Использование Интернет-ресурсов в работе дефектолога
статья (5 класс)

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И намспециалистам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии. В своей профессиональной деятельности я использую и владею следующими видами образовательных технологий: дифференцированный подход, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проектов.Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, я стараюсь активно использовать современные электронные рессурсы в своей профессиональной деятельности.Каждый день я нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения ИКТ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-2024-ispolz_inter-res_v_rab_def.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И намспециалистам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии. В своей профессиональной деятельности я использую и владею следующими видами образовательных технологий: дифференцированный подход, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проектов.Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, я стараюсь активно использовать современные электронные рессурсы в своей профессиональной деятельности.Каждый день я нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения ИКТ.

Цель использования информационно-коммуникативных технологий в работе со школьниками:

-повысить наглядность материала;

-разнообразить содержание материала;

-разнообразить формы подачи материала.


По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

• компьютер являются стимулом познавательной активности детей;

• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

• предоставляет возможность индивидуализации обучения;

• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

• эффективность отрабатывать навыки развития творческих способностей;

• в процессе своей деятельности за компьютером школьник приобретает уверенность в себе;

• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

• компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки;

• формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).

Применение ИКТ технологий в работе специалиста невозможно не соблюдая требования САНПИНа и здоровьесберегающие технологии.

Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять.

Здоровьесберегающее обучение включает в себя:

а)продолжительность работы с компьютером – не более 5-10 минут;

периодичность – 2 раза в неделю;

б)использование новых моделей компьютера

включать игру лучше к концу занятия;

в)обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз;

г)дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах;

противопоказания – эпилепсия.

д)проведение тематических физминуток на каждом занятии;

е)динамических пауз;

ж) кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия;

з) пальчиковой гимнастики;

И) проведение дыхательной гимнастики.


Выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.

• Известно, что у школьников с ОВЗ вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаю в занятия элементы психогимнастика по методике М. Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (радость, удивление и т. д.).

При создании презентаций необходимо помнить

• размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100;

• Количество слайдов 15 – 25;

• должен быть контраст фона с текстом;

• при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.

Применяя в своей коррекционной работе с школьниками с ОВЗ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников.

Мной создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:

-Преодоление трудностей в обучении

-Развитие ВПП

-Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Формирование произношения.

- Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.

- Формирование лексико-грамматических средств языка.

- Развитие связной речи.


Таким образом, электронные ресурсы делают  коррекционный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.

ИКТ-технологии я применяю и диагностике в диагностике развития детей.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих компьютерных игр. Апробировано более 30-ти детских компьютерных программ, среди них – «Алик. Скоро в школу»«Веселая азбука Кирилла и Мефодия»«Волшебный букварь»«Вини - Пух учится читать» и др.

В своей работе я использую следующие компьютерные программы:

1. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»

В программе более 50 упражнений,собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

2. «Гарфильд малышам. Развиваем речь» Программа специально разработана для детей . Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках.

3. Методика опережающего обучения помогает включить в коррекционную работу учебно- образовательный комплекс игр "Баба-Яга учится читать". Волшебный лес с десятком игр, веселые стихи, песенки многократно умножают интерес детей к звучащему слову, вызывает желание быстрее познакомиться со всеми буквами и научиться читать.

Данный комплекс :

- развивает слуховое внимание, чувство рифмы;

- совершенствует фонематический слух;

- развивает навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- учит запоминать правильное графическое написание каждой буквы;

- вносит разнообразные приемы работы по преодолению трудностей обучения.

4. Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»

5. «Незнайкина грамота». Здесь 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.

6. Тренажер «Дельфа -142».40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.

7. «Баба-Яга. Пойди туда не знаю куда». Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия.

8. «Волшебный букварь». Задания, которые предстоит выполнять ребенку,таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т. д.

9. Программно-методический комплекс “Развитие речи”. В разделе “Развитие связной речи” представлен играми –заданиями следующих типов:

- “ Слово – действие”, “ Подбери действие”, “Слово – признак”, “Подбери признаки” с несколькими уровнями сложностями;

- “Составляем описание”;

- “Послушай рассказ”.

Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша «Отключить/Включить» голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, специалист может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.

Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.

10. Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"

11. Платформа Яндекс-учебник, Учи-ру.

12. Программно-методический комплекс» Кирилл и Мифодий»

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от специалиста, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Таким образом, использование ИКТ в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы. В заключение хочется отметить, что в условиях школы возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование электронных рессурсов позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Использование ИКТ и Интернет-ресурсов во внеклассной работе по английскому языку."

В своем выступлении хотелось бы рассказать об использовании ИКТ во внеклассной работе, которая ведется мною на протяжении нескольких лет и уже сложилась определенная система повышения эффективности уч...

Использование интернет- ресурсов в моей работе

Интернет-ресурсы в помощь учителю физической культуры http://method.novgorod.rcde.ru    Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса. htt...

Использование Интернет-ресурсов при работе с грамматикой 5 классах

Использование Интернет-ресурсов при работе с грамматикой 5 классах...

Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка

В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...

Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов

В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...

«Особенности использования интернет-ресурсов в профориентационной работе»

В материале подробно и доступно представлены группы сайтов в Интернет, которые выполняют функцию профориентации и могут использоваться не только психологами и педагогами, работающими в этой обла...

«Использование Интернет-ресурсов при работе с родителями»

В материале доступным языком рассказывается об опыте работы с родителями с помощью интернет-ресурсов...