СИПР
рабочая программа (8 класс)

Сенькова Анна Ивановна

Специальная индивидуальная программа развития ученика с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_variant_2_2023-2024.docx78.2 КБ

Предварительный просмотр:

Структура СИПР

  1. Пояснительная записка;
  2. Общие сведения: персональные данные обучающегося и его родителей, заключение медико-психолого-педагогической комиссии;
  3. Психолого-педагогическая характеристика;
  4. Индивидуальный учебный план;
  5. Содержание образования (возможные результаты обучения);
  6. Условия реализации потребности в уходе и в присмотре (при необходимости);    
  7. Внеурочная деятельность;
  8. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
  9. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося;
  10. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР;
  11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения;

1. Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для Волочкова Ильи, ученика 8 «В» класса, разработана на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, вариант 2.

Целью программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Цели реализации СИПР:

  • социальная адаптация ребёнка;
  • коррекция и компенсация нарушений развития;
  • доступное образование и воспитание;
  • общее и физическое развитие в соответствии с состоянием ребёнка и возможностями;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды.

Задачи программы:

  • формирование и развитие коммуникативных возможностей с применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств дополнительной, альтернативной коммуникации с учетом наличия сопутствующего нарушения зрения;
  • формирование познавательной активности, стимуляция позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающемуся и членам его семьи;
  • формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания для    достижения возможной степени независимости;
  • умение выполнять инструкции педагога с учётом нарушения опорно-двигательного аппарата ученика;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию с учётом нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • развитие мотивации и интереса обучающегося к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • развитие умения занять себя в свободное время (слушать аудиозапись, размышлять, пропевать звуки по мере возможности);
  • развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.

Принципы:

  • создание оптимальных путей развития;
  • использование специфических методов и средств обучения;
  • дифференцированное, "пошаговое" обучение;
  • учет типологических и индивидуальных особенностей развития обучающегося;
  • обеспечение индивидуального клинико-психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с учетом особенностей сложной структуры нарушения, в том числе специального педагогического сопровождения и (или) технической помощи;
  • специальная организация предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера множественных нарушений;
  • обеспечение присмотра и ухода за обучающимся в соответствии с особенностями его здоровья и развития;
  • дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
  • организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Ценности программы:

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды на основе использования двигательного и охранительного педагогического режимов;
  • проведение специальной работы по формированию и коррекции двигательных функций, в том числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;
  • организация обучения и воспитания с учетом уровня двигательного развития, возможности использования вспомогательных технических средств и ассистивных технологий;
  • доступность учебной информации для восприятия обучающимся с учетом двигательных и сопутствующих сенсорных нарушений.

2.Общие сведения о ребёнке

Ф.И.О. 

Дата рождения: 

Адрес регистрации: 

Адрес проживания: 

Отец: -

Мать: 

Ступень обучения: 8 В (9 год обучения) 

Группа (особые потребности): ребёнок-инвалид

Заключение ПМПК: относится к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Имеет нарушение зрения (слепоту), выраженное недоразвитие познавательной деятельности, речевое недоразвитие, истощаемость психической деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Ученик относится к первой группе, в которую входят дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): - не сформирована ходьба; - не может удержать своё тело, клонится; - голову держит с поддержкой; с помощью взрослого осуществляется захват предмета и не длительно удерживает его.  

3. Психолого-педагогическая характеристика (на начало учебного года)

      Незрячий ребенок. Живёт с мамой и бабушкой. Дома для мальчика созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и его обучения.

Отмечается дизартрия – это спастические проявления мышц артикуляционного аппарата, поэтому общение происходит с помощью отдельных звуков. На занятиях используется альтернативная коммуникация (кнопка) – нажимает, выбирая нужный вариант ответа (справа, слева).  Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Понимает и выполняет с помощью взрослого одноступенчатые инструкции.  Свою усталость и не желание выполнять задание педагога может показать криком, плачем, отказом от деятельности. Наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, мальчик не способен регулировать свое поведение. Характерны перепады настроения.

       Базовые учебные действия не сформированы. Тактильное развитие: частично определяет поверхности и среды, порог чувствительности средний. Мелкая моторика: развита слабо, удерживает предмет не длительное время. Манипулятивная деятельность на низком уровне. Согласованность действий рук отсутствует.

      Ученик в пространстве самостоятельно не передвигается (перемещается на коляске с помощью взрослого, для вертикального положения используется «Вертикализатор»).

      Наблюдается трудность переключения внимания, отсутствие контроля за собственной деятельностью. Илья медленно осваивает способы действия с различными предметами и материалами по причине высокого тонуса мышц в руках.  С помощью взрослого, может сортировать и группировать различные предметы.

      Навыки самообслуживания отсутствуют. Во всех сферах самообслуживания (гигиена, питание, одевание) и ориентировки в пространстве требуется помощь взрослого. Может выделить правую и левую руки.

      Учебная мотивация и познавательная активность имеет кратковременный, неустойчивый характер. Работоспособность зависит от соматического состояния. Навыки самостоятельной работы отсутствуют, только сопряженная деятельность с взрослым. Самостоятельная игровая деятельность отсутствует, однако может радоваться при совместном выполнении отдельных игровых действий с мячом, музыкальными инструментами и др., переходящие в специфические манипуляции.  Круг интересов - музыка, аудио сказки и рассказы, физические упражнения. Темп любой деятельности медленный.

      Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии.

      Данная программа выбрана в соответствии с заключением ПМПК потребностями самого ребёнка и согласована с родителями.

      Все учебные предметы для обучающегося с ТМНР имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращённую к нему речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя.

Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач: 

  • обеспечение базового образования;
  •  реализацию системы коррекционно-развивающего обучения.

4. Индивидуальный учебный план на 2023– 2024 учебный год

Индивидуальный учебный план, включающий доступные для обучающегося образовательные области, учебные предметы, курсы коррекционно-развивающей области и определяющий объем недельной учебной нагрузки на обучающегося – 13 часов.

Название предмета

Количество учебных часов в неделю

Количество на самостоятельную работу

ФИО учителя

Речь и альтернативная коммуникация

2

2

Математические представления

1

2

Окружающий природный мир

1

1

Человек

1

1

Домоводство

2

3

Окружающий социальный мир

2

3

Музыка и движение

1

1

Профильный труд

2

3

Адаптивная физическая культура

1

1

Итого:

13

17

30

Индивидуальные занятия - 30 минут, в связи с низкой работоспособностью и утомляемостью обучающегося.

Расписание индивидуальных занятий

Расписание индивидуальных занятий, обучающегося на дому Величко

№ урока

Понедельник

Среда

Пятница

ФИО учителя

1

Речь и альтернативная коммуникация

Речь и альтернативная коммуникация

Домоводство

2

Математические представления

Профильный труд

Профильный труд

3

Окружающий социальный мир

Окружающий социальный мир

Окружающий природный мир

4

Человек

Музыка и движение

5

Адаптивная физическая культура

Домоводство

  1. Содержание образования (вариант 2).

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования обучающегося.

- Личностные результаты освоения АООП могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- Предметные результаты.

Представленные рабочие программы по каждому предмету включают следующие разделы:

  • Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
  • Содержание учебного предмета;
  • Учебно-тематическое планирование
  • Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

5.1. Базовые учебные действия. 

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) у обучающейся с тяжелой   умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребёнка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:

  • подготовка ребенка к обучению,
  • к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими.

Формирование учебного поведения:

  • поворот головы (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «положи»);
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.  

Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,  
  • от начала до конца,  
  • с заданными качественными параметрами.  

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.  д.  

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учётом особых образовательных потребностей обучающегося.  Решение поставленных задач происходит, как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных курсах в рамках учебного плана.  

Сформированность базовых учебных действий определяется по завершению обучения с учётом индивидуально-личностных особенностей обучающегося с УУО.

        Содержание БУД

1 полугодие

2 полугодие

1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с учителем, взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками.

  •  принятие контакта, инициированного взрослым

+

  •  установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса

+

  •  ориентация в учебной среде дома: (пространство, материалы, расписание)
  • нахождение места хранения игрушек

+ -

  • нахождение своего (рабочего) места за столом;

+-

  • нахождение места хранения набора индивидуальных заданий;

-

  • нахождение места, предназначенного для игровой деятельности.

-

2. Формирование учебного поведения

  • поддержание правильной позы на занятии

+-

  • направленность взгляда (в данном случае – сосредоточение):

  • на говорящего взрослого

+-

  • на задание

+-

  • умение выполнять инструкции педагога:
  • выполняет стереотипную инструкцию (отрабатывать с учеником на данном этапе обучения)

+ -

  • выполнение простых и двухступенчатых речевых инструкций:
  •  «Возьми»
  • «Дай»
  • «Покажи»
  •  «Возьми и покажи»
  • «Подними и дай»  

+

+

+

+

+

  • принятие помощи взрослого

+

  • использование по назначению учебных материалов

+  (в сопряженной деятельности)

  • умение выполнять действия с предметами:
  •  выполняет действие способом рука – в - руке;
  • по подражанию (подражает действиям, выполняемым педагогом);
  • по образцу (последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога).

+

+-

-

-соотнесение одинаковых предметов

-соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу)

-

-

-выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу)

-соотнесение одинаковых предметов (по образцу)

-

-

3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками

  • выполнение задания полностью (от начала до конца) (при организующей, направляющей помощи выполнение посильного задание от начала до конца),
  • в течение определённого временного промежутка: (произвольное внимание на выполнении посильного задания 5-10 мин.)

+-

+-

5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.

Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:

  1. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).

      2. Учебного плана школы.

Обоснование выбора данной программы

Обучающийся - ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития.

Данная учебная программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности, и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребёнка с УУО с учётом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.

Для данного ребёнка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

           Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с  умственной отсталостью.

Основные цели и задачи коррекционного обучения:

  • развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающегося с ТМНР в процессе обучения и коррекция недостатков;
  • развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности;
  • формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
  • формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
  • формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
  • бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.

Формы организации учебного процесса

Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.

Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.

Виды деятельности учащегося:

  • наблюдение, обследование;
  • упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
  • игры-имитации, жестово-образные игры;
  • предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, вырезание.

Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребёнка.

Ожидаемые результаты освоения программы

Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задаёт структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребёнка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.  Общий подход к оценке знаний и умений ребёнка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребёнок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающегося и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующую систему оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

6. Необходимым условием реализации

адаптированной основной общеобразовательной программы является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.

Выделяются следующие области и требования профессионального ухода:

- прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи, соблюдая правила кормления и этикета);

- одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка);

- передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности);

- совершение гигиенических процедур с ребенком  

- реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).

Области и требования профессионального присмотра:

обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще - режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);

составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся;

7. Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность обучающегося с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения его индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей и его физиологических потребностей.

Виды и формы деятельности на групповом уровне:

общешкольные родительские комитеты и Управляющие советы образовательной организации, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;

семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;

родительские гостиные и дискуссионные площадки, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей и специфических потребностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных представителей) с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов и интересных для родителей (законных представителей) экспертов;

родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;

семейные консультации, на которых родители (законные представители) могли бы получать рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;

родительские форумы при официальных сайтах образовательных организаций, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.

Виды и формы деятельности на индивидуальном уровне:

работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) при возникновении проблемных ситуаций;

плановое участие родителей (законных представителей) в работе психологопедагогических консилиумах образовательной организации с целью обмена мнениями о динамике личностных образовательных результатов обучающегося, о достигнутых результатах и актуальных дефицитах;

помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).

8. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

учитель, учитель-дефектолог, логопед.

9. Программа сотрудничества специалистов с семьей

Формы работы

Цель

Ответственный

- Индивидуальные консультации родителей со специалистами;

- Индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально - бытовых навыков».

 Повышение осведомленности   родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

   Учитель,

 учитель-дефектолог

- Участие родителей в разработке СИПР

- Посещение родителями уроков/занятий;

- Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы.

- Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  Учитель

- Информирование электронными средствами;

- Личные встречи, беседы.    Обучение навыкам взаимодействия с ребенком.

- Помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка.

  - Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения

-Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и дома

   Учитель

- Привлечение родителей к участию во внешкольном мероприятии.

Организация  участия родителей во внеурочных мероприятиях

  Учитель

10. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР:

1.Материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия: яркие, картинки, наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (ракушки, камушки, перья, шишки, листья, плоды деревьев (каштаны, желуди и др.)

2. Оборудование для проведения предметно-практических упражнений (бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).

3.Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей и пр. Мячик с шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений.

4.Технические средства для обучения: аудиозаписи, магнитофон, USB колонки, кнопка-коммуникатор, магнитная доска, доска для рисования, фланелеграф.

5.Применяется полифункциональное игровое оборудование - мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.

6. Валики, подушки, фиксаторы, утяжелители для придания определенной позы для работы и отдыха учащегося.

7. Технические средства для преодоления двигательных нарушений: специальные кресла с фиксаторами, позволяющее удерживать верхнюю часть туловища ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии кресла.

11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

11.1. Оценка самостоятельности выполнения заданий

Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

- выполняет задание со значительной помощью

- выполняет задание с частичной помощью

- выполняет задание по подражанию

- выполняет задание по образцу

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

- выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

11.2. Оценка социальной компетентности

Целью мониторинга социальной компетентности учащегося является выявление уровня социальной компетентности для своевременной коррекции личностного развития.

Критерии оценивания

Навыки самообслуживания и личной гигиены: одевание, раздевание, опрятность, гигиена питания, забота о теле и внешнем виде, забота о здоровье.

Навыки бытового труда: участие в поддержании чистоты и порядка в классе, дежурство по классу, в столовой, в спальне.

Усвоение программы обучения: усвоение учебной программы.

Продуктивные виды деятельности: овладение умениями рисования, лепки, работы с ножницами, бумагой, клеем.

Игровая деятельность: способность целенаправленно, осознанно осуществлять игровые действия с игрушками, подчиняться правилам игры и выполнять их.

Коммуникативные навыки:

а) вербальные – произнесение предложений во время общения.

б) невербальные –способность общаться с помощью мимики, жестов, позы;

Самоконтроль, саморегуляция поведения: способность реагировать на жизненные ситуации эмоциями, которые являются уместными и адекватными (отсутствие агрессии, страха, слез, деструктивного поведения).

Поведение в социумах: адекватное поведение в магазинах, транспорте, на почте, в театре, на улице и т. д.)

Шкала оценивания

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Карта индивидуальной программы развития учащегося

№ п/п

Актуальные знания, умения и навыки

Количество баллов

Общее кол-во

Кол-во по разделам

Сентябрь 2023

май 2024

Примечание

1

2

3

4

5

6

I. Трудовая деятельность

1. Самообслуживание

1

1

Мытьё рук

1

2

2

Умывание

1

3

3

Пользование полотенцем

1

4

4

Чистка зубов

1

5

5

Причёсывание

1

6

6

Различение изнаночной и лицевой стороны одежды

0

7

7

Одевание одежды

0

8

8

Снимание одежды

0

9

9

Складывание одежды

0

10

10

Шнуровка ботинок

0

11

11

Застёгивание застёжки «молния»

1

12

12

Расстёгивание застёжки «молния»

1

13

13

Застёгивание пуговиц

0

14

14

Расстёгивание пуговиц

0

15

15

Внешняя опрятность

1

16

16

Пользование столовыми приборами

1

17

17

Последовательный приём пищи

1

18

18

Питьё напитков

1

19

19

Опрятность во время приёма пищи

1

20

20

Интимная гигиена (посещение туалета)

1

ВСЕГО:

13

2. Бытовой труд          пока обучение    не проводится, поэтому не оценивается 

21

21

Заправка постели

-

22

22

Сервировка стола

0

23

23

Уборка посуды

0

24

24

Мытьё посуды

1

25

25

Подметание пола

-

26

26

Протирание пыли

1

27

27

Ручная стирка мелких вещей

1

28

28

Ручная стирка одежды

1

29

29

Отжимание мокрого белья

1

30

30

Машинная стирка

0

31

31

Чистка одежды

-

32

32

Зашивание одежды по распоротому шву

-

33

33

Подшивание края одежды

0

34

34

Пришивание пуговиц

0

35

35

Глажение белья

1

36

36

Глаженье предметов одежды

1

37

37

Мытьё обуви

0

38

38

Сушка обуви

0

39

39

Чистка обуви

0

ВСЕГО:

7

3. общественно-полезный труд

40

40

Уборка групповых комнат (класса)

-

41

41

Уборка спальных комнат

-

42

42

Дежурство по столовой

-

43

43

Подметание территории

-

44

44

Уборка мусора

1

45

45

Полив участка из шланга

-

46

46

Чистка снега

-

ВСЕГО:

1

II. Учебная деятельность

1. Продуктивные виды деятельности

1.1. Аппликация

47

1

Цвет бумаги

0

48

2

Виды бумаги

0

49

3

Сминание бумаги

1

50

4

Разрывание бумаги

1

51

5

Резание ножницами по прямой линии

1

52

6

Вырезание деталей

1

53

7

Наклеивание готовых деталей

1

54

8

Последовательное изготовление аппликации

1

55

9

Осуществление заключительного контроля качества

0

1.2. Рисование

56

10

Различение цвета

0

57

11

Называние цвета

0

58

12

Обводка (обкалывание) контура по трафарету

1

59

13

Закрашивание пластилином

1

1.3. Лепка

60

14

Разминание пластичного материала

1

61

15

Отрывание кусочка пластичного материала

1

62

16

Изготовление основных форм

1

63

17

Соединение деталей

1

64

18

Последовательная лепка изделия

1

65

19

Сборка изделия

1

ВСЕГО:

14

1.4 Конструирование  

66

20

Счетный материал

0

67

21

Строительный материал

0

68

22

Мозаика

0

69

23

Геометрическая мозаика

0

70

24

Конструктор

0

ВСЕГО:

1.5 Чтение, письмо          

71

25

Чтение и называние букв

-

72

26

Чтение слогов

-

73

27

Чтение предложений

-

74

28

Чтение текста

-

75

29

Письмо букв шрифтом Брайля

-

76

30

Письмо слогов и слов шрифтом Брайля

-

77

31

Письмо предложений шрифтом Брайля

-

78

32

Списывание шрифтом Брайля

-

79

33

Письмо предложений под диктовку шрифтом Брайля

-

80

34

Самостоятельное письмо шрифтом Брайля

-

ВСЕГО:

2. Ознакомление с окружающим

81

35

Называние предметов

-

82

36

Знание назначения предметов

1

83

37

Знание признаков предметов

1

84

38

Называние обобщённо-групповых признаков предметов

0

ВСЕГО:

2

3. ФЭМП

85

39

Размер предмета

0

86

40

Форма предмета

0

87

41

Геометрические фигуры

0

88

42

Ориентация на листе бумаги

0

89

43

Ориентация в пространстве

0

90

44

Ориентация в частях суток

1

91

45

Левая  и правая стороны

1

92

46

Количество предметов

1

93

47

Знание цифр

1

94

48

Называние чисел

0

95

49

Соотнесение числа и цифры

0

96

50

Письмо цифр

0

97

51

Рисование геометрических фигур

1

98

52

Счет без перехода через разряд

1

99

53

Счет с переходом через разряд

-

100

54

Решение примеров

-

101

55

Решение задач

-

102

56

Запись примеров

-

103

57

Запись задачи

-

ВСЕГО:

6

ВСЕГО по учебной деятельности:

22

III. Игровая деятельность

104

1

Выполнение игровых действий с предметами и игрушками

1

105

2

Игра в игровом поле

0

106

3

Создание игровой ситуации

0

107

4

Игра с другими детьми

0

108

5

Общение во время игры

1

ВСЕГО:

2

IV. Адаптивное поведение в социуме не посещает социум, поэтому пока не оценивается

1. Освоение алгоритма поведения в социуме

109

1

Поведение в классе (группе)

1

110

2

На культурно-развлекательных мероприятиях

1

111

3

В здании школы

1

112

4

В столовой

-

113

5

На пришкольной территории

1

114

6

На улице

1

115

7

На проезжей части дороги

-

116

8

В кинотеатре, театре

-

117

9

На прогулке

1

118

10

В общественном транспорте

-

119

11

В магазине

-

120

12

В аптеке

-

121

13

На почте

-

122

14

На предприятиях бытового обслуживания

-

ВСЕГО:

6

2. Коммуникативные навыки

2.1. Невербальные способы общения

123

15

Использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении

-

124

16

Использование жестов

-

125

17

Использование интонаций

1

126

18

Демонстрирование эмоций на лице

1

ВСЕГО:

2

2.2. Вербальные способы общения

127

19

Составление ответа на вопрос

-

128

20

Составление вопроса

-

129

21

Использование коммуникативных предложений

-

130

22

Использование утвердительных и отрицательных предложений

-

131

23

Диалог бытового характера

-

132

24

Диалог, выходящий за пределы быта

ВСЕГО:

0

ВСЕГО по адаптивному поведению в социуме

8

Суммарная оценка:

53

                                                                                                   5.09. 2023 г.

                                         

Учитель                                                                                    

Учитель-дефектолог                                                                

Логопед                                                                                    

Родители                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D

По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...

Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями

В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....

СИПР

Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....