ФАОП ТНР 1-4 классы
рабочая программа

Бекетова Ольга Борисовна

Рабочая программа для обучающихся с ТНР вариант 5.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tnr_var_5.1_1-4_kl.docx152.83 КБ

Предварительный просмотр:

 «Согласовано»

Заместитель директора МБОУ «Лицей №1 им.А.С.Пушкина»

_________/Петрова Н.Ю.                           

«   »                       2024г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Лицей №1 им.А.С.Пушкина» ___________/ Игошин Э.В.

Приказ №        _______   от

«___» _____________ 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ПОДГРУППОВЫЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ     ЗАНЯТИЯ»

АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Вариант 5.1)

Составитель: Бекетова О.Б.

                                                                                                                          учитель-логопед

г.  Нижневартовск, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сфера коррекционного образования в рамках ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть системы общего образования, развивающаяся поэтапно и обеспечивающая детям с отклонениями в развитии максимально благоприятные условия в соответствии с их психофизическими особенностями и специфическими образовательными потребностями.

Коррекционно-развивающая программа составлена с учётом следующих нормативных  актов и учебно-методических документов:

  1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 24.09.2022 №371-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;  
  3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК- 452/07 от 11.03.16;
  4. Приказы Министерства образования и науки РФ № 1598 и 1599 от 19 декабря 2014 г. Об утвержении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ;
  5. Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от

06.08.2020 № 6-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;

  1. Приказ Минпросвещения РФ от 24.11.2022г. №1025 «Об утверждении Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  3. ФОП НОО МБОУ «Лицей №1 им. А.С. Пушкина»

Общая характеристика

       Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года.

Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.

               Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися программы коррекционной работы.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР

У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико- артикуляторными признаками.    

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем не закончившегося процесса фонемообразования.

У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.

Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.

Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.

Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

  • выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
  • создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
  • координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
  • получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
  • возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

-        применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Целью коррекционной работы является комплексное психолого-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особенности обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе детей - инвалидов.

Задачи программы:

  • своевременное выявление детей с ТНР;
  • определение особенностей детей с ТНР;
  • определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП НОО;
  • организация индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
  • разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по преодолению речевых нарушений.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах;
  • принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу и коррекции особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности;
  • принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
  • принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися;
  • принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ТНР выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ТНР в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ТПМПК.

Этапы реализации программы коррекционной работы:

  1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.
  2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская

деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно- развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

  1. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно- диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
  2. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат:        внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Индивидуальные особенности речевого развития

Ф.И.О.

Дата рождения

Состояние

звукопроизношения

Воспроизведение звуко- слоговой структуры слова

Темпо-ритмическая организация речи

Словарь, понимание речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Состояние фонематического восприятия и сформированность навыков звукового

анализа

Письмо

Чтение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

освоения обучающимися с ТНР  коррекционно-развивающей программы

Требования к результатам освоения программы коррекционно-развивающей работы должны соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных требований.

Требования к результатам коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:

  • отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
  • умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
  • правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
  • умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
  • минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
  • умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
  • практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
  • сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
  • овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;
  • владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
  • сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
  • позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;
  • овладение социально-бытовыми умениями,   используемыми   в   повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника;

владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;

  • овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
  • дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;
  • дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.

Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.

В результате реализации программы коррекционной работы учителя–логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием

Место курса в учебном плане

Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во второй половине дня во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией школы. В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно- развивающих логопедических занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.

Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, но не реже 3-х раз в неделю.  

Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:

групповое занятие – 40 минут; подгрупповое занятие – 30–40 минут; индивидуальное занятие – 20–40 минут.

Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом- психологом), что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ТНР.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Логопедическое сопровождение учебного процесса

Работа учителя-логопеда осуществляется посредством проведения диагностических мероприятий по определению уровня и особенностей речевого развития обучающихся, групповых коррекционно-развивающих занятий, консультаций участников образовательного процесса.

Вид работы

Сроки

реализации

Диагностическое направление

1.

Первичное обследование устной и письменной речи учащегося. Изучение медицинской документации, заключений ТПМПК.

с 1 по 15 сентября

2.

Динамическое        наблюдение        за        ребенком        в        процессе

коррекционного обучения

в течение учебного

года

3.

Обследование письма и чтения учащегося.

Сентябрь, декабрь,

март, май

4.

Мониторинг речевого развития учащегося

в течение года

Коррекционно-развивающее направление

1.

Логопедические занятия по коррекции и развитию устной и

письменной речи

С сентября по май

Консультативно-просветительская деятельность

1

Консультации        для        педагогов        и        родителей        по        

организации логопедического сопровождения обучающихся, зачисленных на логопедический пункт.

в течение учебного года

2

Тематические консультации для педагогов и родителей (см. План работы)

в течение учебного

года

3

Консультации        для        педагогов        и        родителей        по        

результатам  углубленного обследования и отслеживания динамики развития

Сентябрь, декабрь,

март, май

              Содержание коррекционной работы

  1. Сенсомоторное развитие:
  • развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ.

  1. Формирование пространственных представлений:
  • формирование умения ориентироваться в собственном теле;
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.
  1. Развитие мнемических процессов:
  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

- произвольное        запоминание        слухового        ряда:        звуков,        слов,        предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти.

  1. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:
  • развитие слухо - моторной координации;  развитие зрительно – моторной координации;
  • развитие слухо - зрительной и зрительно – двигательной координации. 5.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование способов самоконтроля выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии.
  1. Формирование навыка письма:
  • развитие навыка копирования; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.
  1. Развитие лексико-грамматической стороны речи:

-уточнение значений имеющихся слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов;  актуализация словаря;  развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаний, моделями предложений.

  1. Формирование коммуникативных навыков и умений, адекватных ситуации учебной деятельности:- ролевые игры “Ты – ученица”, “У нас порядок”, “ Собери портфель”;
  2. Расширение общего кругозора:
  • формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире.

рук;


В структуру занятия могут входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев

   дыхательная гимнастика;

  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
  • формирование фонематических процессов; работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;  работа над предложением;
  • обогащение и активизация словарного запаса;   развитие связной речи.

Коррекционный курс «Развитие речи»

Тяжелые нарушения речи у обучающихся проявляются в системной недостаточности всех ее компонентов и характеризуется несформированностью или недоразвитием всех компонентов речи, касающихся как смысловой, так и звуковой ее сторон и выраженных в различной степени тяжести. Речь детей характеризуется чрезвычайной бедностью словаря. Каждый учащийся, особенно поступающий в дополнительный класс, имеет свой словарь, иногда весьма отличный от словаря других. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются неверно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания их значения или звукового сходства. Ученики стремятся изменять слова по родам, числам, падежам, лицам и временам, но их попытки словоизменения оказываются часто безуспешными. Многие грамматические формы и категории недостаточно различаются детьми. При построении предложения ими грубо нарушаются нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи, а затем и читаемого текста.

Позднее начало речи обуславливает недостаточность коммуникативного опыта у детей с ОНР, усугубляемое снижением мотивационной основы процесса общения.

Все это ограничивает общение детей. Их разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи происходит в процессе обучения очень медленно.

Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению.

На специальных уроках «Развитие речи» Обучающиеся получают не только знания об окружающих их предметах, временах года, нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На этих уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи на основе обогащения и уточнения словарного запаса и

практического овладения основными закономерностями грамматического строя языка.

Предметн6ая дисциплина «Развитие речи» относится к дисциплинам коррекционного цикла внеурочному компоненту учебного плана. Основная цель данного предмета – компенсации недостатков развития языковой способности на основе специально организованной практики общения.

Общая характеристика учебного предмета «Развитие речи»

         Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности обучающихся во всех аспектах. На уроках по развитию речи обучающиеся получают не только знания о нормах общения, но и практическую речевую подготовку. Они научаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Система занятий по развитию речи направлена на овладение обучающимися с ТНР способами и средствами речевой деятельности, формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения, учебной деятельности.

Главной целью работы по развитию речи является формирование широкого арсенала языковых средств и компенсация недостатков развития языковой способности на основе специально организованной практики общения обучающихся с ТНР.

Реализация этой цели осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
  • формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
  • практическое        овладение        основными        морфологическими        закономерностями грамматического строя речи;
  • практическое        овладение        моделями        различных        синтаксических        конструкций предложений;
  • усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.

Задачи уроков по развитию речи взаимосвязаны и решаются в процессе специально организованной речевой практики с использованием тренировочных упражнений, направленных на преодоление дефицитарности лексико-грамматических обобщений в качестве необходимой базы, формирующей и развивающей самостоятельную речевую деятельность обучающихся. Задачи уроков по развитию речи решаются как при реализации содержания коррекционных курсов, так и содержания учебных предметов.

Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом»,

«Работа над предложением», «Работа над связной речью».

Работа над всеми разделами ведется параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.

Работа над словом. Раздел призван решать следующие задачи:

  • формирование понимания слов, обозначающих предметы, признаки, качества предметов, действия;
  • обогащение и развитие словарного запаса обучающихся как путем накопления новых слов, так и за счет развития умения пользоваться различными способами словообразования;
  • формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова;
  • уточнение значений слов;
  • развитие лексической системности;

            - расширение и закрепление связей слова с другими словами;

            - обучение правильному употреблению слов различных морфологических категорий в самостоятельной речи.

         Развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности обучающихся на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Обучающиеся должны уметь выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними и выражать их в речи.

             В процессе усвоения значения слова вначале уточняется его конкретное значение (денотативный компонент — связь с конкретными предметами, действиями, признаками предметов). В дальнейшем проводится работа над понятийным компонентом значения слова (слово как обозначение группы, класса предмета). Уточнение значения обобщающих слов производится параллельно с дифференциацией слов, относящихся к этому обобщающему понятию (посуда — тарелка, чашка, нож, вилка, кастрюля и т. д. — кухонная, столовая, чайная), определяется сходство и различие в значении этих слов.

По мере уточнения значения слова осуществляется включение данного слова в определенную лексическую систему, формирование семантических полей (т. е. функциональное объединение слов семантически близких).

          Обучающиеся учатся группировать слова по различным лексико- семантическим признакам (родовидовым отношениям, отношениям часть—целое, по сходству или противоположности значений и т. д.), учатся находить и правильно использовать в речи антонимы и синонимы.

        Обогащение словаря проводится и путем усвоения слов, выражающих определенную синтаксическую роль в речи, но не имеющих лексического значения (союзы, междометия). Развитие словаря осуществляется также через ознакомление обучающихся с различными способами словообразования. У обучающихся формируется способность выделять и сравнивать различные морфемы в словах. В процессе усвоения словообразования рекомендуется следующий порядок работы: уточнение значения слова, от которого будет образовано новое слово, сопоставление по значению двух слов, выделение общих и различных элементов в словах, уточнение обобщенного значения некорневой морфемы, сопоставление родственных слов с различными префиксами или суффиксами, сравнение слов с разными корнями и одинаковой некорневой морфемой. Обучающиеся знакомятся с многозначностью отдельных приставок. При образовании новых слов с помощью суффиксов следует обучать обучающихся улавливать общий признак, обозначаемый этими суффиксами (например, обозначение лиц по роду их деятельности, профессии при помощи суффиксов(-щик, -чик, - ист, -тель, -арь). В дальнейшем в речь вводятся слова, образованные при помощи приставок и суффиксов одновременно.

        Для закрепления слова в речи и активного его использования обучающимися необходимо создавать на уроках условия для частого употребления слова в составе различных словосочетаний и предложений. Желательно, чтобы обучающиеся самостоятельно включали отработанные слова в спонтанную речь.

На уроках развития речи обучающиеся уточняют значения родственных слов, закрепляют их точное использование в речи.

         Основное внимание в словарной работе следует уделять лексическим упражнениям. Упражнения должны носить характер практической речевой деятельности, включать наблюдения и анализ лексики, закреплять навык точного употребления слов в речи. Теоретические сведения по лексике обучающимся не сообщаются. Слова отбираются в соответствии с темой урока и включаются в тематический словарь, который усложняется от класса к классу. Особое внимание уделяется усвоению глаголов, являющихся основой формирования структуры предложения.

         При усвоении конкретного значения слов используются различные наглядные средства (показ предмета, действия, его изображение на картинке и т.п.). При знакомстве со словами, имеющими отвлеченное (абстрактное) значение, применяются словесные и логические средства (описание, противопоставление по значению, анализ морфологической структуры и др.).

Одновременно с уточнением лексического значения слова усваивается его грамматическое значение. Усваиваются языковые закономерности и правила их использования, закрепляются связи грамматического значения слова с формальными признаками. Закрепляются наиболее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; осваиваются менее продуктивные формы словоизменения и словообразовательных моделей; уточняются значение и звучание непродуктивных форм словоизменения и словообразовательных моделей.

Формируются понимание и дифференциация грамматических форм словоизменения: выделение общего грамматического значения ряда словоформ; соотнесение выделенного значения с флексией, выражающей данное грамматическое значение; звуковой анализ флексии; закрепление связи грамматического значения и флексии; уточнение значения, употребления и дифференциации предлогов (в значении направления действия, местонахождения в различных предложно-падежных формах); дифференциация форм единственного и множественного числа существительных (на материале слов с ударным/безударным окончанием, с ударным/безударным окончанием с морфонологическими изменениями в основе);дифференциация глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (с ударной/безударной флексией без чередования звуков в морфеме, с чередованием звуков в морфеме); умение определять род существительных по флексии.

Формируются понимание и дифференциация словообразовательных моделей: существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой»; прилагательных, образованных от существительных (с использованием продуктивных и непродуктивных суффиксов с чередованием и без чередования); глаголов, образованных префиксальным способом. Уточняются общие значения и звучания словообразующих аффиксов. Сравниваются родственные слова по значению и звучанию (производящего и производного), определяется их сходство и различие. Определяются и выделяются в родственных словах общие морфемы, соотносятся со значением. Формируются модели словообразования, уточняются и дифференцируются значения словообразующих аффиксов через сравнение слов с одинаковым аффиксом, через сравнение родственных слов.

Программой предусмотрена работа по развитию грамматических значений форм слов и грамматического оформления связей слов в предложениях.

Работа над предложением. Основная задача этого раздела - развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями различных типов, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложения.

В процессе формирования и закрепления навыка построения словосочетаний или предложений одновременно уточняются морфологические особенности входящих в него слов (род, число, падеж, вид, время, лицо и т.д.).

Модели (типы) предложений усложняются от класса к классу.

Овладение грамматическим строем языка в младших классах ведется в практическом плане без употребления грамматических терминов, путем формирования языковых (морфологических и синтаксических) обобщений.

Формирование различных конструкций предложения осуществляется как на основе речевых образцов, так и на основе демонстрируемого действия, с помощью картинок. При этом важное место отводится таким видам работы как моделирование и конструирование, способствующих формированию процессов анализа, синтеза и обобщений на синтаксическом уровне.

В работе над предложением большое внимание уделяется семантическим связям между словами предложения (с использованием вопросов, сопоставления по значению, верификации предложений, различной символизации).

При введении в речь той или иной модели предложения необходимо опираться на внешние схемы, выделяя и обозначая графически его структурные компоненты. Алгоритмизация операций языкового анализа и синтеза позволяет учителю организовывать умственную деятельность обучающихся.

Работа над связной речью. Основные задачи раздела следующие:

  • формирование умений анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно- следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения;
  • формирование умений планировать содержание связного собственного высказывания;
  • формирование умений понимать связные высказывания различной сложности;
  • формирование умений самостоятельно выбиратьи адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания.

Программой предусматривается овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение).

Вначале обучающиеся усваивают диалогическую форму речи, учатся составлять диалоги под руководством учителя.

Работа над различными видами и типами связной монологической речи происходит в определенной последовательности, с учетом психологической структуры этого вида речевой деятельности: осознание побудительного мотива к высказыванию, ориентировка в смысловом содержании текста и в языковых средствах выражения этого содержания, создание программы (плана) связного высказывания сначала во внешнем плане (с внешними опорами, схемами), затем про себя, реализация программы (рассказывание).

Работа над смысловым содержанием текста включает развитие умения анализировать наглядную ситуацию (реальную ситуацию, серии сюжетных картинок, сюжетную картинку), выделять в ней главное и существенное, основное и фоновое, формирование умения устанавливать смысловые связи между отдельными компонентами ситуации и располагать эти компоненты в определенной логической последовательности, определяя смысловой план текста, умение удерживать смысловую программу в памяти, а в дальнейшем развертывать ее впроцессе порождения связного высказывания.

В процессе смыслового программирования текста проводится работа с серией сюжетных картинок (раскладывание серий, нахождение лишней или «выпавшей» картинки и т.д.); работа с двумя сходными сюжетными картинками, на одной из которых отсутствует ряд предметов, что способствует привлечению внимания к содержанию, выделению элементов ситуации на картинке, ее анализу. Используется также работа над соотнесением сюжетных и предметных картинок; по анализу отдельной сюжетной картинки; составлению смыслового плана связного высказывания (сначала картинно-графического, затем картинно-вербального, далее вербального).

Формирование умения оформлять текст с помощью языковых средств включает развитие навыков правильного выбора слов, грамматического оформления связей между словами в предложении, а также умения использовать специальные лингвистические средства связи между отдельными предложениями текста.

В процессе развития связной речи обучающихся с ТНР необходимо учитывать последовательность перехода от ситуативной речи к контекстной. В связи с этим сначала в работе используются серии сюжетных картинок, отдельные сюжетные картинки, и в дальнейшем обучающиеся учатся составлять рассказы без использования наглядности, по заданной теме.

Система работы по развитию связной речи должна строиться с учетом различной степени самостоятельности обучающихся при планировании текста. В связи с этим предусмотрена следующая последовательность работы: пересказ с опорой на серии сюжетных картинок; пересказ по сюжетной картинке; пересказ без опоры на наглядность, рассказ по серии сюжетных картинок; рассказ по сюжетной картинке (сначала с предварительной беседой по содержанию картинки, а затем самостоятельный рассказ); самостоятельный рассказ на заданную тему (по предложенному названию, началу, концу).

Учитывая степень трудности продуцирования текстов различной структуры рекомендуется следующая последовательность работы: формирование умений составлять текст- повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

В I (I дополнительном) классе обучающиеся учатся отвечать на вопросы учителя, составлять короткие рассказы по серии сюжетных картинок. Под руководством учителя пересказывают небольшие тексты, составляют несколько предложений, объединенных одной темой (по картинке или серии картинок), высказываются по личным наблюдениям и впечатлениям. Примерная тематика для развития речи: «Наш класс, наша школа», «Осень», «Наш город (село)», «Зима», «Моя семья. Наш дом», «Весна», «Родная страна», «Лето».

Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Развитие речи» определяется уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.

Место учебного предмета «Развития речи» в учебном плане

Предмет «Развитие речи занимает одно из центральных мест в системе коррекционно- образовательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, притом, что развитие речи как процесс реализуется на всех уроках предметного и внешкольного компонентов, а также во время индивидуальных и подгрупповых занятий.

Так, развитие речи на уроках произношения предусматривает формирование звуковой стороны речи на материале различных синтаксических конструкций и коммуникативных моделей.

Развитие речи на уроках литературного чтения обеспечивает овладение умениями отвечать на вопросы учителя о прочитанном, выполнять устно-речевые послетекстовые упражнения, составлять планы к рассказам, осуществлять систематическую словарную работу по текстам изучаемых произведений.

На уроках обучения грамоте, русского языка речь обогащается доступной лингвистической терминологией. Навыки связного высказывания формируются в процессе систематических упражнений в составлении предложений, коротких текстов с привлечением изучаемого грамматического материала.

На уроках математики отрабатываются умения передать условие задачи, четко и точно сформулировать вопрос к математическому действию, составить логичный и лаконичный ответ задачи, что создает условия для формирования связного учебного высказывания.

Развитие речи осуществляется и на уроках изобразительного искусства, ручного труда, на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях.

В то же время предмет «Развитие речи» является самостоятельным коррекционным курсом, обеспечивающим вышеперечисленные направления работы, что обусловливает его сложную структурную организацию.

Выделение специфических задач по формированию лексико-грамматической стороны речи и связной речи может реализоваться только в условиях формирования познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи, а также постоянного стимулирования потребности в речевом общении. Взаимосвязанность процессов развития речи на специальных уроках, на других уроках, а также в процессе внешкольной деятельности способствует формированию коммуникативных компетенций, а также предпосылок успешного освоения предметных областей, что в совокупности обеспечивает успешную социализацию ребенка в социуме.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Развитие речи»

        Целью коррекционного курса «Развитие речи» является формирование полноценной речевой деятельности, а также создание предпосылок для освоения предметных результатов обучения. На уроках по развитию речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку на основе расширения арсенала языковых средств: лексики, грамматики, связной речи. В результате у них формируются практические навыки речевого общения, они осваивают различные коммуникативные сценарии социального взаимодействия. На основе организации познавательной деятельности у обучающихся расширяются и уточняются представления об окружающем мире, расширяется возможность использовать речь в ее обобщающей и познавательной функции. Таким образом, на уроках развития речи ведется интенсивная работа по развитию коммуникативной, обобщающей и когнитивной функциями речи.

Немалую роль играет система упражнений по формированию планирующей и регулирующей функциями речи, что позволяет осуществить достижение личностных и метапредметных результатов обучения и перенести их в сферу обучения в целом.

Результаты освоения учебного предмета «Развитие речи»

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Целостное восприятие окружающего мира.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
  4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  5. Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
  6. Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.
  4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  5. Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
  6. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  8. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  10. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».
  11. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  12. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Развитие речи».
  13. Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
  14. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
  15. Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
  16. Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
  17. Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Развитие речи» для начальной ступени образования.

Работа над словом

Накопление словаря, необходимого для полноценного общения на основе расширения ориентировки детей в окружающей их обстановке, ознакомления с природным окружением, с некоторыми явлениями общественной жизни. Название предметов, действий, которые дети непосредственно воспринимают в окружающей их действительности. Называние деталей, частей предмета. Правильное понимание значений используемых слов. Точное соотношение их с объектами окружающего мира. Различение сходных предметов по существенным признакам, Понимание и употребление в разговорной речи слов со значением: уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами "-ик", -"ек", «-к": столик, грибок, машинка); пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда и т.п.), а также посредством предлоговВ, НА, обозначающих местоположение, направление действия, перемещение; признака предмета по цвету величине, форме, вкусу, состоянию (красный, большой, круглый, сладкий, чистый) и признака действия (писать красиво); временных отношений (сейчас, утром).Личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).

Работа над предложением

Составление простых распространенных предложений. Выделение в предложении слов, обозначающих предмет и действие.

Грамматические признаки числа в именах существительных и в глаголах настоящего и прошедшего времени 1-го и З-го лица мужского и женского рода, в сочетании существительных с местоимениями мой, моя, мои.

Составление простого распространенного (трехчленного) предложения, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже женского и мужского рода: ест котлету, рисует дом).

Пространственные отношения, указывающие направление движения, перемещение предметов: существительное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД, отвечающие на вопрос кудà? (положил в парту, на парту, под парту).

Местонахождение предметов: существительное в предложном падеже с предлогом В, НА

и существительное в творительном падеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос где?

Усвоение значений предлогов. Умение различать их между собой. Умение различать значения предлогов и правильно отвечать на вопросы где? и куда?

Принадлежность предмета: существительное в родительном падеже с предлогом У( у мамы, у Пети).

Отрицания: существительное в родительном падеже (нет книги). Орудия или средства действия: существительное в творительном падеже без предлога (рисует карандашом, вытирает тряпкой) Адресата действия: существительное в дательном падеже без предлога: (отдал Пете).

Признаки действия наречие ( Вова пишет красиво).

Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета. Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. Глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица, прошедшего времени. Различение и составление предложений с сочетаниями глаголов, выраженных сложным будущим временем. Правильное соотнесение вопросов что делает? что делал (а)? Что будет делать? со временем действия.

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении.

Связная речь

Понимание простейших обращений, просьб и поручений, адресованных одному или всем учащимся, слов или фраз, необходимых в учебной или бытовой деятельности, типа: Покажите тетрадь. Достаньте учебник и т.д.

Различение побудительных и вопросительных обращений, типа: Возьми карандаш Взял карандаш?

Самостоятельное обращение к товарищу, учителю, воспитателю с просьбой, вопросом.

Составление коротких диалогов по вопросам учителя с использованием изученных типов предложения. Понимание связного высказывания, состоящего из знакомых слов и оборотов речи, составление краткого связного высказывания, состоящего из 2 - 3 предложений (с помощью учителя или коллективно).

Описание хорошо известных предметов и демонстрируемых действий по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 - 3 картины) и умения передать их содержание при помощи учителя.

Сообщение о погоде, календарных данных, о событиях предшествующего дня.

Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие речи»                 1 класс (33 часа)

Тема занятия/ количество часов

Содержание работы

Кол- во часов

Словообразование

Формирование лексико- грамм. Категорий

Связная речь

1

Звук. Неречевые звуки.

1

Развитие слухового внимания и речевого слуха на материале неречевых звуков.«Угадай что звучит?», «Кто что услышал?»

Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова.

2

Лето        и

осень

1

Формирование умения                выделять слова,        обозначаю- щие                названия предметов, действий, признаков                и слов

сравнительного анализа

Согласование существи- тельных        с

прилагательными в роде (желтые листья, холодный дождь)

Составление предложений с использованием опорных картинок

3

Овощи

1

Образование

множественного числа сущ. (яблоко

  • яблоки, огурец
  • огурцы). Понимание обобщающего

значения слов

Согласование прилагатель- ных с существительными в роде, числе, падеже (крас- ный помидор — красные помидоры — много красных помидоров)

Составление предложений описательного характера об овощах и фруктах

4

Фрукты

1

Образование

множественного числа сущ. (яблоко

  • яблоки, огурец
  • огурцы). Понимание обобщающего

значения слов

Согласование прилагатель- ных с существительными в роде, числе, падеже (крас- ный помидор — красные помидоры — много красных помидоров)

Составление предложений описательного характера об овощах и фруктах

5

Сбор        

уро жая

Развитие        навыка словообразования существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов (лук — лучок,        огурец        —

огурчик)

Согласование притяжательных

местоимений (мой, моя, мое) с существительными мужского и женского рода (моя груша, мой перец, мое яблоко)

Составление предложений                        по вопросам        (кто?                Что? Что        делает?        Кому? Чему?)

6

Птицы

1

Образование глаголов с

приставками        (на-, по-, вы-, с-, пере-)

Согласование существи- тельных с глаголами в на- стоящем времени: птица (что делает?) летит, поет, клюет.

Формирование навыка составления короткого рассказа

7

Домашние птицы

1

Согласование существительных с глаголами        един-

ственного                        и множественного числа настоящего и прошедшего времени                (утка плавает        —                утки

плавают)

Согласование существи- тельных        с

прилагательными в роде, числе, падеже (желтый цыпленок—желтые

цыплята)

Овладение навыками составления простого предложения        и описательного рассказа

8

Домашние животные

1

Образование существительных с суффиксами –онок,

-елок, -ята (теленок

— телята)

Усвоение навыка образова- ния        притяжательных прилагательных (кошачьи глаза, лошадиный хвост)

9

Деревен- ский двор

1

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (кошка

— кошечка)

Различение и выделение названий признаков по на- значению и вопросам (ка- кой? Какая? Какое?)

Согласование слов в предложении                по модели:        суще- ствительное                        в именительном падеже + согласованный глагол прямое дополнение

(кошка пьет молоко)

10

Дикие животные

1

Образование существительных с помощью суффиксов –ата, - ята.        –опок,        -енок

(бельчонок— бельчата)

Практическое употребление притяжательных        прилага- тельных (лисий хвост, вол- чьи зубы)

Овладение диалогической        формой общения (драматизация сказки «Теремок»)

11

Подготовка животных к зиме

1

Усвоение окончаний глаголов множественного        и единственного числа настоящего и прошедшего времени(белка

делает запасы; еж сделал норку)

Согласование прилагатель- ных с существительными в косвенных падежах (мы видели рыжую белку; в дупло пряталась рыжая белка)

Пересказ        небольших рассказов                (Г.

Скребицкий «Всяк по своему»)

12

Продукты питания

1

Образование относительных прилагательных

(яблочный        сок, кабачковая икра)

Изменение окончаний су- ществительных в винитель- ном, дательном твори гель- ном падежах

Заучивание стихотворения

(Ю. Тувим «Овощи»)

13

Зима

1

Умение

образовывать срав- нительную степень прилагательных (холодный—

холоднее, белый — белее)

Согласование прилагатель- ных с существительными (рыжая белка, колючий еж)

Совершенствование навыка                составления рассказа        (по        серии картин Г. Каше «Си- ничка»)

14

Новый год

1

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами        (елка

— елочка)

Употребление в речи глаголов в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени (дети украшают

елку, дети украшали елку)

Умение        расширить предложение путем введения однородных членов

15

Одежда

1

Образование приставочных глаголов (шить — зашить,        подшить, вышить, пришить)

Согласование существи- тельных мужского и жен- ского рода с притяжатель- ными прилагательными (мой шарф, моя шуба, мое

пальто)

Закрепление навыка составления простого предложения.

Составление описа- тельного рассказа

16

Мебель

Образование сравнительной степени прилагательных (мягкий — мягче)

Закрепление навыка ис- пользования в речи предло- гов (в, на, над, из, под, с)

Умение          сравнивать

предметы по их различным или сходным качествам (стул – кресло). Усвоение конструкции сложного предложения

17

Посуда

1

Образование существительных с пом        суффиксов (название предметов в                за- висимости                                от назначения:                сахар

  • сахарница, хлеб
  • хлебница)

Образование формы твори- тельного падежа (что с чем? — чашка с чаем, та- релка с супом). Различение и выделение названий при- знаков по назначению (ка- кой? Какая? Какие?)

Составление описательных рассказов

18

День        за- щитника Отечества

1

Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по)

Согласование

числительных        с существительными

Составление рассказа по серии картин (Г. Каше

«Собака-санитар»)

19

Профессии

1

Изменения окончаний        жен-

ского                рода, мужского рода в согласовании        с глаголом настоящего и        прошедшего времени        (учитель учит –учительница

учила)

Практическое употребление        в        речи названий профессий

Составление предложений

по        демонстрируемому действию

20

Цвет. Фор- ма. Величи- на

1

Образование сравнительной степени прилагательных (зеленый—        еще

зеленее)

Употребление        слов, обозначающих оттенки цвета

Пересказ  сказок,

рассказов (немецкая народная сказка

«Три бабочки»)

21

Форма и размер предметов

1

Умение        подобрать слова-антонимы

Согласование прилагатель- ных с существительными в роде, числе, падеже (жел- тый одуванчик, желтое солнце)

Сравнение предметов (с выделением сходства и различия).        Усвоение конструкций сложноподчиненных предложений

22

Человек. Семья

1

Образование прилагательных путем словосложения

(голубоглазый, длинноволосый)

Использование в речи ме- стоимений (мой, моя, мое

— мой нос, моя нога, мое лицо)

Составлять рассказ        по        серии сюжетных картинок, по опорным        словам,        по плану.

23

Весна

1

Образование сравнительной степени прилагательных (теплый — теплее,

быстрый— быстрее)

Различение и выделение признаков по вопросам (ка- кой? Какая? Какие?)

Составление рассказа по серии картин

24

Транспорт

1

Закрепление

навыка        упот-

ребления        слов- антонимов

(быстро— медленно,  далеко

— близко)

Согласование притяжательных

местоимений мой, моя с существительными (мой самолет, моя машина)

Составление        простого описания предмета

25

Наш город

1

Изменения окончаний        жен ского        рода,        муж    рода в

согласовании с глаголом настоящего и     прошедшего

времени

Согласование притяжательных

местоимений мой, моя с существительными

Составлять рассказ        по        серии сюжетных картинок, по опорным        словам,        по

плану.

26

Родная страна

1

Закрепление

навыка        упот-

ребления        слов- антонимов

Согласование притяжательных

местоимений мой, моя с существительными (мой самолет, моя машина)

Составлять предложение                по картинке,        по опорной схеме,                используя словосочетания.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

27

9        Мая        – День Победы        в Великой Отечественн

ой войне

1

Образование прилагательных путем словосложения

Образование формы твори- тельного падежа Различение и выделение названий признаков по назначению (какой? Какая?

Какие?)

Пересказ сказок, рассказов

28

Устное народное творчество

1

Использование в речи предлогов (в, на, под, из, по)

Согласование

числительных        с существительными

Сравнение предметов (с выделением сходства и различия). Усвоение конструкций

сложноподчиненных предложений

29

Летние месяцы

1

Усвоение окончаний глаголов множественного        и единственного числа настоящего и

прошедшего времени

Практическое употребление притяжательных прилага- тельных

Овладение диалогической        формой общения

30

Летом        на реке.

Развлечени я        на        реке

летом

1

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами

Согласование прилагатель- ных с существительными в косвенных падежах

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

31

Итоговое занятие

1

Закрепление пройденного

32

33

Диагностик а

2

Определение уровня        речевого

развития        и

успешности освоения

коррекционной программы

Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие речи»   2 класс (68 часов)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Обследование учащихся

1

2

Обследование учащихся

1

3

Оформление предложения в устной и письменной речи

1

4

Понятие о тексте – главные члены предложения.

1

5

Понятие о тексте – главные члены предложения.

1

6

Распространенные и нераспространенные предложения

1

7

Диктант по теме «Члены предложения»

1

8

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов

1

9

Синонимы и антонимы

1

10

Работа со словарями синонимов и антонимов

1

11

Дифференциация согласных и гласных звуков, звуков и букв

1

12

Гласные звуки. Их обозначение буквами

1

13

Слогообразующая роль гласных.

1

14

Дифференциация гласных звуков: ы-и.

1

15

Дифференциация гласных звуков: а-о.

1

16

Дифференциация гласных звуков: о-э.

1

17

Деление слов на слоги и для переноса. Правила переноса слов.

1

18

Дифференциация гласных букв: а-я.

1

19

Дифференциация гласных букв: у-ю

1

20

Дифференциация гласных букв: о-ё Буква ё и обозначение ударения

1

21

Подвижность ударения в русском языке. Дифференциация гласных букв: и- ы , э-е

1

22

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме

1

23

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме

1

24

Диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

1

25

Согласный звук [й’] и буква «и краткое»

1

26

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1

27

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными

1

28

Правила проверки парных согласных в конце слова

1

29

Дифференциация парных согласных: б-п, в-ф

1

30

Дифференциация парных согласных: д-т, з-с

1

31

Дифференциация парных согласных: ж-ш, к-г

1

32

Твердые согласные звуки. Правописание жи-ши

1

33

Мягкие согласные звуки. Правописание ча-ща, чу-щу

1

34

Диктант по теме «Правописание буквосочетания с шипящими звуками»

1

35

Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционное сходство [ч’] – [т]

1

36

Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционное сходство [ч] – [с],

1

37

Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционное сходство[ц]

– [с],

1

38

Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционное сходство [ч’] – [т], [ч] – [с], [ц] – [с], [ц] – [т],

1

39

Диктант по теме «Правописание слов с парными согласными

1

40

слова с разделительным мягким знаком

1

41

слова с разделительным мягким знаком

1

42

Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак»

1

43

Лексико-грамматические признаки имени существительного

1

44

Изменение существительных по числам

1

45

Имена собственные – имена, отчества, фамилии людей

1

46

Имена собственные – клички животных

1

47

Существительное – имя собственное. Многозначные слова

1

48

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1

49

Лексико-грамматические признаки глагола

1

50

Лексическое значение глагола. Составление рассказа по рисунку.

1

51

Вопросы что делать? что сделать?

1

52

Согласование существительного с глаголом

1

53

Правописание частицы не с глаголами

1

54

Лексическое значение имени прилагательного

1

55

Изменение прилагательных по числам

1

56

Значение предлога в речи.

1

57

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

58

Употребление предлогов в речи (по смыслу)

1

59

Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах

1

60

Однокоренные слова и слова, близкие по смыслу Корень слова

1

61

Однокоренные слова

1

62

Проверка правописания безударных гласных в корне слов

1

63

Составление рассказа с опорой на предметные картинки

1

64

Парные согласные в корне слова

1

65

Произношение и обозначение на письме парных согласных в корне слова

1

66

Обозначение на письме парных согласных в корне слова

1

67

Проверка правописания парных согласных в середине и в конце слова

1

68

Работа с деформированными предложениями.

1

Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие речи» 3 класс (68 часов)

Тема занятия

Кол-во                       часов

1

Обследование учащихся

1

2

Обследование учащихся

1

3

Типы текстов: повествование,описание, рассуждение

1

4

Виды предложений по цели высказывания.

1

  5

Виды предложений по интонации.

1

6

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий)

1

7

Распространенные и нераспространенные предложения

1

8

Работа с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов

1

9

Использование омонимов в речи

1

10

Значение фразеологизмов и их использование в речи

1

11

Слог, звуки и буквы, гласные звуки и буквы для их обозначения

1

12

Дифференциация гласных букв: а-я. о-ё , у-ю

1

13

Дифференциация гласных букв: и-ы, э-е

1

14

Правописание слов с ударными(сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне

1

15

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

16

Дифференциация твердых и мягких согласных

1

17

Диктант по теме «Звуки и буквы»

1

18

Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова

1

19

Формы слова .Окончание

1

20

Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова

1

21

Приставка

1

22

Значение приставок в слове

1

23

Суффикс.

1

24

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

25

Правописание слов с безударными гласными в корне

1

26

Дифференциация парных согласных: б-п,в-ф,д-т

1

27

Дифференциация парных согласных: з-с, ж-ш, г-к

1

28

Непроизносимые согласные

1

29

Правописание слов с удвоенными согласными

1

30

Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционное сходство [ч’] – [т], [ч] – [с], [ц] – [с], [ц] – [т],

1

31

Дифференциация согласных звуков, имеющих артикуляционное сходство [ц] – [ч], [щ] – [с], [щ’] – [ш], [щ] – [ч’]

1

32

Дифференциация букв, имеющих графическое сходство

1

33

Правописание суффиксов

1

34

Правописание приставок

1

35

Правописание приставок и предлогов

1

36

Правописание слов с разделительным твердым знаком

1

37

Диктант по теме «Правописание частей слова»

1

38

Одушевленные и неодушевленные имена существительные Собственные и нарицательные имена существительные

1

39

Изменение имен существительных по числам

1

40

Род имен существительных: мужской, женский, средний

1

41

Изменение имен существительных по падежам

1

42

Именительный падеж имен существительных

1

43

Родительный падеж имен существительных

1

44

Дательный падеж имен существительных

1

45

Винительный падеж имен существительных

1

46

Творительный падеж имен существительных

1

47

Предложный падеж имен существительных

1

48

Диктант по теме «Изменение имен существительных по падежам»

1

49

Работа над ошибками. Повторение и углубление представлений об имени прилагательном

1

50

Род имен прилагательных

1

51

Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе

1

52

Падеж имен прилагательных (общее представление)

1

53

Начальная форма имени прилагательного

1

54

Диктант по теме «Имя прилагательное»

1

55

Работа над ошибками. Местоимение. Личные местоимения 1,2, 3-го лица

1

56

Морфологический разбор местоимения

1

57

Контрольное списывание по теме «Местоимение»

1

58

Начальная неопределенная форма глагола

1

59

Число глаголов

1

60

Изменение глаголов по временам

1

61

Род глаголов в прошедшем времени

1

62

Правописание частицы НЕ с глаголами

1

63

Диктант по теме «Глагол»

1

64

Имя существительное

1

65

Имя прилагательное Глагол

1

66

Числительное и местоимение

1

67

Служебные части речи

1

68

Итоговое занятия. Повторение пройденного.

1

Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие речи»                            4 класс ( 68 часов)

Тема занятия

Кол- во

часов

1

Обследование учащихся

2

2

Предложение как единица речи. Виды предложений

2

3

Главные и второстепенные члены предложения.

2

4

Отличие сложного предложения от простого предложения с однородными членами.

2

5

Лексическое значение слова. Многозначные слова

2

6

Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы

2

7

Правописание гласных и согласных в корнях слова

2

8

Правописание приставок и суффиксов.

2

9

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

2

10

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

2

11

Имя существительное. Падеж имен существительных.

2

12

Падеж имен существительных.

2

13

Склонение имен существительных

2

14

Именительный и винительный падежи имен существительных.

2

15

Правописание окончаний имен существительных в дательном

падеже..

2

16

Правописание окончаний имен существительных в творительном

падеже

2

17

Предложный падеж имен существительных.

2

18

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.

2

19

Имя прилагательное как часть речи. Склонение имен прилагательных

2

20

Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе..

2

21

Именительный, винительный ,родительный падежи.

2

22

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

2

23

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

2

24

Склонение имен прилагательных во множественном числе.

2

25

Местоимение как часть речи.

2

26

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам.

2

27

Спряжение глаголов.

2

28

1 и 2 спряжение глаголов будущего времени

2

29

Упражнение в правописание глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем времени.

2

30

Правописание –тся –ться в возвратных глаголах

2

31

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

2

32

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего

времени

2

33

Контрольный диктант по теме «Глагол».

2

34

Итоговое занятие. Морфологические признаки частей речи.

2

Всего

68

ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-технические условия реализации программы.

Для обеспечения проведения коррекционно-развивающих логопедических занятий создан логопедический кабинет, соответствующий требованиям СанПиН, Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14. 12. 2000 г.№2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и оборудованного в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета. Создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Периодичность и длительность логопедических занятий

Для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией обучения по АООП с ТНР проводятся групповые и индивидуальные логопедические занятия.

Продолжительность        логопедических        занятий        в        соответствии санитарно- эпидемиологическими требованиями составляет:

во 2- 4 классах –  групповое занятие 40минут, индивидуальное 20-45 минут.

  • 1 класс «Произношение» - 33 часа, «Развитие речи» - 33 часа (по 1 часу в неделю); индивидуальные занятия 3 раза в неделю- 99часов.
  • 2-4 классы «Развитие речи» - 68 часов ( 2 часа в неделю); индивидуальные занятия 3 раза в неделю- 102часа.

        

Направления коррекционной работы

Программа коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления.

Направления

 работы        

         Характеристика содержания        

         Мероприятия        

 Сроки        

Диагностическая работа

- своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи;

  • ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в школе) диагностика отклонений в развитии речи и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с речевым недоразвитием, выявление его резервных возможностей;
  • системный разносторонний контроль специалиста за уровнем и динамикой развития речи обучающихся;
  • анализ успешности коррекционно-

 развивающей работы.        

Обследование учащихся 1 - 4 классов с целью выявления детей с нарушениями устной и письменной речи.

Участие в заседаниях школьных ПМПк.

Анализ        письменных        работ учащихся

Обследование обучающихся с ОВЗ, с целью оценки эффективности коррекционно-

 развивающей работы.        

1 – 15

сентября

По плану работы начальной школы

В течение года

15 – 31

         мая        

Коррекционно- развивающая

         работа        

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с речевым недоразвитием коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений речевого развития и трудностей обучения;
  • системное воздействие на учебно- познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • коррекция и развитие высших

 психических функций;        

Комплектование        групп обучающихся в соответствии с уровнем речевого недоразвития.

Составление        расписания, корректировка коррекционно- развивающих программ.

Проведение        систематических логопедических                        занятий        с учащимися                с                речевым недоразвитием в соответствии с коррекционно-развивающими программами и расписанием

Сентябрь, начало каждой четверти

С 15

сентября по 15 мая

Консультативная работа

         

  • выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с речевым недоразвитием, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование учителей начальных классов и педагогов- предметников по вопросам выбора индивидуально-ориентированных подходов, методов и приёмов работы с обучающимися с проблемами речевого развития;
  • консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов закрепления результатов коррекционного обучения ребёнка с речевым

 недоразвитием.        

Консультации:

  • по результатам диагностики

  • по индивидуальным запросам педагогов и родителей

Сентябрь

– октябрь

В течение года

Информационно- просветительская работа

         

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии речи), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с организацией сопровождения детей с речевым недоразвитием в образовательном процессе;

—тематические выступления перед педагогами и родителями по проблемам учета индивидуально- типологических особенностей детей с речевым недоразвитием в процессе обучения и воспитания.

Выступления на заседаниях школьного методического объединениях, совещаниях, педагогических советах.

Лекции и групповые консультации на родительских собраниях.

Подготовка наглядных и раздаточных материалов для родителей и педагогов

По плану школьного методического объединения

 учителей начальных классов        

В течение года

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И  МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

        

1.Логопедия\под ред. Волковой – М., 2014г.

2.Организация  и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. - Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. – М., 2013г.

3.Справочник школьного логопеда – Аманатова М. М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. – Ростов-на-Дону – 2015г.

4.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Ефименкова Л.Н. – М., 2016г.

5.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – Садовникова И.Н. – М., 2014г.

6.Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы – Ястребова А.В. – М, 2015г.

7.Нарушения чтения – Лалаева Р.И. – Санкт-Петербург, 2013г.

8.Школьный логопункт. Документация, планированиеhttp://www.biblion.ru/product/637006/МазановаЕ.В.Гном,  2009г.

9.Прищепова         И.В.         Дизорфография        младших         школьников.

Издательство:http://www.ozon.ru/context/detail/id/858121/КАРО.http://www.ozon.ru/context/detail/id/2173806/Коррекционная    педагогика. 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....