Рабочая программа «Коррекция общего недоразвития речи в подготовительной к школе группе».
учебно-методический материал на тему
Программа рекомендована для использования учителям-логопедам ДШО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_onr_2015.docx | 42.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА №1213»
Рабочая программа
«Коррекция общего недоразвития речи в подготовительной к школе группе».
Индивидуальные занятия (занятия в подвижных микрогруппах).
Срок реализации 2015 – 2016гг.
Составитель:
учитель – логопед Калинина О.В.
2015 год
- Пояснительная записка.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
Современный ребёнок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова, его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов. Такие дети не испытывают особых трудностей в начальном школьном обучении, легко овладевают основами грамоты.
Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы.Дети с ОНР составляют основную группу риска по неуспеваемости на начальных этапах обучения в школе.
Учитывая сложившиеся на сегодняшний момент реалии: упразднение логопедических групп в детских садах, увеличение количества групп, увеличение количества детей в группах до 30 человек и, как следствие, увеличение общего количества детей-логопатов, в том числе имеющих общее недоразвитие речи, мною была разработана программа коррекции ОНР в подготовительной группе в условиях одного года обучения.
Рабочая программа создана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников подготовительной группы, реализуется с целью устранить речевые дефекты детей и предупредить возможные трудности вусвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
В классической литературе выделено три уровня, характеризующих речевой статус детей с ОНР: от отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития (Р. Е. Левина).
Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным является использование простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счёт пропуска или перестановки главных и второстепенных членов.
Формирование грамматического строя языка у детей на данном уровне носит незавершенный характер: дети затрудняются в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах, т.е. имеются выраженные нарушения согласования и управления.
Важной особенностью речи ребенка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности. В собственной речи дети употребляют уменьшительно-ласкательные формы существительных, отдельные относительные и притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, соответствующие наиболее частотным, продуктивным словообразовательным моделям. Однако при попытках образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики, наблюдаются стойкие и грубые нарушения. Типичным проявлением общего недоразвития речи данного уровня являются трудности переноса словообразовательных навыков на новый речевой материал.
Для этих детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносным значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: частей тела человека и животных, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. п. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам: смешения по признакам внешнего сходства, замещения по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смешения, замены в рамках одного ассоциативного поляи т. п.
Наряду с лексическими ошибками у детей с 3 уровнем развития речи отмечается и специфическое своеобразие связной речи. Характерными особенностями являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Дети не умеют выделять главные и второстепенные элементы замысла и связи между ними, не могут построить целостную композицию текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. Часто встречается неправильное оформление связей слов внутри фразы и нарушение межфразовых связей между предложениями.
В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры: персеверации, антиципации, добавление лишних звуков, усечение, перестановка или добавление лишних слогов в слове.
Звуковая сторона речи характеризуется неверностью или неточностью артикуляции некоторых звуков, нечеткостью дифференциации их на слух. Недостаточность фонематического восприятия проявляется в том, что дети не различают на слух звонкие-глухие, твёрдые-мягкие, акустически схожие звуки, с трудом выделяют первый и последний согласный, гласный звук в середине и конце слова, не всегда могут правильно определить наличие звука в слове, а также его место.
Стоит добавить, что у детей с ОНР довольно часто отсутствует чувство рифмы и ритма, что мешает заучиванию ими стихов.
Также, у детей с ОНР часто недостаточно развито восприятие, что затрудняет запоминание графических символов (букв и цифр), затрудняет ориентировку в тетради, является причиной оптической дисграфии в дальнейшем.
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстниковособенностями и других психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок при выполнении задания.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
3. Цель и основные направления работы.
Целью данной программы является устранениеречевыхдефектов у старших дошкольников с ОНР,предупреждение возможных трудностей вусвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.
Основными направлениями работы по коррекции и развитию речи детей являются:
1. Формирование произносительных умений и навыков, работа над слоговой структурой слова.
2. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания и памяти.
3. Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
4. Работа над увеличением и систематизацией словаря по лексическим темам.
5. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования, умения грамотно строить предложения.
6. Развитие связной речи.
7. Подготовка к письму, включая развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия, в том числе умения ориентироваться в тетради, совершенствование графических навыков.
8. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания, способности к запоминанию, произвольности общения и поведения.
9. Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) с целью включения в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс.
4. Организация работы.
Занятия проводятся в логопедическом кабинете 3 раза в неделю. По содержанию занятия можно разделить на 3 типа:
1) занятия на совершенствование лексико-грамматическихпредставлений (проводятся 1 раз в неделю),
2) занятия по развитию связной речи (1 раз в неделю),
3) занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте (2-3 раза в неделю).
Индивидуальные занятия (либо занятия в микрогруппе) проводятся не менее двух-трёх раз в неделю в зависимости от тяжести дефекта у ребёнка и темпов усвоения учебного материала на фронтальных занятиях. Состав микрогрупп может меняться в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Продолжительность занятия составляет 20-25 минут (на основании Приказа Департамента образования города Москвы от 11.08.2005 №2-34-20 «Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дополнительного образования», Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В случае, если логопед забирает ребёнка из группы и отводит его обратно, продолжительность занятий увеличивается.
В начале и в конце учебного года в течение двух недель проводится диагностика состояния речи воспитанников.
Также к коррекции речи у ребенка с ОНР мною привлекаются родители, которые, выполняя вместе с детьми домашние задания, активно участвуют в накоплении и систематизации словаря ребёнка по лексическим темам, закрепляют навыки словоизменения и словообразования,составляют вместе с детьми элементарные описательные рассказы, способствуя развитию связной речи ребёнка, закрепляют полученные на занятиях навыки звукового анализа и синтеза.Задания по новой лексической теме впервые выполняются дома, а на индивидуальных логопедических занятиях «проверяются», уточняются и закрепляются. Задания по формированию основ грамоты даются напротив после изучения определённого звука и буквы, и в свою очередь тоже проходят «проверку» на индивидуальных занятиях.
5. Содержание работы.
Период | Содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь | 1. Формирование и совершенствование произносительной стороны речи:
2. Развитие лексико-грамматических средств языка:
3. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи:
1) сущ. в И.п. + согласованный глагол + прямое дополнение, 2) сущ. в И.п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола сущ. в косвенных падежах,
4. Подготовка к овладению грамотой:
|
II Декабрь, январь, февраль, | 1. Формирование и совершенствование произносительной стороны речи:
2. Развитие лексико-грамматических средств языка:
3. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи:
4. Подготовка к овладению грамотой:
|
III Март, апрель, май, июнь | 1. Формирование и совершенствование произносительной стороны речи:
2. Развитие лексико-грамматических средств языка:
3. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи:
4. Подготовка к овладению грамотой:
|
Ожидаемый результат:
В итоге проведенной логопедической работы обучающиеся должны уметь:
- Правильно произносить все звуки русской речи.
- Четко дифференцировать все изученные звуки.
- Владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
- Различать понятия «звук», «буква», «слог», «предложение» на практическом уровне.
- Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах.
- Производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений.
- Активно пользоваться различными способами словообразования.
- Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
- Адекватно употреблять в самостоятельной речи простые распространённые предложения.
- Понимать и применять в речи все лексико-грамматические категории слов.
- Оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
- Уметь вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия;
Формы контроля:
- Обследование устной речи в начале учебного года (с 1 по 15 сентября).
- Обследование устной речи по окончании учебного года (две недели).
Формы итоговой аттестации:
Для проверки знаний и умений обучающихся используются такие виды работ:
- Чтение стихотворений
- Выступление на праздниках
- Диагностическая беседа в ходе логопедического обследования.
Критерии оценки
Система проведения занятий без оценок
Методическое обеспечение
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова, С.А. Миронова, А.В. Лагутина | Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2010 |
Т.А. Ткаченко | Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. – М., 2003 |
Т.А. Ткаченко | Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М., 2004 |
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР (в трёх книгах). – М., 2002. |
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко | Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН (в трёх книгах). – М., 2002 |
Н.Е.Арбекова | Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. – М., 2011 |
Е.М. Косинова | Грамматическая тетрадь (в 4х книгах). – М., 2012 |
О.А.Безрукова О.Н.Каленкова | Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. – М., 2014 |
Е.В.Нурминский О.А.Безрукова О.Н.Каленкова | Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста Программа для ЭВМ. – М., 2012 |
Е.В.Нурминский О.А.Безрукова О.Н.Каленкова | Экспресс диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста Программа для ЭВМ. – М., 2012 |
О.А.Безрукова, О.Г.Приходько, О.И.Служакова, Н.С.Челей | Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста. – М., 2012 |
О.Б. Иншакова | Альбом для логопеда. – М., 2005 |
В.С. Володина | Альбом по развитию речи. – М., 2004 |
Т.А. Ткаченко | Логопедическая энциклопедия. – М, 2010 |
Т.А. Ткаченко | Фонетические рассказы с картинками. Звуки С, Сь. – М., 2004 |
Т.А. Ткаченко | Фонетические рассказы с картинками. Звуки З, Зь, Ц. – М., 2004 |
Т.А. Ткаченко | Фонетические рассказы с картинками. Звуки Ш, Ж. – М., 2004 |
Т.А. Ткаченко | Фонетические рассказы с картинками. Звук Ль. – М., 2004 |
Т.А. Ткаченко | Слоговая структура слова. – М., 2008 |
Т.А. Ткаченко | Правильно произносим звук С. – Е., 2009 |
Т.А. Ткаченко | Правильно произносим звук Ш. – Е., 2009 |
Н.В. Нищева | Тексты и картинки для автоматизации звуков разных групп. – С.-П., 2013 |
М.Ф.Фомичёва | Воспитание у детей правильного произношения – М, 1989 |
А.И. Богомолова | Логопедическое пособие для занятий с детьми. – С.П., 1996 |
И.С.Лопухина | Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М, 1995 |
И.Ю.Синицына | Буду чисто говорить. – М, 2002 |
Л.Н. Смирнова | Мы учим звуки С,Ш. – М., 2002 |
Л.Н. Смирнова | Мы учим звуки Л,Р. – М., 2002 |
И.И. Сахарова | Чистоговорки в картинках. – М., 2008 |
О.А. Новиковская | Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет. – С.П., 2004 |
Е.А. Кодолбенко | Зашифрованные скороговорки. – М., 2011 |
О.В.Егорова | Звуки Ф, ФЬ, В, ВЬ – М., 2005 |
О.В.Егорова | Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ – М., 2005 |
О.В.Егорова | Звуки М, МЬ, Н, НЬ – М., 2005 |
Н.И. Соколенко | Посмотри и назови (в 2х томах). – С.П., 1997 |
О.И. Крупенчук | Стихи для развития речи. – С.П., 2008 |
И.Г. Сухин | Весёлые скороговорки для непослушных звуков. – Я., 2002 |
М.В. Смирнова | 2500 скороговорок. – С.П., 2005 |
В. Дмитриева | Скороговорки и чистоговорки для развития речи. – М.,С.-П., 2007 |
Ю.К. Школьник | Логопедия. Пособие по автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков. – М., 2006 |
Т.А. Куликовская | Логопедические скороговорки и считалки. – М., 2014 |
Л.М. Козырева | Логопедическое пособие. – М., 2000 |
Л.М. Козырева | Слоговое лото. – М., 2005 |
С.В. Леонова | Живые картинки. – М., 2005 |
И.В. Сошина | Местоимения МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ. – М., 2005 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звукаС в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звука З в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А. Комарова | Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звукаЖ в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звука Ч в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А. Комарова | Автоматизация звука Щ в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звука Л в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звука Ль в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А. Комарова | Автоматизация звука Р в игровых упражнениях – М, 2008 |
Л.А.Комарова | Автоматизация звука Рь в игровых упражнениях – М, 2008 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки С-Сь. – М., 2005 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки З-Зь,Ц. – М., 2005 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Ш,Ж. – М., 2005 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Ч,Щ. – М., 2005 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Л. – М., 2005 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Ль. – М., 2005 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р. – М., 2005 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Рь. – М., 2005 |
Ю.Б. Жихарева-Норкина | Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Т-Ть, Д-Дь. – М., 2005 |
Е.А.Азова, О.О.Чернова | Учим звуки С,Сь. – М., 2010 |
Е.А.Азова, О.О.Чернова | Учим звуки З,Зь,Ц. – М., 2010 |
Е.А.Азова, О.О.Чернова | Учим звуки Ш,Ж. – М., 2010 |
Е.А.Азова, О.О.Чернова | Учим звуки Ч,Щ. – М., 2010 |
Е.А.Азова, О.О.Чернова | Учим звуки Л,Ль. – М., 2010 |
Е.А.Азова, О.О.Чернова | Учим звуки Р,Рь. – М., 2010 |
Е.А.Азова, О.О.Чернова | Учим звуки С-Ш, З-Ж, С-Ч, Ч-Щ, Ч-Ц, Ш-Сь. – М., 2010 |
Е.А.Азова, О.О.Чернова | Учим звуки Р,Рь,Л,Ль. – М., 2010 |
О.Н.Земцова | Непослушные звуки С-Сь, З-Зь. – М., 2012 |
О.Н.Земцова | Непослушные звуки Ж,Ш,Щ. – М., 2012 |
О.Н.Земцова | Непослушные звуки Ч,Ц. – М., 2012 |
О.Н.Земцова | Непослушные звуки Л,Ль. – М., 2012 |
О.Н.Земцова | Непослушные звуки Р,Рь. – М., 2012 |
Т.С.Перегудова, Г.А.Османова | Вводим звуки в речь С,З,Ц. – С.-П., 2006 |
Т.С.Перегудова, Г.А.Османова | Вводим звуки в речь Ш,Ж. – С.-П., 2006 |
Т.С.Перегудова, Г.А.Османова | Вводим звуки в речь Ч,Щ. – С.-П., 2006 |
Т.С.Перегудова, Г.А.Османова | Вводим звуки в речь Л,Ль. – С.-П., 2006 |
Т.С.Перегудова, Г.А.Османова | Вводим звуки в речь Р,Рь. – С.-П., 2006 |
Г.А.Османова | Весёлые стихи для отработки трудных звуков. – С.-П., 2012 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Коррекция произношения звука Й. – М., 2008 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Коррекция произношения звуков Н,Т,Д. – М., 2013 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Закрепления произношения звуков Сь,Зь у дошкольников 4-5 лет. – М, 2001 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Закрепления произношения звука Л у дошкольников 4-5 лет. – М, 2001 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Закрепления произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет. – М, 2003 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Домашняя тетрадь для закрепления шипящих звуков Ш,Ж. – М, 2005 |
В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко | Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука Ль. – М, 2003 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С,Сь. - М, 1996 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р,РЬ. - М, 1996 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч,Щ. - М, 1996 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л,ЛЬ. - М, 1996 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки К,КЬ. - М, 2011 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки З,ЗЬ,Ц. - М, 1996 |
Н.В.Новоторцева | Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш,Ж - М, 2011 |
О.И.Лазаренко | Альбом для автоматизации произношения звука Л. – М, 2001 |
О.И.Лазаренко | Альбом для автоматизации произношения звука Щ. – М, 2001 |
О.И.Лазаренко | Альбом для автоматизации произношения звука Ч. – М, 2001 |
О.И.Лазаренко | Альбом для автоматизации произношения звука С. – М, 2000 |
О.И.Лазаренко | Логопедический альбом для автоматизации произношщения звука З. – М., 2006 |
А.С.Галанов | Логопедическое лото. Звуки Л,Ль. – М, 2001 |
В.В.Цвынтарный | Играем пальчиками – развиваем речь. – Киев, 1996 |
Л.П. Савина | Пальчиковая гимнастика. – М., 1999 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция дисграфии у учащихся с общим недоразвитием речи III уровня в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Данная презентация содержит все необходимые теоритические и практические материалы, необходимые при работе с детьми, страдающими дисграфией.Коррекцию дисграфии у учащихся с общим недоразви...
Конспект НОД (по ФЭМП и развитию речи) в подготовительной к школе группе "Путешествие к Снежной королеве"
В материале представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и развитию коммуникативных навыков у детей подготовительной к шк...
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
Презентация. НОД развитие речи в подготовительной к школе группе.
Перессказ по рассказу В.Бианки "Купание медвежат"...
Конспект НОД с использованием ИКТ для детей подготовительной логопедической группы, имеющих общее недоразвитие речи по подготовке к школе на тему: "Что?Где?Когда?"
Цель: Определение уровня подготовленности детей к обучению в школе.Задачи:Формировать умение различать звуки в слогах, словах.Закреплять умение определять место звука в слове.Закреплять умение в...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы "Путешествие в страну Красивой речи"
Тематическое занятие направлено на развитие речи детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды игровой деятельности. Занятие включает развивающие задания с применение...