«Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в коррекционных классах общеобразовательного учреждения»
материал
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР в образовательной организации осуществляется посредством тесного сотрудничества и взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника, воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»
«Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в коррекционных классах общеобразовательного учреждения»
Подольск
2024 г.
В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация» и «защищенность» ребенка в образовательной среде.
Одной из основных функций образовательного стандарта является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки – специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.
Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательной среде, – это система психолого-педагогического сопровождения и коррекционно-развивающей работы, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Главной целью психолого-педагогического сопровождения является оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ТНР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного психического развития.
Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ТНР являются:
• сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
• формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
• дифференциация и индивидуализация обучения;
• мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
• формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
• обеспечение осознанного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;
• поддержка детских объединений, ученического самоуправления. Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию следующих этапов:
1-й этап, диагностический, предусматривает:
• диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;
• установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;
• психолого-педагогическую диагностику особенностей развития ребенка;
• определение социально-бытовых условий в семье.
2-й этап. На втором этапе осуществляется:
• оказание необходимой помощи родителям ребенка (консультирование);
• просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;
• разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;
• коррекционно-развивающая работа.
3-й этап. На третьем этапе совершается:
• мониторинг динамики развития ребенка;
• анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;
• мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год
(ребенок, родители, педагоги).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР в образовательной организации осуществляется посредством тесного сотрудничества и взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника, воспитателя. При этом целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность коррекционно-развивающего воз- действия на ребенка с речевыми нарушениями. В связи с тем, что тяжелые нарушения речи часто становятся следствием поражения центральной нерв- ной системы, регулярное наблюдение у невролога и/или психиатра является фундаментом коррекционного воздействия.
Важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении является школьный психолого-педагогический консилиум (ШППк).
Психолого-педагогический консилиум – одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющая образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачи ШППк:
• выявление трудностей в освоении образовательных программ, особен- ностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для по- следующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
• разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
• консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; со- держания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
• контроль за выполнением рекомендаций ШППк.
Заседания ШППк проходят раз в месяц, могут быть плановыми и внепла- новыми.
Плановые заседания ШППк проводятся в соответствии с графиком – для оценки динамики обучения и коррекции, для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся.
Внеплановые заседания ШППк проводятся при отрицательной (положи- тельной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка в соответствии с запросами его родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников; с целью решения конфликтных ситуаций и в других случаях.
При проведении ШППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ШППк, степень социализации и адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая игра "Тропа доверия" для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы
План проведения психолого-педагогической игры "Тропа доверия"...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов с юношами 10-х классов общеобразовательного учреждения
Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и...
Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования
Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС И НОДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Работа психолого-педагогического сопровождения с детьми с РАС и НОДа....
Психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.
Аннотация: статья посвящена психолого- педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в МКОУ Устьянцевской СОШ, которое является неотъемлемой частью образовательного процесса и выступает как...
Организация и методическое сопровождение преподавания английского языка в 9 классе общеобразовательной школе
Рабочая программа ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) 9 КЛАСС (очная форма обучения)...