Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
В статье расматривается опыт организации туристско-краеведческой деятельности для решения проблем социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации
детей с ограниченными возможностями здоровья
Если взглянуть на проблему социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с позиции деятельностного метода, то станет очевидной необходимость создания условий для постепенного усвоения ребенком социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры.
Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного педагогического воздействия через их включение в доступные области познавательной, бытовой, творческой и общественно-значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.
Одной из интересных и эффективных форм работы, направленной на социальную адаптацию детей с ОВЗ, являются туризм и краеведение.
Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует повышению интереса к изучению родины. Знакомство с природой, историей и культурой родного края пробуждает у детей желание внести и свой вклад в ее развитие и процветание, воспитывает чувства гражданственности, патриотизма.
В своей работе я использую разнообразные формы туристско-краеведческой работы, а именно:
- организация походов;
- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
- составление летописей, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
- формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;
- участие в конференциях, соревнованиях конкурсах;
- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, освещения информации на сайте школы.
Поисково-краеведческая работа проводится по следующим направлениям:
- история города, края;
- история учреждения;
- история освоения космоса.
Занятия краеведением и туризмом неизменно вызывают интерес у детей, поскольку в первую очередь, это новые яркие впечатления, выход из привычной школьной обстановки в мир, знакомство с интересными людьми, новые знания и умения.
Первое знакомство детей с краеведением начинается с экскурсии. Проводится пешеходная экскурсия по основным достопримечательностям города, в День космонавтики выезжаем на место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина.
Изучение истории родного края продолжается в Центральной городской библиотеке, краеведческом музее, где проходят беседы и лекции об истории слободы Покровской, о выдающихся земляках: композиторе Альфреде Шнитке, художнике Якове Вебере, первом космонавте Юрии Гагарине, Герое Советского Союза, летчице Марине Расковой,
Постепенно от простого созерцания дети переходят к активной поисковой работе. В канун 70-летия Победы учащиеся 6, 9 классов собирали информацию о ветеранах Великой Отечественной войны, записывали их воспоминания, фотографировали ордена и медали. Оформленный материал стал частью экспозиции школьного музея. Общение с непосредственными участниками войны вызвало большой интерес у детей и множество вопросов, повысило интерес к изучению истории Великой Отечественной войны, но главное – у ребят воспитывается чувство сострадания, уважения к ветеранам, за их боевые и трудовые подвиги.
Особый интерес вызывает у ребят участие в проектной деятельности. Каждый ученик входит в состав творческой группы и выполняет конкретное задание. Здесь очень важно учесть индивидуальные особенности и пожелания детей. Одному интересно фотографировать, другой - хорошо
рисует, третий - набирает текст и т.п. В течение учебного года учащиеся принимают участие в реализации школьных проектов «Рождественские Святки», «Обычаи Руси. Широкая Масленица», «Народов много - страна одна», «Мы - наследники Великой Победы».
Одним из наиболее важных средств социальной адаптации являются
занятия туризмом. Туризм - это спорт, общение с природой, повышенные требования к самоорганизации, дисциплине, ответственностью. Ребенок с ограниченными возможностями учится взаимопомощи, умению находиться в коллективе, общаться с другими детьми. Занимаясь туризмом, школьники развиваются физически, получают колоссальный заряд энергии от общения с природой, романтики походной жизни.
В процессе туристической деятельности расширяется сфера общения воспитанников, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопление положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме – коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка
Для детей - туризм – это способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой увлекательного образа жизни. А для педагогов он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Самой эффективной формой туристско-краеведческой деятельности является туристский поход.
Поход - это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.
Находясь в коллективе туристической группы, они выполняют различные поручения, у них развивается способность к взаимодействию со сверстниками, формируется более высокая самооценка. Занятия туризмом расширяют жизненное пространство детей, позволяет избавиться от страхов и комплексов.
Организация похода требует тщательной подготовки и не менее тщательного анализа и подведения итогов. Составляется маршрут движения, план, назначаются ответственные за определенные виды деятельности: фотографирование, сбор природного материала, костровой, завхоз и т.п. Выполнение поручений стимулирует и дисциплинирует детей, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.
По окончании похода оформляется отчет, в котором указываются карта, маршрут движения, рисунки растений, фотографии. Материалы отчета представляем в стенгазете и на школьном сайте. Таким образом, на протяжении всех этапов дети не просто выполняют задания, но активно участвуют в увлекательной и познавательной исследовательской деятельности.
Первый опыт организации похода позволил мне получить богатый диагностический материал об уровне сплоченности группы детей, степени развития нравственных качеств, межличностных отношений, трудовых навыков. Исходя из полученных результатов, планировала дальнейшую работу с учетом выявленных проблем и трудностей. Так, например, дети не всегда были готовы прийти на помощь товарищу, бывали случаи насмешек над менее подготовленными ребятами, обидные прозвища.
Туристские походы, экскурсии и другие формы, где социальные контакты детей очень тесны, позволяют педагогу ввести своего воспитанника в огромный мир сложных человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем. При этом воспитывается ответственность за свои действия не перед абстрактным человечеством или своим будущим, а перед конкретной группой ребят, учителей, с которыми делят свои тяготы походной жизни. Это осознание роднит ребят, учит ценить дружбу, взаимовыручку, воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Наблюдая за поведением и действиями детей, педагог имеет уникальную возможность диагностировать отклонения в развитии личности, что, безусловно, позволяет разработать и легче осуществить подходящую для каждого конкретного случая коррекцию поведения и развития ребенка.
Мир открывается ребенку во всем многообразии только в том случае, если ему предоставляется возможность самому на основе своих знаний, своего житейского опыта принимать решения и нести за них ответственность, то есть при условии самоуправления той деятельностью, в которую он вовлечен.
Выполняя краеведческие задания, проводя исследовательскую работу в походах, экспедициях, на экскурсиях, ребенок не просто пополняет свои знания, он включается в сложный мир человеческих отношений, выполняет различные социальные роли, и чем богаче мир, окружающий ребенка, тем больше возможностей воспитать многогранную личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, невозможно без формирования у него гражданской культуры....
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры...
Патриотическое воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание гражданина с активной жизненной позицией, патриота невозможно без формирования у него гражданской культуры....
Изобразительная деятельность в группе продлённого дня как одно из средств социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье представлен опыт работы с детьми класса "Особый ребенок" по развитию мелкой моторики рук"....
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средством декоративно-прикладного творчества (из опыта работы кружка вязания)
Статья раскрывает роль декоративно-прикладного творчества (вязания) в адаптации детей к современной жизни....
Доклад по теме: « Игровые технологии как средство развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Изучение английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе...