Авторские логоритмические упражнения для закрепления пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ
методическая разработка
Авторские логоритмические упражнения для закрепления пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_vremena_goda.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Надежда» «Нижнекамская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Авторские логоритмические упражнения для закрепления пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ
Составила: Мерясева Ирина Владимировна
учитель-дефектолог I кв. категории
г. Нижнекамск, 2024
Особое место в работе над речью детей с ОВЗ дошкольного возраста занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года. День и ночь. Сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слова, слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Для изучения пространственно-временных понятий предлагаются логоритмические упражнения, которые помогают дошкольникам с ОВЗ в доступной форме понять и закрепить сменяемость времен года. Эти упражнения можно использовать как на занятиях, так и при проведении утренней гимнастики, так и в свободное время.
За основу взята музыка А. Филлипенко «По малину в сад пойдем», слова И.В. Мерясевой.
Цель логоритмических упражнений – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка – дошкольника посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи.
Задачи логоритмических упражнений:
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
Коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Лексические темы: «Осень», «Фрукты».
За яблоками пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
В сад пойдём, в сад пойдём,
Много яблок наберём, наберём, наберём (Имитация сбора яблок с дерева).
Осень – да, к нам идет, (Поднять руки вверх)
Красит все тропинки. (Развести руки в стороны)
Что она нам принесет (Наклон вправо)
В яркие корзинки? (Наклон влево)
За грушами в сад пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
В сад пойдём, в сад пойдём,
Много груш мы наберём, наберём, наберём (Имитация сбора груш с дерева).
Осень – да, к нам идет, (Поднять руки вверх)
Красит все тропинки. (Развести руки в стороны)
Что она нам принесет (Наклон вправо)
В яркие корзинки? (Наклон влево)
За сливами в сад пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
В сад пойдём, в сад пойдём,
Много слив мы наберём, наберём, наберём. (Имитация сбора слив с дерева).
Осень – да, к нам идет, (Поднять руки вверх)
Красит все тропинки. (Развести руки в стороны)
Что она нам принесет (Наклон вправо)
В яркие корзинки? (Наклон влево)
За лимонами пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
В сад пойдём, в сад пойдём,
Ой, лимонов наберём, наберём, наберём (Имитация сбора лимонов с дерева).
Лексические темы: «Осень», «Овощи».
В огород мы все пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
Ой, пойдём. Ой, пойдём.
И морковки соберём, (Имитация сбора моркови с грядки).
Соберём, соберём.
Осень – да, к нам идет, (Поднять руки вверх)
Красит все тропинки. (Развести руки в стороны)
Что она нам принесет (Наклон вправо)
В яркие корзинки? (Наклон влево)
В огород мы все пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
Ой, пойдём. Ой, пойдём.
И лучка мы соберём, (Имитация сбора лучка с грядки).
Соберём, соберём.
Осень – да, к нам идет, (Поднять руки вверх)
Красит все тропинки. (Развести руки в стороны)
Что она нам принесет (Наклон вправо)
В яркие корзинки? (Наклон влево)
В огород мы все пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
Ой, пойдём. Ой, пойдём.
И капусты соберём, (Имитация сбора капусты с грядки).
Соберём, соберём.
Осень – да, к нам идет, (Поднять руки вверх)
Красит все тропинки. (Развести руки в стороны)
Что она нам принесет (Наклон вправо)
В яркие корзинки? (Наклон влево)
В огород мы все пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
Ой, пойдём. Ой, пойдём.
Огурцов мы соберём, (Имитация сбора огурцов с грядки).
Соберём, соберём.
Осень – да, к нам идет, (Поднять руки вверх)
Красит все тропинки. (Развести руки в стороны)
Что она нам принесет (Наклон вправо)
В яркие корзинки? (Наклон влево)
Лексические темы: «Зима», «Зимние забавы».
Мы на лыжах в лес пойдем (имитация ходьбы на лыжах)
Ой, пойдём. Ой, пойдём
Зайца белого найдём, (Приставляют раскрытые ладони к голове «ушки»)
Ой, найдём. Ой, найдём.
Зимушка, ты зима! (Поднять руки вверх)
Белая какая! (Развести руки в стороны)
Зимушка, ты зима! (Наклон вправо)
Снежная такая! (Наклон влево)
А мы саночки возьмём, (Имитация «Везём саночки»)
Ой, возьмём. Ой, возьмём.
И на горочку пойдём. (Ходьба с наклоном вперед)
Ой, пойдём. Ой, пойдём.
Зимушка, ты зима! (Поднять руки вверх)
Белая какая! (Развести руки в стороны)
Зимушка, ты зима! (Наклон вправо)
Снежная такая! (Наклон влево)
Мы ледяночки возьмём, (Имитация «Везём ледяночки»)
Ой, возьмём. Ой, возьмём.
И на горочку пойдём. (Ходьба с наклоном вперед)
Ой, пойдём. Ой, пойдём.
Зимушка, ты зима! (Поднять руки вверх)
Белая какая! (Развести руки в стороны)
Зимушка, ты зима! (Наклон вправо)
Снежная такая! (Наклон влево)
Мы снежки сейчас возьмём, (Имитация «лепки снежка»)
Ой, возьмём. Ой, возьмём.
Их бросать сейчас начнем, (Имитация бросков снежков)
Ой, начнём. Ой, начнём.
(Можно использовать заранее приготовленные снежки из бумаги, поролона и других мягких средств)
Лексические темы: «Весна».
Мы в весенний лес пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
Ой, пойдём. Ой, пойдём
Зайца серого найдём, (Приставляют раскрытые ладони к голове «ушки»)
Ой, найдём. Ой, найдём.
Вёснушка, ты весна, (Поднять руки вверх)
Светлая какая! (Развести руки в стороны)
Вёснушка, ты весна, (Наклон вправо)
Тёплая такая! (Наклон влево)
Мы в весенний лес пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
Ой, пойдём. Ой, пойдём.
Лису рыжую найдём,
Ой, найдём. Ой, найдём. (Ходьба на носочках)
Вёснушка, ты весна, (Поднять руки вверх)
Светлая какая! (Развести руки в стороны)
Вёснушка, ты весна, (Наклон вправо)
Тёплая такая! (Наклон влево)
Мы в весенний лес пойдём, (Двигаются друг за другом, притопывая ногами)
Ой, пойдём. Ой, пойдём.
Волка серого найдём,
Ой, найдём. Ой, найдём. (Легкий бег на месте)
Вёснушка, ты весна, (Поднять руки вверх)
Светлая какая! (Развести руки в стороны)
Вёснушка, ты весна, (Наклон вправо)
Тёплая такая! (Наклон влево)
А медведь весной не спит, (Ходьба вперевалочку)
Ой, не спит. Ой, не спит.
Из берлоги он глядит,
Он глядит, он глядит. (Ребро ладони ставит на надбровные дуги и посматриваем по сторонам, затем меняем руку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие регионального уровня. Семинар: "Практикум проведения логопедических игр и логоритмических упражнений".
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ЛОГОПЕД МАСТЕР. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ И ДЕФЕКТОЛОГОВ.Практикум проведения логопедических игр и логоритмических упражнений. (Семинары проводились по расписанию ...
Логоритмические упражнения
1 Логоритмика.С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличени...
Музыкальная Логоритмическая игра с видеоматериалом «Веселый колокольчик» для дошкольников
Каждый ребенок держит в руках колокольчик. Педагог поет нечетные фразы песенки, а дети — четные, подыгрывая себе на колокольчиках.Веселый колокольчик —Динь-динь-динь.Смеется и хохочет...
Музыкальная Логоритмическая игра с видеоматериалом «Бежали Бегемотики» для дошкольников
Музыкально-ритмическая игра «Бежали бегемотики» Логоритмические песенкиТекст игры:Бежали бегемотикиНадутые животикиБежали и бежалиИ дружно повторялиЛадонь-кулак, ты тоже делай...
Рекомендации родителям дошкольников по развитию пространственно-временных представлений
Родители могут помочь в формировании пространтвенно-временных представлений дошкольников, младших школьников, следуя рекомендациям....
Картотека логоритмических упражнений для дошкольников
Картотека логоритмических упражнений для дошкольников...
Авторские упражнения с речевым сопровождением по лексической теме «Части суток» для формирования пространственно-временных понятий дошкольников с ОВЗ
В дошкольном возрасте формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом. Время и пространство – наиболее трудная категория для усвоения дошкольниками с ОВЗ, поэтому необход...