Причины неправильного звукопроизношения
консультация
Четыре причины, которые мешают дошкольнику своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_nepravilnogo_zvukoproiznosheniya.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
Существуют причины, которые мешают дошкольнику своевременно и без специальной логопедической помощи овладеть правильным произношением звуков речи. Если говорить о детях с нормальным слухом и интеллектом и не имеющих к тому же резких отклонений в поведении, то таких причин четыре:
- трудности различения некоторых сходных звуков на слух (при отсутствии снижения слуха), то есть недоразвитие фонематического слуха у ребёнка;
- выраженные дефекты в строении речевых органов (губ, зубов, челюстей, языка, мягкого и твёрдого нёба)
- недостаточная подвижность губ и языка;
- отсутствие правильного образца для подражания, отсутствие внимания к речи ребёнка со стороны взрослых.
Во многих случаях две или даже несколько причин могут наблюдаться одновременно.
Если ребёнок не улавливает на слух различия между сходными акустически или артикуляторными звуками (например, с-ш, р-л, с-ц, з-ж и т. д.), т.е. эти звуки ему кажутся одинаковыми, то у него нет и стимула к совершенствованию своего звукопроизношения. Основной причиной звуковых замен в данном случае являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.
По состоянию же артикуляторных органов ребёнок вполне мог бы в положенный срок овладеть правильным произношением того или иного звука. Эта форма нарушений звукопроизношения особенно коварна тем, что с началом школьного обучения имеющиеся в устной речи ребёнка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме. Ребёнок как говорит, так и пишет, например: «суба» вместо «шуба», то есть возникает так называемое «косноязычие в письме». Однотипные трудности возникают и при чтении. Таким образом, в этих случаях на основе одного своевременно не устранённого нарушения речи появляются ещё и новые. В данном случае необходимо проводить большую работу по развитию слуховой дифференциации звуков, развитию фонематического слуха.
Другой частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка:
- неправильное строение челюстей и зубов (отсутствие или неправильное расположение зубов, неправильный прикус и т. д.)
- слишком большой или слишком маленький язык;
- короткая подъязычная связка языка (уздечка языка) – она мешает нормальному подъёму языка вверх;
- расщелина верхней губы, расщелина твёрдого и мягкого нёба и т. д. При дефектах в строении речевых органов звуки речи чаще всего произносятся искажённо. В этих случаях родители должны с самого начала понимать, что овладение правильным произношением звуков у ребёнка будет протекать в усложнённых условиях и что ему может потребоваться врачебно-логопедическая помощь (помощь детского стоматолога, ортодонта и т. д.) Правда, иногда и при дефектах в строении речевых органов детям удаётся овладеть правильным звукопроизношением, но так к сожалению, бывает далеко не во всех случаях.
Иногда недостатки звукопроизношения бывают вызваны недостаточной подвижностью речевых органов (языка, губ и т. д.). Чаще всего речь здесь идёт о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краёв или спинки. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придаёт речи оттенок шепелявости.
Совершенно необходимым условием для овладения правильным звукопроизношением является правильная, отчётливая и неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей. Это образец для его подражания.
Совсем недопустимым является «сюсюканье» взрослых с ребёнком («Да ты мой долёгой, холёсенький!»). В данном случае ребёнок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь, и они сами ей подражают!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
6 класс Урок: ПРИЧИНЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КЛИМАТ Причины влияющие на
Сформировать представление учащихся об основных причинах оказывающих влияние на климат. Продолжить формировать умение работать с катами и схемами....
Причины, последствия и оценка установления диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий.
Технологическая карта к уроку по ИКС в 11 кл....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион» Интегрированно...
Консультация для родителей «Как влияет неправильная речь окружающих на звукопроизношение ребенка? "
Консультация для родителей о том как влияет неправильная речь окружающих на речь ребёнка....
Технологическая карта урока Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).
Тема урока: Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»).Цели для уч...
Памятка для родителей «Причины нарушения звукопроизношения»
Причины нарушения звукопроизношения могут быть различными. Одна из самых распространенных, является неправильное строение артикуляционного аппарата: укороченная подъязычная уздечка, слишком большой не...
Консультация для родителей: «Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи).
Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится...