Деловая профориентационная игра по швейному делу.
план-конспект урока (9 класс)

Яковлева Оксана Валерьевна

Данный материал представлен в форме конспекта по предмету Труд (Технология) "Швейное дело" для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_2.6.1.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

        «Специальная (коррекционная) школа № 12 г. Иркутска» _____

Конспект урока по предмету 

Труд (Технология) «Швейное дело»

 для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в 9 классе

на тему:

 «Деловая профориентационная игра по швейному делу»

Составила: Яковлева Оксана Валерьевна,

учитель I КК

г. Иркутск, 2024 г.

Тема: «Деловая профориентационная игра по швейному делу».

Цель: формирование представлений обучающихся о современном швейном производстве, о личных качествах специалистов, задействованных в экономических отношениях.

Задачи:

  • расширение представлений учащихся о современном швейном производстве, о личных качествах специалистов, задействованных в этих экономических отношениях, овозможностях обучающихся использовать свои знания, умения и навыки, полученные в школьных мастерских при повышении дальнейшей квалификации во время обучения в ПУ по данной специальности.
  • закрепить знания по устройству на работу: написание заявления, заключение договора, по обработке наволочки с клапаном;
  • продолжать учить ориентироваться в задании по технологической карте;
  • корректировать память, внимание, связанную речь, совершенствовать мелкую моторику.
  • воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, добиваться правильной организации рабочего места.
  • способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.

Наглядность: Бланки заявлений, трудовых договоров, приказа, «Круг профессий» – карточки с наименованием профессий специалистов швейной фабрики, образцы наволочек, ткань, рисунки изделий, карточки с названиями качеств профессионального мастерства, алгоритм выполненной работы, технологические карты, презентация.

Ход игры:

Организационный момент:

Сведения об отсутствующих;

Проверка подготовки к уроку

1. Вступительное слово:

     Швейная промышленность- это отрасль легкой промышленности, производящая одежду и другие - бытового и технического назначения из ткани. Швейные изделия бытового назначения являются одним из элементов материальной культуры человечества. Они отражают требования общественного строя, развития техники, экономики, а также своеобразие национальной культуры, особенности быта, художественные вкусы и традиции народов.

2.  Вы получили некоторую информацию о швейной промышленности.

Игра начинается.

I этап – «Честная игра» (раскладываются таблички).

По правилам нашей игры вам предстоит определить специальности, по которым вы сегодня и будете работать, но сначала вы должны выполнить задание.

Задание 1: Выбрать одно изделие бытового назначения и второе -  швейное изделие (работа по картинкам).

     Перед вами – «колесо профессий». Сейчас каждая из вас должна будет выбрать ту специальность, выполнение работы, которой, как вы считаете, справитесь. Вам нужно назвать ее вслух. Скажите, а есть ли перед вами профессия, которая не имеет отношения к швейному производству?

     Табличка выставляется на рабочее место каждой ученице. Занимаемая вами должность определена с помощью честной игры: портной, закройщик, утюжильщица, директор, контролер качества.

     Директор швейной фабрики «Мастерица» - учитель швейного дела Яковлева О. В.

Контролёр качества -  учитель швейного дела Топоркова О. В.

II этап – «Введение в должность».

     Все вы условно являетесь теперь специалистами швейного производства. И поэтому, необходимо пройти первую ступень: написать заявление на работу, затем заключить договор и ознакомиться с приказом.

     А также вам необходимо познакомиться с должностной инструкцией. (5мин. - для ознакомления)

     В настоящее время «швейная фабрика» работает над пошивом наволочек из хлопчатобумажной ткани – бязь (показ образца).

     Модель является простой, удобной, практичной и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Пройдите на свои рабочие места и познакомьтесь с технологическим процессом, который указан в технологических картах.

III этап - Экскурсия по  швейной фабрике, знакомство с технологическим процессом.

ВСЕ ПРИГЛАШАЮТСЯ В РАСКРОЙНЫЙ ЦЕХ

Вопрос закройщику: «В чем заключается ваша работа?»

Вопрос: «В какой цех вы отправляете крой?» (В швейный).

ВСЕ ПРИГЛАШАЮТСЯ В ШВЕЙНЫЙ ЦЕХ

Вопрос швеи - мотористке: «В чем заключается ваша работа?»

     Вывешивается на доску схема организации пошива.

Изделия  изготавливают на промышленных предприятиях массового производства. Изделия изготавливаются сериями в условиях поточного производства.

Профессии производства.

Массовый пошив (пооперационное разделение труда).

Художник-модельер, конструктор,  портной, лекалист, обмеловщик, раскройщик, утюжильщик, швея-мотористка.

     Мы с вами познакомились с организацией массового пошива. Но ведь существует еще и индивидуальный пошив.  (Схема организации пошива дополняется на доске. Вывешивается объяснение понятия «индивидуальный» и перечень профессий производства).

     Индивидуальный пошив (изделие шьется от начала до конца одним специалистом). Индивидуальный заказ выполняется по измерениям фигуры конкретного человека и по предлагаемой модели.

     Давайте пройдем к специалисту.

- В чем заключается индивидуальный пошив?

- Какие специалисты работают в ателье, на швейных фабриках? (профессии производства – закройщик и швея).

     Хотелось бы увидеть, как вы снимаете мерки с фигуры человека. Возьмите помощника для записи мерок на доске.

Проблемная ситуация.

     Вывешивается таблица с последовательностью снятия мерок – для построения чертежа брюк.  Необходимо сравнить мерки на доске и на таблице.

- Какая мерка упущена?  (Ст).

- Показать, как снимается эта мерка на фигуре человека.

- Рассказать, как подготовить ткань к раскрою (показ с комментированием).

IV этап - Профориентационные игровые упражнения: «Человек – профессия».

     Директор описывает    профессию человека по каким-то признакам, а игрок, узнавший себя, должен встать и сказать, что речь идет о нем.

  1. Этот специалист работает в швейном цехе. Это высококвалифицированный специалист знает методы и приемы выполнения простых операций по пошиву изделий (швея-мотористка).
  2. Это специалист, который знает технологию пошива любого изделия. пошив изделия выполняет от начала до конца (портной);
  3. Этот работник знает виды тканей и их свойства, правильно регулирует терморегулятор (утюжильщица);
  4. Этот специалист знает припуски на швы и умеет пользоваться измерительными инструментами (раскройщик);  

V этап - Вы правильно определили каждый свою профессию по описанию. Сейчас предлагаю вам выбрать те качества, которые необходимы человеку в вашей работе.

     На доску вывешивается перечень качеств: терпение, точность, трудолюбие, усидчивость, координация рук, аккуратность, эстетический вкус, выдержка, самостоятельность, глазомер, зрительная память, вежливость.

     Участницы подбирают и называют качества, которые, как они считают, необходимы в их работе.

     Директор дополняет их ответы, называя еще и профессиональные качества

(Умение планировать, ориентироваться в задании и т.д.).  

VI этап – Индивидуальная практическая работа:

- Раскрой наволочки.

- Пошив наволочки.

- Выполнение влажно-тепловой обработки.

- Пошив пижамных брюк.

Каждый специалист рассказывает о правилах техники безопасности на рабочем месте и приступает к выполнению работы.

VII этап - Рекомендации «директора»: Если вы хотите продолжить повышение своей квалификации, то знаний, умений и навыков, полученных в школе, вам будет недостаточен.   Промышленные предприятия, выпускающие одежду массового производства, характеризуются высоким уровнем техники, технологии и организации производства, что предъявляет высокие требования к работникам этих предприятий. Особое место в пополнении потребительского рынка товарами народного потребления занимает швейная промышленность.

     Профессия портного всегда считалась престижной. Сейчас, когда одеваться модно имеют возможность не все, умение шить помогает не отставать от моды и всегда быть элегантным.

VIII этап - Итог игры.

Самоанализ практической работы обучающихся.

     Учитель подводит итог работы, спрашивает детей, какие трудности возникали в процессе работы, в чем сомневались, выставляет оценки за урок, учитывая количество полученных баллов за устный ответ.

  В заключение поблагодарить всех участниц, принявших на себя роли специалистов фабрики и достойно выдержавших первый экзамен. Многим стоит задуматься о своем будущем и ответить самому себе на вопрос: «А нужен ли незнающий специалист на производстве в условиях нынешней рыночной экономики?»

     Время у вас еще есть. Как можно активнее и серьезнее отнеситесь к подготовке к экзаменам. Догонять всегда труднее. Но мы надеемся, что результаты сдачи экзаменов не заставят краснеть нас, ваших наставников. Мы верим в вас. Успехов вам, дорогие, выпускники!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –

Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...

Урок-игра по швейному делу в 9 классе Тема: «Экскурсия на швейную фабрику»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о способах получения информации при поиске работы.- закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства. - совершенствовать...

Урок-игра по швейному делу 9 класс Тема: «Экскурсия на швейную фабрику»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о способах получения информации при поиске работы.- закрепить теоретические знания о рабочих профессиях швейного производства. - совершенствовать...

Урок-игра по швейному делу «Магазин ткани» 5 класс

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: - закрепить теоретические знания о видах и свойствах хлопчатобумажных тканей.- закрепить теоретические знания  пошива наволочки с цельнокроеным клапаном. - совершенствовать ...

Игра-викторина по швейному делу 9 класс "Своя игра"

Разработка направлена на повторение и закрепление знаний материала по предмету «Швейное дело» 9 класс в коррекционной школе. Разработка включает в себя сценарий мероприятия и презентацию....