Доклад на педсовет «Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
учебно-методический материал
В докладе рассмотрение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий как инструментов, способствующих успешной реализации образовательных программ, а также предложение практических рекомендаций по их эффективному использованию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОУ ЛНР «Ирминская специальная(коррекционная) школа —интернат»
«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
(доклад на педсовет)
Подготовила: Иовжий ЛА. учитель математики
2020-2021уч.г.
«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
В настоящее время для активизации деятельности обучающихся применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники.
Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает развитие электронного обучения и дистанционного образования.
Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. Поэтому в настоящее время идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в образовательных учреждения всех уровней образования и в системе повышения квалификации.
Понятие ”электронное обучение“ сегодня употребляется наряду с термином ”дистанционное обучение". Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ.
Электронное обучение (ЭО) - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний.
Если говорить простым языком, то ЭО — это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.
Еще одно название ЭОР — это ЦОР или цифровые образовательные ресурсы, так как считается, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.
Считается, что ЭО - это обучение высочайшего уровня при низких затратах, повышение мотивации обучаемых и четкий контроль за всеми участниками процесса на всех его этапах.
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед учителями задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.
В связи со сложившейся ситуацией единственным вариантом продолжить обучение школьников остаётся организация полноценного дистанционного обучения.
Учителя нашей школы, работающие с детьми с ОВЗ остро понимают, что любой Простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для детей сведет наши усилия на нет. Поэтому мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина. У дистанционного обучения достаточно минусов.
Один из которых — не все педагоги на достаточном уровне владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно1
методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги которым не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
За время прошедшего карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности. К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанционном режиме у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание и учебные навыки . У детей с ОВЗ чаще всего не сформированы в достаточной мере познавательные процессы и учебное поведение.
В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «помошника » необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.
С октября 2020 года наше образовательное учреждение перешло на обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В начале недели администрацией школы был составлен и утвержден режим работы образовательной организации (учреждения) в условиях введения режима повышенной готовности. Поэтому, образовательный процесс, для обучающихся из числа детейсирот, согласно режиму работы интерната, осуществляется в обычном ритме жизни для учреждения.
В первой половине дня учителями-предметниками и учителями начальных классов проводятся уроки, а во второй половине дня с детьми работают воспитатели. Воспитателями проводятся тематические беседы, викторины, просмотр познавательных передач, настольные игры, прогулки на свежем воздухе.
Для связи с обучающимися, которые находятся дома, на официальном сайте школы была создана страница «Дистанционное обучение», где ежедневно по всем предметам учебного плана в соответствии с расписанием уроков педагоги школы составляют задания на учебный день. Учителя предметники и учителя начальных классов размещают информацию не только на школьном сайте, но и в группах, чатах классов в социальных сетях, с помощью телефонных месседжеров с учетом «Дополнительных методических рекомендаций по преодолению отставаний в реализации образовательных программ по учебным предметам в общеобразовательных организациях ЛНР>>. Домашние задания для учащихся размещаются согласно расписанию уроков, рекомендации к их выполнению. В онлайн режиме учителя-предметники на протяжении рабочего дня оказывают индивидуальную помощь по изучению материала и выполнению заданий. Эта же информация каждое утро размещается учителями предметниками и в социальных сетях.
Учителями налажена обратная связь с родителями с целью информирования их об организации образовательного процесса в дистанционном режиме.
С обучающимися и родителями, у которых нет доступа в Интернет, проводится индивидуальная работа в телефонном режиме, в очной форме.
В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения:
1 .Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ :https://ikprao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/.
В Смоленской области реализуется проект Смоленского педагогического колледжа «ОНЛаЙН педагог» (http://edu67.m/news/onlajn-pedagog-smolenskoj-oblasti/). ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» в рамках инновационного проекта «Создание в Смоленской области инновационной образовательной площадки для обеспечения непрерывного образования, социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» разработал и разместил в открытом доступе на сайте «Открытые электронные курсы «Наша школа» электронные образовательные курсы по некоторым общеобразовательным предметам и курсы дополнительного образования детей
2. Дистанционное обучение - https://www.lektorium.tv/
З. Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи — http://kid-mama.ru/
4.LEARNINGAPPShttps://learningapps.org/CarvfbIii популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.
5.MACTEP-TECThttps://master-test.net/0HJE11H-k0HcTl)YkTop тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах Тестирования
К сожалению, в нашей школе пока не выстроена система дистанционного обучения по технологии, например, moodle . Так дистанционная система обучения на платформе Moodle позволяет реализовать классические методы обучения, используя интерактивные системы обучения.
Курсы размещены в Виртуальном классе http://cde.sipkro.ru/moodle/.
Содержание курсов соответствует возрастным и интеллектуальным особенностям обучающихся с ОВЗ. Курсы состоят из блоков. Каждый блок в свою очередь состоит из нескольких модулей, которые могут быть использованы как блоком, так и самостоятельно на соответствующем этапе обучения.
Модули структурированы в логике познавательной деятельности: ознакомление с новым материалом, овладение новым материалом, применение новых знаний для решения исследовательских, практических творческих задач, контроль.
Правильный учет знаний обучающихся является сложной задачей. Для проверки теоретических знаний используются различные способы взаимодействия между учителем и обучающимся: тесты, кроссворды, задания типа «собери предложение», « вставь пропущенное слово», что позволяет учителю получать достоверные сведения о количественном и качественном уровне усвоения учебного материала, умении мыслить.
В курсах есть «полезные инструкции»:
1 жак отсканировать файл;
2.как заархивировать файлы
З жак прикрепить файл к Заданию в виртуальном классе
4.как сделать скриншот (снимок экрана монитора)
Учителя школы ежедневно работают дистанционно с обучающимися, и четко знают, какой вид электронного общения связывает их с каждым учеником. Учебные занятия проходят согласно расписанию.
В планах учителей-предметников указаны задания для самостоятельного изучения программного материала с помощью электронных учебников, даны ссылки на электронные учебники, видеоуроки, презентации и другие информационные источники, а также указаны формы и сроки выполнения задания.
Классными руководителями разработаны индивидуальные планы воспитательной работы с обучающимися, в которых отражены основные направления воспитательной работы школы, указана форма и дата их проведения. Для осуществления воспитательной работы используются заочные формы бесед, творческие конкурсы, онлайн-викторины, инструктажи по БЖД.
В нашей школе созданы необходимые условия для реализации образовательных программ с применением дистанционной формы обучения. Но вместе с тем хочется отметить и трудности, с которыми столкнулись как педагоги, так и обучающиеся: низкая скорость Интернета, недостаточное количество компьютеров в учреждении, подключенных к интернету, а те, что есть, давно устарели, не все обучающиеся имеют доступ к Интернету. Кроме того не все родители занимаются дома со своими детьми (в основном это неблагополучные семьи), поэтому такие дети получают необходимые знания не в полном объеме.
Какие ЭОР используются в нашей школе?
Тесты в программе Mytest, видеоролики, программы Word, PowerPoint, электронные тренажёры и др.
Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т. е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.
В Смоленской области реализуется проект Смоленского педагогического колледжа «Онлайн пеДагог» (http://edu67.ru/news/onlajn-pedagog-smolenskoj-oblasti/). ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» в рамках инновационного проекта «Создание в Смоленской области инновационной образовательной площадки для обеспечения непрерывного образования, социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» разработал и разместил в открытом доступе на сайте «Открытые электронные курсы «Наша школа» электронные образовательные курсы по некоторым общеобразовательным предметам и курсы дополнительного образования детей
Кроме этого разработаны курсы по математике «С математикой в путь!» http://cde.sipkro.ru/moodle/course/view.php?id=1092 ( для 1-4 кл)
Предусмотрена возможность обратной связи учителя и ученика. Это дает возможность задать вопрос, переслать файл, а учитель в свою очередь видит, как работает ученик. Учитель ведет мониторинг выполнения обучающимися работ.
Учитель имеет возможность видеть ошибки, допущенные ими в процессе работы.
Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки — работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Таким образом, использование таких интерактивных курсов позволит достигать высокого качества образования обучающихся с ОВЗ.
В своей практике использую следующие сайты с видеоуроками: http://interneturok.ru/, http://videouroki.net
На данных сайтах представлены материалы опытных преподавателей. Ученик в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. А если вдруг что-то окажется непонятным, то можно либо заново просмотреть урок, либо обратиться к своему учителю за консультацией.
-Социальные сети, мессенджеры (ВКонтакте, Viber, WhatsApp).
Данные ресурсы могут быть использованы как средство общения учителя как с одйим обучающимся, так и с группой. Например, для устранения «пробелов» при изучении темы.
- -Гипертекстовые среды (интернет серверы, где учитель может разместить учебные материалы, которые могут носить обучающий характер или же контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов). Одним из таких инструментов в дистанционном обучении является сайт http://reshuege.ru/.
Urokimatematiki.ru — [Электронный ресурс]. URL: https://urokimatematiki.ru/
Материалы урока и домашние задания в ИСОУ ”Виртуальная школа”, там же необходимо прикреплять выполненные домашние задания.
Использование электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Официальные ресурсы образовательного содержания Методическая поддержка учителю:
Полезные ссылки:
- Сеть творческих учителей - сайт для педагогов http://www.it-n.ru/
- Федерация Интернет-образования http://www.60.ru/ Ресурсы дистанционных форм обучения:
- Центр дистанционного обучения http://www.eidos.ru
- Виртуальная школа ”Кирилл и Мефодий“ http://www.vschool.km/ru
2021 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий»
В состав творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий» входят преподавател...
«Использование специализированного оборудования и программного обеспечения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающегося с ОВЗ, находящегося на надомном обучении, с использованием дистанционных образовательных технологий»
Дистанционное обучение, как форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получен...
Опыт проведения уроков в условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Опыт проведения уроков в условиях обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.Учителя технологии(девочки) ГБОУ ИТШ 777: Колокольцевой Ольги Ивановны...
«Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Выступление на методическом объединении учителейестественно- математического цикла предметовГосударственное образовательное учреждениеЛуганской Народной Республики«Республиканский казачий ...
ПОЛОЖЕНИЕ Об электронном обучении и использовании дистанционных Образовательных технологий при реализации образовательных программ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Брединская средняя общеобразовательная школа № 4»
Настоящее Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МКОУ «Брединская СОШ № 4»...
Статья "Использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в рамках учебного предмета «История»"
Использование дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в рамках учебного предмета «История»...
План-конспект урока для электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 8 класс Информатика.
Дистанционный урок Информатики в 8 классе на тему: "Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы»"...