ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
статья по биологии

Современная школа заинтересована в правильно организованной внеурочной деятельности. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты. 

В связи с введением ФГОС необходимо создание условий для проведения научно-практических исследований и проектной деятельности учащихся в соответствии с современными запросами учащихся.

В нашей школе создаются условия для проведения практических исследований и проектной деятельности учащихся. На протяжении нескольких лет наши школьники проводят работу по проекту «Гидропоника». Проект  реализуется по следующим программам: «Выращивание ягодных (овощных) культур в условиях гидропоники», «Растениеводство и гидропоника», «Оценка качества воды для гидропоники». 

Кроме того, мы реализуем проект  «Аквапоника» по следующим программам: «Особенности выращивания однолетних и многолетних культур в условиях аквапоники», «Выращивание определённого вида рыб в аквапонике».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская деятельность27.75 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Ельчанинова И.И., Медведева О.В.

МБОУ «Икрянинская СОШ»

olenka.1984.2007@yandex.ru

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников, в которых целесообразно и возможно решение задач их воспитания и социализации. В новом ФГОС ОО внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, говорится, что организация внеурочной деятельности это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

Цель внеурочной деятельности: создать условия для развития интересов ребенка на основе свободного выбора, физического развития, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных традиций.

Организация внеурочной деятельности строится на следующих принципах:

- свобода выбора на основе личных интересов и склонностей ребенка;

- опора на ценности воспитательной системы школы;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;

- соответствие возрастным особенностям учащихся, преемственность с технологиями учебной деятельности.

Современная школа заинтересована в правильно организованной внеурочной деятельности. Это объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Внеурочная деятельность позволяет достичь метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, интересов личности, ориентиров, потребностей. [1, с.76]

В связи с введением ФГОС необходимо создание условий для проведения научно-практических исследований и проектной деятельности учащихся в соответствии с современными запросами учащихся.

В нашей школе создаются условия для проведения практических исследований и проектной деятельности учащихся. На протяжении нескольких лет наши школьники проводят работу по проекту «Гидропоника». Проект  реализуется по следующим программам: «Выращивание ягодных (овощных) культур в условиях гидропоники», «Растениеводство и гидропоника», «Оценка качества воды для гидропоники».

Так, мы проводим химический анализ воды для приготовления питательного раствора для гидропоники.

Объект исследования водопроводная вода.

Цель: мониторинг важнейших показателей качества воды и своевременное выявление отклонений от норм.

Основные задачи:

1. Провести полный качественный анализ воды.

2. Сделать вывод о пригодности  воды для гидропоники.

Актуальность нашей  работы обусловлена тем, что использование  качественной воды является залогом успешного беспочвенного выращивания растений.

 Метод химического анализа включает определение ионов в воде с помощью качественных реакций. Качественный анализ пробы воды проводился по следующим показателям:

  • Наличие в воде катионов  железа(III), свинца, меди, сульфат анионов.
  • Определение соединений антропогенного происхождения.
  • Определение pH.

Определение уровня pH проводили с помощью цифровой лаборатории PASCO. Любые питательные вещества не сделают растение сильным, если будут для него плохоусвояемы.  Главным условием в определении доступности для растения питательных веществ, является кислотность раствора (pH). Поэтому всегда следует заботиться о том, чтобы раствор имел соответствующее значение pH (от 5,5 до 6,5). Уровень pH исследуемой пробы оказался выше нормы, поэтому  при использовании водопроводной воды  понадобится снижение pH путем подкисления.

Обнаружение ионов железа (Fe3+)

  ПДК железа в питьевой воде составляет 0,3 мг/л по органолептическому показателю.  В листьях растений содержится много железа, и оно задействуется во многих процессах. Железо выпадает в осадок при высоком pH и не усваивается растениями. Для определения в пробирку помещают 10 мл воды, прибавляют 2 мл HCI или HNO3,1-2 капли 3% H2O2. Добавляют 4 капли KCNS. Результаты эксперимента: наблюдается слабое окрашивание

Определение соединений антропогенного происхождения

Важным показателем загрязнения воды является перманганатная окисляемость. Окисляемость — это величина, характеризующая содержание в воде органических и минеральных веществ, окисляемых одним из сильных химических окислителей.  Для определения налили в пробирки 2 мл фильтрата пробы, добавили несколько капель соляной кислоты. Затем готовят розовый раствор KMnO4 и приливают его к каждой пробе по каплям. В присутствии органических веществ KMnO4 будет обесцвечиваться. Можно считать, что органические вещества полностью окислены, если красная окраска сохраняется в течение одной минуты.[3, с.4]

Таким образом,  проведя качественный анализ, мы пришли к выводу:

в исследуемой воде были обнаружены ионы железа (Fe3+), сульфат ионы, соединения антропогенного происхождения, а так же было установлено, что уровень pH не соответствует средним показателям.

Поэтому:

  1. Необходимо снижение уровня pH. Этого можно добиться путем подкисления   мягкими  кислотами: ортофосфорной,  либо лимонной кислотами.
  2. Необходима дополнительная очистка воды от соединений антропогенного происхождения. [2]

В декабре 2016 года наша школа в числе 15 общеобразовательных учреждений получила установку по аквапонике  и  высококачественную тестовую лабораторию для достоверного анализа всех важнейших показателей качества воды в аквариуме. В школе были созданы творческие группы учащихся биологов и химиков для работы с этой установкой. Мы определили основные направления и план работы. С помощью аквапоники мы выращиваем такие виды культурных растений как лук репчатый, фасоль, клубнику, огурцы, томаты.  В данный момент растения находятся на стадии цветения и образования плодов. Рыбы, используемые нами в системе изначально – осетровых пород, на данный момент – клариевые сомы. Так как аквапоническая установка – это замкнутая система, необходимо осуществлять постоянный контроль химических показателей воды. Контроль качества воды проводится нами еженедельно. Мы тщательно следим за уровнем кислорода в воде, наличием нитратов, нитритов и аммония, уровнем кислотности,  карбонатной жесткости и солей тяжелых металлов.

Взяв пробы воды  из аквариума, мы установили избыточное содержание нитритов. Повышенное содержание нитритов при несоответствующем значении рН губительно для рыб.  Задача – вносить очищающие бактерии.

Так же было выявлено повышенное содержание фосфатов. Задача биологов –  замена воды на 20-30% каждые 2 недели, не слишком обильное кормление рыб.

Установлено повышенное  содержание силикатов.  Задача –  фильтровать воду через фирменный  поглотитель силикатов.

Содержание кислорода в воде соответствует норме.

Ионы тяжелых металлов не обнаружены.

Общая и карбонатная жесткость воды в норме.

Этот проект  позволил нам открыть новые направления исследовательской деятельности во внеурочное время.

В нашей образовательной организации проект «Аквапоника» реализуется по следующим программам: «Особенности выращивания однолетних и многолетних культур в условиях аквапоники», «Выращивание определённого вида рыб в аквапонике».

В условиях современной школы мы уже не представляем свою работу без нового оборудования. Так для занятий по внеурочной деятельности мы активно используем комплексы «Глобальной школьной лаборатории» и цифровое оборудование Паско.

Комплекс включает современное программное обеспечение, планшеты и специальные измерительные датчики: температуры, давления, кислорода, рН и другие.

Возможности данного оборудования позволяют за несколько секунд снимать интересующие  показатели и автоматически сохранять данные.

Комплексы компактные, малогабаритные, легкие для переноса. Современное оборудование открывает возможность работать не только в кабинетах школы, но и даже в полевых условиях, затрачивая при этом лишь минимум времени на расчеты данных.  Так в июле 2016 года учащиеся применяли данное оборудование при реализации экологического проекта «Изменим мир к лучшему». Школьники под руководством учителей Икрянинского района, задействованных в реализации данного проекта, проводили комплексную оценку проб воды, воздуха и почвы на определенных участках всех сел Икрянинского района. Стоит отметить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья появилась уникальная возможность стать участниками такого проекта.   В проекте участвовало 50 учащихся из них 8 детей с ограниченными возможностями, 20 учителей. Исследования  проведены в 36 населенных пунктах Икрянинского района. По итогам работы составлена экологическая карта Икрянинского района, сделаны определенные выводы.

К примеру была определена разница температуры воды и воздуха по всем населенным пунктам. Выяснено, что в нескольких населенных пунктах, таких как Чулпан, Староволжье, Оранжереи, Боркино показатели температуры воды и воздуха отличаются незначительно. Данный факт может быть следствием того, что в водоемах, в которых производились замеры, происходит заиливание, зарастание прибрежной зоны рогозом, тростником, а в некоторых  и сплошным ковром водорослей даже в местах водозабора и может стать причиной массовой гибели водных организмов.  Это говорит о том, что в  данных селах, да и во многих других требуется проведение ряда мероприятий по дноуглублению и мелиорации.

Измерение уровня кислорода воздуха показало, что наименьший уровень кислорода отмечен в с. Икряное.  Возможной причиной можно считать близость федеральной трассы. По подсчетам учащихся за 1 час количество проходящих машин превышает 1000 штук.  Как следствие в воздухе повышается  содержание непостоянных компонентов, таких как пыль, сажа, кислотные оксиды. Снизить поток машин не  в наших силах, а вот увеличить количество природных адсорбентов, путем увеличения площадей зеленых насаждений вполне выполнимая задача. Проще говоря, нужно активно озеленять районный центр, увеличивать количество парковых зон в Икряном и в других населенных пунктах.

Наш проект «Изменим мир к лучшему» можно считать базой для проведения других узконаправленных проектов.  Благодаря данному оборудованию и полученным данным можно производить мониторинговые исследования и по другим направлениями и в дальнейшем составить:

- карту района, отражающую потенциальную возможность использования земель под различные направления сельхозпроизводства;

- карту района, отражающую экологическое состояние водоемов;

- определение зон района, нуждающихся в искусственном озеленении и другое.

Полученные данные мы предлагаем использовать в учебных целях при изучении эколого-краеведческого модуля.

Таким образом, в школе созданы условия для развития исследовательской компетенции обучающихся, их профессионального самоопределения и формирование мотивации к дальнейшему трудоустройству.    

Такие известные отечественные психологи и педагоги как Л.С. Выготский, А.В. Кирьякова указывают, что только активное взаимодействие ребенка с окружающим миром позволит освоить  и изучить его в полной мере. Все попытки вложить в сознание ученика готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную активную деятельность, - не дадут результата. Школьники овладевают рядом практических умений и приобретают важное качество – способность учиться на собственном опыте и опыте других. Занимаясь с учащимися подобной исследовательской деятельностью, мы всегда помним о главном — нельзя делать за школьника то, что он может сделать самостоятельно. Мы отмечаем высокий уровень вовлечённости учащихся нашей школы во внеурочную деятельность.

Человек всегда стремился познать окружающий мир и определить то место, которое он в нём занимает. И мы надеемся, что своей деятельностью мы помогаем нашему подрастающему поколению определиться со своим местом не только в мире живой природе, но и в социуме, который его окружает.

Список литературы

  1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Домашняя гидропоника. Пособие по гидропонике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gidroponika.by/urok-1-chto-takoe-gidroponika/ 
  3. Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды.// Химия в школе. – 2001. – №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в формировании безопасной образовательной среды"

Рассмотрена сущность безопасности образовательной среды, определены факторы, влияющие на её безопасность. Предложены механизмы интеграции урочной и внеурочной деятельности в рамках формирования безопа...

Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

Великая ценность образования– это не знания, а действия.английский философ, социолог и педагогГерберт СпенсерМы никого и ничему не можем обучить –Мы только можем помочь познать себя.Г...

Презентация: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной образовательной среды"

Презентация к выступлению на августовской конференции педагогов: "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы у обучающихся основной школы в условиях современной...