Взаимодействие семьи и школы – залог успеха образовательного процесса
статья
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования учащихся. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_shagina_t.a.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и школы – залог успеха образовательного процесса
Подготовила учитель Т.А. Шагина
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…
Л.А. Кассиль
Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования учащихся. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения.
В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи - источник и важный механизм их развития.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе
с детьми – это работа с их родителями».
Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
В основе взаимодействия участников образовательного процесса лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей.
Работе с родителями детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) неслучайно уделяется достаточно большое внимание. У детей с ОВЗ ограничены навыки взаимодействия в социуме.
Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей как активных членов общества.
Работа с семьями, имеющими детей с ОВЗ, ведется специалистами сопровождения. Наиважнейшая роль в ней отводится учителю. Именно сотрудничество учителя и родителей обеспечивает успехи детей в учебе и общении, их стремление к достойной активной жизни.
Что же значить работать с родителями?
Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Наиболее оптимальным является понятие - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает почти полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, педагог-организатор, воспитатель, врач, др).
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, психологическом уровнях. Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром. К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены
- Неприятие личности ребенка;
- Взаимоотношений с ним;
- Страх ответственности;
- Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;
- Вера в чудо;
- Рассмотрение рождения больного ребенка как наказание за что-либо;
- Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.
Уровни реагирования родителей детей с ОВЗ
Учитель сталкивается с тремя уровнями реагирования родителей на своего ребенка с ОВЗ и участвует в коррекции и профилактике двух первых уровней.
1. Психологический. Родители испытывают сильнейший стресс, деформирующий психику и меняющий семейные стереотипы.
2. Социальный. Семья ограничивает общение с близкими, с внешним миром. Возможна деформация отношений между родителями и распад семьи. Часто нет веры в результат помощи специалистов сопровождения.
3. Соматический. Переживания родителей превышают уровень допустимых психологических нагрузок и ведут к соматическим, вегетативным и астеническим расстройствам.
Учитель выстравивает партнерство, учитывая страхи родителей, сформированные ими стереотипы семейного поведения и особенности личности ребенка.
Учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, определяется общая цель работы с родителями таких детей:
Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком.
Для решения данной цели определяется ряд задач:
1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
3. Сформировать адекватную самооценку.
Задачами в работе с родителями, воспитывающих ребенка с ОВЗ являются :
– профилактика нарушений в развитии ребенка;
– профилактика перегрузок, режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
Для проведения консультативно-просветительской и профилактической работы используются следующие организационные формы:
- Родительские собрания.
- Индивидуальные беседы и консультации педагога.
- Посещение на дому.
При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы работы
- анкетирование,
-опрос,
-беседа с членами семьи,
-наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное),
-метод создания педагогических ситуаций
Индивидуальные методы работы учителя с родителями
Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие методы. Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку – это принятие ребёнка, вовлечение ребенка в коллективные формы обучения и
участие ребенка во внеклассной и внутри школьной деятельности,
анкетирование родителей и посещение семьи. Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность к совместной со школой работе. Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей:
1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка. 2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.
3. Единая стратегия поведения с ребенком для нейтрализации манипулятивного поведения.
4. Единая стратегия по формированию у ребенка волевых качеств и чувства ответственности.
5. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.
6. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.
7. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.
Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима. Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам. Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог-родитель. Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор. Последние два метода включают родителей в процесс обучения, помогают адекватно оценивать возможности, способности ребенка и вместе с учителем определять наилучшие для него пути получения знаний.
Принципы взаимодействия с родителями детей с ОВЗ
Задача учителя – создать систему, где он сам и весь родительский коллектив класса взаимодействует на принципах корректности, тактичности, милосердия, сенсетивности. Этому помогут следующие формы работы:
Привлечение родителей «особых детей» к внеклассным и внешкольным мероприятиям.
Приглашение родителей как помощников учителя во время классных экскурсий.
Направление детей с ОВЗ на олимпиады и конкурсы, где предполагается семейное участие.
Проведение тематических классных родительских собрания и семинаров. Например, цикл собраний на тему «Милосердие». Проведите семинар «Сенситивность». На нем объясните, насколько важно уметь чувствовать, понимать состояния, свойства, качества и отношения людей и социальных групп и прогнозировать их поведение. Приведите слова Р. Ассаджиоли, мирового специалиста в этой области о том, что сталкиваясь с неудобными, сложными, проблемными людьми, мы развиваем в себе полезные качества. Затем предложите всем вместе проделать простые упражнения на сенситивность.
Одно из них «Цвет настроения». Цель – развитие способностей осознавать и обозначать свое состояние и прогнозировать состояние других.
1. Учитель говорит: «Пусть каждый из нас подумает и скажет, какого он цвета. Речь идет о цвете вашего настроения и состояния» 2. Учитель просит нескольких человек по желанию рассказать о цвете их состояния, как он менялся на протяжении дня и почему выбран именно этот цвет.
3. Учитель говорит: «Каждый сейчас подумает, какого он цвета, ничего не говоря»
4. Учитель предлагает всем посмотреть на соседа слева, определить его цвет и по очереди назвать.
5. Учитель просит каждому назвать свой выбранный цвет.
В результате обретается навык сенситивности и расширяются возможности всех сесорных систем восприятия.
Общий результат такой работы учителя - отказ родителей детей с ОВЗ от самоизоляции, налаживание новых здоровых контактов. Люди обретают уверенность в своих действиях, возвращаются к нормальной коммуникации и взаимодействию с окружающими миром, получают и реализуют навыки совместной результативной деятельности по обучению и воспитанию своего ребёнка.
Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Какие качества необходимы педагогу для работы с детьми
с ОВЗ?
Терпение и спокойствие необходимы в работе с любыми детьми, но с детьми с ОВЗ и их родителями особенно. Из-за своих проблем такие воспитанники, а порой и сами родители не всегда понимают, что от них требуется, и могут испытывать трудности в общении и обучении. Педагог должен быть предельно вежливым, внимательным и тактичным.
_
Найдите время для работы – это цена успеха. Найдите время для раздумий – это источник силы. Найдите время для игры– это источник молодости. Найдите время для чтения – это основа знаний. Найдите время для религии – это путь благочестия. Найдите время для дружбы – это источник счастья. Найдите время для любви – это священный дар жизни. Найдите время для мечты – только так душа достигнет звёзд. Найдите время для смеха – это поможет справиться с трудностями. Найдите время для красоты – она повсюду. Найдите время для здоровья – это единственное сокровище жизни. Найдите время для планирования – это секрет того, как найти время на все предыдущие 11 дел.
(Поль Брегг, американский писатель, деятель альтернативной медицины и движения за здоровое.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
формы взаимодействия семьи и школы...
Педагогический совет "Взаимодействие семьи и школы в учебно воспитательном процессе"
В данном материале представлены формы работы, взаимодействия семьи и школы....
Педагогический совет «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Цель: наметить конкретные меры по организации взаимодействия семьи и школы, перестройке содержания, форм и методов работы с родителями....
Взаимодействие семьи и школы - залог успешного обучения ребенка
Кто отвечает за обучение ребенка в школе - родители или педагоги? Единство требований семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Функции семьи и школы не совпадают, но взаимодополняют друг друга...
Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе
Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...
Родительское собрание «Содружество семьи и школы – залог успеха в формировании ЗОЖ»
Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью...
Статья "Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике"
Итоговая работа по программе «Тренинг общения»1 год обучения2019-2020 учебный год Тест «Тактика взаимодействия»Тактики эффективного общенияФио ______________________...