Консультация для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи у младших дошкольников в соответствии с ФОП ДО"
консультация

ТУЛУПОВА МАРИЯ ИВАНОВНА

В презентации предствлены основные задачи и содержание работы воспитателя по формировнию звуковой культуры речи младших дошкольников в соответствии с требованиями ФОП ДО. Так же представлены речевые игры и пособия, которые помогут наполнить образовательный процесс и сделать его увлекательным и эффективным!      

С 2023 года мы работаем по новой ФОП ДО, в ней внесены изменения касательно образовательной области «Речевое развитие».  На сегодняшний  в  ОО «Речевое развитие » добавляются  разделы: с 2 лет- звуковая культура речи (как пропедевтика обучения грамоте) и с 3 лет- звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте.  Что касаемо детей до 2 лет, конкретного раздела в ФОП нет, но это не значит, что мы речевыми играми не занимаемся, ежедневно в режимных моментах, ситуациях произвольной или искусственно созданной воспитателем игры мы обращаемся к речи.

Так же выделены требования ФОП ДО к реализации образовательной деятельности по данным направлениям работы(как мы должны играть с детьми):

  • Интегрированный подход к обучению: Сочетание грамотности с другими аспектами развития - когнитивными, социальными, эмоциональными.
  • Игровые методики и активное взаимодействие: Акцент на игровой характер обучения, вовлечение детей в интерактивные задания. .
  • Развитие коммуникативных навыков: Акцент на развитие умения выражать свои мысли и понимать мысли других.
  • Использование индивидуального подхода: Учет особенностей каждого ребенка для эффективного обучения грамоте.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ детский сад №9 «Золотой ключик» Формирование звуковой культуры речи у дошкольников 0-5 лет, согласно требованиям ФОП ДО Выполнила: учитель-логопед Тулупова М.И.

Слайд 2

Понятие о ФОП ДО ФОП ДО — это федеральная программа дошкольного образования, вышедшая в 2023 году. Она создана на основе федеральных законов, регулирующих отношения в сфере образования. С развитием современного общества и технологий меняются и требования к грамотности. Для успешной адаптации в жизни и в будущем, дети должны развивать не только навыки чтения и письма, но и компетенции, позволяющие им осмысливать информацию, анализировать тексты и критически мыслить, .

Слайд 3

Основные требования ФОП ДО к обучению грамоте 1. Интегрированный подход к обучению: Сочетание грамотности с другими аспектами развития - когнитивными, социальными, эмоциональными . 2. Игровые методики и активное взаимодействие: Акцент на игровой характер обучения, вовлечение детей в интерактивные задания. 3. Развитие коммуникативных навыков: Акцент на развитие умения выражать свои мысли и понимать мысли других . 4. Использование индивидуального подхода: Учет особенностей каждого ребенка для эффективного обучения грамоте.

Слайд 4

Обучение грамоте как поэтапный процесс на этапе ДО 1ЭТАП: Пропедевтическая работа по введению в грамоту (младшие дошкольники ) Два направления: Пропедевтический курс фонетики родного языка; Развитие мелкой моторики пальцев рук 2 ЭТАП: Работа по развитию фонематической стороны речи и овладение основами грамоты ( от 2 младшей группы до подготовительной ). 2 раздел: «Подготовка руки к письму» 1 раздел: «Развитие фонетико-фонематической стороны речи и основ грамоты»

Слайд 5

Основная мысль ФОП ДО Д ети постигают определенную систему родного языка , учатся слышать звуки, различают гласные звуки, согласные (мягкие, твердые), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги, составляют слова из фишек и т.д. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, овладевают послоговым и слитным способами чтения. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Слайд 6

Задачи ФОП ДО( 2-3 года) - У пражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов; - Ф ормировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса ; Содержание: педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В словопроизношении ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи.

Слайд 7

Задачи ФОП ДО( 3-4 года) Задачи: 1.Звуковая культура речи: продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы. Содержание: педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук, формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, совершенствует умение детей воспроизводить ритм стихотворения. 2.Подготовка детей к обучению грамоте: формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане . Содержание: педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане.

Слайд 8

Задачи ФОП ДО( 4-5 года) Задачи: 1.Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи . Содержание: педагог помогает детям овладеть правильным произношением звуков родного языка и словопроизношением , развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, закрепляет у детей умения правильно произносить свистящие и шипящие звуки; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; формирует умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения. 2. Подготовка детей к обучению грамоте: продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно . Содержание: педагог закрепляет у детей умение понимать термины «слово», «звук», использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

Слайд 9

Дошкольники 3-4 года «Развитие фонетико-фонематической стороны речи и основ грамоты» Задачи: Развивать артикуляционный аппарат, Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане . Содержание образовательной деятельности: 1.Артикуляция звуков: гласных (а, у, о, ы, э, и) и согласных (м, б, п, д, т, г, к, в, ф ).(игры: Артикуляционная гимнастика. Звукоподражательные игры, по называнию взрослым символа звучания: [и] - кричит жеребёнок, [ ква ] - квакает лягушка) 2 . Развитие речевого внимания и произносительных навыков . (игры: «Что звучит?», «В какой руке звучит!» «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Ответь правильно», «Назови предмет», «Покажи и назови», «Лото». (Изучаемый звук произносится протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно ). Яркий предмет у губ! Яркая логопедическая игрушка! Показ картинок и включение аудиозаписи со звуками природы и животных! Активные игры по звукоподражанию!

Слайд 10

Дошкольники 3-4 года «Подготовка руки к письму» Задача: Способствовать развитию графических навыков . Содержание образовательной деятельности: Овладение некоторыми графическими навыками. Управление движениями рук и пальцев . Игры: Рисование фломастером дорожек, линий, округлых форм, линии от одного предмета к другому. Рисование фломастером по пунктирным линиям. Закрашивание предметов, не выходя за контуры . Пальчиковая гимнастика с предметами и без, вся деятельность сопровождается речью.

Слайд 11

Дошкольники 4-5 лет «Развитие фонетико-фонематической стороны речи и основ грамоты» -Знакомство со звучащим словом, его протяжностью (длинные и короткие слова ); Различение на слух твёрдых и мягких согласных (без терминов); О владение способами интонационного выделения первого звука в слове; О пределение и изолированное произношение первого звука в слове; Н азывание слов на заданный звук.

Слайд 12

Дошкольники 4-5 года «Развитие фонетико-фонематической стороны речи и основ грамоты» Продолжать практически знакомить с термином «слово »: - Работа с литературным текстом по подбору слов, близких по звучанию и подходящих по смыслу в конце каждого двустишия . (Игры «Подскажи словечко», «Закончи предложение ».) - Обобщение и классификация предметов .(Игры «Назови правильно», «Звук потерялся ».) - Знакомство с термином «слово ».(игры Моделирование слова в виде прямоугольника, вервочки ….)

Слайд 13

Дошкольники 4-5 года «Развитие фонетико-фонематической стороны речи и основ грамоты» 2. Знакомить с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и, похоже: - Знакомство с многообразием слов .(Игры «Подскажи словечко», «Загадки и отгадки», «Назови скорее ».) - Сопоставление близких по звучанию слов .(Игры «Соедини картинки, названия которых звучат, похоже», «Выбери созвучные слова парами», «Звуки поменялись местами ») - Сравнение слов по звуковым характеристикам .(Игры «Звонко, громко, тихо», «Какие бывают слова ?».)

Слайд 14

Дошкольники 4-5 года «Развитие фонетико-фонематической стороны речи и основ грамоты» 3. Развивать внимание к звукослоговой структуре слова. Знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие ). - Сравнение слов по звучанию .(Игры «Раздели правильно», «Что длиннее?»: различение длинных и коротких слов, на простукивание, похлопывание, притопывание слогового рисунка слов .) 4. Продолжать практически знакомить с термином «звук ». - Сопоставление одинаковых звуков, сочетаний звуков по мелодике ( высоте, силе, тембру ).(Игры «Стань артистом», «Узнай по голосу ».)

Слайд 15

Дошкольники 4-5 года «Развитие фонетико-фонематической стороны речи и основ грамоты» 5 . Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные звуки (без выделения терминов ). - Различение на слух твёрдых и мягких согласных .(Игры : «Песенка насоса», «Как поют комары?», «Песенка ветра», «Песенка жука»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенки большого или маленького насоса», «песенки большого или маленького комара», «песенка ветра ».) - Определение твёрдых и мягких согласных .(Игровые упражнения со звуками «Ц», «Ш», «Ж», «Щ», «Ч»; парами звуков «К- Кь », «Б- Бь »: охарактеризовать, как звучит заданный звук в слове ( мягко, твёрдо ). Игры «Помоги животным найти домик», «Помоги животным найти свой вагон » «Магазин», «Подарки для героев».)

Слайд 16

Дошкольники 4-5 года «Развитие фонетико-фонематической стороны речи и основ грамоты» 6. Учить способам интонационного выделения звука в словах . - Интонированное выделение воспитателем звука в слове, который ребёнок должен определить .( игры Игра «Будь внимательным ».) - Одновременное произнесение слова взрослым и ребёнком, интонационно выделяя звук .( игры Игры «Давай произнесём вместе», «Давайте произнесём хором»: протяжно, громче, четче ) 7. Определять и изолированно называть первый звук в словах . - Самостоятельное произношение слова, интонационно подчеркивая в них первый звук . ( игры: Игра «Назови первый звук»: протяжно, громче, четче) 8. Формировать умение называть слова с заданным звуком . - Выделение слова с заданным звуком в речевом потоке . ( игры: Игра «Чья песенка?»: назвать предметы или объекты, в названии которых есть «песенка жука» или «песенка ветра ».)

Слайд 17

Дошкольники 4-5 лет «Подготовка руки к письму»: -Овладение некоторыми графическими навыками. -Словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребёнка к тому, что он изображает . Рисование коротких отрывистых линий, округлых линий, овалов, дорожек, предметов. Рисование по точкам. Закрашивание рисунка. Штриховка .

Слайд 18

Развитие мелкой моторики - коврограф Фиолетовый лес и Ларчик ( миниларчики )+веревочки -пирамидка-черепашки (цвет-размер) -шнуры-малыши (длинный звук и короткий, дорожки звуков: протяни ааа столько долго, столько пальчиком тянешь пальчик по шнурочку ) -посели звуки в домики (игра с фонариками) -игра с фонариками (геометрия гласных) -обводи фонарики и конструкторы сначала пальчиком, потом карандашиком и штрихуем -чудо-соты -игровой квадрат двухцветный -волшебная восьмерка -шнур-малыш - логоформочки 3 -Черепашки -чудо-крестики 1 -огоньки ларчик - игровизор с лабиринтами гласных (можно доработать самостоятельно)

Слайд 19

Полезная литература 1.Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду».-М.: Просвещение, 1974 2.Жукова Н.С. «Я говорю правильно: от первых уроков устной речи к букварю».-М.: Эксмо , 2010 3.Касицина «Рисующий гномик» ( методика+альбом ) 4 .Комратова Н.Г. «Учимся говорить правильно».-Н.Н.-1996 5 .Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок».-М.:Просвещение , 1988 6.Нищева Н.В. «Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП » 6 . Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».-М.: Просвещение, 1991 г. 7 .Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»-М.:Просвещение , 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Консультация для воспитателей ДОУ "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников"

Формирование звуковой культуры речи (ЗКР) является актуальной проблемой при работе с современными дошкольниками не только для логопедов. В своей консультации я хочу обратить внимание воспитателей ДОУ ...

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речиу детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей:"Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников".

Консультация для родителей, в которой раскрыты причины нарушения звукопроизношения у дошкольников и поэтапность  работы по  формированию произносительных навыков....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Формирование звуковой культуры речи детей от двух до трех лет.

В возрасте от 2 до 3 лет, малыши обладают огромными возможностями усвоения  звуковой стороны речи....

Консультация для воспитателей на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона.Воспитание з...