Использование Интернет-ресурсов в работе дефектолога
статья (5 класс)
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, специалистам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии. В своей профессиональной деятельности я использую и владею следующими видами образовательных технологий: дифференцированный подход, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проектов.Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, я стараюсь активно использовать современные электронные рессурсы в своей профессиональной деятельности.Каждый день я нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-2024-ispolz_inter-res_v_rab_def.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать. И нам, специалистам, необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии. В своей профессиональной деятельности я использую и владею следующими видами образовательных технологий: дифференцированный подход, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии проектов.Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, я стараюсь активно использовать современные электронные рессурсы в своей профессиональной деятельности.Каждый день я нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения ИКТ.
Цель использования информационно-коммуникативных технологий в работе со школьниками:
-повысить наглядность материала;
-разнообразить содержание материала;
-разнообразить формы подачи материала.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• компьютер являются стимулом познавательной активности детей;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
• эффективность отрабатывать навыки развития творческих способностей;
• в процессе своей деятельности за компьютером школьник приобретает уверенность в себе;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
• компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки;
• формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль).
Применение ИКТ технологий в работе специалиста невозможно не соблюдая требования САНПИНа и здоровьесберегающие технологии.
Наша задача сегодня - научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в школу и далее ребята могли уже самостоятельно их применять.
Здоровьесберегающее обучение включает в себя:
а)продолжительность работы с компьютером – не более 5-10 минут;
периодичность – 2 раза в неделю;
б)использование новых моделей компьютера
включать игру лучше к концу занятия;
в)обязательны физкультминутки и гимнастика для глаз;
г)дозирование нагрузки при зрительных нарушениях и невротических расстройствах;
противопоказания – эпилепсия.
д)проведение тематических физминуток на каждом занятии;
е)динамических пауз;
ж) кинезиологических упражнений (для межполушарного взаимодействия;
з) пальчиковой гимнастики;
И) проведение дыхательной гимнастики.
Выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения. В своей работе использую игры и упражнения, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко. Они проводятся в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время занятий.
• Известно, что у школьников с ОВЗ вялое проявление эмоций. Поэтому для их развития включаю в занятия элементы психогимнастика по методике М. Чистяковой. Такие игры и упражнения помогают снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников, развивают умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим, демонстрируют различные эмоции (радость, удивление и т. д.).
При создании презентаций необходимо помнить
• размер шрифта в тексте 32 – 40, заголовка 60 – 100;
• Количество слайдов 15 – 25;
• должен быть контраст фона с текстом;
• при желании можно добавить сопроводительный текст, анимацию, музыку.
Применяя в своей коррекционной работе с школьниками с ОВЗ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, поможет сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие, сохранит и укрепит здоровье воспитанников.
Мной создан банк электронных образовательных ресурсов: компьютерные программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийных презентаций, аудиоматериал по следующим направлениям работы:
-Преодоление трудностей в обучении
-Развитие ВПП
-Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Формирование произношения.
- Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
- Формирование лексико-грамматических средств языка.
- Развитие связной речи.
Таким образом, электронные ресурсы делают коррекционный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой форме. Все это повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах коррекционной работы.
ИКТ-технологии я применяю и диагностике в диагностике развития детей.
В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих компьютерных игр. Апробировано более 30-ти детских компьютерных программ, среди них – «Алик. Скоро в школу»; «Веселая азбука Кирилла и Мефодия»; «Волшебный букварь»; «Вини - Пух учится читать» и др.
В своей работе я использую следующие компьютерные программы:
1. Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»
В программе более 50 упражнений,собранных в четыре тематических блока: ФОНЕМАТИКА, ПРОСОДИКА, ЛЕКСИКА, ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
2. «Гарфильд малышам. Развиваем речь» Программа специально разработана для детей . Включает 15 тематических заданий. Дает понятие о гласных и согласных звуках.
3. Методика опережающего обучения помогает включить в коррекционную работу учебно- образовательный комплекс игр "Баба-Яга учится читать". Волшебный лес с десятком игр, веселые стихи, песенки многократно умножают интерес детей к звучащему слову, вызывает желание быстрее познакомиться со всеми буквами и научиться читать.
Данный комплекс :
- развивает слуховое внимание, чувство рифмы;
- совершенствует фонематический слух;
- развивает навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- учит запоминать правильное графическое написание каждой буквы;
- вносит разнообразные приемы работы по преодолению трудностей обучения.
4. Компьютерная обучающая программа «Баба –Яга учится считать»
5. «Незнайкина грамота». Здесь 12 разнообразных оригинальных игр, в которые приятно и весело играть. Развитие мелкой моторики. Формирование быстроты реакции.
6. Тренажер «Дельфа -142».40 упражнений распределены по блокам: звук, буква, слог, слово, предложение, текст.
7. «Баба-Яга. Пойди туда не знаю куда». Развитие навыков логического мышления, зрительной и слуховой памяти, пространственного воображения, зрительного и слухового восприятия.
8. «Волшебный букварь». Задания, которые предстоит выполнять ребенку,таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т. д.
9. Программно-методический комплекс “Развитие речи”. В разделе “Развитие связной речи” представлен играми –заданиями следующих типов:
- “ Слово – действие”, “ Подбери действие”, “Слово – признак”, “Подбери признаки” с несколькими уровнями сложностями;
- “Составляем описание”;
- “Послушай рассказ”.
Ценность этого комплекса в том, что в каждом задании трёх разделов на панели меню имеется клавиша «Отключить/Включить» голос диктора, которая отключает все дикторские инструкции. Используя эту клавишу, специалист может самостоятельно объяснять ученикам все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.
Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка” формируют навыки правильного произношения звуков, помогают развивать фонематический слух.
10. Мультимедийная игра "Развитие речи. Учимся говорить правильно"
11. Платформа Яндекс-учебник, Учи-ру.
12. Программно-методический комплекс» Кирилл и Мифодий»
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от специалиста, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Таким образом, использование ИКТ в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы. В заключение хочется отметить, что в условиях школы возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование электронных рессурсов позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Использование ИКТ и Интернет-ресурсов во внеклассной работе по английскому языку."
В своем выступлении хотелось бы рассказать об использовании ИКТ во внеклассной работе, которая ведется мною на протяжении нескольких лет и уже сложилась определенная система повышения эффективности уч...
Использование интернет- ресурсов в моей работе
Интернет-ресурсы в помощь учителю физической культуры http://method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса. htt...
Использование Интернет-ресурсов при работе с грамматикой 5 классах
Использование Интернет-ресурсов при работе с грамматикой 5 классах...
Использование интернет - ресурса Learning Apps и программы MS Power Point для организации самостоятельной работы на уроках английского языка
В современных условиях система образования имеет практическую направленность. Ее главной целью является формирование личности человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь...
Опыт организации самостоятельной работы учащихся по химии и биологии с использованием Интернет-ресурсов
В статье представлен опыт организации самостоятельной работы учащихся с использованием Интернет-ресурсов...
«Особенности использования интернет-ресурсов в профориентационной работе»
В материале подробно и доступно представлены группы сайтов в Интернет, которые выполняют функцию профориентации и могут использоваться не только психологами и педагогами, работающими в этой обла...
«Использование Интернет-ресурсов при работе с родителями»
В материале доступным языком рассказывается об опыте работы с родителями с помощью интернет-ресурсов...