СИПР
рабочая программа (8 класс)
Специальная индивидуальная программа развития ученика с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sipr_variant_2_2023-2024.docx | 78.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура СИПР
- Пояснительная записка;
- Общие сведения: персональные данные обучающегося и его родителей, заключение медико-психолого-педагогической комиссии;
- Психолого-педагогическая характеристика;
- Индивидуальный учебный план;
- Содержание образования (возможные результаты обучения);
- Условия реализации потребности в уходе и в присмотре (при необходимости);
- Внеурочная деятельность;
- Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
- Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося;
- Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР;
- Средства мониторинга и оценки динамики обучения;
1. Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для Волочкова Ильи, ученика 8 «В» класса, разработана на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, вариант 2.
Целью программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Цели реализации СИПР:
- социальная адаптация ребёнка;
- коррекция и компенсация нарушений развития;
- доступное образование и воспитание;
- общее и физическое развитие в соответствии с состоянием ребёнка и возможностями;
- обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды.
Задачи программы:
- формирование и развитие коммуникативных возможностей с применением средств вербальной и невербальной коммуникации, в том числе средств дополнительной, альтернативной коммуникации с учетом наличия сопутствующего нарушения зрения;
- формирование познавательной активности, стимуляция позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающемуся и членам его семьи;
- формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания для достижения возможной степени независимости;
- умение выполнять инструкции педагога с учётом нарушения опорно-двигательного аппарата ученика;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию с учётом нарушения опорно-двигательного аппарата;
- развитие мотивации и интереса обучающегося к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;
- развитие умения занять себя в свободное время (слушать аудиозапись, размышлять, пропевать звуки по мере возможности);
- развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.
Принципы:
- создание оптимальных путей развития;
- использование специфических методов и средств обучения;
- дифференцированное, "пошаговое" обучение;
- учет типологических и индивидуальных особенностей развития обучающегося;
- обеспечение индивидуального клинико-психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с учетом особенностей сложной структуры нарушения, в том числе специального педагогического сопровождения и (или) технической помощи;
- специальная организация предметно-развивающей среды и рабочего места с учетом характера множественных нарушений;
- обеспечение присмотра и ухода за обучающимся в соответствии с особенностями его здоровья и развития;
- дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
- организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).
Ценности программы:
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды на основе использования двигательного и охранительного педагогического режимов;
- проведение специальной работы по формированию и коррекции двигательных функций, в том числе общей и мелкой моторики, манипулятивной функции рук;
- организация обучения и воспитания с учетом уровня двигательного развития, возможности использования вспомогательных технических средств и ассистивных технологий;
- доступность учебной информации для восприятия обучающимся с учетом двигательных и сопутствующих сенсорных нарушений.
2.Общие сведения о ребёнке
Ф.И.О.
Дата рождения:
Адрес регистрации:
Адрес проживания:
Отец: -
Мать:
Ступень обучения: 8 В (9 год обучения)
Группа (особые потребности): ребёнок-инвалид
Заключение ПМПК: относится к категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Имеет нарушение зрения (слепоту), выраженное недоразвитие познавательной деятельности, речевое недоразвитие, истощаемость психической деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков. Нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Ученик относится к первой группе, в которую входят дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): - не сформирована ходьба; - не может удержать своё тело, клонится; - голову держит с поддержкой; с помощью взрослого осуществляется захват предмета и не длительно удерживает его.
3. Психолого-педагогическая характеристика (на начало учебного года)
Незрячий ребенок. Живёт с мамой и бабушкой. Дома для мальчика созданы все условия для нормальной жизнедеятельности и его обучения.
Отмечается дизартрия – это спастические проявления мышц артикуляционного аппарата, поэтому общение происходит с помощью отдельных звуков. На занятиях используется альтернативная коммуникация (кнопка) – нажимает, выбирая нужный вариант ответа (справа, слева). Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Понимает и выполняет с помощью взрослого одноступенчатые инструкции. Свою усталость и не желание выполнять задание педагога может показать криком, плачем, отказом от деятельности. Наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, мальчик не способен регулировать свое поведение. Характерны перепады настроения.
Базовые учебные действия не сформированы. Тактильное развитие: частично определяет поверхности и среды, порог чувствительности средний. Мелкая моторика: развита слабо, удерживает предмет не длительное время. Манипулятивная деятельность на низком уровне. Согласованность действий рук отсутствует.
Ученик в пространстве самостоятельно не передвигается (перемещается на коляске с помощью взрослого, для вертикального положения используется «Вертикализатор»).
Наблюдается трудность переключения внимания, отсутствие контроля за собственной деятельностью. Илья медленно осваивает способы действия с различными предметами и материалами по причине высокого тонуса мышц в руках. С помощью взрослого, может сортировать и группировать различные предметы.
Навыки самообслуживания отсутствуют. Во всех сферах самообслуживания (гигиена, питание, одевание) и ориентировки в пространстве требуется помощь взрослого. Может выделить правую и левую руки.
Учебная мотивация и познавательная активность имеет кратковременный, неустойчивый характер. Работоспособность зависит от соматического состояния. Навыки самостоятельной работы отсутствуют, только сопряженная деятельность с взрослым. Самостоятельная игровая деятельность отсутствует, однако может радоваться при совместном выполнении отдельных игровых действий с мячом, музыкальными инструментами и др., переходящие в специфические манипуляции. Круг интересов - музыка, аудио сказки и рассказы, физические упражнения. Темп любой деятельности медленный.
Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии.
Данная программа выбрана в соответствии с заключением ПМПК потребностями самого ребёнка и согласована с родителями.
Все учебные предметы для обучающегося с ТМНР имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращённую к нему речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого, в данном случае учителя.
Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:
- обеспечение базового образования;
- реализацию системы коррекционно-развивающего обучения.
4. Индивидуальный учебный план на 2023– 2024 учебный год
Индивидуальный учебный план, включающий доступные для обучающегося образовательные области, учебные предметы, курсы коррекционно-развивающей области и определяющий объем недельной учебной нагрузки на обучающегося – 13 часов.
Название предмета | Количество учебных часов в неделю | Количество на самостоятельную работу | ФИО учителя |
Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 2 | |
Математические представления | 1 | 2 | |
Окружающий природный мир | 1 | 1 | |
Человек | 1 | 1 | |
Домоводство | 2 | 3 | |
Окружающий социальный мир | 2 | 3 | |
Музыка и движение | 1 | 1 | |
Профильный труд | 2 | 3 | |
Адаптивная физическая культура | 1 | 1 | |
Итого: | 13 | 17 | 30 |
Индивидуальные занятия - 30 минут, в связи с низкой работоспособностью и утомляемостью обучающегося.
Расписание индивидуальных занятий
Расписание индивидуальных занятий, обучающегося на дому Величко
№ урока | Понедельник | Среда | Пятница | ФИО учителя |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | Речь и альтернативная коммуникация | Домоводство | |
2 | Математические представления | Профильный труд | Профильный труд | |
3 | Окружающий социальный мир | Окружающий социальный мир | Окружающий природный мир | |
4 | Человек | Музыка и движение | ||
5 | Адаптивная физическая культура | Домоводство |
- Содержание образования (вариант 2).
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования обучающегося.
- Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына, пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Предметные результаты.
Представленные рабочие программы по каждому предмету включают следующие разделы:
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета;
- Содержание учебного предмета;
- Учебно-тематическое планирование
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
5.1. Базовые учебные действия.
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) у обучающейся с тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности ребёнка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
- подготовка ребенка к обучению,
- к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими.
Формирование учебного поведения:
- поворот головы (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога («возьми», «дай», «положи»);
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учётом особых образовательных потребностей обучающегося. Решение поставленных задач происходит, как на индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных курсах в рамках учебного плана.
Сформированность базовых учебных действий определяется по завершению обучения с учётом индивидуально-личностных особенностей обучающегося с УУО.
Содержание БУД | 1 полугодие | 2 полугодие |
1.Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с учителем, взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками. | ||
| + | |
| + | |
| + - | |
| +- | |
| - | |
| - | |
2. Формирование учебного поведения | ||
| +- | |
| ||
| +- | |
| +- | |
| + - | |
| + + + + + | |
| + | |
| + (в сопряженной деятельности) | |
| + +- - | |
-соотнесение одинаковых предметов -соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу) | - - | |
-выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу) -соотнесение одинаковых предметов (по образцу) | - - | |
3. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками | ||
| +- +- |
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
2. Учебного плана школы.
Обоснование выбора данной программы
Обучающийся - ребёнок с особыми образовательными потребностями, которые диктуют необходимость специальной индивидуальной программы развития.
Данная учебная программа направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности, и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребёнка с УУО с учётом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям. Программа учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом.
Для данного ребёнка материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Поэтому занятия планируются педагогом с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, темп прохождения материала замедляется или увеличивается.
Этим обоснован выбор данной образовательной программы, соответствующей содержанию, предлагаемому для изучения детьми с умственной отсталостью.
Основные цели и задачи коррекционного обучения:
- развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающегося с ТМНР в процессе обучения и коррекция недостатков;
- развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности;
- формирование представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде;
- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;
- бытовая ориентация и социальная адаптация - как итог всей работы.
Формы организации учебного процесса
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Виды деятельности учащегося:
- наблюдение, обследование;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные, аудиально-визуальные (слушание, показ), ритмические;
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, вырезание.
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями ребёнка.
Ожидаемые результаты освоения программы
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задаёт структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребёнка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребёнка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребёнок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающегося и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать следующую систему оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
6. Необходимым условием реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.
Выделяются следующие области и требования профессионального ухода:
- прием пищи (кормление и помощь при приеме пищи, соблюдая правила кормления и этикета);
- одевание, раздевание и забота о внешнем виде (одевание и раздевание полностью или оказание частичной помощи ребенку, выбор опрятной одежды, соответствующей погоде и ситуации; забота о комфортности, прическе и внешнем виде ребенка);
- передвижение (например, в кресле-коляске, на вертикализаторе, подъемнике или другом устройстве, перенос на руках с соблюдением техники безопасности);
- совершение гигиенических процедур с ребенком
- реализация коммуникативных и социально-эмоциональных потребностей (создание комфортной окружающей обстановки, восполнение недостатка личного общения).
Области и требования профессионального присмотра:
- обеспечение безопасной среды (подготовка учебного места, помещений и игровых участков на территории организации с учетом особенностей поведения обучающихся: отсутствие в свободном доступе мелких и колюще - режущих предметов, защита на дверях и окнах, индивидуальное сопровождение);
- составление четких алгоритмов на случай возникновения разных непредвиденных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и здоровья обучающихся;
7. Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность обучающегося с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения его индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в неделю, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей и его физиологических потребностей.
Виды и формы деятельности на групповом уровне:
общешкольные родительские комитеты и Управляющие советы образовательной организации, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные и дискуссионные площадки, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей и специфических потребностей обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных представителей) с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов и интересных для родителей (законных представителей) экспертов;
родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
семейные консультации, на которых родители (законные представители) могли бы получать рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
родительские форумы при официальных сайтах образовательных организаций, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников.
Виды и формы деятельности на индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) при возникновении проблемных ситуаций;
плановое участие родителей (законных представителей) в работе психологопедагогических консилиумах образовательной организации с целью обмена мнениями о динамике личностных образовательных результатов обучающегося, о достигнутых результатах и актуальных дефицитах;
помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).
8. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
учитель, учитель-дефектолог, логопед.
9. Программа сотрудничества специалистов с семьей
Формы работы | Цель | Ответственный |
- Индивидуальные консультации родителей со специалистами; - Индивидуальные консультации родителей по темам: «Организация свободного времени дома», «Соблюдение режима дня», «Реализация СИПР в домашних условиях», «Формирование социально - бытовых навыков». | Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | Учитель, учитель-дефектолог |
- Участие родителей в разработке СИПР - Посещение родителями уроков/занятий; - Консультирование родителей по вопросам обучения ребенка в домашних условиях, выбор единых подходов и приемов работы. | - Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | Учитель |
- Информирование электронными средствами; - Личные встречи, беседы. Обучение навыкам взаимодействия с ребенком. - Помощь в организации и проведении совместного досуга родителей и ребенка. | - Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения -Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и дома | Учитель |
- Привлечение родителей к участию во внешкольном мероприятии. | Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | Учитель |
10. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР:
1.Материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия: яркие, картинки, наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (ракушки, камушки, перья, шишки, листья, плоды деревьев (каштаны, желуди и др.)
2. Оборудование для проведения предметно-практических упражнений (бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
3.Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей и пр. Мячик с шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений.
4.Технические средства для обучения: аудиозаписи, магнитофон, USB колонки, кнопка-коммуникатор, магнитная доска, доска для рисования, фланелеграф.
5.Применяется полифункциональное игровое оборудование - мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
6. Валики, подушки, фиксаторы, утяжелители для придания определенной позы для работы и отдыха учащегося.
7. Технические средства для преодоления двигательных нарушений: специальные кресла с фиксаторами, позволяющее удерживать верхнюю часть туловища ребенка в вертикальном положении, а голову по средней линии кресла.
11. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация обучающегося включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
11.1. Оценка самостоятельности выполнения заданий
Уровни самостоятельности при выполнении заданий | |
- не выполняет задание | |
- выполняет задание со значительной помощью | |
- выполняет задание с частичной помощью | |
- выполняет задание по подражанию | |
- выполняет задание по образцу | |
- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки | |
- выполняет задание самостоятельно (без ошибок) |
11.2. Оценка социальной компетентности
Целью мониторинга социальной компетентности учащегося является выявление уровня социальной компетентности для своевременной коррекции личностного развития.
Критерии оценивания
Навыки самообслуживания и личной гигиены: одевание, раздевание, опрятность, гигиена питания, забота о теле и внешнем виде, забота о здоровье.
Навыки бытового труда: участие в поддержании чистоты и порядка в классе, дежурство по классу, в столовой, в спальне.
Усвоение программы обучения: усвоение учебной программы.
Продуктивные виды деятельности: овладение умениями рисования, лепки, работы с ножницами, бумагой, клеем.
Игровая деятельность: способность целенаправленно, осознанно осуществлять игровые действия с игрушками, подчиняться правилам игры и выполнять их.
Коммуникативные навыки:
а) вербальные – произнесение предложений во время общения.
б) невербальные –способность общаться с помощью мимики, жестов, позы;
Самоконтроль, саморегуляция поведения: способность реагировать на жизненные ситуации эмоциями, которые являются уместными и адекватными (отсутствие агрессии, страха, слез, деструктивного поведения).
Поведение в социумах: адекватное поведение в магазинах, транспорте, на почте, в театре, на улице и т. д.)
Шкала оценивания
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию педагогического работника, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Карта индивидуальной программы развития учащегося
№ п/п | Актуальные знания, умения и навыки | Количество баллов | |||
Общее кол-во | Кол-во по разделам | Сентябрь 2023 | май 2024 | Примечание | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Трудовая деятельность | |||||
1. Самообслуживание | |||||
1 | 1 | Мытьё рук | 1 | ||
2 | 2 | Умывание | 1 | ||
3 | 3 | Пользование полотенцем | 1 | ||
4 | 4 | Чистка зубов | 1 | ||
5 | 5 | Причёсывание | 1 | ||
6 | 6 | Различение изнаночной и лицевой стороны одежды | 0 | ||
7 | 7 | Одевание одежды | 0 | ||
8 | 8 | Снимание одежды | 0 | ||
9 | 9 | Складывание одежды | 0 | ||
10 | 10 | Шнуровка ботинок | 0 | ||
11 | 11 | Застёгивание застёжки «молния» | 1 | ||
12 | 12 | Расстёгивание застёжки «молния» | 1 | ||
13 | 13 | Застёгивание пуговиц | 0 | ||
14 | 14 | Расстёгивание пуговиц | 0 | ||
15 | 15 | Внешняя опрятность | 1 | ||
16 | 16 | Пользование столовыми приборами | 1 | ||
17 | 17 | Последовательный приём пищи | 1 | ||
18 | 18 | Питьё напитков | 1 | ||
19 | 19 | Опрятность во время приёма пищи | 1 | ||
20 | 20 | Интимная гигиена (посещение туалета) | 1 | ||
ВСЕГО: | 13 | ||||
2. Бытовой труд пока обучение не проводится, поэтому не оценивается | |||||
21 | 21 | Заправка постели | - | ||
22 | 22 | Сервировка стола | 0 | ||
23 | 23 | Уборка посуды | 0 | ||
24 | 24 | Мытьё посуды | 1 | ||
25 | 25 | Подметание пола | - | ||
26 | 26 | Протирание пыли | 1 | ||
27 | 27 | Ручная стирка мелких вещей | 1 | ||
28 | 28 | Ручная стирка одежды | 1 | ||
29 | 29 | Отжимание мокрого белья | 1 | ||
30 | 30 | Машинная стирка | 0 | ||
31 | 31 | Чистка одежды | - | ||
32 | 32 | Зашивание одежды по распоротому шву | - | ||
33 | 33 | Подшивание края одежды | 0 | ||
34 | 34 | Пришивание пуговиц | 0 | ||
35 | 35 | Глажение белья | 1 | ||
36 | 36 | Глаженье предметов одежды | 1 | ||
37 | 37 | Мытьё обуви | 0 | ||
38 | 38 | Сушка обуви | 0 | ||
39 | 39 | Чистка обуви | 0 | ||
ВСЕГО: | 7 | ||||
3. общественно-полезный труд | |||||
40 | 40 | Уборка групповых комнат (класса) | - | ||
41 | 41 | Уборка спальных комнат | - | ||
42 | 42 | Дежурство по столовой | - | ||
43 | 43 | Подметание территории | - | ||
44 | 44 | Уборка мусора | 1 | ||
45 | 45 | Полив участка из шланга | - | ||
46 | 46 | Чистка снега | - | ||
ВСЕГО: | 1 | ||||
II. Учебная деятельность | |||||
1. Продуктивные виды деятельности | |||||
1.1. Аппликация | |||||
47 | 1 | Цвет бумаги | 0 | ||
48 | 2 | Виды бумаги | 0 | ||
49 | 3 | Сминание бумаги | 1 | ||
50 | 4 | Разрывание бумаги | 1 | ||
51 | 5 | Резание ножницами по прямой линии | 1 | ||
52 | 6 | Вырезание деталей | 1 | ||
53 | 7 | Наклеивание готовых деталей | 1 | ||
54 | 8 | Последовательное изготовление аппликации | 1 | ||
55 | 9 | Осуществление заключительного контроля качества | 0 | ||
1.2. Рисование | |||||
56 | 10 | Различение цвета | 0 | ||
57 | 11 | Называние цвета | 0 | ||
58 | 12 | Обводка (обкалывание) контура по трафарету | 1 | ||
59 | 13 | Закрашивание пластилином | 1 | ||
1.3. Лепка | |||||
60 | 14 | Разминание пластичного материала | 1 | ||
61 | 15 | Отрывание кусочка пластичного материала | 1 | ||
62 | 16 | Изготовление основных форм | 1 | ||
63 | 17 | Соединение деталей | 1 | ||
64 | 18 | Последовательная лепка изделия | 1 | ||
65 | 19 | Сборка изделия | 1 | ||
ВСЕГО: | 14 | ||||
1.4 Конструирование | |||||
66 | 20 | Счетный материал | 0 | ||
67 | 21 | Строительный материал | 0 | ||
68 | 22 | Мозаика | 0 | ||
69 | 23 | Геометрическая мозаика | 0 | ||
70 | 24 | Конструктор | 0 | ||
ВСЕГО: | |||||
1.5 Чтение, письмо | |||||
71 | 25 | Чтение и называние букв | - | ||
72 | 26 | Чтение слогов | - | ||
73 | 27 | Чтение предложений | - | ||
74 | 28 | Чтение текста | - | ||
75 | 29 | Письмо букв шрифтом Брайля | - | ||
76 | 30 | Письмо слогов и слов шрифтом Брайля | - | ||
77 | 31 | Письмо предложений шрифтом Брайля | - | ||
78 | 32 | Списывание шрифтом Брайля | - | ||
79 | 33 | Письмо предложений под диктовку шрифтом Брайля | - | ||
80 | 34 | Самостоятельное письмо шрифтом Брайля | - | ||
ВСЕГО: | |||||
2. Ознакомление с окружающим | |||||
81 | 35 | Называние предметов | - | ||
82 | 36 | Знание назначения предметов | 1 | ||
83 | 37 | Знание признаков предметов | 1 | ||
84 | 38 | Называние обобщённо-групповых признаков предметов | 0 | ||
ВСЕГО: | 2 | ||||
3. ФЭМП | |||||
85 | 39 | Размер предмета | 0 | ||
86 | 40 | Форма предмета | 0 | ||
87 | 41 | Геометрические фигуры | 0 | ||
88 | 42 | Ориентация на листе бумаги | 0 | ||
89 | 43 | Ориентация в пространстве | 0 | ||
90 | 44 | Ориентация в частях суток | 1 | ||
91 | 45 | Левая и правая стороны | 1 | ||
92 | 46 | Количество предметов | 1 | ||
93 | 47 | Знание цифр | 1 | ||
94 | 48 | Называние чисел | 0 | ||
95 | 49 | Соотнесение числа и цифры | 0 | ||
96 | 50 | Письмо цифр | 0 | ||
97 | 51 | Рисование геометрических фигур | 1 | ||
98 | 52 | Счет без перехода через разряд | 1 | ||
99 | 53 | Счет с переходом через разряд | - | ||
100 | 54 | Решение примеров | - | ||
101 | 55 | Решение задач | - | ||
102 | 56 | Запись примеров | - | ||
103 | 57 | Запись задачи | - | ||
ВСЕГО: | 6 | ||||
ВСЕГО по учебной деятельности: | 22 | ||||
III. Игровая деятельность | |||||
104 | 1 | Выполнение игровых действий с предметами и игрушками | 1 | ||
105 | 2 | Игра в игровом поле | 0 | ||
106 | 3 | Создание игровой ситуации | 0 | ||
107 | 4 | Игра с другими детьми | 0 | ||
108 | 5 | Общение во время игры | 1 | ||
ВСЕГО: | 2 | ||||
IV. Адаптивное поведение в социуме не посещает социум, поэтому пока не оценивается | |||||
1. Освоение алгоритма поведения в социуме | |||||
109 | 1 | Поведение в классе (группе) | 1 | ||
110 | 2 | На культурно-развлекательных мероприятиях | 1 | ||
111 | 3 | В здании школы | 1 | ||
112 | 4 | В столовой | - | ||
113 | 5 | На пришкольной территории | 1 | ||
114 | 6 | На улице | 1 | ||
115 | 7 | На проезжей части дороги | - | ||
116 | 8 | В кинотеатре, театре | - | ||
117 | 9 | На прогулке | 1 | ||
118 | 10 | В общественном транспорте | - | ||
119 | 11 | В магазине | - | ||
120 | 12 | В аптеке | - | ||
121 | 13 | На почте | - | ||
122 | 14 | На предприятиях бытового обслуживания | - | ||
ВСЕГО: | 6 | ||||
2. Коммуникативные навыки | |||||
2.1. Невербальные способы общения | |||||
123 | 15 | Использование согласованных движений рук, глаз и тела при общении | - | ||
124 | 16 | Использование жестов | - | ||
125 | 17 | Использование интонаций | 1 | ||
126 | 18 | Демонстрирование эмоций на лице | 1 | ||
ВСЕГО: | 2 | ||||
2.2. Вербальные способы общения | |||||
127 | 19 | Составление ответа на вопрос | - | ||
128 | 20 | Составление вопроса | - | ||
129 | 21 | Использование коммуникативных предложений | - | ||
130 | 22 | Использование утвердительных и отрицательных предложений | - | ||
131 | 23 | Диалог бытового характера | - | ||
132 | 24 | Диалог, выходящий за пределы быта | |||
ВСЕГО: | 0 | ||||
ВСЕГО по адаптивному поведению в социуме | 8 | ||||
Суммарная оценка: | 53 |
5.09. 2023 г.
Учитель
Учитель-дефектолог
Логопед
Родители
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированный материал "Математические представления" (СИПР 2)
СИПР (вариант 2)...
Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D
По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...
Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями
В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....
СИПР
Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....
Адаптированный материал "Речь и альтернативная коммуникация" (СИПР 2)
СИПР (вариант 2)...
Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....