«Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в коррекционных классах общеобразовательного учреждения»
материал

Ассаулова Оксана Юрьевна

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР в образовательной организации   осуществляется   посредством   тесного   сотрудничества и взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника, воспитателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

                   

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16»

«Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР в коррекционных классах общеобразовательного учреждения»

Подольск

2024 г.

         В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация» и «защищенность» ребенка в образовательной среде.

         Одной из основных функций образовательного стандарта является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки – специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

         Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.

Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательной среде, – это система психолого-педагогического сопровождения и коррекционно-развивающей работы, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

       Главной целью психолого-педагогического сопровождения является оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ТНР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.

       Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических условий для гармоничного  психического развития.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ТНР являются:

•        сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

•        формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

•        дифференциация и индивидуализация обучения;

•        мониторинг возможностей и способностей обучающихся;

•        формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;

•        обеспечение осознанного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности;

•        поддержка детских объединений, ученического самоуправления.      Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию следующих этапов:

1-й этап, диагностический, предусматривает:

•        диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

•        установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

•        психолого-педагогическую диагностику особенностей развития ребенка;

•        определение социально-бытовых условий в семье.

2-й этап. На втором этапе осуществляется:

•        оказание необходимой помощи родителям ребенка (консультирование);

•        просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

•        разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей;

•        коррекционно-развивающая работа.

3-й этап. На третьем этапе совершается:

•        мониторинг динамики развития ребенка;

•        анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

•        мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год

(ребенок, родители, педагоги).

        Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР в образовательной организации   осуществляется   посредством   тесного   сотрудничества и взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, учителя-предметника, воспитателя. При этом целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность коррекционно-развивающего воз- действия на ребенка с речевыми нарушениями. В связи с тем, что тяжелые нарушения речи часто становятся следствием поражения центральной нерв- ной системы, регулярное наблюдение у невролога и/или психиатра является фундаментом коррекционного воздействия.

Важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении является школьный психолого-педагогический консилиум (ШППк).

Психолого-педагогический консилиум – одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющая образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

       Задачи ШППк:

•        выявление трудностей в освоении образовательных программ, особен- ностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для по- следующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

•        разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

•        консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; со- держания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

•        контроль за выполнением рекомендаций ШППк.

Заседания ШППк проходят раз в месяц, могут быть плановыми и внепла- новыми.

        Плановые заседания ШППк проводятся в соответствии с графиком – для оценки динамики обучения и коррекции, для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся.

        Внеплановые заседания ШППк проводятся при отрицательной (положи- тельной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие ребенка в соответствии с запросами его родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников;   с   целью   решения   конфликтных   ситуаций и в других случаях.

       При проведении ШППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ШППк, степень социализации и адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Методические рекомендации по организации и проведению учебных сборов с юношами 10-х классов общеобразовательного учреждения

Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы предусматривают проведение ежегодных учебных сборов в образовательных учреждениях, которые организуются и...

Организация психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

Презентация об основах организации психолого - педагогического сопровождения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАС И НОДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа психолого-педагогического сопровождения с детьми с РАС и НОДа....

Психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Аннотация: статья посвящена психолого- педагогическому сопровождению  обучающихся с ОВЗ в МКОУ Устьянцевской СОШ, которое является неотъемлемой частью образовательного процесса и выступает как...

Организация и методическое сопровождение преподавания английского языка в 9 классе общеобразовательной школе

Рабочая программа ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) 9 КЛАСС (очная форма обучения)...