Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Развитие познавательной деятельности»
рабочая программа

Савчук Людмила Васильевна

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом деятельности, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата во время проведения занятий, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, необходимого количества наглядности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«НОРИЛЬСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 «Согласовано»                                                                                                                                                      «Утверждаю»

 Зам. директора по УВР                                                                                                                                         Директор

 КГБОУ «Норильская школа-интернат»                                                                                                              КГБОУ «Норильская школа-интернат»                                                    

 ___________    Гартман Ю.Ю.                                                                                                                              ____________    Андрух С.М.

 «30» августа 2023 г.                                                                                                                                              «31» августа 2023 г.

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий

«Развитие познавательной деятельности» 

для обучающихся 1 класса

с РАС с интеллектуальными нарушениями

на 2023-2024 учебный год

Составитель:

Савчук Людмила Васильевна

учитель-дефектолог

I квалификационная категория

Норильск - 2023 г.

                                                        Пояснительная записка.

       Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» (1 класс) для обучающихся с РАС, осложненными умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статьей 1 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"».
  2. Приказа Минпросвещения России от 08.11.2022 №955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» пункт 12.
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее ФГОС НОО ОВЗ).
  4. Приказа Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее ФАОП НОО ОВЗ), зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ №72654, от 21.03.2023 года.
  5. Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”.
  6. Приказа Министерства просвещения РФ от 5 декабря 2022 г. N 1063
    "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115".
  7. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
  8. Письма Роспотребнадзора от 08.05.2020 N 02/8900-2020-24 "О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций" (вместе с Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19).
  9. АООП НОО для обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.3).
  10. Учебный план на 2023-2024 учебный год КГБОУ «Норильская школа-интернат».
  11. Годового календарного графика на 2023-2024 учебный год.
  12. Расписания уроков КГБОУ «Норильская школа –интернат» на 2023-2024г.

Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяет цель, задачи и основные направления работы.

Цель программы: коррекция и развитие высших психических функций (сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления и других), активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося.

Задачи:

– развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения; формирование умения сравнивать, анализировать, делать несложные выводы;

– создание условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

– осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения содержательных видов деятельности;

– формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;

– воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;

– снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха.

Указанные задачи реализуются в следующих направлениях:

− развитие внимания и памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

− сенсорное развитие: закрепление ориентировочных действий и систематизация образов восприятия, образов представлений о внешних свойствах и качествах предметов, усвоенных ранее на учебных предметах (чтение, математика, изобразительное искусство, ручной труд и т.д.);

− систематизация образов представлений о неживой природе (вода, камни, песок, земля), о живой природе, явлениях природы, об их взаимосвязи, а также зависимости жизни человека и его деятельности от природных явлений;

− формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенного мышления с переходом к наглядно-образному мышлению, элементам логического мышления.

Общая характеристика коррекционного курса

         Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом деятельности, с учетом интересов обучающихся, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата во время проведения занятий, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, необходимого количества наглядности.

Коррекционная работа проводится в форме индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения. Продолжительность индивидуальных занятий- 20 минут.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В соответствии с требованиями образования обучающихся с РАС с интеллектуальными нарушениями содержание программы коррекционного курса «Развитие познавательной деятельности» реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, относится к обязательной части учебного плана. Количество учебных часов определяется учебным планом (2 часа в неделю), фактическими учебными днями, праздничными календарными днями. Календарно – тематическое планирование составлено с учётом расписания, графика каникул и праздничных дней в 2023-2024 учебном году. На проведение коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» в 1 классе отводится 66 часов (33 недели).

Планируемые результаты

освоения содержания программы коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» в 1 классе.

Личностные результаты:

−формирование адаптации к обучению и познанию;

−принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

 −положительное отношение к окружающей действительности;

−формирование мотивации обучающегося к учебному процессу.

Уровни достижения предметных результатов.

Минимальный уровень:

− различать основные цвета, величину (большой - маленький), геометрические формы (квадрат, круг);

− показывать правую, левую руку с/без помощи педагога;

− называть времена года с опорой на картинки, называть следующее время года;

− обследовать и называть свойства предметов с/без помощи педагога (поверхность, вес, температуру);

− переходить от одного вида деятельности к другому;

− запоминать и воспроизводить задания по образцу и словесной инструкции;

− ориентироваться в условиях практических и проблемных задачах;

− иметь представления о предметах-орудиях, их свойствах и качествах, а также об их роли в деятельности людей;

− воспринимать ситуации (целостные сюжеты), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт,

    устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Достаточный уровень:

− выполнять действия по инструкции педагога;

− различать форму плоской фигуры при помощи зрительного восприятия и осязания;

− узнавать, показывать, называть основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб);

− группировать предметы и картинки по основным цветам;

− уметь ориентироваться на листе бумаги: справа — слева, вверху — внизу, середина;

− уметь последовательно называть времена года;

− сравнивать предметы по высоте и длине, ширине и толщине, пользуясь практической и зрительной ориентировкой;

− различать неречевые звуки (стук, звон, гудение, жужжание), шумы и их оттенки;

− уметь определять предметы по весу: легкий-тяжелый с открытыми и закрытыми глазами;

− определять на вкус сладкие и горькие продукты; − составлять целое из частей (2-3 детали);

− анализировать проблемно-практические задачи;

− иметь представление о мужских и женских профессиях, дифференцировать их;

− выполнять анализ наглядно-образных задач;

− сопоставлять и соотносить знакомый текст с соответствующей иллюстрацией;

− выполнять задания на классификацию картинок без образца;

− выполнять упражнения на исключение «четвертой лишней» картинки;

− иметь представления о количественном признаке предметов: группировать картинки по количественному

признаку (много – один).

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения рабочей программы

коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности» в 1 классе.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

 

 1 балл - минимальная динамика;

 2 балла - удовлетворительная динамика;

 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов во время обучения в первом классе не проводится. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется        на        основе        входного        и        промежуточного        тестирования (Приложение 1).

Содержание обучения

Коррекционные занятия «Развитие познавательной деятельности» направлены на чувственное познание, включающее ощущение, восприятие, представления, и на рациональное познание – понятие, суждение, умозаключение.

Познавательные действия встроены в общий ход жизни человека, в деятельность и в общение с другими людьми. Различные формы психической деятельности, обеспечивающие познание, деятельность и общение представляют собой психические процессы.

Коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности у обучающихся с РАС с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляются при использовании различных методов:

− практические: упражнения, игры, моделирование, инсценировки, техника «арт-терапия», практические опыты;

− наглядные: наблюдение, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами, сенсорным инвентарем (мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера);

− словесные: беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка;

− двигательные: используются для актуализации и закрепления любых телесных навыков, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь.

Следовательно, в результате использования разнообразных методов для активизации познавательных процессов, создается базовая предпосылка для овладения обучающимися новыми знаниями учебных предметов: чтением, письмом, математическими представлениями и другими.

В структуру коррекционного занятия могут входить:

− пальчиковая гимнастика (пальчиковые игры и упражнения);

− дыхательная гимнастика;

− зрительная гимнастика;

− упражнения на развитие графомоторных навыков;

− кинезиологические упражнения для формирования взаимодействия межполушарных связей.

                                                                       Содержание разделов

                                        Название раздела

                Кол-во часов

1.

Обследование обучающихся

2 часа

2.

Развитие внимания и памяти: зрительная, слуховая, тактильная

16 часов

3.

Сенсорное развитие: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое

25 часа

4.

Ознакомление с окружающим (Мир природы и человека)

6 часов

5.

Формирование мыслительной деятельности: наглядно-действенное,

наглядно-образное, словесно-логическое, элементарные математические представления

15 часов

6.

Обследование обучающихся

  1. часа

Тематическое планирование

Направление коррекционной работы / Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

                                                         Обследование обучающихся- 2 часа

1.

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

1

1 неделя

сентябрь

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

2.

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

1

1 неделя

сентябрь

Обследование обучающихся, комплектование групп для коррекционных занятий

Выполняют дифференцированные задания при оказании непосредственной помощи учителя

Выполняют большинство заданий самостоятельно

Развитие внимания и памяти -16 часов

3.

Развитие зрительного внимания и подражания путем воспроизведения действий взрослого без предметов/

Игры на выполнение подражания взрослого.

1

2 неделя

сентябрь

 Выполнение подражания действиям взрослого без предметов (Игры «Зеркало», «Умелые руки», «Мастера», «Цветные перчатки»)

Подражают действиям взрослого в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым

Подражают или действуют по показу в определенных игровых ситуациях, предложенных взрослым

4.

Развитие зрительного внимания и подражания действиям взрослого с

предметами/

Игры на выполнение подражания взрослого.

1

2 неделя

сентябрь

        Подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами (Просмотр видеофрагментов о мастерах. Игровые ситуации: «Будущие мастера», «Сильные, смелые, ловкие,

умелые», «Цветные бусы»)

Умеют подражать путем воспроизведения действий взрослого с предметами или после действий сверстников

с предметами

Самостоятельно подражают действиям взрослого с предметами

5.

Закрепление умения рассматривать контурные изображения и соотносить их с цветными /

Соотнесение   контурных изображений с цветными.

 

1

3 неделя

сентябрь

Соотнесение контурного сюжетного изображения с цветным (эпизоды из знакомых сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»)

Выполняют задание, соотносят контурное сюжетное изображение с цветным, делают выбор из 2-х картинок

Выполняют задание, соотносят контурное сюжетное изображение с цветным, делают выбор из 3-х картинок

6.

Закрепление умения рассматривать контурные

простые сюжетные изображения и соотносить их с цветными/

Соотнесение   контурными изображениями с цветными.

1

3 неделя

сентябрь

Соотнесение контурного сюжетного изображения с цветным (эпизоды знакомых сказок и мультфильмов: «Волк и семеро козлят», «Ну, погоди!», «Лунтик», «Красная шапочка»)

Выполняют задание, соотносят контурное сюжетное изображение с цветным, делают выбор из 3-х картинок

Выполняют задание, соотносят контурное сюжетное изображение с цветным, делают выбор из 4-х картинок

7.

Сравнивать сюжетные изображения на картинках /

«Чего не хва-тает?», «Кто спрятался?».

1

4 неделя

сентябрь

 Сравнение сюжетных картинок путем рассматривания и нахождения общих и специфических характеристик.

Выполнение заданий: «Чего не хва-тает?», «Кто спрятался?», «Что надо дорисовать?»

Выполняют задания путем сравнения 2-х картинок с близкими сюжетными изображениями при оказании уточняющих вопросов учителя

Выполняют самостоятельно задания путем сравнения 3-х картинок с близкими сюжетными изображениями

8.

Совершенствование умений выделять заданные слова из предъявленной фразы, реагируя на них определенным действием /

«Возьми картинку», «Будь внимательным».

1

4 неделя

сентябрь

Выполнение задания путем выделения заданных слов из предъявленных фраз, реагируя на них определенным действием (Игры: «Поезд», «Возьми картинку», «Волшебные

слова», «Будь внимательным!»)

Выделяют заданные слова из предьявленной фразы, реагируя на них определенным действием (фраза из 4- 5 слов)

Выделяют заданные слова из предьявленной фразы, реагируя на них определенным действием самостоятельно (фраза из 6- 7 слов)

9.

Закрепление умения запоминать последовательность предметов или ситуаций/ Игры «Незнайка с кисточкой», «Чебурашка с карандашом».

1

1 неделя

октябрь

Расширение возможности зрительного запоминания путем увеличения объема зрительного материала (от 3-х до 5-и). Игровые ситуации: «Буратино с Букварем», «Незнайка с кисточкой», «Чебурашка с карандашом»,

«Лунтик с рюкзаком», школьные принадлежности и их изображения

Запоминают последовательность расположения сказочных персонажей со школьными принадлежностями (от 3-х до 5-и) после повторного предъявления образца

Запоминают последовательность разложения сказочных персонажей со школьными принадлежностями

(от 4-х до 6-и после первого предъявления образца)

10.

Совершенствование умения запоминать и отображать знакомые образцы предметов в графических изображениях /

Запомни эти предметы.

1

1 неделя

октябрь

Выполнение задания путем запоминания образов предметов в графических изображениях. (Задания: «Запомни эти предметы -мяч, карандаш, пенал, рюкзак. Задание «Запомни узор» - аппликация)

Выполняют задание по памяти, изображают графически 3 предмета после повторного предъявлении образца (мяч, карандаш, пенал)

Запоминают и отображают графически образы предложенных предметов (4-е самостоятельно)

11.

Совершенствование умения запоминать и отображать знакомые образцы предметов в графических изображениях /

Запомни эти предметы.

1

2 неделя

октябрь

Выполнение задания путем запоминания образов предметов в графических изображениях. Задания: «Запомни эти предметы часы, книга, ручка. рюкзак, пенал

Задание «Запомни узор» - аппликация)

Выполняют задание по памяти, изображают образы предметов после повторного предъявления образца (4 предмета)

Запоминают и отображают по памяти графические образы предложенных предметов (5) после первого предъявления образца

12.

Совершенствование умения запоминать и отображать серию последовательных изображений /

Запомни и нарисуй.

1

2 неделя

октябрь

Выполнение задания по памяти: отображать серию последовательных изображений. (Задание: «Запомни и нарисуй!» - серия последовательных изображений - веточка в вазе, веточка с маленькими зелеными листочками, веточка с цветочками)

Воспроизводят по памяти серию последовательных изображений (3 картинки) после повторного рассмотрения образца

Воспроизводят по памяти серию последовательных изображений (4 картинки)

13.

Закрепление умения воспроизводить по памяти последовательность букв, простых по начертанию /

Запомни последовательность букв.

1

3 неделя

октябрь

Воспроизведение по памяти последовательности букв, простых по начертанию: п, т, о, с, х, после их предварительного рассмотрения. (Задание: Запомни последовательность букв» 4-5 букв»; «Разложи буквы по порядку»)

Воспроизводят по памяти последовательность букв, простых по начертанию: п, т, о, с (4 буквы) повторного рассмотрения образца

Воспроизводят по памяти последовательность букв, простых по начертанию: п, х, т, о, с (5 букв) после первого предъявления образца

14.

Совершенствование слуховой памяти, запоминание последовательность простых слов (5), не связанных между собой смыслом /

Запомни последовательность слов, повтори их.

1

3 неделя

октябрь

 Воспроизведение простых слов в определенной последовательности (лес, дом, мама, сон, кино), произнесенных учителем.

(Задание: «Запомни последовательность слов, повтори их!», «Разложи картинки по порядку, назови их»)

Воспроизводят последовательность простых слов (лес, дом, мама, сон), произнесенных учителем (3-4), после повторного произнесения слов учителем

Воспроизводят последовательность простых слов (лес, дом, мама, сон, кино), после произнесения их учителем (4-5) самостоятельно

15.

         Закрепление умения запоминать и называть фрагменты музыки из знакомых произведений /

Послушай и повтори.

1

4 неделя

   октябрь

         Воспроизведение фрагментов музыки из знакомых произведений (2-3 фрагмента)

Запоминают и называют фрагменты музыки из знакомых произведений (2 фрагмента) после повторного прослушивания

Запоминают и называют фрагменты музыки из знакомых произведений (3 фрагмента) после первого предъявления прослушивания

16.

         Совершенствование слуховой памяти, запоминание небольших фраз, логически связанных между собой (поговорки, загадки) / Запомни и повтори.

Зап

1

4 неделя

   октябрь

Воспроизведение небольших фраз, логически связанных между собой. (Задание. Запомни и повтори поговорки: «Береги нос, в сильный мороз», «Без труда, не вытащишь рыбку из пруда», «У какого Егорки одежда – иголки?»)

Воспроизводят поговорки после повторения учителем 2- 3 раза каждой поговорки

Воспроизводят небольшие фразы, логически связанные между собой (поговорки, загадки), после произнесения учителем 1-2 раза каждой поговорки

17.

Совершенствование тактильной памяти /

Игры «Запомни и найди пару», «Найди непохожие предметы».

1

2 неделя

ноябрь

Узнавание свойств предметов на основе тактильного восприятия (мягкие, пушистые, колючие, твердые, холодные), нахождение и запоминание одинаковых по тактильному восприятию предметов (игры: «Запомни и найди пару», «Найди непохожие предметы»), выбор из 3-4 –х предметов, разных по материалу

Определяют свойства предметов по тактильному образцу, выбор из 3-4-х предметов после повторного восприятия свойства предмета

Определяют свойства предметов по тактильному образцу, выбор из 4- 5-и предметов после первого восприятия свойства предмета

18.

Совершенствование

тактильной памяти /

«Угадай, что в мешке?»

1

2 неделя

ноябрь

       Воспроизведение в рисунках образа предмета на основе тактильной памяти.

Задание «Угадай, что в мешке у одноклассников?». Нарисуй, что в мешочке!» (У каждого обучающегося свой мешочек с одним предметом-баранка, яблочко, юла, елочка, грибок,

домик и др.)

Запоминают на ощупь предмет после повторного обследования и изображают его; отгадывают по рисунку предмет, который находился в мешочке у

каждого ученика

Запоминают на ощупь предмет с первого раза и изображают его; отгадывают по рисунку предмет, который находился в мешочке у каждого ученика

Сенсорное развитие – 25 часов

19.

Закрепление знаний об основных цветах– красный, желтый, синий, зеленый в процессе конструирования (аппликации) из плоскостных геометрических фигур по образцу

1

3 неделя

   ноябрь

 Дифференцирование 4 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый (развитие умения сличать, выделять по слову, называть) в процессе конструирования (аппликации) из плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) по образцу. Использование цвета в качестве сигнала к действию (игры: «Светофор», «Найди, что у нас желтое»)

Выделяют 4 основных цвета – красный, желтый, синий, зеленый. Конструируют из плоскостных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) по образцу

Дифференцируют 6 основных цветов – красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный.

Конструируют из плоскостных геометрических форм

(круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник

20.

Закрепление умения ориентироваться на внешние признаки предметов: цвет, форма, величина; чередовать четыре основных цвета (красный,

желтый, синий, зеленый) при раскладывании в аппликации и конструировании

1

3 неделя

ноябрь

Раскладывание предметов в аппликации и конструировании («Сделаем узор», «Построим забор»). Повторение: цвет, форма (плоскостная, объемная), величина (большой,

меленький, самый большой). Выполнение задания: составление цветового спектра в аппликации; составление композиции из геометрических фигур по образцу

Выполняют аппликации из основных цветов по образцу.

Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (2 формы и 2 величины) по

образцу

Выполняют в аппликации цветовые спектры из основных цветов. Составляют композицию из геометрических фигур с учетом их величины (3 формы и 2

величины) по образцу

21.

Совершенствовать умения называть основные

цвета и их оттенки

1

4 неделя

ноябрь

Различение и называние основных цветов и их оттенков. Выполнение задания: «Нарисуем радугу»

Выполняют задание на соотнесение цветов и их оттенков по образцу или по-

казу учителя

Выполняют задание на соотнесение цветов и их оттенков самостоятельно

22.

Закрепление умения различать предметы по силуэтам, подбирать предметы по форме и размеру

1

4 неделя

ноябрь

Сравнение предметов по разным параметрам величины.

Формирование интереса к игре с объемными формами на основе их включения в игры с элементарными сюжетами.

Подбор предмета по форме и размеру (игра «Вкладыши»)

Подбирают предметы по форме и размеру по образцу.

Сравнивают предметы по разным параметрам величины и формы с помощью учителя

Подбирают предметы по форме и размеру самостоятельно. Сравнивают предметы по разным параметрам величины и формы

23.

Закрепление знаний о геометрических объемных фигурах; дифференцирование объемных форм в процессе

Конструирования /

1

5 неделя

ноябрь

Дифференцирование геометрических форм: треугольная призма (крыша), овал (яйцо), брусок (кирпичик). Определение объемных форм: шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик).

Определяют и выбирают из строительного набора объемные формы: шар (шарик) – куб (кубик), брусок (кирпичик), треугольная призма (крыша), используют объемные геометрические формы для заданной постройки по образцу с помощью учителя

Определяют и выбирают из строительного набора объемные формы: шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик), самостоятельно; используют объемные геометрические формы для постройки заданного образца

24.

Закрепление представлений о форме предметов, соотнесение объёмных и плоскостных форм (круг, квадрат,

треугольник, овал) / Представления о форме предметов.

1

5 неделя

ноябрь

Определение овальных и прямоугольных предметов из ближайшего окружения Дифференцирование объемных форм (шар (шарик) – куб (кубик), овал (яйцо) – брусок (кирпичик)) и плоскостных (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Задание «Сделай также» (образец из объемных форм, а обучающиеся выкладывают и наклеивают узор из плоских форм – круг, квадрат, треугольник, овал, круг)

Соотносят объемные формы (шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик) с плоскостными (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) по образцу, оказывается

помощь педагога - показ

Соотносят объемные формы (шар (шарик) – куб (кубик) – треугольная призма (крыша) – овал (яйцо) – брусок (кирпичик) с плоскостными (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), задание выполняют самостоятельно по образцу

25.

Закрепление представлений о цветах, их оттенках: темно-сером, светло-сером

1

1 неделя

декабрь

Умение получать серый цвет (из трёх основных цветов) и его оттенки. Использование оттенка серого в пейзаже пасмурного дня и в изображении воздушной среды (неба)

Используют оттенки серого в рисовании пейзажа по образцу

Используют оттенки серого в рисовании пейзажа самостоятельно

26.

Закрепление умения создавать цветовые гаммы по насыщенности цвета: от светлого к темному; по контрасту: от яркого к светлому, создавать узоры

1

1 неделя

декабрь

Создание узоров по образцу, ориентируясь на цветовую гамму, учитывая насыщенность цвета

Создают узоры, ориентируясь на цветовую гамму, учитывая насыщенность цвета с помощью учителя

Создают узоры по образцу, ориентируясь на цветовую гамму, учитывая насыщенность цвета, а также его контрастность

27.

Совершенствование целостного восприятия предметного изображения

1

2 неделя

декабрь

Складывание целостных предметных изображений из разрезных картинок. (Лото: начинать с выбора из двух картинок, затем из четырех с разной конфигурацией разреза)

Сопоставляют предметные изображения из разрезных картинок: из 2-х –3-х частей

Сопоставляют предметные изображения из разрезных картинок: из 4-х частей с разной

конфигурацией разреза

28.

Закрепление умения группировать предметы по одному заданному признаку - форма/ цвет/ величина

1

2 неделя

декабрь

Группирование предметов по одному заданному признаку - форма/ цвет/ величина («В этом домике живут все та-кие (красные предметы), а в этом – другие (синие)», цвет дети подбирают самостоятельно, ориентируясь на образец. «В этом домике живут все (треугольные) предметы такой формы, а в этом – другой формы (круглые), «В этом домике живут все такого размера (большие) предметы, а в этом – другого размера (маленькие)» - дети раскладывают предметы по образцу.

Группируют предметы по одному заданному признаку - форма/ цвет/ вели-чина по образцу

Группируют геометрические фигуры разного цвета и размера, ориентируясь на образец, после чего объясняют принцип группировки в словесных высказываниях

29.

Закрепление умения определять последовательность звучания музыкальных инструментов (3-4)

1

3 неделя

декабрь

Определение последовательности звучания музыкальных инструментов (барабан – дудочка; барабан – металлофон – колокольчик; металлофон – барабан – колокольчик - дудочка), называть последовательность звучания. Умение решать познавательные задачи, связанные со слуховым анализом, на сюжетном материале: («Кто пришел в гости?»; «Кто пришел первым? Кто потом? Кто пришел послед-

ним?»).

Определяют последовательность звучания 2 –х, 3-х музыкальных инструментов (барабан – дудочка; барабан – металлофон –

колокольчик) после повторного прослушивания

Определяют последовательность звучания 3-х и 4-х музыкальных инструментов (дудочка – металлофон – барабан; металлофон – барабан – колокольчик – дудочка), называют последовательность звучания.

Решают познавательные задачи, связанные со слуховым анализом, на сюжетном материале

30.

Совершенствование слухового восприятия; дифференцирование бытовых шумов и звуков, природных явлений

1

3 неделя

декабрь

Опознавание и различение на слух бытовых шумов (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля, шум шагов; звуков явлений природы (шуршание листьев, звук грозы, шум ветра, шум дождя, звук текущей воды - ручей).

Задание «Узнай, что за погода? Угадай, что там происходит?». Проговаривание слогов и слов в разном темпе.

Умение прислушиваться, различать и запоминать шумы по громкости

Опознают и различают на слух бытовые шумы (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля, шум шагов); опознают и различают звуки явлений природы (шуршание листьев, шум дождя, звуки грозы, шум бегущей воды – ручей) после повторного прослушивания аудиозаписи. Умеют различать шумы по громкости. Проговаривают слоги и слова в разном темпе.

Опознают и различают на слух бытовые шумы (звонок телефона, шум пылесоса, шум шагов, шуршание бумаги); опознают и различают звуки явлений природы (шуршание листьев, шум дождя, звуки грозы, шум бегущей воды – ручей). Умеют различать шумы по громкости. Проговаривают слоги и слова в разном темпе.

31.

Совершенствование умения воспроизводить заданный ритм движений и звуков (без предметов и при использовании определенных предметов)

1

4 неделя

декабрь

Воспроизведение ритма движений и звуков при помощи инструментов или предметов с чётким отрывистыми интервалами: деревянными ложками, карандашом о поверхность стола; отхлопывание ритма ладошками, ногами. Задание: «Слушай и повтори!» (хлопки по коленям, плечам, удары ладошками по поверхности стола); (воспроизведение ритма движений ногой: «протопать» ритм одной ногой, другой

ногой, поочерёдно разными ногами)

Выполняют задание по воспроизведению ритма движений и звука при помощи инструментов и предметов с чётким отрывистым звуком: деревянных ложек; отхлопывают ритм ладошками

Выполняют задание по воспроизведению ритма движений и звука при помощи инструментов и предметов с чётким отрывистым звуком: деревянных ложек, карандашом о поверхность стола; отхлопывают

ритм ладошками

32.

Совершенствование слухового внимания и фонематического слуха: закрепление умения выделять заданное слово из предложенной фразы

    1

4 неделя

декабрь

Нахождение в предложениях слов, обозначающих предмет и действие предмета.

Выделение заданного слова из предложенной фразы условным действием (хлопком, поднятием флажка).

Игры: «Поезд», «Возьми игрушку», «Детский мир», «Волшебные слова»

Выделяют заданное слово из предложенной фразы условным действием. Выделяют в предложениях слова, обозначающие предмет и действие предмета (предложения из 3- 4 -х слов)

Выделяют заданное слово из предложенной фразы условным действием и называют его. Выделяют в предложениях слова, обозначающие предмет и действие предмета (предложения из 4—5-и слов)

33.

Совершенствование тактильного восприятия на основе умения определять на ощупь форму, величину предметов: шар, куб, крыша, яйцо, кирпичик; большой – маленький

1

2 неделя январь

Определение величины предмета путем наложения предметов или их сопоставления.

Развитие тактильной чувствительности, осязательное различение формы и качества материалов, из которых сделаны предметы

Определяют размер 1-2-х предметов на ощупь. Определяют величину предмета путем наложения предметов или сопоставлением

Определяют размер 2-3-х предметов на ощупь.

Определяют величину предмета путем наложения предметов или сопоставлением без опоры на образец

34.

Закрепление умения на ощупь дифференцировать свойства предметов по материалу: твердые, мягкие (пластилин, резина, железо, камень, дерево)

1

2 неделя

январь

Различение на ощупь свойств предметов по материалу: мягкие – твердые (пластилин, резина; железо, камень). Задания: просмотр видеофрагментов «Что мы знаем о материалах?», «Какие кие материалы вокруг нас?»; игра «Достань из мешочка мягкие (твердые) предметы» (мячик – резиновый, шарик – железный; мячик из пластилина – деревянный шарик)

Различают на ощупь свойства предметов по материалу: мягкие – твердые (пластилин, резина; железо, камень) (выбор из 2- х предметов)

Различают на ощупь свойства предметов по материалу: мягкие – твердые (пластилин, резина; железо, камень) (выбор из 3- х предметов) мячик резиновый, шарик железный, шарик деревянный)

35.

Совершенствование тактильного восприятия, уточнение знаний о различных свойствах материалов: железо, дерево, пластмасса (железо – холодное, тяжелое; дерево – теплое, легкое; пластмасса – мягкая, теплая)

1

3 неделя

январь

Различение на ощупь свойств предметов по материалу: мягкость, твердость, гладкость, шероховатость, прочность, гибкость.

Задание: просмотр видеофрагментов «Какие свойства у материалов?»; игра «Достань из мешочка все холодные предметы», «Достань из мешочка все теплые предметы» (выбор из 4-х— 5и-предметов)

Различают на ощупь свойства предметов по материалу

 (выбор их 3- 4-х предметов)

Различают на ощупь свойства предметов по материалу (выбор их 4-х - 5-и предметов)

36.

Закрепление умения определять на ощупь предметы с разными свойствами: по форме (плоские и объемные фигуры), величине (большой, маленький, самый большой), по материалу (железо,

пластмасса, дерево)

1

3 неделя

   январь

Различение на ощупь разных свойств предметов, по форме, величине, материалу; фиксация этих свойств в речевых высказываниях. Задания: «Определи на ощупь пред-мет с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые)». Словесное описание предметов, воспринятых тактильно («Расскажи, как ты догадался, что это елочка?», «До-стань шар деревянный, (пластмассовый, железный»), объясни, как дога-

дался?»)

Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: по форме, величине, материалу, фиксируют в речевых высказываниях свойства предмета, воспринятые на ощупь (выбор из 2-3-х предметов), дают характеристику свойствам материалов с помощью уточняющих вопросов учителя

Выполняют задания по различению на ощупь предметов с разными свойствами: по форме, величине, материалу, фиксируют в речевых высказываниях свойства предмета, воспринятые на ощупь (выбор из 3- 4-х предметов), дают характеристику свойствам материалов

свойства материалов

37.

Закрепление умения воспринимать тактильно различные свойства предметов, обобщать их и называть, определять предметы на ощупь по словесному описанию признаков этого предмета педагогом (предмет не называть)

    1

4 неделя

январь

Дифференцирование на ощупь разных свойств предметов: по форме, величине, материалу.

Словесное описание предметов, воспринятых тактильно и называние характеристик их свойств и качеств. Задания «Расскажи, что в мешочке», «Достань правой рукой, что было в левой, расскажи». (Например, яблоко круглое, твердое, холодное, с черенком и выемкой).

Умеют выполнять описание (2-х - 3-х предметов), воспринятых тактильно; характеризуют их свойства и качества с помощью уточняющих вопросов

Выполняют описание 3-4-х предметов, воспринятых тактильно самостоятельно и характеризуют их свойства и качества в речевых высказываниях

38.

Совершенствование умения группировать предметы по их свойствам на основе тактильного восприятия этих свойств и признаков

1

4 неделя

   январь

Дифференцирование на ощупь объемных фигур и плоскостных геометрических форм, соотношение тактильного образа предмета со зрительным. Узнавание предметов на ощупь по словесному описанию.

Выполнение упражнений: «Из чего сделан предмет?», «Разложи предметы в разные домики»

Выполняют группировку предметов по их свойствам на основе тактильного восприятия, раскладывают предметы на 2 группы по одному признаку, соотносят тактильный образ предмета со зрительным (выбор из 2-х предметов)

Выполняют группировку предметов по их свойствам на основе тактильного восприятия, раскладывают предметы на 3 группы по одному признаку, соотносят тактильный образ предмета со зрительным (выбор из 3-х предметов)

39.

Закрепление умения определять на ощупь форму предмета, передавать ее в лепке или

рисунке

1

5 неделя

   январь

Различение на ощупь предметов по форме, называние их (кубик, шарик, кирпичик), передавая форму предмета в лепке или в рисунке.

Задания: «Слепи, что в мешочке»; за-

крепить умения скатывать пластилин круговыми движениями между ладонями, раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями. Задания: «Нарисуй, что в мешочке», называть форму предмета

Различают на ощупь предметы по форме и называют их: кубик, шарик, кирпичик. 

Лепят предметы круглой формы, раскатывают пластилин круговыми движениями между ладонями. Передают форму предмета на основе тактильного восприятия, передают форму в рисунке

Различают на ощупь предметы по форме и называют их: кубик, шарик, кирпичик. 

Лепят и рисуют пред-меты круглой, квадрат-ной и прямоугольной формы на основе тактильного восприятия

40.

Формирование вкусового восприятия в целях создания целостного образа предмета по его вкусовым характеристикам

1

1 неделя

февраль

Ознакомление с различными вкусовыми характеристиками продуктов питания.

Дифференцирование продуктов по их вкусовым характеристикам, запоминание их названий (сладкий, кислый, соленый).

Задания: «Угадай, что съел?», «Угадай, что в чашке?»

Дифференцируют 2 продукта по их вкусовым характеристикам (сладкий, кислый)

Дифференцируют 3 продукта по их вкусовым характеристикам (сладкий, кислый, соленый)

41.

Формирование умений различать продукты по их вкусовым характеристикам: сладкий, кислый, соленый, горький

1

2 неделя

 февраль

Группировка продуктов по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый.

Задания: определение продуктов по описанию «Назови, что это?», «Назови, что бывает сладким?», «Нарисуй, что бывает кислым?»

Группируют продукты по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый. Рисуют и штрихуют предметы по описанию педагога

Группируют продукты по вкусовым признакам: сладкий, горький, кислый, соленый. Рисуют и штрихуют предметы, предложенные педагогом

42.

Формирование умения характеризовать вкус продукта в собственных высказываниях

1

2 неделя

февраль

Расширение представлений о различных запахах.

Умение различать резкие запахи. 

Обозначение словом своих вкусовых ощущений («Определи на вкус», «Назови вкус продуктов»)

Различают резкие запахи. Обозначают словом свои вкусовые ощущения (2 продукта) после уточняющих вопросов учителя

Различают резкие запахи.

Обозначают самостоятельно словом свои вкусовые ощущения (3 продукта)

43.

Формирование умения выбирать продукты, необходимые для приготовления простых блюд

1

4 неделя

февраль

Ознакомление с набором продуктов, необходимым для приготовления определенного блюда.

Объяснение последовательности приготовления и способа действия. Умение определять последовательность действий в рецепте приготовления

Подбирают с помощью уточняющих вопросов учителя набор продуктов, используемых для приготовления простых знакомых блюд (каша)

Подбирают самостоятельно набор продуктов, используемых для приготовления простых знакомых блюд (салат, компот, каша) и определяют последовательность действий в рецепте приготовления

Ознакомление с окружающим (Мир природы и человека) - 6 часов

44.

Формирование обобщенного представления о человеке (тело, включая внутренние органы, чувства, мысли)

1

4 неделя

февраль

Расширение понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека. Ознакомление с частями тела и внутренними органами человека. Формирование первоначального представления о работе внутренних органов

Используют понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека с помощью уточняющих вопросов учителя

Умеют использовать понятия «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека самостоятельно

45.

Расширение представлений о предметах, объектах живой и неживой природы, а также о явлениях при-

роды

1

5 неделя

   февраль

Дифференцирование понятий «неживая природа» и «живая природа», демонстрирование отличительных признаков объектов живой и неживой

природы.

Задания: беседа на основе просмотра видеофрагментов «Живая природа», «Объекты неживой природы». Группировка картинок с изображением объектов живой и неживой природы

Дифференцируют понятия «неживая природа» и «живая природа», демонстрируют отличительные признаки объектов живой и неживой природы по образцу

Умеют дифференцировать понятия «неживая природа» и «живая природа». Демонстрируют отличительные признаки объектов живой и неживой природы самостоятельно

46.

Совершенствование временных представлений (времена года: лето, осень, зима, весна)

1

4 неделя

   февраль

Закрепление временных представлений.

Задания: «Нарисуй осеннюю погоду». Определение времени суток по картинке, игра «Разложи по порядку»

Различают и называют времена года по картинке. Определяют время суток по картинке с помощью уточняющих вопросов педагога

Различают и называют времена года по картинке и самостоятельно.

Определяют время суток самостоятельно

47.

Совершенствование представлений о жизни и деятельности людей и животных в разные времена года

1

2 неделя

март

Закрепление знаний о характерных признаках времен года.

Задание: выбор сюжетных изображений со специфическими признаками определённого времени года. («Как птицы и звери готовятся к зиме?», «Объясни, что в природе бывает зимой?», «Какие зимние забавы любят дети зимой?» и др.)

Отгадывание загадок

Умеют характеризовать признаки определенного времени года по сюжетной картинке.

Имеют представления о жизни животных и деятельности людей в разные времена года, могут их передать в словесных высказываниях с опорой на иллюстрации

Умеют характеризовать признаки времен года; рассказать о деятельности людей, образе жизни животных. Отгадывают загадки

48.

Совершенствование представлений о профессиях взрослых: повар, портниха, шофер, строитель

1

2 неделя

март

Расширение представлений о профессиях: повар, портниха, шофер, строитель; уточнение значения их труда для других людей; воспитание уважения к

человеку труда.

Задания: просмотр видеофрагментов «Мастера своего дела», беседа. Игры: «Кому, что нужно?», «Отгадай профессию», «Для чего нужны предметы?»

Умеют делать выбор знакомой профессии, изображенной на сюжетных

картинках (выбор из 4-х); называют эти профессии и знают значение каждой профессии для других людей

Умеют делать выбор знакомой профессии, изображенной на сюжетных картинках (выбор из 5-и); называют эти профессии и знают значение каждой профессии для других дюдей

49.

Совершенствование представлений о видах транспорта, уточнение правил поведения в них

на улицах города

1

3 неделя

март

Ознакомление со значением дорожных знаков, их схематических изображений для правильной ориентации на улицах города.

Расширение словарного запаса по дорожной лексике.

Задания: игры «Безопасный переход», «Собери светофор», «Виды транс-

порта»

Умеют называть виды транспорта.

Понимают схематическое изображение дорожных знаков для правильной ориентации на улицах города, называют и показывают некоторые знаки по

инструкции педагога

Называют виды транспорта.

Понимают схематическое изображение дорожных знаков для правильной ориентации на улицах города. Называют дорожные

знаки

Формирование мыслительной деятельности - 15 часов

50.

Совершенствование представлений об использовании в быту вспомогательных средств и предметов-орудий фиксированного назначения

1

3 неделя

март

Использование средств и предметов-орудий фиксированного назначения, которые человек использует в повседневной жизни (ложка, тарелка. чашка, стул, лейка, сковородка, чайник и т. д.).

Задания: создание специальных ситуаций - «Покорми Лунтика», «Испечем пироги», «Перевезем строительный материал», «Красная шапочка пришла

в гости», «Полей цветок».

Обобщение действий с вспомогательными средствами и предметами-орудиями

Используют средства и предметы-орудия фиксированного назначения, которые человек использует

в повседневной жизни

Умеют использовать средства и предметы-орудия фиксированного назначения, которые человек использует в повседневной жизни

самостоятельно

51.

Формирование представлений об использовании вспомогательных средств в проблемно-практической ситуации

1

4 неделя

март

Использование вспомогательных средств в проблемно-практической ситуации, формирование умений переносить прошлый опыт в новую ситуацию.

Задания: «Достань ключик», «Достань машинку», «Достань шарик», «Столкни мяч», «Достань камешки»

Умеют выявлять внутренние связи между предметом-целью и предметом-средством в определенной ситуации и учитывают эти связи в практических действиях

Самостоятельно используют вспомогательные средства или предметы - орудия в проблемно-практической ситуации, ориентируясь на внутренние взаимосвязи между предметом-целью и предметом-орудием

52.

Формирование метода проб как основного способа решения наглядно-действенных задач

1

4 неделя

март

Формирование целенаправленных пробующих действий, переходящих в зрительную ориентировку.

Задания: «Угадай, что в трубке лежит», «Достань шарик из банки», «До-стань камешки для аквариума»

Умеют пользоваться методом проб при выполнении практических заданий в проблемной ситуации

Самостоятельно пользуются методом проб при решении практических задач в проблемной ситуации

53.

Определение причины нарушенного привычного хода события, устранение нарушения этого хода, установление причинно-следственных зависимостей

1

1 неделя

апрель

Формирование предпосылок развития элементов логического мышления. Задания: «Угости гостей чаем», «Полей цветок» (в лейке дырка, ищут причину, закрывают отверстие тряпочкой), «Прокати игрушку на машинке» сломалось колесо, ищут причину,

вставляют колесо), «Закрой дверь»,

«Спрячь игрушку», «Почему укатился шарик?».

Самостоятельно находят причину нарушенного хода события и устраняют ее, объясняя свои действия в речевых высказываниях

Умеют определять причину нарушения привычного хода явления или события, устраняют ее, объясняя свои действия в речевых высказываниях

Определяют причину нарушения привычного хода событий и устраняют её, объясняя свои действия в речевых высказываниях

54.

Уточнение представлений о предметах-орудиях и вспомогательных средствах в деятельности человека

1

1 неделя

апрель

Обобщение представлений о предметах-орудиях и вспомогательных средствах в повседневной жизни и деятельности человека.

Задания: просмотр видеофрагментов; беседа, уточняющая представления: «Чем человек рисует?», «Что надо, чтобы разрезать ленту (бумагу)?», «Чем человек копает землю?», «Чем человек пилит дрова?» и др. Дидактические и настольно-печатные игры: «Что кому надо», «Профессии», «Транспорт» и т.д.

Имеют представления о предметах-орудиях и вспомогательных средствах в деятельности человека; отвечают на вопросы с использованием уточняющих и дополнительных вопросов педагога

Имеют представления о предметах-орудиях и вспомогательных средствах в деятельности человека; на вопросы отвечают самостоятельно

55.

Формирование наглядно-образного мышления, установление

причинно-следственных связей между явлениями природы, изображенными на картинках

1

2 неделя

апрель

Установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках.

Задания: рассмотрение сюжетов на иллюстрациях («Ветреная погода»,

«Дождливая погода», «Гроза», «Разбитая чашка». «Сломанная ветка», «Укатившийся шарик») и беседа по этим иллюстрациям

Умеют устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках с помощью уточняющих вопросов педагога

Умеют самостоятельно устанавливать при-чинно-следственные связи и зависимости между предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках

56.

Формирование умений определять последовательность временных событий и явлений

1

2 неделя

  апрель

Совершенствование понимания последовательности событий, изображенных на серии сюжетных картинок: развитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации элементов суждения, умозаключения.

Задания: рассмотрение сюжетов на иллюстрациях («Постройка башни», «Утро мальчика», «Яблонька», «Юный художник», «Рыбалка», «Грибники») и беседа по этим сюжетам

Раскладывают последовательно серию сюжетных картинок, осуществляя процессы сравнения, обобщения с помощью уточняющих вопросов педагога

Раскладывают самостоятельно последовательно серию сюжетных картинок, осуществляя процессы сравнения, обобщения, умозаключения

57.

Совершенствование умений решать наглядно-образные задачи, закрепление обобщенных представлений об окружающем

1

3 неделя

апрель

Формирование соотношения между словом и образом.

Задания: «Найди предмет по описанию», «Отгадай и нарисуй», «Круг-лый, катится, прыгает, можно бросать и ловить», «Зеленый, длинный, растет на грядке, можно кушать», «Ползун ползет, иголки везет, живет в лесу» и др.

Умеют находить предметы по словесному описанию, отгадывают предметы по описанию и выполняют простые рисунки с помощью уточняющих вопросов педагога

Умеют самостоятельно находить предметы по словесному описанию, отгадывают предметы по описанию и выполняют простые рисунки

58.

Совершенствование умений решать наглядно-образные за-

дачи, формирование умений соотносить слова и образы

1

3 неделя

апрель

Выполнение заданий на формирование умений выбирать соответствующие

иллюстрации к текстам или подбирать текст к иллюстрации. Задания: подбери картинки к этим рассказам: «День рождения», «Во дворе», «Осенняя погода», «Новогодний праздник»

Умеют выбирать соответствующие иллюстрации к текстам или текст подбирать к иллюстрации (выбор из 3-х)

Умеют выбирать соответствующие иллюстрации к текстам или текст подбирать к иллюстрации (выбор из 4-х)

59.

Совершенствование умений устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, изображенными на картинках

1

4 неделя

апрель

Формирование предпосылок для самостоятельного установления причинно-следственных связей. Задания: рассмотрение сюжетных иллюстраций («Увядшие цветы», «Разбитая чашка», «Лекарство», «Сломанная ветка»)

Устанавливают причинно-следственные связи с опорой на картинки и с помощью уточняющих вопросов педагога

Устанавливают самостоятельно причинно-следственные связи событий, изображенных на картинках

60.

Закрепление умений выполнять операции сравнения, обобщения, используя элементы суждений, умозаключений

1

4 неделя

апрель

Формирование понимания простых причинно-следственных связей. Задания: рассматривание иллюстраций и понимание небольших текстов «Загадочное предложение», «На что это похоже?», «Продолжи узор» - раскладывание геометрических форм с учетом заданного образца

Выполняют операции сравнения, обобщения, используя элементы суждений с помощью уточняющих вопросов педагога

Выполняют самостоятельно операции сравнения, обобщения, используя элементы суждений и умозаключений

61.

Совершенствование умения в словесном плане определять последовательность указанных событий, употребляя слова сначала, потом, после раскладывания картинок по порядку событий

1

2 неделя

май

Формирование понимания последовательных временных событий. Задания: раскладывание серии сюжетных картинок «Что было сначала, а что потом?», «Времена года», «Время

суток»

Умеют определять последовательность событий, изображенных на серии

сюжетных картинок, отражающих практический

опыт обучающихся

Умеют раскладывать серию последовательных событий, изображенных на сюжетных картинках, определять последовательность событий самостоятельно

62.

Совершенствование умения выполнять задания на классификацию картинок, выполнять упражнения на исключение «Четвертой лишней» картинки

1

3 неделя май

Формирование умения находить общий признак между изображенными иллюстрациями, исключать «непохожую». Задания: «Угадай, что лишнее», «Веселые фигурки», «Маша - растеряша»

Умеют выделять «Четвертый лишний» на основе обобщения без словесного обоснования

Умеют выделять «Четвертый лишний» на основе обобщения со словесным обоснованием

63.

Совершенствование представлений о количественной стороне

действительности

1

3 неделя май

Усвоение способов общественного опыта, развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать. Обозначение количественных признаков предметов в словесных высказываниях. Задания: выполнение заданного        действия «Один - много» (хлопни, прыгни, постучи); сравнение количества изображений предметов на карточках «Парные карточки»; соотнесение предметов по количественному признаку «Угости зайчиков (бело-чек)»; соотнесение количества предметов на основе зрительного и тактильного восприятия «Чудесный мешочек», «Исправь ошибку»

Умеют сравнивать группы предметов по количественному признаку, выполнять определенные

действия в соответствии с заданным количеством, соотносят определенное количество предметов на основе зрительного и тактильного восприятия

Умеют сравнивать и обобщать группы предметов по количественному признаку;

выполняют определенные действия в соответствии с заданным количеством, соотносят определенное количество предметов на основе зрительного и тактильного восприятия

64.

Формирование соотношения между словом и образом

1

4 неделя май

Расширение умений выбирать соответствующие иллюстрации к текстам. Задания: прослушивание специально подобранных текстов и подбор иллюстраций к ним (выбор из 3-4-х иллюстраций).

Подбор картинки к сказкам - «Кто сказал мяу?», «Репка», «Волк и семеро козлят», объяснение выбора

Умеют подбирать к текстам соответствующие иллюстрации с помощью уточняющих вопросов педагога

Умеют подбирать к текстам соответствующие иллюстрации самостоятельно

Обследование познавательной деятельности - 2 часа

65.

Обследование познавательной деятельности

1

4 неделя май

Выполнение заданий на развитие зрительной, слуховой, тактильной памяти

и внимания, мыслительных операций

Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов с помощью педагога.

Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке с опорой на образец.

Узнают звуки живой природы с помощью педагога.

Умеют выполнять описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Умеют определять «четвертый лишний» с помощью педагога.

Умеют определять последовательность событий с опорой на образец.

Умеют сравнивать группы предметов по количеству, считать, выполнять арифметические действия

Соотносят предметы по величине из трех предложенных объектов. Находят знакомые (основные) цвета в окружающей обстановке. Узнают звуки живой природы.

Умеют выполнять описание предметов, воспринятых тактильно. Умеют определять «четвертый лишний». Умеют определять последовательность событий.

Оперируют числами, выполняют арифметические действия

66.

Обследование сенсорного развития

1

5 неделя май

Выполнение заданий на развитие сенсорного восприятия

Умеют выбирать действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных по инструкции педагога. Находят в окружающей среде предметы заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции. Различают слова с заданным звуком по инструкции педагога.

Умеют выделять и различать последовательности звуков в слове.

Умеют выполнять описание предметов, воспринятых тактильно, по инструкции педагога. Умеют определять вкусовые характеристики пред-

мета с помощью педагога

Умеют выбирать действие, изображенное на картинке, из ряда предложенных.

Находят в окружающей среде предметы заданного цвета.

Различают слова с заданным звуком. Умеют выделять и различать последовательности звуков в слове самостоятельно. Умеют выполнять описание предметов, воспринятых тактильно.

Умеют определять вкусовые характеристики

предмета

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

  1. Комплект обучающих средств для формирования и развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности:

1.1. Набор для формирования элементарных математических представлений и развития продуктивной (конструктивной) деятельности «Цветные кольца».

       В состав набора входит:

  • деревянная подставка с 10 колышками, расположенными в порядке нарастания по высоте;
  • деревянная табличка с изображением цифр от 1 до 10;
  • деревянная табличка с числовой фигурой от 1 до 10;
  • деревянные кольца (разных цветов).

1.2. Набор для развития оптико-пространственного восприятия «Открой геометрические фигуры в повседневной жизни».

       Набор включает:

  • разноцветные объемные геометрические фигуры;
  • карточки с фотографическим изображением геометрических фигур;
  • карточки с фотографическим изображением различных предметов, повторяющих геометрические формы;
  • упаковка (пластиковый чемоданчик).
  1. . Набор для обучения моделированию и преобразованию геометрических фигур на плоскости «Геоборд». Набор представляет собой двусторонний планшет с пластиковыми фиксаторами для рисования резиновыми крепежами.
  2. . Набор для обучения построению графиков на координатной плоскости «Оси координат».

Набор представляет собой координатную доску для создания математических графиков, фигур, линий.

Комплектация:

  • фиксаторы для формирования фигур;
  • доска из пластика с отверстиями для фиксаторов;
  • набор резиновых крепежей.

1.5. Развивающий набор «Логика». Набор для развития чувства формы, цвета, мелкой моторики, внимания и логического мышления. Набор предназначен для тренировки зрительного восприятия и памяти.

      В состав набора входит:

  • двусторонняя цветная призма из твердого пластика овальной формы;
  • двусторонняя цветная призма из твердого пластика крестообразной формы;
  • двусторонняя цветная призма из твердого пластика треугольной формы;
  • двусторонняя цветная призма из твердого пластика круглой формы;
  • двусторонняя цветная призма из твердого пластика квадратной формы;
  • двусторонняя цветная призма из твердого пластика звездообразной формы;
  • рамка-вкладыш, двусторонняя ламинированная цветная карточка с заданиями.

1.6. Набор пазлов «Часы». Набор для развития логического мышления, сосредоточенности, внимания.

В состав набора входит:

  • основа циферблата из твердого пластика;
  • сегмент циферблата желтого и красного цветов;
  • двусторонняя круглая фишка;
  • двусторонний короткий сегмент;
  • наклейка с изображением видов деятельности.

1.7. Развивающий набор «Геометрический конструктор».  Набор для изучения принципов композиции, соотношения размеров и геометрических форм, для обучения моделированию.

В набор входит:

  • контуры больших геометрических фигур;
  • контуры маленьких геометрических фигур.
  1. Комплект обучающих средств для развития конструктивного праксиса и воспитания сенсорной культуры.

2.1. Набор для развития мелкой моторики и координации «Графические дорожки». Набор способствует развитию моторики и необходимой при письме координации между глазом и рукой.

2.2. Набор для стимуляции сенсорной активности и развития тактильных ощущений «Тактильная игра».  Набор способствует организации работы по развитию тактильных ощущений и мелкой моторики.

В набор входит:

  • деревянная подставка;
  • цилиндрические вкладыши.
  1. Набор для развития тактильного и кинестетического восприятия  

«Тактильное домино». Набор способствует развитию навыков восприятия.

В набор входит:

  • деревянная подставка;
  • деревянные пластины прямоугольной формы, покрытые различными материалами разных цветов.
  1. Развивающий набор «Комплект из 4 животных». Набор для развития мелкой моторики, способствует развитию моторной ловкости, логики и пространственного воображения, формированию речи и памяти в увлекательной и интересной форме.
  2. Развивающий набор «Зоопарк». Набор предназначен для веселого и занимательного обучения, для развития мелкой моторики, способствует построению любых фигур в двух и трех измерениях.
  3. Развивающий набор «Акробат».  Набор предназначен для осуществления смелых конструкторских фантазий, способствует формированию функции планирования и развитию мышления.

В набор входит:

  • детали в виде контуров людей;
  • кольца синего цвета;
  • инструкция.
  1. Развивающий набор «Волшебная палочка». Набор способствует развитию логики, планирования, координации, предусматривает варианты   использования модульных сочетаемых деталей из наборов «Акробат» и «Зоопарк».

 3.Комплект обучающих средств для организации воспитательно- образовательной работы с обучающими.

3.1. Набор «Пирамида здорового питания». Набор для формирования у детей представления о здоровой, полезной и правильной пищи.

Комплектация:

  • карта для раскрашивания с изображением пирамиды здорового питания;
  • картинки с изображением элементов разных пищевых групп;
  • кубик с цветными гранями;
  • пластиковый чемодан для хранения.

3.2. Набор «Светофор здорового питания». Набор для формирования у детей представления о том, как нужно принимать ту или иную пищу.

3.3. Набор «Происхождение продуктов питания». Набор предназначен для формирования представления о происхождении продуктов питания.

3.4. Набор «правильное отношение: доброжелательность, здоровье и безопасность». Набор предназначен для формирования нравственно-эстетических представлений, усвоения основных правил поведения.

3.5. Набор «Хорошие манеры в школе». Набор предназначен для освоения детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирования культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.

3.6. Набор «Хорошие манеры дома». Набор предназначен для формирования умения соблюдать внутри семьи общепринятые правила поведения.

3.7. Набор «Хорошие манеры: безопасность» Набор предназначен для    формирования представления о наиболее опасных ситуациях, привития навыков безопасного поведения.

3.8. Набор «Хорошие манеры: забота об окружающей среде». Набор предназначен для формирования понятия «опасность- безопасность», формированию у обучающихся знаний и умений по обеспечению безопасности и защиты окружающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида"

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний...

Доклад по теме "Использование коррекционно-развивающих заданий, способствующих активизации познавательной деятельности и развитию внимания учащихся с нарушением интеллекта, на уроках математики".

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения созда...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов

Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся 4 классов с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР

Цель: устранение нарушений письменной речи, вследствие недостаточной сформированности фонематического,   лексико-грамматического и синтаксического компонентов  речевой системы  у обучаю...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Сенсорное развитие"

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса "Сенсорное развитие"...