Дополнительная образовательная программа «Лего с логопедом»
учебно-методический материал

Павлова Галина Николаевна

Речевая направленность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма  МАДОУ «Сказка»

ПРИНЯТА

педагогическим советом

МАДОУ «Сказка»

протокол № 1 от 30 августа 2023 г.

          УТВЕРЖДАЮ

          Заведующий МАДОУ «Сказка»

          ______________О.В. Ермолина

          приказ № от « 01 » сентября 2023 г.

Дополнительная образовательная  программа

«Лего с логопедом»

направленность: речевая

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Павлова Галина Николаевна

учитель-логопед

г. Когалым 2023г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка

           Направленность (профиль) программы:

Рабочая программа кружка «Лего с логопедом» реализуется в рамках речевого и познавательного  направления развития дошкольников и направлена на коррекцию речевого развития  у детей  с ТНР.

Дополнительная общеобразовательная программа «Лего с логопедом»  (далее Программа) имеет речевую направленность.

        

Нормативно-правовые основания разработки Программы

Программа  разработана в  соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726 «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г.        № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ «Сказка»;
  • Локальными и распорядительными актами ДОУ.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Игра – необходимый спутник детства. С Лего дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор Лего помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

На сегодняшний день очень часто тяжелые нарушения речи у детей сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.

Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.  Одной изних является конструктивно-игровое средство Лего, обладающее рядом характеристик, значительно отличающих его от других конструкторов, преждевсего – большим диапазоном возможностей.

Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Он хорошо знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию,  что приведет  впоследствии к желаемому результату.

Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.

Работа с лего-конструктором позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе. 

Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • Тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
  • Овладению звуко-буквенным анализом
  • Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);
  • Развитию и совершенствованию  высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
  • Развитию лексико-грамматических категорий;
  • Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • Формированию пространственной ориентации  (классическая профилактика нарушений письма).

В первую очередь данный вид конструирования направлен наразвитие следующих процессов:

1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления,

творческого воображения, долгосрочной памяти.

2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной

системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря,

выстраивания монологической и диалогической речи.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Воспитывающие, выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи  тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Конструирование выполняется воспитывающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Можно различить три основных вида конструирования:

  • по образцу
  • по условиям
  • по замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Цели и задачи  программы.

Цель: коррекция речевых нарушений воспитанников с тяжелыми нарушениями речи через использование  образовательной Лего-технологии.

Задачи:

  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;
  • развивать конструктивные умения у детей;
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
  • развивать речевую деятельность детей;
  • развивать фонематическое восприятие и слух;
  • развивать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать связную речь;
  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • пробуждать творческую активность и воображение ребенка, желание включаться в творческую деятельность;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.
  • -воспитывать внимательность, усидчивость, обучение точному выполнению инструкций;
  •  раскрывать индивидуальности каждого ребенка, разрешение его психологических затруднений, развить способности осознавать свои желания и возможность их реализации.
  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.
  • пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
  • повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • привлечь родителей к сотрудничеству.

Адресат программы Программа предназначена для детей от 6 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

        Принципы построения рабочей программы.

При разработке Программы на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные способности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский)

Программа построена на позициях гуманно – личностного отношения к ребёнку и направлена на возможность развития всесторонних способностей ребёнка на каждом этапе дошкольного детства (Е. А. Флёрина, Н. П.Сакулина, Н. А. Ветлугина, Н. С. Карпинская ).

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, В. А. Запорожец, Д. Б. Эльконин).

  • Реализация программы построена на следующих принципах:
  • принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач технического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо знакомого к малознакомому и неизвестному»;
  • принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманизации образовательного процесса;
  • принцип интереса: построение и/ или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
  • принцип комплексно – тематического планирования;
  • принцип сотворчества педагога и детей;
  • принцип наглядности.

Социально-психологические условия реализации Программы обеспечивают:

-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

-вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся);

-формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; выявление и поддержка одаренных детей;

-формирование коммуникативных навыков в среде сверстников.

Методическое обеспечение.

Обеспечение        программы        предусматривает        наличие        следующих методических видов продукции:

-мультимедийные презентации для занятий;

-архив  видео и фотоматериалов;

-методические разработки занятий.

Методы и приемы

Основная форма проведения занятий – практикум.

Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием используются разнообразные формы и методы проведения занятий.

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора

деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

педагог сообщает  готовую  информацию,  а воспитанники  воспринимают, осознают и фиксируют её впамяти.

Обследование Лего деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения

пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

является способом организации учебной деятельности, которая происходит по определенной инструкции с применением (или воспроизведением) полученных ранее знаний и последовательности практических действий

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий,

сопровождение и демонстрация образцов, разныхвариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично- поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Основные формы:

При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и подгрупповые формы деятельности, рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал.

Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как уверенность, чувство ответственности, принятие решений, позитивность, управление временем, мотивация, гибкость, умение решать проблемы, критическое мышление, устойчивость к неудачам, позитивная эмоциональная установка, удовлетворенность работой.

Особенности организации образовательного процесса:

Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает групповые и индивидуальные формы работы с детьми. Состав групп 10 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа составлена для старших дошкольников и рассчитана на 1 учебный год. Она охватывает: подготовительную группу – детей от 6 до 7 лет.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 1 академический час - 30 минут.

Объем и срок освоения программы:

Срок освоения программы – 9 месяцев

На полное освоение программы требуется 36 часов

Форма обучения: очная.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая.

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.

Учебно – тематический план организованной образовательной деятельности.

Месяц

Неделя

Тема

Цель занятия

Кол-во часов

Сентябрь

1 неделя

Свободная конструктивно-игровая деятельность

Логопедическая диагностика

Диагностика имеющих навыков.   Выявить речевые возможности малыша, установить уровень коммуникативности

1

2 неделя

Свободная конструктивно-игровая деятельность

Логопедическая диагностика

1

3 неделя

«Осень в лесу».

Учить коллективно, строить простейшую постройку дерева из Лего конструктора

1

4 неделя

«Осень в городе». Построй дом.

Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу.

1

Октябрь

1 неделя

Фрукты

Показать новые детали. Развивать мелкую моторику руки,  навыки конструирования.

Учить доводить дело до конца. Развивать терпение.

1

2 неделя

Овощи

Учить строить овощи из конструктора необычным способом.

1

3 неделя

Домашние птицы

Учить строить птиц из лего-конструктора.

Развивать творческие навыки, терпение

1

4 неделя

Дикие животные.

Учить строить льва. Учить составлять рассказ о постройке. Закреплять представления о многообразии животного мира.

1

Ноябрь

1 неделя

Человек

Учить строить мальчика и девочку из Лего. Учить рассказывать о постройке

1

2 неделя

Семья Конструирование по замыслу.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу

1

3 неделя

Кошка.

Учить строить кошку из конструктора. Развивать творческие навыки.

1

4 неделя

Собака.

Учить строить собаку из конструктора. Развивать самостоятельность.

1

Декабрь

1 неделя

Свободная конструктивно-игровая деятельность

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

1

2 неделя

К нам приходит Новый год. Елка и подарки.

Учить строить ёлку и подарки. Развивать воображение. Развивать способность анализировать, делать выводы.

1

3 неделя

Путешествие на север.

Учить строить оленей и сани. Развивать внимание, наблюдательность.

1

4 неделя

Новогодний праздник Дед Мороз

Учить строить Деда Мороза. Развивать навыки конструирования.

1

Январь

1 неделя

Домашние животные. Овца.

Учить строить овцу. Развивать творчество,

фантазию, навыки конструирования

1

2 неделя

Цифры

Учить из Лего строить цифры и составлять примеры в пределах 10. Развивать мышление.

1

3 неделя

Буквы

Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

1

Февраль

1 неделя

Буквы

Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

1

2 неделя

Животные жарких стран  Зоопарк.

Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.

Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы.

1

3 неделя

Моя страна. Мой город.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу

1

4 неделя

Защитники отечества Плывут корабли.

Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук

1

Март

1 неделя

Праздник бабушек и мам. Цветы.

Учить стороить цветы по образцу.

1

2 неделя

Профессии

 Сердце для мамы.

Учить создавать сердце из Лего. Развивать воображение.

1

3 неделя

Виды транспорта. Верталет.

Закреплять знания о воздушном транспорте. Учить строить верталет по схеме.

1

4 неделя

Самолет

Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме.

1

Апрель

1 неделя

Освоение космоса. Ракета

Рассказать о первом космонавте нашей страны. Закреплять знания о воздушном транспорте. Учить строить ракету по схеме.

1

2 неделя

Роботы и космонавты.

Учить строить роботов из Лего  конструктора по карточке

1

3 неделя

Животные океана. Кит.

Учить строить кита. Развивать воображение.

1

4 неделя

Животные пустыни. Черепаха

Закреплять представления о животных пустыни. Учить строить черепаху.

Май

1 неделя

День Победы

Рассказать о  празднике 9 мая. Продолжать знакомить  детей с оборонительным сооружением, главными функциональными частями их кремлевских стен. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Обучение планированию процесса сооружения постройки

1

2 неделя

 «Большая  ферма»

Логопедическая диагностика. Рассказать детям о фермерстве, заботе о животных, временах года.   Развивать конструктивное воображение.

1

3 неделя

Мой город, мой дом, моя семья.

Продолжать учить строить сложную коллективную  постройку из Лего - конструктора.

1

4 неделя

Итоговое

Логопедическая диагностика. Подведение  итогов. Развивающие игры с использованием конструктора.

1

Содержание Программы (с 6 до 7 лет)

        Обучение проходит в игровой форме по принципу «Построй и играй». Занятия построены в соответствии с возрастом детей, со временем года. Первые занятия каждой тематики являются обучающими. Через прямое обучение дети знакомятся с объектами, явлениями, при помощи которых будут решаться предполагаемые проблемные ситуации. На последующих занятиях умения и навыки действий с объектами и явлениями формируются и закрепляются. Темы занятий разнообразны по содержанию - от простой постройки попошаговому образцу и показу педагога до творческих тематических работ пособственному замыслу детей.

Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные Лего постройки дети используют:

- в играх-театрализациях;

- в сюжетных играх;

- в экспериментировании;

- используют Лего-элементы в дидактических играх и упражнениях;

- при подготовке к обучению грамоте;

-в ознакомлении с окружающим миром;

- в познании и других видах деятельности;

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

Структурные компоненты занятия:
1. Организационный момент.
2. Создание проблемной ситуации;
3. Элементы логопедического занятия:

Предполагаемые результатыреализации программы

Общие:

  • появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций,познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива,
  • сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
  • сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Коррекционные

  • Положительная динамика речевого развития детей.
  • Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
  • Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению, при использовании конструктора Лего.
  • Повышение родительской компетентности в вопросе речевого развития.

Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится в таблицу (Приложение 2).

Организационно – технический раздел. Материально- техническое обеспечение программы.

1 Конструкторы Лего-дупло

2.Чертежы, схемы инструкции.

       Кадровые условия.

Педагог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование   в области, соответствующей профилю данной программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Список литературы

1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности удетей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центрВЛАДОС, 2003.

3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений иобъектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.:«ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:Издательский дом «Карапуз», 1999.

6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие дляпедагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.

7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условияхвведения ФГОС Всероссийский учебно-методический центробразовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска»,2013.

Список сайтов

  1. http://www.int-edu.ru/
  2. http://www.lego.com/ru-ru/
  3. http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school

Приложение 1

Игра «Приготовь бутерброд»

Цели:

  1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло,  предметные картинки.

 

Ход игры

Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.

Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"

Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»

Цели:

1.Развитие слухового внимания.

2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал:конструктор Лего, пластина.

 Ход игры

Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.

Игра «Колодец»

Цели:

1.Автоматизация звука Л в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал:конструктор Лего дупло,  предметные картинки со звуком Л.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»

Игра «Придумай историю»

Цели:

1.Автоматизация звука С в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал:конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки со звуком С.

Ход игры

Ребенку предлагается выбрать человечков для игры.  Придумываются имена Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т.д.).

        Игра «Картина»

Цели:

1.Упражнять в подборе слов признаков.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал:конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная картинка.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.

Игра «Разноцветная дорожка»

Цели:

1.Упражнять в подборе слов антонимов.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал:конструктор Лего, пластина.

Ход игры

Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением

        Игра «На полянке»

Цели:

1.Автоматизация звуков  Ж, Ч.

2.Развитие фонематического восприятия.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал:конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.         

Ход игры

Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.

Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и громко жужжала: Жжжжж.

Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.

Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.

Ребенок повторяет за логопедом.

Игра «Тихо-громко»

Цели:

1.Автоматизация звуков в слогах.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал:конструктор лего, пластина. 

Ход игры

Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты, при этом повторяя заданный слог, если выше – громко,  ниже – тихо.

Игра «Найди место звука в слове»

Цели:

1.Развитие фонематического слуха.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал:конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным звуком.

Ход игры.

Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в конце.

        С помощью конструктора Лего  дети могут выкладывать схемы слов и схемы предложений. Для лучшего запоминания образа буквы также используется Лего-конструктор, при этом задействуется зрительный, тактильный и кинестетический анализатор.

Приложение 2

Мониторинговая карта по лего-конструированию в  подготовительной

группе в _____________ уч. г.

Ф.И.ребенка

Умеет скреплять

Детали конструктора

«Лело»

Раготает по схемам

Строит сложные

постройки

Строит элементарны

е постройки по

творческому замыслу

Строит по творческому

замыслу

Строит по образцу

Строит по

инструкции

Умеет рассказывать о постройке

Итого

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г.

К.г

Н.г

К.г

Н.г.

К.г

Н.г

К.г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения по курсу дополнительного коррекционного занятия "Лего-конструирование" для 1-2 классов.

Программа обучения по курсу  дополнительного коррекционного занятия "ЛЕГО-конструирование" для 1-2 классов....

Программа дополнительного образования "Лего конструирование"

Программа дополнительного образования для учащихся 1-3 классов "Лего конструирование"...

Адаптированная образовательная программа отделения дополнительного образования студии "ЛЕГО - дизайн"

Програ мма составлена для занятий в студии "ЛЕГО - конструирование" в 2014 году срок реализации 3 года....

«Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности «ЛЕГО - робототехника»

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности Лего - робототехника...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного ко...

Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Лего-конструирование

Программа адресована обучающимся c ОВЗ 6-12 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры. Представленная программа «...