Рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи"
рабочая программа
Коррекционно- развивающая программа для обучающихся НОО "Коррекция устной и письменной речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_korr_uip_rechi_noo.docx | 55.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора МБОУ «Лицей №1 им.А.С.Пушкина» _________/Петрова Н.Ю. « » 2024г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Лицей №1 им.А.С.Пушкина» ___________/ Игошин Э.В. Приказ № _______ от «___» _____________ 2024г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Составитель: Бекетова О.Б.
учитель-логопед
г. Нижневартовск, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе начального общего образования коррекционный курс «Логопедические занятия» одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся, имеющих нарушения устной и письменной речи. Логопедические занятия позволяют одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению.
Обоснованием выбора содержания программы логопедических занятий являются особенности нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Цель и задачи курса
Цель программы коррекционной работы заключается в определение комплексной системе психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся начальных классов имеющих нарушения/недостатки устной и письменной речи, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи курса:
- коррекция и развитие преодоления речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом;
- создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью;
- формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать;
- развитие коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза, установление причинно-следственных связей;
- совершенствование и ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв, развитие знаково-символических действий – замещение, моделирование и преобразование модели;
- формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.
Общая характеристика курса
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, а также в соответствии с рядом разделов программ предметной области филология в начальной школе (система учебников «Школа-России» по ФГОС НОО) и соответствует требованиям, предъявляемыми в ФОП НОО.
Особенности построения курса
Данный коррекционный курс способствует формированию у учащихся предпосылок, лежащих в основе становления навыков чтения и письма, системы знаний о языке и готовит к применению их в учебной деятельности.
«Развитие и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников» – курс, формирующий у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Подводящий учащихся к осознанию цели и ситуации речевого общения, адекватному восприятию звучащей и письменной речи, пониманию информации разной модальности, содержащейся в предъявляемом тексте, а также передачи его содержания по вопросам и самостоятельно.
В свою очередь содержание коррекционного курса является базой для усвоения общих языковых и речевых закономерностей в начальной и основной школе, представляет собой значимое звено в системе непрерывного изучения родного языка.
Специфика коррекционного курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком и литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
В процессе коррекционной работы проводится интеграция с учебными предметами по русскому языку и литературному чтению, и реализуются следующие сквозные линии развития учащихся.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
- овладение функциональной грамотностью (первичные навыки работы с информацией);
- владение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, общие с курсом русского языка:
- овладение функциональной грамотностью;
- приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи;
- овладение родным языком;
- овладение орфографией и пунктуацией;
- развитие чувства языка.
Описание места курса
Программа коррекционной работы разработана с целью организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с нарушениями речи. Данная программа является органичной частью основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения ФГОС начального образования.
Курс «Развитие и коррекция нарушений устной и письменной речи» проводится с учащимися с 1 по 4 классов, имеющими различные нарушения устной и письменной речи.
Комплектование осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 25 мая учебного года.
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Коррекционная работа строится с учетом структуры и степени тяжести речевого дефекта учащихся.
Таким образом, основными направлениями курса являются устранения фонетических недостатков речи (ФН) у учащихся со сложной структурой речевого дефекта, фонематического недоразвития речи (ФНР), фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) и общего недоразвития речи (ОНР), а также нарушения чтения и письма (НЧП), обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР. В связи с большим количеством учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, часы групповых занятий с группами НВ ОНР сокращены, но индивидуальная работа, работа с семьёй, для закрепления упражнений и выполнения заданий компенсирует данный пробел.
На устранение:
ФН отводится 1 час в неделю, всего 15 часов с одним обучающимся (срок
обучения на логопункте до 6 месяцев). Количество занятий в неделю и продолжительность курса устанавливается в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, степени тяжести речевого недоразвития.
ФНР (фонематическое недоразвитие речи) – 2 часа в неделю (Срок обучения до 1 года).
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – 2 часа в неделю (Срок обучения до 1г. 6 месяцев).
ОНР/НВОНР (общее недоразвитие речи) – 3 часа в неделю (Срок обучения до 2 лет).
Нарушение чтения и письма (НЧП), обусловленное ФФНР – 2 раза в неделю (Срок обучения до 1г. 6 месяцев).
Нарушения чтения и письма (НЧП) обусловленное недостаточным развитием языкового анализа и синтеза – 3 раза неделю. (Срок обучения до 1 года).
Нарушение чтения и письма (НЧП), обусловленное ЛГНР – 3 раза в неделю (Срок обучения до 1 года, обучаются по программе второго года обучения при НЧП, обусловленными НВОНР).
Нарушение чтения и письма (НЧП), обусловленное ОНР/НВОНР – 3 раза в неделю (Срок обучения до 2 лет).
Основной формой организации логопедической работы являются подгрупповые и групповые занятия. С учащимися с ФН (со сложной структурой дефекта) работа проводится индивидуально.
На исправление ФНР/нарушения чтения и письма отводится 2 часа в неделю, всего 60 часов в год; ФФНР/нарушения чтения и письма – 2(3) часа в неделю, всего 60 (91) часа в год; ОНР/нарушения чтения и письма – 3 часа в неделю, всего 91 час в год.
На консультативно-методическую работу (КМР) отводится 2 часа в неделю (всего 60 часов в год). В часы КМР учитель-логопед имеет возможность для точного установления логопедического заключения, более тщательно обследовать речь детей, давать рекомендации родителям обучающихся по коррекции ФН, проводить консультации с родителями и учителями по определению степени тяжести речевого недоразвития и определять пути его преодоления.
По результатам диагностики устной и письменной речи на логопедическом пункте комплектуются группы учащихся с учетом нарушений речи.
Комплектование списка обучающихся, зачисленных на занятия, утверждается решением ППк и директором школы. Коррекционная работа проводится в соответствии с расписанием логопедических занятий.
Воспитательное значение курса
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом к литературному труду, творчеству.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ФН (фонетическое нарушение) – 15 (30) часов.
Индивидуальные занятия с учащимися со сложной структурой речевого дефекта
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащихся: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).
Совершенствование произносительных качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции гласных, произношение звукосочетаний гласных, артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза и их мягких вариантов, правильное воспроизведение слоговой структуры и ударного слога 2-3-х сложных слов с прямыми слогами.
Коррекция/уточнение произношения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся) всех групп звуков, их автоматизация и дифференциация.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
№ п/п | Содержание модулей. | Кол-во занятий |
Модуль «Развитие общих речевых навыков» | ||
1. | Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 2 ч. (4) |
2. | Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания. Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение пространственно-временных представлений. | |
Модуль «Работа по постановке и закреплению звуков» | ||
3. | Постановка звука | 10ч. (20) |
4. | Автоматизация в прямых слогах, в начале слов | |
5. | Автоматизация в прямых слогах, в начале, середине слов | |
6. | Автоматизация в обратных слогах, в конце слов | |
7. | Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах | |
8. | Автоматизация в словах, в предложениях | |
9. | Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений | |
10. | Закрепление произношения звука в связной речи | |
11. | Закрепление произношения звука при чтении | |
12. | Развитие самоконтроля | |
Модуль «Работа по дифференциации смешиваемых звуков» | ||
13. | Различение звуков в слогах | 3 ч (6) 15 ч. (30) |
14. | Различение звуков в словах | |
15. | Различение звуков в предложениях. Различение звуков в речи | |
Всего: |
Всего на устранение фонетических недостатков отводится 15 часов с одним ребенком и 15 часов в группе со схожим дефектом речи для автоматизации звука. Продолжительность занятий 25 минут,45 мин. Количество часов на каждом этапе распределяется индивидуально, по мере усвоения и закрепления навыка. Количество часов может быть увеличено в зависимости от индивидуальных особенностей. Решение об увеличении количества часов принимается на ПМПк в случае острой необходимости в продолжении занятий с целью профилактики нарушений чтения и письма.
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – 1 раз в неделю - 30 часов
(Срок обучения до 1 года).
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащихся: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).
Коррекция/уточнение произношения в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения звукопроизношения.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
Развитие голосовых характеристик: сила голоса и устойчивость звучания.
Формирование умения воспринимать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
Звук и буква
Различение понятий «Звук – буква». Соотнесение фонемы с графемой. Гласные и согласные звуки и их различение. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Перенос части слова при письме. Ударение.
Дифференциация букв, отличающихся элементом. Дифференциация глухих и звонких согласных. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами. Различение гласных I и II ряда.
Разделительный «ь» перед гласными 2 ряда. Разделительный «ъ». Сочетание гласных с шипящими.
Звуковая характеристика языка: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; твёрдые и мягкие согласные.
№ п/п | Содержание модулей | Количество часов | |
Модуль «Развитие общих речевых навыков» | |||
1. | Развитие общих речевых навыков | 3 | |
Модуль «Звук и буква» | |||
2. | Звуко-буквенный анализ и синтез | 3 | |
Слоговой анализ и синтез | 4 | ||
Согласные твердые и мягкие | 8 | ||
Согласные звонкие и глухие | 7 | ||
Согласные шипящие и свистящие. | 5 | ||
Всего | 30 |
ОНР (общее недоразвитие речи/нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР\НВОНР) – 90 часов(2 года обучения)
1-ый год обучения -1 класс -60 часов
2-ой год обучения – 2 класс 30 час
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащихся: выработка глубокого диафрагмально-рёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).
Коррекция/уточнение произношения в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения звукопроизношения.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
Развитие голосовых характеристик: сила голоса и устойчивость звучания.
Формирование умения воспринимать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
Звук и буква
Различение понятий «Звук – буква». Соотнесение фонемы с графемой. Гласные и согласные звуки и их различение. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Перенос части слова при письме. Ударение.
Дифференциация букв, отличающихся элементом. Дифференциация глухих и звонких согласных. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами. Различение гласных I и II ряда.
Разделительный «ь» перед гласными 2 ряда. Разделительный «ъ». Сочетание гласных с шипящими.
Звуковая характеристика языка: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие согласные.
Буквы сходные по написанию.
Слово
Предметная соотнесённость и понятийное содержание слов. Слова обиходно-бытовой тематики. Слова, обозначающие названия частей и деталей предметов, их качеств, назначения. Слова, обозначающие материал, пространственные, временные, количественные понятия и отношения, эмоциональное состояние людей и сказочных животных.
Различение предметов, сходных внешне и по назначению. Слова, обозначающие цвет, величину, форму. Соотнесение группы предметов с обобщающим существительным. Значение обобщающих существительных. Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям.
Полисемия.
Словообразование. Части слова.
Словосочетание и предложение
Составление словосочетаний с использованием различных видов связей слов. Дифференциация словосочетаний и предложений.
Членение речи на предложения. Составление распространённых предложений. Установление связи между словами в предложении по вопросам.
Интонация предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Выделение вопросительных слов в предложении. Логическое ударение в предложении.
Изменение смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения.
Работа с деформированным предложением. Составление предложений на заданную тему.
Деление сплошного текста на предложения.
Связная речь
Описание предмета. Составление рассказа по картине, по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа по опорным словам.
Изложение зрительно воспринимаемого текста. Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану.
Работа с текстом. Составление плана текста.
Восстановление несложного деформированного текста по картинкам. Обучение приемам редактирования разных видов текста.
№ п/п | Содержание модулей | Количество часов |
1-ый год обучения Модуль «Развитие общих речевых навыков» | ||
1. | Развитие общих речевых навыков | 3 |
Модуль «Звук и буква» | ||
2.
| Звуко-буквенный анализ и синтез | 8/4 |
Слово. Слог | 10/5 | |
Согласные твердые и мягкие | 10/5 | |
Разделительный твердый и мягкий знак | 5 /2 | |
Согласные звонкие и глухие | 10/5 | |
Свистящие и шипящие согласные звуки | 7/2 | |
Буквы сходные по написанию | 7/4 | |
Итого | 60ч. /30 ч | |
2-ой год обучения Модуль «Слово» занятия по письму | ||
1. | Слово – значимая единица речи | 5 |
Морфемный состав слова. Словообразование | 5 | |
Ударные и безударные гласные. | 5 | |
Модуль «Словосочетание. Предложение» | ||
2. | Словосочетание. Предложение. | 9 |
Модуль «Связная речь» | ||
3. | Связная речь | 6 |
Итого | 30 | |
Всего | 90ч. |
Календарно-тематическое планирование (КТП) составляется на каждую группу учащихся с учетом структуры речевого дефекта школьников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
Учащиеся должны уметь:
ФН: (фонетическое нарушение речи)
- чётко произносить все звуки родного языка;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- характеризовать звуки речи;
- правильно читать текст (без искажений звуков);
- дифференцировать в произношении оппозиционные по артикуляции звуки.
ФНР: (фонематическое нарушение речи)
- различать на слух неречевые и речевые звуки;
- чётко произносить все звуки родного языка;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- характеризовать звуки речи;
- правильно читать текст (без искажений и замен);
- дифференцировать в произношении и на письме оппозиционные и сходные по
артикуляции звуки.
ФФНР/Нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР
- различать на слух неречевые и речевые звуки;
- чётко произносить все звуки родного языка;
- характеризовать звуки речи;
- производить звуковой анализ и синтез слова; делить слова на слоги;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез; определять место ударения в слове;
- пользоваться лексическим запасом (активным/пассивным) в соответствии с
возрастными нормативами;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- использовать полученные знания о грамматических категориях в собственной речи в соответствии с этапом обучения;
- соотносить фонему с графемой;
- обозначать мягкость согласных на письме двумя способами;
- дифференцировать на письме буквы, обозначающие акустически близкие звуки;
- дифференцировать написание сходных графем; правильно читать текст (без
искажений и звуковых замен).
ОНР/Нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР
- различать на слух неречевые и речевые звуки;
- чётко произносить все звуки родного языка;
- характеризовать звуки речи;
- производить звуковой анализ и синтез слова;
- делить слова на слоги;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез;
- определять место ударения в слове;
- пользоваться лексическим запасом (активным/пассивным) в соответствии возрастными нормативами;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- использовать полученные знания о грамматических категориях в собственной речи в соответствии с этапом обучения;
- соотносить фонему с графемой;
- обозначать мягкость согласных на письме двумя способами;
- дифференцировать на письме буквы, обозначающие акустически близкие звуки;
- дифференцировать написание сходных графем;
- понимать и пользоваться в речи словами различных грамматических категорий;
- владеть различными моделями словообразования и словоизменения;
- владеть в соответствии с возрастными особенностями приёмами согласования и управления в устной и письменной речи;
- дифференцировать понятия речевых единиц (слово, словосочетание, предложение, текст);
- правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смысл прочитанного;
- отвечать на вопросы и передавать содержание текста.
Таким образом, в результате реализации программы коррекционной работы учителя– логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием: будут восполнены пробелы в развитии звуковой стороны речи, в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, в формировании связной речи
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Развитие и коррекция нарушений устной и письменной речи»
Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны обладать:
- чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
- толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре;
- ответственным отношением к учёбе;
- осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому человеку, его мнению;
- навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;
- основами экологической культуры;
Метапредметные результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
- планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
- работать по плану и корректировать свою деятельность;
- определять успешность своей работы и других детей.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
- осуществлять анализ и синтез;
- составлять описание объекта;
- строить рассуждение.составлять простой и сложный план текста;
- работать с текстом;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы;
- правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы. Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;
- оценивать свою работу и работу товарища;
- уметь работать в паре, группе;
- выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Учитывая, что данный курс направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам.
Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;
- осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- делить текст на части и озаглавливать их;
- выполнять разбор слова по составу;
- производить звуко-буквенный анализ слов;
- правильно списывать тексты;
- писать слова и предложения под диктовку;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;
- составлять предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
- планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
- составлять описание объекта;
- составлять простой и сложный план текста;
- работать с текстом;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-
логопеда;
- оценивать свою работу и работу товарища; устанавливать причинно-следственные
связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по
содержанию текста;
- правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Логопедия\под ред. Волковой – М., 2014г.
2.Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. - Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. – М., 2013г.
3.Справочник школьного логопеда – Аманатова М. М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. – Ростов-на-Дону – 2015г.
4.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Ефименкова Л.Н. – М., 2016г.
5.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – Садовникова И.Н. – М., 2014г.
6.Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы – Ястребова А.В. – М, 2015г.
7.Нарушения чтения – Лалаева Р.И. – Санкт-Петербург, 2013г.
8.Школьный логопункт. Документация, планированиеhttp://www.biblion.ru/product/637006/МазановаЕ.В.Гном, 2009г.
9.Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников.
Издательство:http://www.ozon.ru/context/detail/id/858121/КАРО.http://www.ozon.ru/context/detail/id/2173806/Коррекционная педагогика. 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция связной письменной речи на уроках чтения в старших классах коррекционной школы VIII вида.
В статье отражены характеристика психофизического состояния учащихся с нарушением интеллекта, особенности развития связной письменной речи, задачи и содержания уроков чтения, методика обучению чтения ...
Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов в школе VIII вида
Дипломная работа на "отлично. хорошая практическая помощь учителям начальных классов коррекционной школы VIII вида, практикующим логопедам,родителям, имеющих детей с нарушением письменной речи"...
Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов
Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...
Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов
Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...
Рабочая программа «Коррекция общего недоразвития речи в подготовительной к школе группе».
Программа рекомендована для использования учителям-логопедам ДШО....
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи у учащихся 1-4 классов»
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, п...
Рабочая программа коррекции устной и письменной речи для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи предназначена для логопедической работы с учащимися ОВЗ начальной школы. В ней представлены 3 раздела:целевой, в котором дана характеристика реч...