Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука Р
план-конспект
Автоматизация звука Р в середине слова в словах со стечением согласных + самоанализ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_r.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [р].
Цель: автоматизация звука [р] в середине слова в словах со стечением согласных (звук [р] после согласного).
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять правильное произношение звука [р] в середине слова в словах со стечением согласных;
- уточнение артикуляции звука;
- совершенствование грамматического строя речи, упражнять в согласовании числительного с существительным, упражнять в словообразовании (образовывать существительное при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса);
- закреплять умение согласовывать словосочетания с местоимениями «я», «ты», «вы», «мы», «они».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- развивать зрительное внимание и память.
- развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, активность, самоконтроль за речью.
Оборудование:
Объёмная фигура дерева с прозрачными карманчиками для картинок; предметные картинки: кран, собака, круг, обруч, браслет, груша, игрушка, слива, юбка, градусник, краб, экран, акробат, краски, крыса, крот, сокровище, кружка, грузчик, зебра; вертушка; дидактическое пособие «Поле чудес»; мяч; 7 ромашек; корзина; кукла клоуна; сказочные персонажи; схема разбора артикуляционного уклада; плоскостные картинки красного и синего домов; конструктор-липучка.
Планируемый результат: умение ребёнка произносить звук [р] в середине слова в словах со стечением согласных (звук [р] после согласного), при этом самостоятельно контролировать свою речь.
Ход занятия
Вводная часть
- Мотивация.
Логопед: Сегодня у клоуна Ромы День Рождение. Он очень любит ромашки. Ты хочешь сделать приятное клоуну?
Ребёнок: Да.
Логопед: Как ты думаешь, чем мы можем его порадовать? (Ответ ребёнка).
Ребёнку, наводящими вопросами, нужно помочь догадаться собрать букет для клоуна Ромы.
Основная часть
Логопед: Что бы получить ромашку, нужно выполнить задание сказочного персонажа.
1 Ромашка от Маши – Артикуляционная гимнастика (выбираем при помощи дидактического пособия «Поле чудес»).
«Окошко», «Лошадка», «Грибок», «Индюк», «Маляр», «Дятел».
Дыхательная гимнастика «Вертушка»
2 Ромашка от Мишки – Игра «Эхо». Ребенку предлагается запомнить и повторить ряд слов. Педагог меняет порядок слов 4 раза.
Логопед: Какой звук ты слышишь во всех этих словах?
Ребёнок: Звук [р].
Логопед: Давай определим артикуляцию этого звука и дадим ему характеристику.
(по схеме)
Губы: Открыты. Зубы: Разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Воздушная струя: проходит по середине языка и с силой дуется на кончик языка, вызывая вибрацию. Горлышко дрожит, звук звонкий.
3 Ромашка от Львенка – Игра «Чудо - дерево». Ребёнку предлагается рассмотреть картинки на яблоках и разместить на «дереве» картинки, в названии которых есть звук [р],
Картинки: кран, собака, круг, обруч, браслет, груша, слива, игрушка, юбка, градусник.
4 ромашка от Лунтика – Игра «Назови ласково». (игра с мячом).
Пробка – … (пробочка), пружина –… (пружинка), графин –…. (графинчик), брат –… (братишка), брусника –… (брусничка).
5 ромашка от Буратино – Игра «Раздели картинки». Ребёнку предлагается разложить картинки в разные «домики», в красный домик, если название изображения отвечает на вопрос «Кто?», в синий домик – на вопрос «Что?».
Картинки: краб, экран, акробат, краски, крыса, крот, сокровище, кружка, грузчик, зебра.
6. ромашка от Бабочки – Упражнение «Цветок». Ребёнку предлагается сделать цветы из конструктора-липучки.
7 ромашка от Чебурашки – Игра «Изменяй-ка».
Я очень добрый. – Ты …Он … Мы… Вы… Они …
Я ужасно мокрый…
Я вижу акробата…
Заключительная часть.
Логопед: Ты молодей! Давай посчитаем сколько ромашек ты собрал для Клоуна Ромы?
Ребёнок: одна ромашка, две ромашки……семь ромашек.
Корзину с ромашками дарят Клоуну Роме.
Итог занятия
Какой звук мы с сегодня проходили? Как ты думаешь справился ли ты с заданиями? Какое задание было для тебя трудным?
Самоанализ
Занятие было проведено с ребенком старшей логопедической группы
(с логопедическим заключением ФФН) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
На занятии была поставлена следующая цель: автоматизация звука [р] в середине слова в словах со стечением согласных (звук [р] после согласного).
На занятии были поставлены следующие задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- закреплять правильное произношение звука [р] в середине слова в словах со стечением согласных;
- уточнение артикуляции звука;
- совершенствование грамматического строя речи, упражнять в согласовании числительного с существительным, упражнять в словообразовании (образовывать существительное при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса);
- закреплять умение согласовывать словосочетания с местоимениями «я», «ты», «вы», «мы», «они».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- развивать зрительное внимание и память.
- развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, активность, самоконтроль за речью.
Цель и задачи поставленные соответствуют содержанию занятия. Цель выполнялась в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для развития мелкой моторики рук было проведено упражнение «Цветок», где ребенку было предложено сделать цветок из конструктора –липучки. Развитие общей моторики отразилось в игре с мячом «Назови ласково»
Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на проговаривание слов со стечением согласных звуков, звук [Р] после согласного, согласование существительных с числительными, образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, дифференциация одушевлённых и неодушевлённых предметов и уточнение вопроса на который они отвечают, а так же была проведена игра «Изменяй-ка», где ребёнок согласовывал местоимения со словосочетаниями.
Для развития фонематического слуха были проведены игры «Эхо», где ребёнку были предложены слова, которые ему нужно было запомнить и повторить в той же последовательности; и игра «Чудо дерево», В данной игре ребёнку предлагалось рассмотреть картинки на яблоках и разместить на «дереве» картинки, в названии которых есть звук [р].
На протяжении всего занятья ребёнок был в движении, развитие зрительного восприятия проявлялось через поиск ромашек, после каждого выполненного задания.
На протяжении всего занятия у Арины поддерживался интерес, это отобразилось в её активности в выполнении всех заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
Речь ребенком контролировалась.
Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.
Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи: - воспитание самоконтроля во время произношения звука...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.
Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....
Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками
Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах, в предложениях и стихотворении.
Автоматизация звука Ш,в словах,в предложениях и стихотворениях....
Конспект занятия по автоматизации звука "Р" в словах во всех позициях по теме "Транспорт"
Автоматизация звукаов - это сложный и кропотливый процесс. Чтобы сделать его увлекательным и познавательным, я разрабатола занятие по определенной лексической теме с использованием различных методов о...
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия с первоклассниками на школьном логопункте.
Занятие – закрепление материала по типу игры «Что? Где? Когда?», разработано для двух учащихся на этапе автоматизации звука в речи и профилактике дислексии и дисграфии....
Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.
Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...