Использование психолого - педагогических приемов преодоления внутреннего сопротивления родителей при организации инклюзивного образования детей.
методическая разработка
Представление опыта работы по использованию психолого - педагогических приемов, способствующих преодолению внутреннего сопротивления родителей при организации инклюзивного (включающего) образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p-p_priemy_dlya_roditeley_pri_organizatsii_inklyuzii.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Березовская средняя общеобразовательная школа № 1
Мастер-класс
для педагогических работников образовательных учреждений
общего среднего образования детей
«Использование психолого-педагогических приёмов
преодоления внутреннего сопротивления родителей
при организации инклюзивного образования детей»
Подготовила:
учитель – логопед
А.С. Булгакова
2022 год
Использование психолого-педагогических приёмов
преодоления внутреннего сопротивления родителей
при организации инклюзивного образования детей
(мастер-класс)
План-конспект мастер-класса
Цель мастер-класса: представление опыта работы по использованию психолого-педагогических приемов, способствующих преодолению внутреннего сопротивления родителей при организации инклюзивного (включающего) образования детей.
Задачи мастер-класса:
1. Актуализировать знания педагогических работников ОУ по основным противоречиям, возникающим во взаимодействии педагогов, родителей и обучающихся при организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Способствовать использованию педагогами различных психолого-педагогических приемов, при организации работы с родителями обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Участники мастер-класса: педагогические работники образовательных учреждений общего среднего образования детей.
Основные этапы мастер-класса:
1. Вводная часть.
2. Основная часть
3. Заключительная часть.
Оборудование и материалы:
- компьютер, проектор, экран;
- конверты (либо блокноты) с вложенной бумагой для записи («портфельчики с полезностями»);
- бумага, ножницы, шаблоны, зерна кофе, гороха, риса;
- скотч или лейкопластырь, полупрозрачные повязки на глаза;
- тёмные очки с наклеенными на стекле мешающими элементами, беруши или наушники с плеером.
Демонстрационный материал:
- компьютерная презентация, видеофрагменты;
- сосуды с закрашенной водой, губки, пипетки;
Ход мастер – класса:
I. Вводная часть. (до начала мастер-класса демонстрируются 3 социальных ролика о детях-инвалидах, об отношении общества к ним)
* Приветствие присутствующих участников.
* Педагог-ведущий сообщает цель и задачи мастер – класса.
* Всем участникам раздаются бумажные «портфельчики с полезностями» (конверты), предлагается заполнить их в течение мастер – класса заинтересовавшими приемами.
II. Основная часть.
Одной из проблем инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями является нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе специалистов школы и осуществляется через лекторий для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, распространение памяток, оформление стендов, публикации в средствах массовой информации, в сети Интернет. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, правильно организовать общение с ними.
Начиная работу в этом направлении, были ожидания, что придётся пойти по долгому и трудному пути развития у обучающихся чуткости, отзывчивости, доброты, толерантного отношения. А на деле столкнулись совсем с другой проблемой. И ею стали различные страхи, негативные установки родителей, их далеко неоднозначное отношение к инклюзивному (включающему) образованию. Причём, это касается, как родителей обычных детей, так и родителей детей с ОВЗ. Анализируя сложившуюся ситуацию, прихожу к
следующим выводам:
- во-первых, страхи и негатив родителей обычных детей объясняются тем, что долгие годы в нашей стране инвалиды не появлялись на людях, а на улицах, если и встречались, то наглые, грязные, оборванные попрошайки, поэтому встреча с любым «не таким как все» вызывает «по старой памяти» первую негативную реакцию;
- во-вторых, так как большинство родителей обычных детей за всю свою жизнь не имели опыта общения с людьми с ОВЗ, не привыкли к этой ситуации, сейчас она для них, как минимум, непонятна и неизвестна, а всё непонятное и неизвестное – пугает, страшит и значит, от него надо защитить своего ребёнка;
- в-третьих, родители детей с ОВЗ, с одной стороны, хотят избежать негативного отношения со стороны окружающих к себе («как нагрешившим») и к своим детям, с другой, не всегда могут оценить реальные возможности ребят и, сравнивая их с остальными, предъявляют к ним («если уж они занимаются чем-то») слишком завышенные требования;
- в-четвёртых, если ребёнок с детства общается с детьми с различными ОВЗ, он понимает, что мир может быть разным и принимает это за норму. …Если, конечно, не вмешаются взрослые со своими страхами и негативами. Именно для того, чтобы сопротивление взрослых не изменило бы в худшую сторону настрой наших воспитанников на обучение рядом и вместе с «необычными» детьми, мы занялись активными поисками психолого-педагогических приёмов работы с родителями в такой ситуации. С некоторыми из них я сейчас вас буду знакомить.
ПЕСНЯ «Кот»
Скажите, пожалуйста, до сей минуты, что произвело на вас впечатление из нашего рассказа? (скорее всего – песня о коте и видео-отрывки). Это и есть первый приём, с которым мы хотели вас познакомить – рассказ, сопровождаемый эмоциональным видеорядом.
ОПЫТ С ГУБКОЙ
Для знакомства со следующим приёмом, предлагаю обратить внимание на предмет, лежащий на ваших столах.
– Что это? (вата, губка)
–Предлагаю перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство? (она хорошо впитывает жидкость)
– Представьте себе, что произойдет с ватой (губкой), если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее? (вата, губка станет синего цвета)
– А если мы вольем в вату, губку красную жидкость? (вата, губка станет красной).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью ваты, губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»? (родители высказывают собственные предположения).
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание».
Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей? (участники мастер-класса высказываются)
– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.
Это был один из примеров использования метафор –
прием, который удобно использовать в целях мотивации, когда нужно разговорить родителей т.к. он позволяет не напрямую «в лоб», а избегая защитных механизмов, достучаться до сознания человека.
Метафора лежит в основе мудрых изречений философов и писателей, древних и современных притч, сказок.
ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ ПРИТЧИ «Всё оставляет свой след» («О хромом коте»)
Поэтому, другим возможным вариантом применения метафоры является обсуждение притчи. Так, например, обсуждая с родителями вопрос о
последствиях грубого, обращения с ребенком с ОВЗ, можно использовать текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:
«Жил-был один несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своих отрицательных эмоций, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать себя. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, легче относиться ко всему терпимее и добрее, чем вбивать гвозди. Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.
Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе ни осталось, ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».
Мудрые изречения философов, цитаты писателей можно применять для обсуждения, оформления тематического стенда, памятки или следующим образом.
ЧТЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ МУДРЫХ ИЗРЕЧЕНИЙ (Экран)
На экране вы видите несколько изречений. Прочтите и выберите то, которое понравилось вам больше всего, попробуйте объяснить почему.
Демонстрируются слайды со следующими изречениями:
«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь». (Дзержинский Феликс Эдмундович)
«У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим… Куда не влекут способности, туда не толкай». (Коменский Ян Амос)
«Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком, более сознающим свое достоинство». (Чернышевский Николай Гаврилович)
«Инвалиды - это те же люди, только самые, самые...» (автор неизвестен)
«Инвалидность – это не обделенность судьбой, это, скорее, такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, и этот образ жизни может быть очень интересным - и мне, и другим». (Елена Дунаева, инвалид I группы)
УПРАЖНЕНИЕ «ПОРТРЕТ МОЕГО РЕБЁНКА»
Кроме того, для подготовленной и «разогретой» родительской аудитории может быть интересным упражнение «Портрет ребенка». Каждому родителю предлагается на одной стороне листа нарисовать своего ребёнка, отобразив, если есть ОВЗ, на другой – написать его главные качества, что он любит и не любит, чего боится и о чём мечтает. По окончании работы, при
обсуждении 2 страницы, родители обычно отмечают, что все дети похожи.
Потом, когда листы переворачиваются на сторону рисунка, для многих становится неожиданностью, а некоторые переживают инсайт от того, что, оказывается, среди этих «одинаковых» детей есть дети с ОВЗ.
Очень эффективным является проведение дискуссии после зачитывания одной из «исповедей» родителей особых детей. Например, такого интернет-письма:
«Да-да, в том и проблема, что отношение к другим людям надо воспитывать с детского сада, потом в школе, потом в институте. Часто ведь не только общество виновато, что ребенок плохо интегрируется, но и сами родители, которые прячут свое дитя.
Расскажу на своем примере, т.к. есть что сказать и чем поделиться. У нашей дочки дцп, в 4 года ходит только с поддержкой. Мы посещаем специализированную группу при школе для детей с ограниченными возможностями и еще развивалку для здоровых детишек 2-3 лет. Так вот, мы единственные из спецгруппы (а нас там человек 12 детишек), кто не боится ходить в обычный садик с обычными ходячими детьми. Когда мы
записывались, я сразу сказала куратору что девочка у нас неходячая, но умственно развивается отлично. Мы даже можем не ходить на физкультуру и музыкальное с танцами, но оплачивать их, если им будет неприятно видеть такого ребенка. Мы согласны просто на развитие мелкой моторики и общепознавательные занятия. И мне ответили, что они ничего
такого особенного не видят, если девочка будет бегать на физкультуре с мамой за ручку. Ну и мы пошли. Сначала мне было страшно. На нас косились другие мамашки. но потом все привыкли, а дети за год подросли, кое-что поняли и сами, без подсказок, начали помогать моей дочке. Не знаю, может, дома им мамы объяснили, что с нами, но за 2 года занятий я ни разу не
слышала шушуканья в спину или требования убрать нас с глаз подальше.
Так что проблема это двусторонняя: и сами инвалиды сидят дома, и общество не готово их принять. Надо учить педагогов объяснять особенности других людей здоровым детям».
Следующие несколько приёмов я предлагаю вам выделить самостоятельно из того занятия, в котором предлагаем сейчас принять участие. Необходимость разработки данного занятия для родителей возникла в связи с тем, что есть опасения, что часть из них, как ни странно, не учитывают особенности и ограниченные возможности своих детей и предъявляют слишком высокие требования к их результатам и успехам, сопоставляя их с
результатами и успехами других обучающихся
«ВОЛШЕБНЫЙ КЛЮЧИК»
Занятие для родителей детей с ограниченными возможностями (затрагиваемая проблема - необходимость в индивидуальном подходе к ребенку с учётом его возможностей и ограничений)
На слайдах рисунки («Замок» и «Ключи») для работы с использованием приёма сопроводительный текст:
- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено (замок).
- Правильно, замок. Какой это замок? (обычный, железный, закрытый и т.д.).
- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок? (ключ).
- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок? (нет).
- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, учитывая, где и с кем и по какому вопросу мы сегодня собрались? (замок – это ребенок, а ключи – формы и приемы взаимодействия с ним).
- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь сегодня.
- Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи? (возможно, например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки).
- Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.
Давайте попробуем понять какой «ключик» нужно использовать к каждому из наших «замочков», чтобы создать благоприятные условия для раскрытия возможностей и способностей каждого из детей.
Говорят, чтобы понять человека, надо встать на его место, это можно сделать, играя в ролевую игру. Участникам семинара предлагается «превратиться» в ребёнка с его определёнными возможностями и ограничениями и выполнить небольшие творческие задания.
«Превращение» происходит с помощью атрибутов, помогающих ограничить возможности, аналогично детским:
- полупрозрачные повязки на глаза и замазанные клеем солнцезащитные очки – для «превращения» в слабовидящих детей;
- многократно намотанный лейкопластырь вокруг кистей рук для «превращения» в детей с нарушением моторики рук;
- задание «в уме проговаривать от начала до конца таблицу умножения во время работы на занятии» - для «превращения» в детей, которые в силу своих физиологических особенностей не могут сосредоточиться на выполнении задания.
ОПЫТ № 1. Мы много говорим сегодня о здоровье. Но бывает так, что зрение человека – ценный дар природы, утеряно, либо с рождения человек не видит – слепой. Нам трудно представить такое состояние, но мы сейчас попытаемся попробовать на несколько секунд стать такими.
Сейчас я попрошу надеть солнцезащитные очки с мешающими значками на стеклах. Вы все хотя бы раз бывали в кинотеатре, сидели в зрительном
зале.
- Как вы думаете, в зрительный зал могут прийти люди, которые не видят глазами? (ответы) Эти люди могут прийти в зрительный зал, но они смогут только слушать, а не смотреть.
Предлагаю выполнить ещё одно задание « Демонстрируется отрывок фильма»
-Рефлексия: Что испытывали, при выполнении, этого задания? Хотелось ли вам снять очки и открыть глаза? Вы на себе почувствовали, что людям, потерявшим зрение или не имевшим его с рождения, никогда не стать даже на мгновение зрячими.
ОПЫТ № 2. Есть люди, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?
Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Подойдите ко мне 2 человека. Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к
туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя пиджак.
-И еще, без помощи рук развяжите шнурки на обуви (кроссовки спортивные на шнурках).
Рефлексия:
- Что испытывали? Что хотелось сделать?
-А верите ли вы, что такие люди участвуют в соревнованиях, танцуют, рисуют?
ОПЫТ № 3. Но бывает и так, когда Ребята-инвалиды с большим трудом владеют своим телом и отдельными его частями. Пальчики не слушаются.
Предлагаю обмотать пальчики скотчем несколько раз, чтобы чувствительность была пониженной и – вырезать ладошки из бумаги. При выполнении задания, я очень внимательно отношусь к каждому участнику и оказываю ему необходимую помощь (с учётом ограничений в возможностях), но не делаю все за «Ребёнка».
-Рефлексия: - Что вы испытывали, при выполнении, этого задания?
Хотелось ли вам избавиться от скотча на руках? Что мешало?
ОПЫТ № 4. А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Иногда не слышащие люди могут понять и наш язык, но есть специальная программа, благодаря которой не слышащие могут считывать слова с губ говорящего собеседника и даже говорить.
Я неслышно произнесу вам несколько слов - попробуйте понять меня. А теперь каждый желающий может сказать нам пару фраз. (участники пробуют говорить неслышно и угадывать сказанное.)
ОПЫТ № 5. А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. (показываются "буквы" дактильной азбуки). И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: встать на ноги, повернутся друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, прислонить ладони так, чтобы он почувствовать ваше доброе отношение друг к другу. Напишите на ладошке буквы азбуки. Сумейте понять, что именно написал ваш сосед по парте.
Рефлексия: - Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Что вы почувствовали? Какие ощущения? Я рада, что вы сумели передать свои чувства другому. Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза? За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?
После окончания работы, предлагаю «превратиться» в себя. Представляю реальные работы наших участников.
ПИСЬМО МОИМ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ…
В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры.
Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите ладошки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них то, что ближе вашей душе вашего ребенка, то, что вы хотите сказать родителю или учителю, в руках которого ладошка особого ребенка.
Это упражнение «письмо моим родителям и педагогам от имени своего ребёнка самим себе и педагогам о том, как можно помочь именно ему, учитывая его возможности, способности и ограничения, сделать мир понятнее, удобнее и добрее. На мастер-классе (для экономии времени и с учётом того, что ситуация смоделирована, а не реальная) участникам игры
предлагается устно поделиться своими мыслями по данному вопросу.
Написанные письма родители по желанию могут передать работающим с их детьми педагогам или оставить себе.
III. Заключительная часть.
Прежде чем подвести итоги мастер-класса, предлагаю посмотреть на экран и дать название картинке. На слайде демонстрируется картинка без названия, желающие озвучивают, а потом открывается слайд с той же картинкой, но с подписанным названием. Проводится обсуждение, чей вариант названия был самым удачным.
Подведение итогов:
1. Раздача буклетов с информационным материалом мастер-класса;
2. Зачитываю заключительные слова: «Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное возможно!»
Педагогами накапливаются психолого-педагогические приемы для организации работы с родителями обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование требует от всех, причастных к нему, мудрости и мужества – в постановке и решении непростых задач. Но если это путь от культуры полезности, к культуре достоинства человеческой личности, независимо от ее здоровья, пола, национальности и социального статуса – тот кто сказал, что этот путь будет легок.
Инклюзивное образование – одна из немногих системных инноваций в образовании, инициированных «снизу» - родительским сообществом детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители проявляют в этом вопросе подлинную субъектность – это накладывает особую ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности и профессионализма зависит ее реализация на практике.
Примечание.
В ходе мастер-класса актуализируются знания педагогических работников ОУ по основным противоречиям, возникающим во взаимодействии педагогов, родителей и обучающихся при организации инклюзивного образования.
Список литературы
1. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]: комплекс.программа / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Речь; М.: Сфера. - 2008. – 189 с.
2. Хухлаева, О. Активные формы групповой работы с родителями[Текст]/О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006. - №19.- С.38
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.
В данном материале систематизирована информация о формах работы с родителями в организации дополнительного образования детей, представлен примерный план работы на учебный год. Методическая разработка ...
Нормативные локальные акты ОО для обеспечения деятельности ППк образовательной организации и специалистов психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в условиях инклюзивного образования
В статье рассматриваются цели, задачи, этапы работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях инклюзивного образования....
Статья "Современные модели организации инклюзивного образования детей-инвалидов"
Инклюзивное образование способствует не только качеству учебной подготовки, но и накоплению социального опыта, социальной компетентности, умения управлять жизненными обстоятельствами.Российска...
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....
Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде вс...
Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей
В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...
Материально-технические условия организации инклюзивного образования детей с ОВЗ
Материально-технические условия организации инклюзивного образования детей с ОВЗ: АООП НОО для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1-4.3)...