Диагностика детей с трудностями в обучении
статья

Рекомендации для дефектологов ПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_detey_s_trudnostyami_v_obuchenii.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика детей с трудностями в обучении.

Проблема уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем диагностики детей. В особой мере это относится к дефектологии, где степень недоразвития познавательных процессов кладется в основу соответствующего заключения (диагноза), определяет социальный статус ребенка и форму обучения.

Педагогическая диагностика – преимущественно диагностика обученности и обучаемости разнообразным социальным знаниям, умениям и навыкам, как житейского, так и академического порядка. Правильное и своевременно поставленное заключение является необходимым условием успешного развития, обучения и воспитания детей.

Причинами отставания обучающихся по программе часто являются:

- пробелы в знаниях по предыдущему материалу,

- трудностями при анализе (синтезе) и обобщении материала,

- недостаточное развитие способности к сравнению, сложности при классификации и сериации,

- инертность, шаблонность деятельности, стереотипность действий,

- негибкость мышления, неумение мыслить абстрактными категориями,

- ограниченность и неточность словарного запаса, аграмматизмы, недостаточное развитие связной речи,

- ограниченные и фрагментарные знания и представления о предметах и явлениях  окружающего мира.

Дети, испытывающие значительные трудности в обучении, направляются на консультацию к учителю-дефектологу. Консультирование начинается с ознакомления с документацией, выяснения запроса родителя, цели направления и основных проблем в обучении. Педагогическое обследование включает: беседу с ребенком, определение уровня сформированности по основным учебным предметам, представлений об окружающем мире, развития познавательной деятельности и речи.

По ходу диагностики или по ее завершению (по возможности без присутствия ребенка) разбираются задания, в которых ребенок испытывал затруднения, констатируются в соответствии с нормой развития. Даются рекомендации по выявленным проблемам, направление к специалистам (психолог, логопед), на ПМПК по необходимости.

Обученность объективируется пониманием сущности адекватных возрасту заданий. В случае существенного отставания в развитии оценка обученности базируется на характеристике качества овладения практическими действиями. Обучаемость определяется по способности ребенка усвоить алгоритм деятельности и перенести его на аналогичное задание (при отсутствии опыта выполнения подобных заданий), исходя из уровня оказываемой помощи (постепенное снижение уровня сложности задания, подачи инструкций).

При обследовании детей раннего возраста обращается внимание на принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности.

При обследовании детей дошкольного возраста целесообразно ориентироваться не на календарный возраст, а на возрастную группу, которую посещает ребенок. У него должны быть сформированы знания и навыки, соответствующие предшествующему году обучения. Особую сложность для диагностики представляют случаи, когда ребенок не посещал образовательную организацию, плохо владеет русским языком, сменил место жительства. Здесь особое внимание уделяется оценке обучаемости, а не обученности.

При обследовании детей школьного возраста задания подбираются в соответствии с ранее изученной программой предшествующего года обучения. Обследование целесообразно начинать с более сложных заданий по основным предметам. Задания для оценивания обученности и обучаемости подбираются на основе учебного материала. Различные задания на логику и сообразительность являются наиболее ценными в обследовании. У детей, длительно не посещающих образовательную организацию по различным причинам, специалист оценивает какому году соответствуют имеющиеся знания у ребенка.

В ходе беседы с ребенком и родителями, наблюдения, психолого-педагогического обследования ребенка, ознакомления с документацией, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие, специалистом решаются следующие задачи:

- отграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях;

- определение заключения (ведущего нарушения);

- прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития, необходимой коррекционной работы.

Следовательно, учитель-дефектолог осуществляет целостное педагогическое обследование детей дошкольного и школьного возраста с различными трудностями в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оказание помощи детям с трудностями в обучении

На проблемы в учебном процессе можно смотреть с двух сторон: с точки зрения учителя или с точки зрения ученика. Оба вида проблем часто обозначают общим названием «трудности обучения или трудности в об...

Специальное образование детей с трудностями в обучении

В отличие от детей, страдающих умственной отсталостью, у которых наблюдается недоразвитие мозговых структур, у детей с задержкой психического развития можно наблюдать мозаичные органические повреждени...

Выступление на педсовете "Модель реабилитационного пространства как компонент образовательной среды школы для детей с трудностями в обучении и социализации"

В выступлении "Модель реабилитационного пространства  как компонент образовательной среды  школы для детей с трудностями  в обучении и социализации" приводятся примеры организ...

Методы исследования детей с трудностями в обучении

Методы исследования детей с трудностями  в обучении...