Статья. "Особенности познавательных процессов у детей с умственной отсталостью."
статья

В статье раскрываются особенности развития психических процессов: ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, волевых качеств личности умственно отсталых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osob_pozn_prots_u_uo_detey.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила Козырева А.В.

Особенности познавательных процессов у детей с умственной отсталостью.

Ощущения и восприятия.

  • Замедленность и суженность объема зрительного восприятия. Объясняется особенностями взора - видит не сразу, а последовательно              ( меньше видит, меньше замечает)
  • Плохо усваивают связи и отношения между объектами.
  • Плохо различают выражения лиц людей, изображенных на картинках.
  • Плохо различают сходные предметы при их узнавании (принимают белку за кошку, компас за часы). Не подмечают мелких различий.

При восприятии цвета часто объединяют в одну группу мало сходных оттенков.

  • трудности в осуществление специфического узнавания (в вошедшем во двор человеке легче узнают дядю, чем соседа или почтальона, или садовника)
  • Инактивность восприятия (не обнаруживают стремления рассмотреть предмет во всех деталях, разобраться в его свойствах, часто не узнают предметы, перевернутые на 90 -180 градусов)
  • Недостаточная константность восприятия (сохранение восприятия величины объектов при их различной удаленности от глаз), что мешает детям хорошо ориентироваться в пространственном расположении предметов.
  • Чаще имеют место нарушения ощущений различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций.

Слабое развитие осязательного восприятия

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других своеобразий строения.

  • Понимание сюжетных картин оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев — и неадекватным, т.к. руководствуются первыми случайными впечатлениями. Они не понимают перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий.

Развитие мышления.

  • Недостаточность всех форм мыслительной деятельности.
  • Рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению. Крайне низкий уровень развития мышления: нарушено понимание смысла разговора, содержания прочитанных сказок. Неполноценность чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, скудный запас представлений, его бедность, фрагментарность и "обесцвеченность", крайне ограниченный игровой опыт лишают ребенка необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
  • Слабость логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения (испытывают трудности в объединении предметов и явлений на основе обнаруженной для всех них существенной общей черты, плохо усваивают правила и общие понятия) , сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.
  • Конкретность мышления (оперируют простыми, взятыми из повседневной жизни понятиями и представлениями)    
  • Мыслительный анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью и фрагментарностью.                                                                                                                                                
  • Характерны стереотипность, тугоподвижность этого процесса и низкая продуктивность предметно-практических действий, склонности застревать на одних и тех же частях, деталях. При знакомстве с новым предметом самостоятельно пользуются не только зрением, но и практическими действиями, хотя приобретенный опыт при дальнейшем решении мыслительной задачи слабо используют. Младшие школьники при анализе предмета не выделяют его основные части, специфические свойства и т. д. Их внимание направляется на выполнение самого действия (простое манипулирование), в результате которого школьники выделяют лишь внешние свойства предмета: цвет и размер.
  • Темп мышления замедлен, характерна инертность психических процессов, отсутствует возможность переноса в процессе обучения способа действия на новые условия.
  • Дети преимущественно используют метод проб и ошибок воспринимают материал упрощенно, много опускают, изменяют последовательность смысловых звеньев, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними.
  • Слабость регулирующей роли мышления: не обдумывают свои действия, не предвидят результат.
  • некритичность мышления: не замечают своих ошибок, не предполагают, что их суждения могут быть ошибочными. Неумение сопоставлять свои мысли и действия с требованиями объективной реальности.
  • У учащихся отсутствует познавательная активность, проявляющаяся в поведении и ответах.

Внимание

  • Низкий уровень развития внимания.
  • Внимание адинамично — его трудно привлечь именно к нужным объектам.
  • Произвольное внимание нецеленаправленное, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, легко истощается.
  • Мерцающий, неустойчивый характер внимания, а в ряде случаев трудность в переключении из- за инертности нервных процессов, нарушения их подвижности.
  • Малый объем внимания и его кратковременность свойственны возбудимым дошкольникам. Эти дети крайне импульсивны и не сосредоточены.

Дошкольники-олигофрены с характерной заторможенностью могут показаться на первый взгляд внимательными, но обычно это лишь внешние проявления их медлительности и патологической инертности.

  • несформированность интересов умственно отсталых детей.

Память

  • Преобладает механическая память. Плохое понимание воспринимаемого материала приводит к тому, что они лучше запоминают внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях. Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, т.к просто не вычленяют их.
  • Преимущественно непроизвольность запоминания
  • Замедленность и непрочность запоминания из - за слабости замыкательной функции коры головного мозга. Физиологической основой подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное внешнее торможение корковой деятельности (чаще всего - это охранительное торможение)
  • Быстрота забывания несовершенство памяти обусловлено плохой переработкой воспринимаемого материала.
  • Неточность воспроизведения из - за ослабления активного внутреннего торможения, обуславливающего недостаточную концентрированность очагов возбуждения. (При пересказе могут приводить некоторые вымышленные или заимствованные из другого рассказа детали)
  • Чаще встречается эйдетизм памяти (словно видят перед собой страницу, но не понимают ее содержания)
  • Не умеют припоминать заученный материал из - за слабости целенаправленной деятельности.

Умственно отсталым нужно больше времени для запоминания образца, им сложно преодолеть раздельность сенсорного и моторного актов действия. Относительная устойчивость внимания сопровождается медлительностью и патологической инертностью. При решении интеллектуальной задачи ребенок вместо анализа как бы зацикливается на одном из вариантов решения задачи.

Особенности волевых качеств личности умственно отсталых детей.

Л.С Выготский разделял идею Сегена о значении слабости побуждений и писал, что " именно в дефекте овладения собственным поведением лежит главный источник всего недоразвития умственно отсталого ребенка"

  • формирование произвольной регуляции поведения умственно отсталого ребенка затруднено.
  • Несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям сочетаются с признаками противоположного свойства. Они способны проявить волевое усилие в тех случаях, когда знают, как надо действовать и когда испытывают потребность в этом действии.
  • Безудержность. Действия детей нередко носят импульсивный характер, а их поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам. Проявление неадекватности поведения.
  • Часто проявление упрямства.
  • Внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями. Его легко подговорить

Особенности эмоциональной сферы

  • Долгое время чувства недостаточно дифференцированы.
  • Часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике.
  • Слабость интеллектуальной регуляции чувств, не корригируют чувства сообразно ситуации
  • Лабильность эмоциональных проявлений.

Легкая умственная отсталость

Дебильность (от лат. debilis – слабый, хилый) – легкая степень олигофрении, отличающаяся характерными чертами интеллектуальной недостаточности в виде рутинности мышления, отсутствия способности к абстрактному мышлению.

      Дебильность значительно труднее распознается, поскольку отсутствуют грубые расстройства, как при имбецильности. Дифференцирование особенно осложняется в случаях, когда больной обладает достаточным запасом слов, и еще более затрудняется, если имеется хорошая механическая память, что может затруднить выявление слабости суждения.

Эти дети способны обучаться по специальной программе. Эта программа основана на конкретно-наглядных методах обучения, она значительно облегчает усвоение математики, письма, чтения и других предметов. В дальнейшем возможно приобретение профессиональных навыков и самостоятельный труд на производстве.

       Такие дети приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в беседе. Однако для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность понимания слов, значение употребляемых слов неточное. Слово не используется в полной мере как средство общения. Обнаруживается отставание активного словаря от пассивного. Понимает значительно больше, чем говорит сам. Активный лексикон недостаточен и перегружен штампами. Нарушение грамматического строя связано с редкостью использования прилагательных, предлогов и союзов, которых не хватает в активном словаре. Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания, прочитанного или услышанного. В некоторых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития.

         Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого и что такое он сам. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.

       Произвольное внимание нецеленаправленное, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Это создает большие трудности при овладении школьной программой и элементами самообслуживания.

     Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения сиюминутных потребностей, непоследовательное, стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Ребенок не планирует свою активность по этапам, не пытается заранее предвосхитить последствия. Даже подросток замахивается на то, чтобы стать учителем, врачом, летчиком, не учитывая возможных трудностей.

     Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях.

     Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Они не соответствуют значительности изменений, происходящих вокруг и с самим человеком. Он бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и даже агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные переживания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возникающая неудовлетворенность отказом в получении увиденной игрушки, сладостей вне зависимости от материальных возможностей

является причиной несдержанного гнева.

     Настроение, как правило, неустойчивое.  Существующее мнение о том, что степень эмоционального недоразвития соответствует глубине интеллектуального дефекта, на практике не всегда подтверждается. Часть умственно отсталых оказывается способной серьезно переживать свои ограниченные способности. В связи с этим они являются группой повышенного риска по возникновению невротических расстройств.

    Произвольная активность лиц данной категории отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов.

       Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, неожиданно. Оно то отличается пассивностью, то прерывается неожиданными и обычно неуместными поступками, что, безусловно, затрудняет приспособление такого человека к жизни.

       Все же при определенной зрелости личности большинство из них достигают независимости в сфере ухода за собой. Способны самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться, управлять функциями кишечника и мочевого пузыря. Овладевают практическими и домашними навыками, даже если их развитие значительно медленнее, чем в норме. Несмотря на то, что такие люди усваивают поведенческие нормы, их ролевые функции в обществе ограничены. Это особенно отчетливо выражено в современном обществе, характеризующемся множеством ролей, что ограничивает способности лиц с легкой умственной отсталостью к адаптации.

     Несамостоятельность, повышенная внушаемость и склонность к подражанию нередко приводят к тому, что поведение находится в большой зависимости от влечений и аффектов, от непосредственных обстоятельств, в которых умственно отсталый индивид находится.

     Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении развития локомоторных функций, непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости, у многих детей особые трудности вызывают чтение и письмо.

     В большинстве случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и ручной полуквалифицированный труд. Они овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи, вышивальщицы, картонажницы и т.д., не достигая высоких разрядов. В социальных условиях (например, в сельской местности), не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости может не вызывать трудностей приспособления. Тем не менее, если наряду с этим отмечаются заметные эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей, или затруднения в адаптации.

Умеренная умственная отсталость

Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и неспособное к образованию отвлеченных понятий. Медленно (запаздывание на 3–5 лет) развиваются понимание и использование речи, окончательное развитие в этой области ограничено.       Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, состоит из часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

     Развитие статических и локомоторных функций очень задержано, и они недостаточно дифференцированы. Страдают координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать. Моторная недостаточность обнаруживается в 90–100% случаев. Даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу и не способны ее сохранить в течение более чем несколько секунд. Возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.

      Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек и шнурков. Некоторые лица нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.

    У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабое активное внимание препятствует достижению любой поставленной, в том числе элементарной, цели.

     В связи с этим даже игровая деятельность затруднена.  

    Запас сведений и представлений мал. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо резко ограничено.           Отмечается недоразвитие восприятия и памяти. Незначительная часть таких лиц (главным образом, за счет неплохой механической памяти) добивается ограниченных школьных успехов, осваивая основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета.

   Специальные образовательные программы могут дать возможности для развития их ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. Освоенные знания они применяют с трудом, зачастую механически, как заученные штампы. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного контроля (постоянные наблюдения и указания).

     Независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди, в общем, полностью мобильны, физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

Характерна большая вариабельность при тестировании способностей. Некоторые из них достигают относительно высокого уровня по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков, по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи. В других случаях значительная неуклюжесть сочетается с некоторыми успехами в социальном взаимодействии (общении) и элементарном разговоре.

      Уровни развития речи различны: одни могут принимать участие в простых беседах, другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях (в еде, одежде, защите). Некоторые так никогда и не овладевают способностью пользоваться речью, хотя и могут понимать простые инструкции и усвоить значения ряда жестов, позволяющих им в некоторой степени компенсировать недостаточность речи.

     У детей могут обнаруживаться аутистические проявления или другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые абилитационные мероприятия (воспитательно-педагогические и медицинские меры по приспособлению к жизни). Одни из них добродушны и приветливы. Другие раздражительны, злобны, агрессивны. Третьи упрямы, лживы, ленивы. У многих отмечается повышение и извращение влечений, в том числе и расторможенная сексуальность. Они склонны к импульсивным (неожиданным) поступкам. У части детей появляются эпилептические припадки в форме расстройств сознания, сопровождающихся судорогами. Могут наблюдаться нарушения развития конечностей, кистей, пальцев, головы, кожи, внутренних органов, гениталий, зубов, лица, глаз, ушей.

     Большинство взрослых способны выполнять простые, неквалифицированные операции при условии постоянного наблюдения и руководства, учитывающего их индивидуальные качества, в условиях стабильности среды и неизменности предъявляемых к ним требований. Они нуждаются в социальной защите и помощи. Оптимальной социальной нишей для них является семья (особенно живущая в сельской местности и занятая сельскохозяйственным трудом) или социальные учреждения.

Тяжелая умственная отсталость

Мышление не только очень конкретное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. Коэффициент умственного развития находится в пределах 35–20. По клинической картине, наличию последствий перенесенных органических повреждений и сопутствующих расстройств эта категория лиц во многом сходна с таковыми, страдающими умеренной умственной отсталостью. У большинства наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации или другая сопутствующая патология, указывающая на наличие клинически значимого повреждения или нарушенного развития ЦНС.

С большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Они могут ознакомиться с самыми элементарными школьными знаниями.

       В связи с этим их обучение сводится к тренировке навыков самообслуживания и освоению ориентировки в окружающей среде, развитию общения. Могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения, несмотря на серьезное ее недоразвитие, выделять людей, которые хорошо к ним относятся, кроме того, у них имеются элементы социализации эмоций. Даже достигнув юношеского возраста, они способны овладеть лишь элементарными трудовыми процессами.

        Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией: параличами, парезами и др. Соматическая симптоматика у большинства этих больных – неотъемлемая часть клинической картины. У них наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов и внутренних органов, диспластическое телосложение, дисгенетические признаки и многое другое. Как правило, не могут существовать самостоятельно, требуют постоянной помощи и поддержки.

Глубокая умственная отсталость

      Коэффициент умственного развития ниже 20. Весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований, или инструкций.

      Не развиты внимание, восприятие, память.

      Отсутствуют способности к элементарным процессам мышления.

Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь рудиментарные формы общения. Они не способны или мало способны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и поддержке.

      Понимание и использование речи резко ограничено выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Чаще вместо речи – отдельные нечленораздельные звуки или слова с непониманием их смысла. Потребности и действия носят примитивный характер, двигательные реакции хаотичные, нецеленаправленные, наблюдаются стереотипные раскачивания, двигательное возбуждение, без всяких внешних причин.

     Часть таких детей могут приобретать простые зрительно пространственные навыки и при соответствующем контроле и руководстве принимают участие в приеме пищи за столом. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. С трудом ориентируются в пространстве.

    Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Съедобное и несъедобное не различают. 

     Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть.

     Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления сексуального возбуждения – безудержный онанизм. Одни – апатичны, вялы, другие – злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны. В большинстве случаев причина глубокой умственной отсталости – последствия органических внутриутробных, родовых и других повреждений мозга. Имеют место неврологические нарушения, оказывающие влияние на больного. Нередко наблюдаются эпилептические припадки. Могут быть серьезные соматические пороки развития и заболевания. Встречаются расстройства зрения и слуха. Особенно часты такие общие расстройства развития, как апатичный аутизм (в наиболее тяжелых формах). Эти расстройства наиболее характерны для больных, неспособных самостоятельно передвигаться.

 Таким образом, умственная отсталость – сборная группа стойких непрогрессирующих патологических состояний различной этиологии и патогенеза, но объединяемых по сходству главной клинической картины наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации.

Структура дефекта «умственная отсталость»

Структура дефекта строится из первичных и вторичных дефектов аномального развития. Первичные дефекты обусловлены биологическим характером болезни (нарушения при локальных поражениях мозга) вторичные дефекты возникают опосредованно в процессе аномального развития. Деление дефектов на первичные и вторичные впервые было предложено Л.С. Выготским на основании выдвинутого им положения о системном строении дефекта [3, с.70]

В процессе развития изменяется иерархия между первичными и вторичными, биологическими и социально обусловленными нарушениями. Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т.е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».

 Основные и вторичные нарушения при олигофрении (Т. Сомойлова).

  • Э. Сеген (1903): основной дефект – недоразвитие волевой сферы. Эту точку зрения поддерживали Солье, Г.Я. Трошин.
  • К. Левин: в основе умственной отсталости видел фактор костности и вязкости аффекта, из этого он выводил свойственную для детей-олигофренов общую «малую подвижность психики».  Сами интеллектуальные нарушения он отодвигал к периферии, расценивая их как производные аффективной недостаточности. Экспериментальные исследования процессов психического пресыщения и замещения неудовлетворенной потребности: у детей-олигофренов возвращение к прерванному действию наблюдается значительно чаще, чем в норме. У здоровых детей замещающее действие обладало замещающей значимостью.  По мнению К. Левина, это свидетельствует о малой динамической связи отдельных потребностей друг с другом, что ведет к функциональной неподвижности и трудности дифференциации.
  • Л.С. Выготский: Полемика с К. Левином. В экспериментах Л.С. Выготского была выявлена тесная зависимость аффективных расстройств от интеллектуальных.  У здорового ребенка действия развертываются в смысловом плане, а у умственно отсталого - в наглядной ситуации. Недоразвитие мышления, речи, высших форм памяти Л.С. Выготский рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные усвоением социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга.
  • С. Я. Рубинштейн: ядерным симптомом, вытекающим из-за неполноценности коры, считала недостаточную познавательную активность, слабость ориентировочной реакции.
  • М.С. Певзнер считала основной морфологической базой недоразвитие лобных долей мозга. Наиболее страдают третичные поля, филогенетически более молодые – лобно-теменные отделы.

Обобщая, можно сказать, что в основе нарушения познавательной деятельности при олигофрении лежит 2 причины: дефект волевой сферы и слабость уровня психических процессов, связанного с обобщением и отвлечением. А также общая линия недоразвития «сверху вниз» и «снизу-вверх».

Литература:

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу "Коррекционная педагогика и специальная психология"/ Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 - 448с.

2. Основы коррекционной педагогики: курс лекций / авт.-сост. С.В. Лауткина. –Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 211 с.

3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст).  Советы педагогам и родителям по подготовке детей с особыми проблемами в развитии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 304с.

4 http://studopedia.ru/12_76090_organizatsiya-pomoshchi-umstvenno-otstalim-detyam.html - сайт Студопедия.

5. Информационное обеспечение программы дистанционного курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью» для студентов высшего профессионального образования: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012 – 104с

6. Симановский А.Э. Информационное обеспечение программы дистанционного курса: «Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью» для студентов высшего профессионального образования: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012 – 104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью".

Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью....

Мотивация учебно-познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью.

Под умственной  отсталостью следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психи...

«Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью»....

«Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе ознакомления с окружающим у детей с умственной отсталостью»....

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (4-5 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....

«Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью». (8-9 класс)

laquo;Коррекция познавательной деятельности на основе формирование элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью»....

«Информационно-коммуникативные технологии в процессе воспитания детей с умственной отсталостью в условиях специальной школы».

Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жи...