Устранение оптической дисграфии.
методическая разработка
В статье дается описание, что такое оптическая дисграфия. Также в статье описаны приемы и методы работы по устранению оптической дисграфии и дислексии. Работа предназначена для обучающихся младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В статье дается описание, что такое оптическая дисграфия. | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Устранение оптической дисграфии.
Оптическая дислексия и дисграфия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Чтобы научиться читать и писать, необходимо зрение на буквы – буквенный гнозис. Буква отличается от любого другого рисунка прежде всего своей условностью, она никак не связана по смыслу с тем звуком, который обозначает.
В истории человечества буквы имеют большое значение. В мозге, в его левом полушарии, есть специальная область, отвечающая за букву. Нарушение буквенного гнозиса, пространственных представлений проявляется в трудностях усвоения букв, их заменах и искажениях на письме и при чтении. Смешиваются и взаимозаменяются похожие по рисунку буквы (з – э, р – ь), буквы, отличающиеся дополнительными элементами (л – д, з – в), буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (н – п – и, т – г). Обучающиеся, которым трудно запомнить букву зрительно, могут перевернуть букву, пропустить или добавить лишний крючок.
К оптическим дисграфиям относятся и зеркальные перевороты букв. Зеркальное письмо чаще встречается у левшей, которые могут прочитать, написать и скопировать букву, цифру или слово равновероятно в любом направлении.
Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых форм предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти. В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом.
Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою. Обучающиеся не могут отличить правильную букву от неправильной, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую, например, из буквы Р сделать букву В и т.д.
Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в тяжелых случаях нарушена схема тела. Письмо слов невозможно. Обучающийся пишет только отдельные буквы.
Устранить оптическую дисграфию помогут следующие упражнения:
Развитие зрительного восприятия.
- Найдите букву среди ряда других букв;
- Определить буквы, расположенные неправильно;
- Обвести контуры букв;
- Добавить недостающий элемент;
- Выделить буквы, наложенные друг на друга.
Развитие зрительной памяти.
- Игра «Чего не стало?».
На столе раскладываются 5-6 картинок (предметов), которые обучающиеся должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Предлагается назвать, чего не стало.
- Запомнить буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.
- Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.
Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
- Напиши буквы справа или слева от вертикальной линии.
- Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
- Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже- крестик, справа от точки- кружок.
- Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.
Также полезными будут следующие упражнения:
- Сложите фигуру из палочек ( по образцу и по памяти)
- Найдите заданную фигуру среди двух изображений.
- Найдите правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
Таким образом, оптическая дисграфия - это достаточно распространенное нарушение письменной речи и для ее устранения необходима специальная системная коррекционная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложная форма дисграфии (Аграмматическая дисграфия) 4 класс.
В тематическом планировании даны темы логопедических уроков для учеников четвертых классов массовой школы....
План по предупреждению развития дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания с элементами оптической дисграфии (30 часов)
Подготовительная группа...
«Ошибки на письме» Дисграфия. Мероприятия по профилактике дисграфии.
Чаще всего причиной дисграфии называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Некоторые авторы (И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, М.М. Безруких) говорят в этой связи о несформированности ...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса
В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...
Рабочая программа «Коррекция аграмматической, акустической дисграфии и дисграфии
Рабочая программа...
Логопедический ликбез для родителей «Дисграфия. Симптоматика дисграфии»
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предм...
Консультация для учителей начальных классов и родителей: «Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия). Классификация дисграфий.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии....