Доклад по теме: «Роль ручного труда в воспитании обучающихся с ОВЗ»
статья
Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы.
Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОКУ Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа
п. Усть-Уда»
Доклад по теме:
«Роль ручного труда в воспитании обучающихся с ОВЗ»
Подготовила: Толстоухова Елена Ивановна, воспитатель 1 квалификационной категории
Февраль, 2024г.
«Надо сделать так чтобы труд был интересным и посильным, и в тоже время, чтобы это был творческий труд, а не только механический» писала Надежда Константиновна Крупская.
Трудовому воспитанию принадлежит существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной (коррекционной) школы.
Труд - важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания детей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.
Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника.
СЛАЙД Цель трудового воспитания: подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в социуме.
Одной из главных задач трудового обучения и воспитания в школе является формирование трудовых умений, навыков и тех качеств личности, которые позволили бы выпускникам школы успешно участвовать в производительном труде в дальнейшей самостоятельной жизни.
Следует, однако, отметить, что наряду с общими задачами, стоящими перед массовой и специальной (коррекционной) школами, коррекционная школа имеет еще свои специфические задачи.
А именно - коррекция недостатков общего психического развития школьника с ОВЗ.
Эта задача находится в тесной связи с другой, не менее важной задачей
- обеспечить сознательное и прочное усвоение учащимися сообщаемых в процессе трудовой деятельности знаний, навыков и умений.
Школьнику с ОВЗ, как известно, учение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание учителя. Все это формирует у него отношение к учению как к мало доступной для него деятельности.
Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт - поделки, игрушки, изделия - вызывают у учащегося живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.
В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей с ОВЗ. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, ученик испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.
СЛАЙД Существуют основные три вида труда для детей с ОВЗ:
Сегодня, я хочу рассказать Вам, именно о ручном труде и поделится опытом.
СЛАЙД Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной (коррекционной) школе.
В процессе ручного труда формируется целенаправленность и самостоятельность. Возможность сделать вещь привлекает, захватывает школьника. Важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы изготовления поделок, аппликаций.
Ручной труд приводит к развитию у детей таких навыков, как усидчивость, внимание, умение взаимодействовать с другими детьми и педагогами. Во время осматривания материала будущей поделки, дети его ощупывают, рассматривают с разных сторон, что приводит к развитию у них функций моторики, сенсорных анализаторов.
Для наглядности нужно использовать изобразительные и технические средства обучения, вызывающие в ребенке положительные эмоции и желание заниматься ручным трудом. К занятиям надо приступать в хорошем настроении, иначе у детей может выработаться стойкое отрицательное отношение к ручному труду. Одним из главных качеств педагога во время занятия является терпение. Часто бывает необходимо повторить объяснение несколько раз. Важно как можно интереснее подать материал, чтобы увлечь ребенка.
Для заинтересованности детей в процессе занятия стоит использовать элементы игры. Создать маленькие игровые "проблемы", для решения которых требуется изготовление определенных поделок. В конце занятия можно обыграть готовые поделки вместе с детьми.
СЛАЙД Предусмотрены следующие виды ручного труда:
• работа с глиной и пластилином;
• работа с природными материалами;
• работа с бумагой и картоном;
• работа с текстильными материалами;
• работа с проволокой и металлоконструктором;
• работа с древесиной.
В разных классах предусматривается работа с различными видами материалов. Например, мы с детьми в 3-4 классах работали с глиной и пластилином, природными материалами, бумагой, нитками. В 5-6 классе добавили работы не только с бумагой, но и с картоном и работали с различными видами тканей.
В своей работе я использую работу с аппликациями, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану.
СЛАЙД Аппликационные работы используются для развития пространственного представления, так как учащиеся с ОВЗ испытывают значительные трудности в правильном расположении деталей относительно друг друга, а так же в самостоятельном употреблении соответствующих слов: наверху, в середине, вокруг, над, справа, слева и др. При изготовлении аппликации из геометрических фигур осуществляются межпредметные связи с уроками математики.
Этот ручной труд, как никакой другой, даёт возможность воспитать в детях аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок вокруг себя.
СЛАЙД Развитию творческой активности, пробуждению интереса к изобразительной деятельности у детей с ОВЗ я использую нетрадиционную технику работы с пластилином.
Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру, разные виды пластилинографии для изображения характерных особенностей создаваемого образа.
Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинала работу с детьми с наиболее простых приемов, таких как:
- рисование пластилиновыми веревочками или «колбасками»;
- рисование мазками;
- заполнение фрагментов пластилиновыми шариками.
Затем переходили к более трудоемким приемам, требующим от детей терпения и усидчивости:
- процарапывание по пластилину;
- вырезание отдельных картин;
- использование дополнительного материала.
Более сложными работами с пластилином было изготовление сказочных героев из сказки «Колобок».
СЛАЙД Одним из видов деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, является ручной труд из природных материалов. Многие дети имеют слаборазвитые хватательные навыки, не могут держать кисточку или карандаш, не умеют регулировать степень нажима. Рассматривая материал будущей поделки, ощупывании происходит развитие разных органов чувств. На занятиях по ручному труду происходит развитие мелкой моторики.
Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камешки, орехи, ветки деревьев, перья, скорлупа, мох из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
На первый взгляд освоение данных техник с детьми ОВЗ кажется невозможным, но огромное желание прикоснуться к прекрасному, помогают им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, прививается интерес к труду, создаются необходимые условия для успешной адаптации детей в социуме.
Я считаю, что творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. По моим наблюдениям, в процессе творческой деятельности у ребенка с особыми потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
СЛАЙД Но и в заключении, продукт творческой деятельности необходимо представить родителям, т. к. для ребёнка родители являются авторитетом и их похвала, способствует поднятию самооценки ребёнка, а так же желанию продолжать творить и выполнять более сложные работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков"
Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков....
ДОКЛАД социального педагога школы Ооржак О.О. на тему: «Роль семьи в обучении и воспитании детей».
Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности....
Доклад на тему: "Роль учителя физической культуры в обучении и воспитании учащихся"
доклад на тему: Роль учителя физической культуры в обучении и воспитании учащихся"...
Доклад на тему "Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании"
Доклад к методическому объединению....
Доклад на тему: "Роль системы дополнительного образования в воспитании детей"
За время своего существования дополнительное образование стало настоящим феноменом, заметным явлением в культурной жизни страны, открывшим немало юных дарований....
Доклад на тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании ребенка"
Доклад на родительском собрании раскрывает тему "Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании"...
"Бумажная пластика". Практическая деятельность на уроках ручного труда (2 класс, обучающиеся с нарушением интеллектуального развития)
Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА 2 класс школы VIII типа. ...