«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»
методическая разработка
В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общества, в целом. Дети нуждаются в особых условиях для получения образования. Как правило, дети с нарушениями здоровья лишены многого - полноценного общего образования, активного познавательного досуга, общения со сверстниками. Все это уменьшает их шансы на успех в будущей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnaya_forma_obucheniya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство обеспечения доступного качественного дополнительного образования»
(выступление КРИПКиПРО)
Долгова Ирина Сергеевна, методист
В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, их социальная адаптация - один из приоритетных вопросов не только для российского образования, но и для общества, в целом. Дети нуждаются в особых условиях для получения образования. Как правило, дети с нарушениями здоровья лишены многого - полноценного общего образования, активного познавательного досуга, общения со сверстниками. Все это уменьшает их шансы на успех в будущей жизни.
И здесь на помощь приходит дополнительное образование. Его можно рассматривать как реабилитационную для детей с ОВЗ, поэтому, уже больше 7 лет ДДТ сотрудничает с коррекционными учреждениями нашего поселка:
с коррекционной школой-интернат №15,
детским домом «Надежда»,
социально – реабилитационным центром.
За годы сотрудничества сотни детей этих учреждений были вовлечены в образовательный и творческий процесс ДДТ. Специально для всестороннего сопровождения таких детей специалистами ДДТ была разработана и реализуется программа инновационной деятельности «Доступная образовательная среда».
Основой реализации данной программы являются дополнительные общеразвивающие программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанные в соответствии с требованиями к дополнительным образовательным программам и учётом особенностей здоровья учащихся. Отличительная особенность программ для детей с ОВЗ, заключается в практической деятельности базирующейся на реализации двуполушарного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному. Таким образом, создаются оптимальные условия для познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей.
В результате дети развивают свой мануальный интеллект, учатся концентрировать внимание и творят, сразу и непосредственно воспринимая результат творчества.
Надо отметить, что ежегодно число таких программ для детей ОВЗ увеличивается, в 2013 было 2 программы, а сейчас 12 они представлены на экране:
Количество программ и учащихся 2018-2019г.
№ | Программа | ФИО | Кол-во |
1 | Коллекция идей | Тимофеева О.Ф. | 10 |
2 | Бисерная фантазия | 10 | |
3 | Юный техник | 10 | |
4 | Лепка из глины | Петрушкина Г.В. | 14 |
10 | |||
5 | Художественная обработка материалов | Захарченко В.П. | 14 |
14 | |||
6 | О тебе, мой край | Абельганс Л.П. | 14 |
14 | |||
7 | Бумажная пластика | Лихтарёва И.А. | 15 |
12 | |||
8 | Удивительное рядом | 15 | |
9 | Территория безопасности | Сорокина М.Ю. | 10 |
12 | |||
10 | Техника вокруг нас | Харченко О.М. | 15 |
11 | Выпиливаем лобзиком | 15 | |
12 | Художественное конструирование | Фроимчук А.А. | 12 |
Итого: | 8/12 | 216 |
программы реализуются по 4 направленностям: – туристско-краеведческой, социально-педагогической, технической и художественной.
А значит, увеличивается количество детей с ОВЗ. Динамика роста представлена на экране.
Количество детей, обучающихся в Доме детского творчества
Учебный год | Кол-во детей с ограниченными возможностями здоровья | Кол-во детей – инвалидов |
2014-2015 | 79 | 15 |
2015-2016 | 103 | 24 |
2016 – 2017 | 176 | 34 |
2017-2018 | 216 | 37 |
2018-2019 | 243 | 36 |
Среди детей –инвалидов , есть дети , которые находятся на надомном обучении. Как же быть с ними?
Стали думать, как выйти из этой ситуации. Как помочь таким деткам социализироваться и поскольку на дворе в XXI век и многие вещи сейчас можно делать, не выходя, как говорится, из дома, пришли к выводу, что необходимо дистанционное обучение.
Ведь дистанционное обучение - это окно в мир для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов, способ не только получить информацию, удовлетворить потребность общения, но и возможность эффективного включения в социальную сферу жизни. Внедрение в практику Интернет - технологий обучения способствует повышению качества их образования, обеспечивает устойчивое развитие их способностей, способствует формированию нового окружения, дает возможность реализовать себя и свои потребности, преодолеть свое одиночество.
Занимаясь с помощью компьютера, ребенок перестает быть инвалидом, ограниченным в пространстве, — у него появляется связь буквально совсем миром. Он может учиться, не выходя из дома и в удобном для себя темпе.
Однако если говорить об использовании новых информационных технологий, то помимо желания, необходимо иметь также соответствующие возможности.
К дистанционному обучению мы пришли не просто так. Три года назад к нам пришла мама, у которой ребенок-инвалид и находится на надомном обучении. Она пришла с просьбой, организовать дистанционное обучение, через скайп для ее девочки, но как это сделать?
Первое для этого нужно были программы, разработанные для детей с ОВЗ, которые предусматривали бы именно дистанционное обучение.
И второе для этого нужно оборудование: как дома у ребенка , так и у педагога, которыми бы все участники умели бы пользоваться:
Ноутбук
Веб-камера
Сканер
Принтер
Интернет-доступ
На сегодняшний день разработаны 3 программы дистанционного обучения: «Лепка из глины», Бисерная фантазия «Коллекция идей».
К этим программам разрабатывалось, а сейчас уже пополняется УМК: в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т. д. Все эти разработки прикреплены на сайте педагога, на которую он дает ссылку родителям и ребенку, а также материалы к занятию отправляются на е-мейл предоставленный родителями. Разумное использование наглядных средств обучения развивает наблюдательность, внимание, речь и мышление учащихся в учебном процессе. Таким образом, ИКТ дают ребенку множество готовых, четко отобранных, определенным образом организованных знаний и развивают интеллектуальные и творческие способности детей-инвалидов.
Обучение проводиться с помощью новейших информационных и телекоммуникационных технологий, современных дистанционных форм обучения: телеконференций, online-лекций, творческих мастерских, мастер-классов и т.д.
Все это обеспечивает возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объёма, любого вида; хранения информации в памяти компьютера, возможность её редактировать, распечатывать; интерактивности и оперативной обратной связи с педагогом и сверстниками; организации совместных проектов и т.д..
Исходя из опыта работы, мы считаем ,что основной особенностью дистанционного обучения детей с ОВЗ , является упор на самостоятельную работу обучающихся, что, несомненно, вызывает сложности у детей c ОВЗ. Поэтому в своей работе стараемся создавать комфортные условия для формирования у них мыслительных операций: организуем изучение материала небольшими порциями; даем краткие и четкие инструкции в программе, по работе с материалами и выполнению заданий; стараемся привлекать в качестве помощников и союзников родителей наших детей; организуем постоянные, оперативные онлайн -консультации.
Обычно, у многих возникает вопрос: а как же прямой контакт педагога и ребенка, личностное взаимодействие, эмоциональная окраска подачи материала?
И вот тут к нам на помощь приходит скайп, именно он всем нам знакомый и легкий в управлении в работе. Составляется расписание проведения дистанционных занятий, и в назначенное время педагог выходит на связь с учеником посредством программы Skype. Т. е. во время занятия с помощью Skype происходит личное взаимодействие ученика и педагога, а размещенные на портале и отправленные материалы на почту играют роль интерактивного учебника, рабочей тетради учащегося. Знаете чем хорошо дистанционное обучение, что если вдруг возникает какая то не предвиденная ситуация, то занятия с легкостью можно перенести, а еще очень часто такие детки находятся на реабилитации в медицинских учреждениях и при наличии ноутбука занятия не прерываются.
Прямая видеосвязь по скайпу позволяет прокомментировать каждую работу учащегося в режиме реального времени, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
В настоящее время в Доме творчества 4 ребенка прошли двухгодичное обучение по программам дистанционного, 5 детей продолжают обучение по программам 2-го года обучения детей с ОВЗ .
Для повышения мотивации организуется участие ребят в конкурсах и выставках различного уровня, в том числе и интернет конкурсы. Для достижения этой цели педагоги на своих страничках, например, одноклассники делают онлайн-конкурсы. Тем самым показываем возможности применения полученных ими знаний на практике непосредственно в процессе обучения: участие в сетевых обсуждениях, онлайн-конференциях, конкурсах, где ребенок может представить свою работу.
В процессе обучения, как я уже говорила постоянно идет обмен информацией с родителями при помощи скайпа и е-майла. Родители знакомят педагога с основными закономерностями и особенностями развития их ребёнка. Педагоги с согласия и по желанию родителей организовывают индивидуальные онлайн-консультаций, например, о педагогических технологиях сотрудничества со своим ребёнком, о приемах и методах его воспитания и обучения в условиях семьи. Обязательно рекомендуется специальная литература, и та, которая указана в образовательной программе, и по вопросам воспитания детей.
У нас есть результаты!
Марина. – 10 лет, инвалид с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП. Ребенок воспитывается в полной многодетной семье, обучается на дому. В семье трое детей, ожидают четвертого. Марина единственная в семье с проблемами со здоровьем. Семья глубоко верующая. Именно папа, стал инициатором обучения и выбрал обучение по глиняной игрушке.
Девочка нуждается в коррекционных занятиях по развитию моторики, поэтому глинотерапия для нее наиболее подходящее занятие.
Папа учился вместе с Мариной, привлекая к обучению еще и младшую дочку. Первоначально у Марины в ходе выполнения заданий была низкая мотивация. Видеоурок она не может досмотреть до конца, у нее низкая активность восприятия учебного материала, ослабленное внимание. Когда папа старался помочь педагогу, как ему казалось, начинал сам объяснять и показывать на примере своей игрушки и просить девочку выполнить задание за ним и педагогом, девочка часто реагировала вспышками раздражения, или полным отказом от лепки. Мотивацию Марины к занятиям постепенно повышали при помощи подбора и показа мультфильмов с пластилиновыми героями, которые девочка очень любила, педагог переодевался в сказочных героев. Именно благодаря этому сейчас самое любимое занятие Марины этот лепка.
Таня Г.- 9 лет, ребенок по ограничению по слуху. Девочка очень коммуникабельна. Носит слуховой аппарат. Выбрали программу Бисерная фантазия.
Родители много занимаются с единственным в семье ребенком. Мама занималась с дочерью, и даже самостоятельно выкладывала наравне с детьми свои работы. мама рассказывает о большой заинтересованности девочки в ходе выполнения заданий и вообще в обучении с помощью дистанционных технологий.
Обучение по данной программе у ребенка с нарушением слуха помогла развить у Тани живой интерес к практической работе, что в свою очередь привело к развитию познавательной деятельности, сформировала более качественное развитие слухового восприятия, мышления, словесной речи, памяти ребенка, стимулировало её интерес, мыслительную и речевую деятельность. Что в целом благотворно сказывается сейчас на развитии речи ребенка с нарушением слуха.
Дистанционное обучение по программам предоставило детям возможность учиться прикладным видам деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- повысить уровень и качества знаний и умений у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формировать навыка работы с дополнительной информацией в сети Интернет у детей с ограниченными возможностями здоровья;
Результат обучения у каждого ребенка свой, но навыки ручного труда у детей сформированных в ходе обучения остаются навсегда!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье описан опыт реализации дистанционной модели образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны используемые методы и приёмы работы, возникающие затруднения и используемые с...
Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво.
О проблемах образования детей с ограниченными возможностями здоровья много говорят и пишут. Но что именно необходимо сделать, чтобы «расширить» границы «ограниченных возможностей» таких детей, поддерж...
Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"
Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...
СПРАВКА по обеспечению дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ № 1 города Анадыря»
В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведен анализ реализации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №1 города Анадыря"...
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....
«Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»
Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....