Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука Р
план-конспект

Ушакова Надежда Сергеевна

Автоматизация звука Р в середине слова в словах со стечением согласных + самоанализ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_r.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [р].

Цель: автоматизация звука [р] в середине слова в словах со стечением согласных (звук [р] после согласного).

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять правильное произношение звука [р] в середине слова в словах со стечением согласных;
  • уточнение артикуляции звука;
  • совершенствование грамматического строя речи, упражнять в согласовании числительного с существительным, упражнять в словообразовании (образовывать существительное при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса);
  • закреплять умение согласовывать словосочетания с местоимениями «я», «ты», «вы», «мы», «они».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • развивать зрительное внимание и память.
  • развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность, активность, самоконтроль за речью.

Оборудование:

Объёмная фигура дерева с прозрачными карманчиками для картинок; предметные картинки: кран, собака, круг, обруч, браслет, груша, игрушка, слива, юбка, градусник, краб, экран, акробат, краски, крыса, крот, сокровище, кружка, грузчик, зебра; вертушка; дидактическое пособие «Поле чудес»; мяч; 7 ромашек; корзина; кукла клоуна; сказочные персонажи; схема разбора артикуляционного уклада; плоскостные картинки красного и синего домов; конструктор-липучка.

Планируемый результат: умение ребёнка произносить звук [р] в середине слова в словах со стечением согласных (звук [р] после согласного), при этом самостоятельно контролировать свою речь.

Ход занятия

Вводная часть

  1. Мотивация.

Логопед: Сегодня у клоуна Ромы День Рождение. Он очень любит ромашки. Ты хочешь сделать приятное клоуну?

Ребёнок: Да.

Логопед: Как ты думаешь,  чем мы можем его порадовать?  (Ответ ребёнка).

Ребёнку, наводящими вопросами, нужно помочь догадаться  собрать букет для клоуна Ромы.

Основная часть

Логопед: Что бы получить ромашку, нужно выполнить задание сказочного персонажа.

1 Ромашка от Маши – Артикуляционная гимнастика (выбираем при помощи  дидактического пособия «Поле чудес»).

«Окошко», «Лошадка», «Грибок», «Индюк», «Маляр», «Дятел».

Дыхательная гимнастика «Вертушка»

2 Ромашка от Мишки – Игра «Эхо». Ребенку предлагается запомнить и повторить ряд слов. Педагог меняет порядок слов 4 раза.

Логопед: Какой звук ты слышишь во всех этих словах?

Ребёнок: Звук [р].

Логопед: Давай  определим артикуляцию этого звука и дадим ему характеристику.

(по схеме)

Губы: Открыты. Зубы: Разомкнуты. Язык: кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами. Воздушная струя: проходит по середине языка и с силой дуется на кончик языка, вызывая вибрацию. Горлышко дрожит, звук звонкий.

3 Ромашка от Львенка – Игра «Чудо - дерево». Ребёнку предлагается рассмотреть картинки на яблоках и разместить на «дереве» картинки, в названии которых есть звук [р],

Картинки: кран, собака, круг, обруч, браслет, груша, слива, игрушка, юбка, градусник.

4 ромашка от Лунтика – Игра «Назови ласково». (игра с мячом).

Пробка – … (пробочка), пружина –… (пружинка), графин –…. (графинчик), брат –… (братишка), брусника –… (брусничка).

5 ромашка от Буратино – Игра «Раздели картинки». Ребёнку предлагается разложить картинки в разные «домики», в красный домик, если название изображения отвечает на вопрос «Кто?», в синий домик – на вопрос «Что?».

Картинки: краб, экран, акробат, краски, крыса, крот, сокровище, кружка, грузчик, зебра.

6. ромашка от Бабочки – Упражнение «Цветок». Ребёнку предлагается сделать цветы из конструктора-липучки.

7 ромашка от Чебурашки – Игра «Изменяй-ка».

Я очень добрый. – Ты …Он … Мы… Вы… Они …

Я ужасно мокрый…

Я вижу акробата…

Заключительная часть.

Логопед: Ты молодей! Давай посчитаем сколько ромашек ты собрал для Клоуна Ромы?

Ребёнок: одна ромашка, две ромашки……семь ромашек.

Корзину с ромашками дарят Клоуну Роме.

Итог занятия

Какой звук мы с  сегодня проходили? Как ты думаешь  справился ли ты  с заданиями? Какое задание было для тебя трудным?

Самоанализ

Занятие было проведено с ребенком старшей логопедической группы 

(с логопедическим заключением ФФН) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.

На занятии была поставлена следующая цель: автоматизация звука [р] в середине слова в словах со стечением согласных (звук [р] после согласного).

На занятии были поставлены следующие задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закреплять правильное произношение звука [р] в середине слова в словах со стечением согласных;
  • уточнение артикуляции звука;
  • совершенствование грамматического строя речи, упражнять в согласовании числительного с существительным, упражнять в словообразовании (образовывать существительное при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса);
  • закреплять умение согласовывать словосочетания с местоимениями «я», «ты», «вы», «мы», «они».

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать речевое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • развивать зрительное внимание и память.
  • развивать фонематический слух.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать самостоятельность, активность, самоконтроль за речью.

Цель и задачи поставленные соответствуют содержанию занятия. Цель выполнялась в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.

Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для развития мелкой моторики рук было проведено  упражнение  «Цветок», где ребенку было  предложено сделать цветок из конструктора –липучки. Развитие общей моторики отразилось в игре с мячом «Назови ласково»

         Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на проговаривание слов со стечением  согласных звуков, звук [Р] после согласного, согласование существительных с числительными, образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, дифференциация одушевлённых и неодушевлённых предметов и уточнение вопроса на который они отвечают, а так же была проведена игра «Изменяй-ка», где ребёнок согласовывал местоимения со словосочетаниями.

Для развития фонематического слуха были проведены игры «Эхо», где ребёнку были предложены слова, которые ему нужно было запомнить и повторить в той же последовательности; и игра «Чудо дерево», В данной игре ребёнку предлагалось рассмотреть картинки на яблоках и разместить на «дереве» картинки, в названии которых есть звук [р].

На протяжении  всего занятья ребёнок был в движении, развитие зрительного восприятия проявлялось через поиск ромашек, после каждого выполненного задания.

На протяжении всего занятия у Арины поддерживался интерес, это отобразилось в её активности в выполнении всех заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

 Речь ребенком контролировалась. 

Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и словосочетаниях.

Цель: закрепление правильного произношения звука [Л] в речи.Задачи:          - воспитание самоконтроля во время произношения звука...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Подгрупповое занятие по автоматизации звуков [р] и [р`] в связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с мячиками и кубиками

Предлагаю вашему вниманию программу занятия, которая включает в себя описание этапов деятельности, их краткое содержание и список необходимого для проведения занятия оборудования. В приложении приведе...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш – в словах, в предложениях и стихотворении.

Автоматизация звука Ш,в словах,в предложениях и стихотворениях....

Конспект занятия по автоматизации звука "Р" в словах во всех позициях по теме "Транспорт"

Автоматизация звукаов - это сложный и кропотливый процесс. Чтобы сделать его увлекательным и познавательным, я разрабатола занятие по определенной лексической теме с использованием различных методов о...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия с первоклассниками на школьном логопункте.

Занятие – закрепление материала по типу игры «Что? Где? Когда?»,  разработано для двух учащихся на этапе автоматизации звука в речи и профилактике дислексии и дисграфии....

Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...