Игровые приемы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
статья

Савчук Людмила Васильевна

В статье рассматривается специфика использования игровых приемов в обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Даны рекомендации педагогам и родителям по использованию сенсорных игр и пособий, способствующих успешному обучению особых детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное развитие детей с ТМНР294.91 КБ

Предварительный просмотр:

              Игровые приемы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

              Игра является важным инструментом для когнитивного, физического, социального и эмоционального развития детей.  В игре ребенок познает свои возможности, учится взаимодействовать с другими, дети с нарушениями развития не исключение.

          Сложность состоит в том, что развитие ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития происходит медленно и крайне своеобразно. Отличительной характеристикой таких детей являются варианты психического развития (медленный или крайне медленный, минимальный, стагнация (застой, остановка развития), регресс). У них оказываются несформированными даже элементарные игровые действия. Дети с ТМНР не обнаруживают потребности к игре, поэтому единственно возможный способ овладения игровой деятельностью – их обучение. Игровая деятельность реализуется на всех уроках и коррекционных занятиях.  

           Какова же специфика игровых приемов обучения детей с ТМНР?  Давайте проанализируем. Для развития детей с интеллектуальными нарушениями важно использовать разнообразные игры: сенсорные, дидактические, конструктивные, подвижные, пальчиковые.  

         Массаж Су-Джок хорошо подходит для таких детей. Эта абсолютно безопасная и простая методика способствует развитию тактильной чувствительности, нормализации мышечного тона, созданию положительного эмоционального настроя у детей с ТМНР. Ее одинаково успешно применяют в работе с детьми врачи, педагоги и родители.

         Играя в различные игры, ребенок запоминает учебный материал, обучается. Для того, чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания детей необходимо выполнять следующие условия:

игры должны быть разнообразными по содержанию, эмоциональными (приносить удовольствие, радость).

игры должны быть познавательными, обучающими (научить чему-то новому и закреплять приобретенные навыки). 

         Главная задача педагога - создание доступной, понятной и посильной для ребенка с ТМНР игры, которая будет способствовать его развитию. Игры проводятся в соответствии с одним из главных ее принципов – снижение уровня требований. Если ребенок не может выполнить задание в предъявляемом варианте, педагог упрощает и снижает требования до тех пор, пока не окажется на уровне доступном ребенку. В некоторых случаях, когда ребенок справляется с поставленной задачей, можно попробовать повысить уровень требований на основе той же игры, попытаться сформировать у ребенка более сложные игровые навыки.

        Следует избегать перенасыщения игры однообразными действиями, нужно постоянно увлекать ребенка. В тоже время не следует забывать, что дети с ТМНР имеют очень неустойчивый эмоциональный фон, поэтому так же не желательно перенасыщать игру яркими эмоциями, так как это может привести к эмоциональной неадекватности детей.

      Игровой материал должен быть доступен для ученика с любым видом нарушения. Обучающемуся во время игры необходимо чувствовать искреннюю симпатию и заинтересованность педагога. Игровые действия обязательно должны сопровождаться речью. Следует избегать длинных, незнакомых слов. Предложения должны быть простыми, в них должно быть четко сказано, что требуется от ребенка, речь педагога должна быть ласковой и эмоциональной.

          Любой окружающий предмет может стать игрой. Все, что интересует ребенка: прищепки, замочки, ключи, веревочки и т.д., можно превратить в развивающее пособие. Важно целенаправленное обучение самой процедуре игры, объяснение ее содержания, правил, способов действий, приучение детей к самоконтролю в ходе проведения игры, следует структурировать содержание игры, соблюдать соотношения занимательных и обучающих моментов.

           У детей с ТМНР разный уровень самостоятельности, поэтому в процессе игры педагогу приходится использовать различные способы взаимодействия с ребенком (по подражанию, по образцу, по словесной инструкции).

 Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта ребенком. Научить умственно отсталого ребенка подражать одна из важнейших задач начального этапа обучения. Ученику легче подражать движениями, чем поражать действиями с предметами. Без специального обучения дети с ТМНР не овладеют способами, приемами игры.

Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется.

 Многие проблемы обучения и поведения детей с интеллектуальными нарушениями являются результатом искажения процесса сенсорного развития. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновения, но не понимают, о чем идет речь. Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют многоканальный характер восприятия, они вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные эффективно значимые для них раздражители (цвета, формы, звуки, запахи и пр.), поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный. Ребенок с ТМНР пытается оградить себя от направленных воздействий со стороны взрослого, выстраивая систему пассивных (отрешённость) или активных (сопротивление) защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится.

В коррекционной работе с особыми детьми активно используется метод сенсорной интеграции. Метод был разработан эрготерапевтом Джин Айрес в 1963 году. (Эрготерапевт — это специалист по восстановлению социальныхбытовых, рабочих, функциональных и двигательных навыков у людей с ограниченными возможностями).

          Сенсорная интеграция – это организация сенсорных сигналов, благодаря которым мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение.

Она считала, что «прежде чем научиться читать и считать, мы должны придать смысл тому, что мы видим и слышим, уметь спланировать наши движения и организовать наше поведение».

Определенный порядок интегрирования сенсорных впечатлений позволяет педагогу подобрать оптимальные комплексы стимульного воздействия на ребенка. Можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимуляторов.

Банк зрительных ощущений: неоновые палочки, фонарики, мишура, фольга мыльные пузыри и т.д.

Банк тактильных и двигательных ощущений: кисточки, щетки, губки, меховые мячики, массажные варежки, вибрирующие игрушки, тактильные мешочки с различными наполнителями и т.д.

Банк слуховых ощущений: погремушки, шумовые банки, свистки, колокольчики и т.д.

Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами, пакетики со специями и т.д.

              Примерные сенсорные игры: «Мешочек», «Машинки и мешочек», «Тактильное домино» и др.

                                                  Игра «Мешочек».

Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств, развитие внимания, развитие мелкой моторики.

Оборудование: объемные геометрические формы два комплекта, мешочек для предметов.

Ход игры: ученику предлагается обследовать руками или использовать прием «рука в руке» одну фигуру. Затем ему дается мешочек, в котором находится только два предмета, (один из них только что изучен, второй - незнакомый). Ученику предлагается найти «такой же» внутри мешочка. Могут использоваться доступные для участника игры названия предметов и игрушек.

                                      Игра «Машинки и мешочек».

(Досочкики Сегена - специальные доски с выемками разной степени сложности. Изобретены французским врачом и педагогом Эдуардом Сегеном).

Особенность занятий с Досками Сегена состоит в простоте этого процесса. Этот занимательный процесс приносит неоценимую пользу: развивает мышление, память, внимание, воображение, зрительное и тактильное восприятие, формирует координацию движения и мелкую моторику, активизирует познавательную активность, любознательность, речь.

               Использование игры для развития тактильного восприятия.

Разложить на парте машинки (Досточки Сегена) с отверстиями в виде форм. Оставить на парте машинки (Досточки Сегена) с отверстиями. Фигурки-вкладыши поместить в мешочек и перемешать.

Инструкция:

- Закрой глаза, опусти руку в мешочек. Возьми только одну фигурку. Не открывая глаз попробуй угадать её форму. Проверь себя, угадал (а) ли ты.

                                       Игра «Тактильное домино»

 Цель игры: формирование навыка различения формы, текстуры, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие внимания, мелкой моторики.  

Оборудование: деревянные пластины, покрытые различными материалами разных цветов.

Ход игры: учитель предлагает ребенку ощупать фишку, изучить фактуру и положить рядом схожую по цвету и на ощупь. В ходе игры выстраивается выстраивать змейка в разных направлениях. Действия сопровождаются инструкциями и характеристиками «возьми», «положи», «тут», «там», «такое же».

                                    Игра «Фруктовое наслаждение»

Цель: учить различать фрукты по запаху и форме, уметь соотносить запах с соответствующим фруктом.

Оборудование: пластиковые одноразовые стаканчики, целые и нарезанные фрукты (яблоко, лимон).

Ход игры: на столе поднос, на котором лежат целые фрукты (яблоко, лимон).

Взрослый вместе с ребенком ощупывает первый фрукт. Например, яблоко: «Смотри, что это?». При этом четко произносит название и обращает внимание на форму: «Это яблоко. Яблоко круглое». Ребенок в силу своих произносительных возможностей повторяет за взрослым. После чего взрослый предъявляет стаканчик с нарезанным фруктом и подносит его к носу ребенка: «Нюхай». Вместе с ребенком вдыхает аромат и вкладывает в его руку яблоко, сообщая: «Это яблоко. Яблоко пахнет». После этого алгоритм действий повторяется с лимоном.

        На коррекционных занятиях с детьми с ТМНР можно проводить дидактические игры. Основная особенность дидактических игр определена их назначением – это обучающие игры. Дидактическая игра является игровой формой обучения для детей с ТМНР.  Для них особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры, которое оказывает влияние на развитие двигательного аппарата, психомоторики, навыков поведения в соответствии с правилами игры, на развитие навыков сотрудничества, ряда личностных качеств (терпения, настойчивости…), которые делают игру школой произвольного поведения.    

        Дидактическая игра имеет две цели - одна из них обучающая, которую преследует учитель, а другая игровая, ради которой действует ученик. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие, внимание обучающегося направлено именно на него, в процессе игры ученик незаметно для себя начинает выполнять обучающую задачу.

                         Дидактическая игра «Кто где живет».

Цель: развитие способности соотносить животное с местом обитания, развитие внимания, мелкой моторики рук.

Оборудование: набор картинок на липучках с изображением животных, их домиков.

Ход игры: ученику предлагается посмотреть на изображение животных и их домиков. Он должен сопоставить карточки с изображением животного с местом его домика и сам приклеить соответствующие изображения на фон.

                        Дидактическая игра «Собери и прочитай».

 Цель: развивать внимание, память, мышление, закруглять навык чтения.

Ход игры: ученику предлагается выбрать три карточки, собрать картинку и прочитать слово.  Чтобы у ребенка сохранилось желание играть, в процессе игры он должен чувствовать: «У меня получается!». Для этого нужно после каждого прочитанного слова хвалить ребенка.

       Игровая деятельность – важный этап в развитии психики и становлении личности любого ребенка. У каждого педагога, тьютора и воспитателя припасен не один десяток развлекательных, подвижных, дидактических и других игр на все случаи жизни. Но что, если ученик, с которым вы занимаетесь, нисколько не развивается и кажется, что дело не только в его нарушениях? Он не проявляет интерес к игрушкам в предметно-игровой ситуации, не умеет пользоваться предметами деятельности, у него отсутствует всякий интереса к чему-либо, наблюдаются проблемы с поведением.

                                        Начните с самого главного:

  1. Проанализируйте основные трудности в работе с ребенком, у которого «полевое» поведение, нарушения коммуникации и другое.
  2. Стимулируйте активность обучающегося, важно расширить диапазон воспринимаемых ощущений.
  3. Научите ребенка не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, это поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
  4. Материалы для развития детей должны соответствовать их возрастным и психофизическим особенностям.
  5. Игровое оборудование не должно оказывать негативного влияния на здоровье и эмоциональное состояние ребенка, провоцировать его на агрессивные действия, вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры.
  6. Игровые пособия должны быть увлекательными и познавательными.
  7. Постепенно отрабатывайте игровые приемы с учеником.
  8.  При грамотном выборе игровых приемов и поддержке взрослого у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития сформируются определенные умения и навыки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ, как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Специальные коррекционные школы VIII вида созданы для обучения и воспитания детей с умственной недостаточностью. Основная цель учебно-воспитательного процесса - коррекция недостатков развития, с...

Предмет "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Математические представления и конструирование" для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Графика и письмо В рамках предмета «Графика и письмо» процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. Прежде чем дети начинают осваивать доступные для них навыки письменной речи, о...

Рабочая программа по математике для 1 класса ( для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся....

Рабочая программа по письму для 1 класса (для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Рабочая программа по письму составлена с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся....

Конспект занятия на тему:" День"для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Данный конспект занятия предназначен для детей с тяжелыми и множественными нарушениями  развития в освоении временных представлений....

доклад КУКЛОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка....

АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Данная программа имеет коррекционно-развивающую, воспитательную и социальную  направленность, что позволяет формировать стратегию психолого - педагогического воздействия  на каждого ребенка,...