник.
Учитель диктует, орфографически проговаривая все слова и знаки препинания.
Дополнительно тренирует слуховое внимание, фонематические процессы.


2. Ошибка - не проблема.
Проводится обычный диктант, затем необычная проверка, в ходе которой, учитель читает текст орфографически, а ученики исправляют ошибки.
Дополнительно тренирует слуховое и зрительное внимание, фонематические процессы, самоконтроль.


3. Два варианта.
Проводится обычный диктант, но учащийся, если сомневается, может указывать в скобках или сверху второй вариант написания, например, уди(е)вляется. Количество таких двойных написаний не ограничивается.
Дополнительно тренируется удержание программы действий.


4. Можно спросить.
Проводится обычный диктант, но ученики имеют право спросить учителя о том, как пишется то или иное слово, нужна ли запятая и т.п. Ученики задают вопросы по очереди. О правописании каждой сомнительной буквы вопрос можно задавать только один раз. Поэтому необходимо прислушиваться к тому, о чём спрашивают другие ученики.
Дополнительно тренирует слуховое внимание и память, навыки взаимодействия.

5. Только не писать.

Учитель диктует обычным способом или орфографически, ученики по очереди (например, по одному предложению) повторяют, проговаривая все буквы, как они бы написали.

Дополнительно тренирует слуховое внимание, оперативную память, навыки взаимодействия, самоконтроль.

6. Я - учитель.

Ученики получают текст диктанта и по очереди орфографически диктуют друг другу в парах.

Дополнительно тренирует слуховое внимание, навыки взаимодействия, переключаемость внимания.

7. Виртуальный диктант.

Учитель диктует орфографически, ученики пишут ручкой или пальцем в воздухе. Все проговаривают про себя, по одному по очереди вслух.

Дополнительно тренирует слуховое внимание, навыки взаимодействия, самоконтроль, удержание программы действий, переключаемость внимания.

8. Подчеркни.

Ученикам раздаётся текст диктанта, учитель диктует обычным способом, ученики должны подчеркнуть все «опасные» места, т.е. всё, что произносится не так, как написано.

Дополнительно развивает зрительное внимание, самоконтроль.

9. Подсматривать разрешается.

Учитель диктует обычным способом. Ученики имеют право, если сомневаются в написании, попросить свериться с оригиналом.

Дополнительно тренирует зрительное внимание, самоконтроль, удержание программы действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы по теме Развитие орфографической зоркости учащихся

Ведущей педагогической идеей опыта является создание на уроках русского языка условий для формирования орфографической зоркости учащихся, усиление практической направленности преподавания предмета, со...

Интенсивные приёмы для развития орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка

На уроках русского языка использую интенсивные приёмы рля развития орфографической зоркости учащихся. В своей статье наглядно использую орфографические упражнения. Уделяю особое внимание не только раз...

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Теоретическая основа методической проблемы учителя...

Статья "Развитие орфографической зоркости в начальных классах у учащихся с задержкой психического развития."

На современном этапе развития образования острой становится проблема преодоления школьной неуспеваемости и увеличение количества детей с ЗПР. В повышении качества образования и воспитания немаловажную...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

«Развитие орфографической зоркости на уроках письма и развития речи у учащихся старших классов»

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографическог...

Развитие орфографической зоркости учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка.

Специальной задачей на уроках русского языка является исправление дефектов развития учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии. Русский язык – это один из основных предметов в школе с ОВЗ....