Проектная деятельность как условие самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Данная публикация освещает особенности проектной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности, специфику работы над проектами обучающихся с нарушениями зрения, нарушениями зрения и задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 39.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как условие самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным процессом.
К. Д. Ушинский
Принятые новые образовательные стандарты предполагают преобразование основной цели образовательной системы, что в свою очередь, потребовало существенных изменений в деятельности учителя. В настоящее время учитель должен не только передать существующие знания, но, что более важно в новой образовательной парадигме, обучить способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации. Поиск новых педагогических технологий, которые могли бы реализовать поставленные перед образовательной системой задачи, привел к возрождению исследовательско-проектной деятельности учащихся.
Слово проект пришло из латинского языка, и его буквальный перевод – «брошенный вперёд» очень точно предопределяет общую цель проектной деятельности – работать на будущее.
Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основу были положены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Он отмечал, что обучение должно осуществляться на активной основе, в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни.
Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик разработал и внедрил в процесс обучения метод проектной деятельности учащихся. У.Х. Килпатрик подчеркивал, что метод проектной деятельности предоставляет обучающимся абсолютную свободу в выборе проблемы, в решении и воплощении ее, что формирует активную позицию учащихся.
В отечественной педагогике метод проектной деятельности, как один из вариантов развития учащихся, начал развиваться в 1905 году, когда была создана группа педагогов под руководством С.Т. (Станислав Теофилович) Шацкого. Однако свое развитие идеи проектного обучения получили только в 20-е годы ХХ века под личным наблюдением Н.К. Крупской. Учитель больше не выступал источником знаний для школьников, а являлся спутником и наставником в мире познания. Проектная деятельность в этот период была взаимосвязана с методикой комплексного изучения различных явлений.
В 20-30-е годы ХХ века были разработаны и активно использовались в процессе обучения такие комплексные программы, как «Природа и человек», «Труд», «Общество».
В 30-е годы ХХ века метод проектов постановлением ЦК ВКП(б) был негативно оценен и его признали вредным и ошибочным.
Развитие системно-деятельностного подхода в середине ХХ века возродил интерес к использованию метода проектов в процессе обучения. Но свое «второе рождение» данный метод получил вместе с переходом к новой образовательной парадигме. Использование новой научно-методической основы, развитых информационных технологий позволили включить метод проектной деятельности в круг наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которого невозможно реализовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться».
«Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность». В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в глобальном мире обеспечить целостность педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создать условия для самостоятельного приобретения знаний, обеспечить переход, как метафорично отмечает А. А. (Андрей Александрович) Вербицкий, от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления».
Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности.
Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается не только как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач, но и средство развития самостоятельности и творчества в обучении.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных или групповых действий обучаемых. Метод проектов стимулирует потребность учащегося в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности; реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать групповую и индивидуальную работу.
М.П. Воюшина подчеркивала, что при организации проектной деятельности учащийся попадает в ситуацию выбора, т.к. самостоятельно решает, какой проект выбрать, с кем работать в группе, с каким педагогом ему работать и т.д. А «поставить школьника в ситуацию выбора чрезвычайно важно для его личностного развития, поскольку там, где есть осознанный выбор, формируется ответственность, рождается интерес».
Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то она предполагает взаимодействие проблемных, исследовательских, поисковых, творческих задач. В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять, каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания. Проектную деятельность учащихся можно рассматривать как особого рода многоуровневую задачу, требующую для ее решения метапредметных умений. Тем самым, проектная деятельность воплощает в себе приоритетные тенденции современного образования к интеграции предметных дисциплин.
Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности. В связи с этим мы можем выделить несколько видов исследовательско-проектной деятельности учащихся.
По количеству участников, включенных в проект:
∙ индивидуальный;
∙ малогрупповой (до 5 человек);
∙ групповой (до 15 человек);
∙ коллективный (класс и более в рамках школы);
∙ сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете).
По длительности:
∙ урок-проект;
∙ длительный проект (от нескольких недель, в рамках изучения конкретной темы, до вертикального многолетнего проекта).
По дидактической цели:
∙ ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности;
∙ обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;
∙ поддержка мотивации в обучении;
∙ реализация потенциала личности.
Но какой бы вид проектной деятельности не был реализован, необходимо, чтобы сама деятельность по реализации проекта была бы некой интригой, вызывающей интерес учащихся. Участие в проекте должно стать для них событием, а не просто еще одной скучной обязанностью. Для этого необходимо, чтобы учащийся хорошо осознал, в чем конкретно проявляется поставленная задача, ее суть. В ином случае весь ход поиска и решения будет бессмысленен, даже если при помощи учителя проект будет проведен правильно.
В последнее время в погоне за наградами в многочисленных конкурсах школьных проектов многие педагогические работники забывают об основных задачах проектной деятельности и уровне подготовки учащихся. С каждым годом темы и сами работы становятся все сложнее и сложнее, превращаясь в настоящие научные исследования с использованием современных приборов. Учащиеся школ в такой ситуации лишь выступают с чужими результатами исследований. В действительности основным действующим звеном в проектной деятельности должны быть сами школьники, следовательно, сами темы и задачи должны быть для них посильны. Поэтому проекты должны быть не научными, а носить учебно-познавательный и исследовательский характер. При этом в рамках реализации проектной деятельности можно отметить, что происходит формирование и развитие практически всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОСах.
Специфика проектной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья редко описывается в литературных источниках. Организация проектной деятельности в школе-интернате показывает, что воспитанники с нарушениями зрения способны к выполнению проектной работ при определенных условиях.
Процесс организации проектной деятельности учащихся с нарушениями зрения складывается из нескольких этапов: подготовительный, проектирование проектной работы учащихся, выполнение учащимися проектной работы, оценка проектной деятельности учащихся.
1. Подготовительный этап.
На первом этапе необходимо диагностировать индивидуальные особенности воспитанников: способности, склонности, мотивы, интересы, физическое развитие.
Индивидуальные особенности проявляются на фоне общих возрастных и особенностей, связанных с воспитанием в условиях школы-интерната. У слепых и слабовидящих учащихся некоторые проблемы развития обусловлены наличием дефекта. Наиболее характерно для воспитанников с нарушениями зрения: «сенсорный голод», недостаточное развитие сферы деятельности, низкая активность, проблемы в сфере общения. Выявление индивидуальных особенностей воспитанников проводится путем тестирования, изучения документации: индивидуальной карты, медицинской
карты, классных журналов, контрольных и творческих работ. В беседах с воспитанниками определяются их интересы
2. Проектирование проектной работы учащихся
Диагностика индивидуальных особенностей воспитанников позволяет проектировать работу над проектом. Коррекционно-развивающая направленность — это самая яркая черта проектной деятельности воспитанников школы-интерната.
Проблемы развития воспитанников и трудности, возникающие при выполнении ими проектной работы | Этапы работы | Возможные изменения в развитии воспитанников и преодоление трудностей выполнения |
Пониженный интерес к учебной деятельности | Мотивация проектной деятельности | Появление заинтересованности к изучению темы (воспитанник задает вопросы и готов к поиску ответов) |
Общая низкая активность | Определение проблемы и формулировка примерной темы проекта | Формирование стойкого интереса, позволяющего начать проект, повышение активности (воспитанник готов выполнять практическую часть работы) |
Трудность выбора объекта и цели проекта, исходя из своих интересов и возможностей | Определение цели и объекта проекта и возможности воспитанника, материально-техническую базу и возможность привлечения специалистов) | Развитие способности выбора объекта и цели проекта. Оценка своих возможностей. |
Трудности формирования образного мышления, способности прогнозировать результат своей деятельности | Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез) | Развитие образного мышления, развитие способности выявлять причинно-следственные связи и предсказывать результат |
Недостаточно развита способность планировать свою деятельность, особенно длительную | Определение конкретных задач проекта | Формирование способности планировать длительную многоэтапную деятельность и формулировать задачи каждого этапа деятельности |
Узкий кругозор, недостаточно развито умение работать с источниками информации (находить нужную информацию, анализировать информацию) | Поиск и изучение литературы по теме проекта | Расширение кругозора, развитие умения работать с книгой и другими источниками информации, в том числе Интернете |
Сенсорная депривация, формализм знаний, вербализм, не сформированы навыки проектной деятельности | Выбор методов, планирование и выполнение практической части проекта | Расширение сенсорных представлений об окружающей действительности, накопление опыта самостоятельной проектной деятельности |
Трудности формирования мыслительных операций | Анализ полученных результатов | Формирование навыков сопоставления, обобщения и анализа полученных данных, оформления данных в форме таблиц, графиков, диаграмм |
Ограниченный опыт практической деятельности | Проверка гипотезы (проведение подтверждающего результаты эксперимента) | Закрепление навыков проведения практической части проекта |
Сложности в формулировке выводов о результатах своей проектной деятельности | Формулирование выводов | Развитие умения подведения итогов проектной деятельности |
Недостатки развития устной и письменной речи, настойчивости и воли | Подготовка отчета о проделанной работе (согласно требованиям конференции, конкурса и т.п.) | Развитие устной и письменной речи, развитие настойчивости и воли |
Трудности формирования связной монологической речи. Замкнутый круг общения | Представление результатов исследования на конференции или другом отчетном мероприятии | Развитие монологической речи, памяти, умения отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей. Расширение круга общения, знакомство с опытом проектной деятельности сверстников из других образовательных учреждений. Социализация воспитанников |
3. Выполнение проектной работы учащимися
Темы исследовательских работ могут быть самые разнообразные и должны быть посильными (так, для обучающихся с ЗПР объем работы может быть сокращен, а алгоритм работы над проектом разработан более подробно).
4. Оценка результатов проектной деятельности
Оценку исследовательской деятельности учащихся с нарушениями зрения объективнее проводить с нескольких позиций. С позиции педагогов, во-первых, оценивается решение коррекционно-развивающих задач, во-вторых, проблемы, возникающие у воспитанника в процессе проектной работы, их причины и пути решения. С позиции ученика, самооценка воспитанником своей деятельности. С позиции жюри конкурсов и конференций, оценка по критериям, изложенным в положениях к конкурсам. Победа на конкурсе не должна стать главным показателем качества исследовательской работы воспитанника
В школе-интернате разработаны и реализуются рабочие программы курса внеурочной деятельности начального общего образования «Основы проектной деятельности» для обучающихся 1-4-х классов в соответствии с ФГОС на основе авторской программы Селимовой Р.Ф. и Сизовой Р.И. «Учусь создавать проект», результатом освоения которой является создание группового проекта к концу 4-го класса.
На уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО на данный момент разработана программа учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов (Проба-проект). Особенности организации проектной деятельности в данном возрасте связаны со становящимся у учащихся «чувством взрослости» и стремлением создать собственными руками продукт по образу и подобию существующего в культуре.
Данная деятельность учащихся является проектной и направлена на открытие и освоение норм производственной и проектной деятельности.
В привязке к предметным дисциплинам (русскому языку, истории, биологии и т.д.) такими продуктами в частности являются изготовленная книга сказок с иллюстрациями; словарь «крылатых» выражений, значимых для подростков, музейная экспозиция «История жизни известного предмета (часы, стул, ложка, ручка): от возникновения до сегодняшнего времени»; «Стоянка древнего человека»; изготовление компаса и т.д.
Существенным условием появления у учащихся проектных инициатив является стиль взаимодействия педагога с учащимися. Учебное сотрудничество, авторитет взрослого побуждают школьников продолжить начатую работу на уроках посредством реализации проектных замыслов.
Подобная проектная деятельность как пропедевтика сложных видов проектной деятельности выстраивается на материале всех учебных дисциплин, реализуется во время урочной и внеурочной деятельности, а также в пространстве школьного дополнительного образования; носит краткосрочный (длительность – 1неделя) или долгосрочный (длительность одного проекта – от 4 до 6 месяцев) и разнообразный характер; зафиксирована в рабочих программах и учебном плане.
Конечным результатом Программы является защита индивидуального проекта в 10 классе в рамках государственной итоговой аттестации. Оценка, полученная в результате защиты проекта, пойдет в аттестат.
Проектная деятельность – отличное средство формирования не только жизненных компетенций у ученика с ОВЗ, но и всех других образовательных результатов, в первую очередь, личностных. Проектная деятельность – это средство, позволяющее заинтересоваться проблемой, поддерживающее исследовательский интерес ученика до самого окончания работы, позволяющее создать ребенку конкретные продукты деятельности, оценить свой вклад в общий проект и т.п. И самое главное, что проектная деятельность позволяет решать все эти задачи комплексно. Таким образом, применяя проектную деятельность в качестве средства формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ, можно достичь запланированных в ФГОС образовательных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»
Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Опыт работы с детьми в коррекционной школе восьмого вида....
Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье расматривается опыт организации туристско-краеведческой деятельности для решения проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья....
Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья при помощи проектной деятельности".
В статье говорится о методах работы с детьми с ОВЗ....
Проектная деятельность, как одна из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Значение проектной деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....
I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»
I международная научно-практическая конференция « Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях»...
Проектная деятельность как условие самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная публикация содержит опыт работы по организации проектной деятельности в школе-интернате для детей слепых и слабовидящих обучающихся, в том числе с задержкой психического развития....